Статья: Индивидуальная работа на уроках русского языка – необходимое условие для развития самоорганизации школьников
статья по русскому языку на тему

Попова Татьяна Николаевна

 

Статья: Индивидуальная работа на уроках русского языка – необходимое условие для развития самоорганизации школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Индивидуальная работа на уроках русского языка – необходимое условие для развития самоорганизации школьников

Автор:  Попова  Т. Н.,  учитель  русского  языка  первой  квалификационной  категории

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро  возрастает, уже недостаточно только усвоение определенной суммы знаний, нужно еще и умение эти знания добывать, а для этого необходимо обладать рядом личностных качеств и сформированными нравственными ценностями. К сожалению, у современных школьников снизился интерес к своей национальной культуре. Школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль, по моему глубокому убеждению, не способствует улучшению устной  и письменной речи, привитию интереса к родному языку.

Решить обозначенную проблему, на мой взгляд, возможно лишь при условии организации индивидуальной работы, когда идет активная мыслительная деятельность в процессе приобретения обучающимися знаний и навыков.

Диагностика показала, что ученики моих классов  слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет  желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, не умеют  выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике.

 Под индивидуальной работой при изучении русского языка мной понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Эти умения не заложены от природы, их надо развивать.

Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют обучающегося в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца.  

Именно поэтому создание условий для развития самоорганизации у учащихся  посредством индивидуальной работы на уроках русского языка стало целью моей работы.

В организации индивидуальной работы школьников при изучении русского языка я руководствуюсь следующими принципами:

I. Индивидуальная работа обучающихся неразрывно связана с развитием их мышления.  Наблюдения за работой учащихся показывают, что в большинстве своем они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа. А без понимания цели труда невозможно осознание его результатов. Поэтому,  вопросы почему? зачем? для чего? занимают основное место при формулировании заданий для индивидуальной работы.

II. Принцип постепенного наращивания трудностей. Усложнение задания целесообразно проводить даже внутри одного вида работы.

III. Не менее важным является и принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение обучающимися задач.  В системе индивидуальной работы имеют место упражнения, основанные и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях. Поэтому использую и упражнения учебника, и разнообразные виды обучающих диктантов, и грамматический разбор во всем его многообразии, и упражнения творческого характера.

IV. В организации индивидуальной работы необходимо исходить также из того, что индивидуальная работа возможна на базе уже имеющихся  практических знаний и навыков или личного опыта обучающихся.

V. Индивидуальная работа обучающихся в процессе обучения русского языка опирается на связь преподавания этого предмета с жизнью.  

VI. В системе  индивидуальной работы при изучении русского языка необходимо использовать литературные тексты – как один из наиболее эффективных путей развития речи у детей.

VII. Индивидуальная работа организуется как индивидуальная работа каждого обучающегося. Здесь используется личностно-ориентированный подход.

          Как  реализуются данные принципы на уроках русского языка?

Считаю целесообразным использовать индивидуальную работу учащихся на любых этапах урока русского языка.

1. Индивидуальная работа  в начале урока.

Самодиктанты.  Может случиться так, что ученик не знает, что себе диктовать, тогда даю  возможность ученику переписать текст с листа, но с проговариванием.

2. Индивидуальная работа при самопроверке.

Активно использую прием самопроверки,  считаю, что любая работа, проверенная самим учеником, принесет большую пользу, так как он сразу увидит результат.

Приемы  самопроверки для разных учеников разные: одни проверяют записанное по напечатанным текстам, другие - по орфографическому словарю, третьи – с голоса учителя, который четко произносит трудные места в слове или предложении.

3. Индивидуальная работа при опросе.

Самое интересное и полезное для учащихся задание – задать вопрос по теме, по параграфу, по группе параграфов.  Работа с учебником развивает индивидуальные возможности учащихся, потому что он становится помощником, советчиком, дает возможность сказать точно и ясно оформить свои мысли, подкрепить их научными сведениями.

4. Индивидуальная работа при проверке домашнего задания.

Очень полезна взаимопроверка домашнего задания, когда учитель или заранее подготовленный ученик дает правильный вариант выполнения задания, а ученики исправляют неверные  написания, сами оценивают работу.

5. Индивидуальная работа при объяснении нового.

  • «Перспективное задание».  Заранее учитель готовит сильного или среднего  ученика по теме нового параграфа. Учащийся объясняет новый материал (несложный) на уроке  в роли учителя с использованием доски.
  •    Индивидуальная творческая работа.   Создание миниатюр.                                                                                                                   Например, «Как я готовлю уроки» (с использованием наречий: справа, слева, сбоку, сначала, вначале….) или создание миниатюры с использованием односоставных и двусоставных предложений по данному началу ( «Пушкин – один  из самых умных людей на свете – и нас делает умнее. Читая его книги….» - для 1 группы;  «Вечер. Беру томик стихов Пушкина и ….» - для 2 группы).
  • У доски работают два ученика. Первый разбирает слова по составу и объясняет их правописание (Например, неряха, ненастье, небрежно и др.). Второй ученик на основании данных примеров составляет таблицу написания приставки  (или частицы) НЕ- с различными частями речи.
  • Помимо общепринятых, традиционных приемов объяснения нового материала, эффективным  в развитии индивидуальных возможностей учеников стало объяснение по заранее подготовленной на доске программе:

1. «Что надо знать?»                     2. «Что надо делать?»

        В первой рубрике («Теория») записываются номера  абзацев параграфа, во второй рубрике («Практика») даются номера упражнений, которые надо выполнить, чтобы закрепить теорию. При этом каждый ученик работает в привычном для себя темпе, и тот, кто быстрее выполнит задание, получает дополнительное, которое углубляет его знания. Этот вид работы идеально обеспечивает индивидуальный подход в обучении.

       Уроки, включающие индивидуальную работу при изучении нового материала, при правильном руководстве учителя обеспечивают прочные знания, умения и навыки. Когда ученики научатся справляться  с заданиями такого вида, им предлагается уже самим  отыскивать приемы работы, самостоятельно формулировать вопросы для ответа, а позднее и подбирать материал для иллюстрации того или иного изученного правила. Научить ученика самостоятельно разбираться в учебнике – это значит воспитать в нем навык осмысленной работы с книгой.

6. Индивидуальная работа при закреплении изученного на уроке.

  • Класс разбивается на группы. Каждая группа получает разные деформированные тексты. Работа проверяется у одного представителя группы, затем следует взаимопроверка.
  • Конструирование предложений.
  • Составь предложение из набора слов.
  • Подготовить схему, таблицу по изученной теме.
  • Привлекает детей и индивидуальная работа на компьютере. Например,  при изучении темы «Предлоги» учащийся должен отметить, где предлог, а где другая часть речи. Удобна на компьютере и проверка. Так за небольшой промежуток времени задания подобного рода смогут выполнить несколько учащихся.
  • Составить монологический рассказ на грамматическую тему. Например, о написании НЕ с местоимениями и наречиями.
  • Различного рода карточки (подобрать синонимы – наречия; составить предложения со словосочетаниями; вставить пропущенные буквы, объяснить написание; это может быть работа с перфокартой и т. д.).
  • Увлекает детей решение кроссвордов  (Например, по теме «Приставки –пре- и –при-» , «Пословицы и поговорки»). С удовольствием учащиеся любого возраста создают свои кроссворды.

       Использование  карточек дидактического материала во время индивидуальной работы не позволяет ученику оставаться пассивным или списывать у рядом сидящего товарища.

       Создавая урок повторения, следует тщательно обдумывать степень участия каждого ученика на уроке, поэтому часто использую предваряющие задания, т.е. задания, которые требуют специальной подготовки. Получивший такое задание точно знает, что его-то обязательно вызовут, что ему на уроке будет дано слово. Выступив однажды, почувствовав поддержку учителя, ученик обретет силу, уверенность в себе.

       Таким образом, индивидуальная работа на уроках русского языка дает возможность соединить обучение и воспитание, помогает добиваться осознанных знаний, применять их на практике, развивать и совершенствовать такие качества учащихся, без которых немыслим человек будущего, умеющий не только самостоятельно мыслить, но и  самостоятельно действовать, проявлять инициативу, настойчивость.  Ведь учащиеся проникают в сущность изучаемых фактов  лишь в том случае, если проявляют познавательную самостоятельность, которая заключается в способности  решать очередные познавательные задачи без помощи учителя. Без активной самостоятельной работы ума познания нет.

Личностное развитие школьников.

  Индивидуальная работа с детьми, перечисленные выше приемы позволили сформировать у учеников положительную мотивацию к изучению предмета, самостоятельность и активность в поиске учебной информации, коммуникативную культуру, чувство ответственности за выполнение предложенных заданий. Ученики отслеживают динамику своего развития, видят положительные результаты, испытывают удовлетворение от своего труда.

   На многих жизненных примерах и на практике я еще раз убедилась в правильности известного положения К.Д.Ушинского о том, что формирование личности зависит не только от основ знаний, но и от способа усвоения этих знаний. Общеизвестно, что одну и туже тему можно изучать разными методами, используя самые различные приемы, но всегда при всем многообразии приемов и методов обязательны упражнения мыслительных сил учащихся, их индивидуальная работа. Учебные задания и приходят в этом случае  на  помощь учителю. Вот почему необходимо широко практиковать индивидуальную работу учащихся.