Презентация "Современные технологии, методы и приёмы в преподавании русского языка и литературы"
презентация к уроку по теме

Ошоева Людмила Александровна

Презентация "Современные технологии, методы и приёмы в преподавании русского языка и литературы" соответствует требованиям ФГОС и может использоваться в публичном выступлении гуманитариев на заседаниях ШМО и РМО, на педсовете, при подготовке к аттестации.  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rmo_prezentatsiya_-_yanvar_2014.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии, методы и приёмы в преподавании русского языка и литературы Автор: Ошоева Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ Мамонтовская ООШ Сокольского р. Нижегородской обл. Цель: изучение и совершенствование современных технологий, методов и дидактических приёмов обучения в соответствии с требованиями ФГОС актуализация развития профессиональной компетентности учителя по формированию ключевых компетентностей ученика на уроках в области «Филология»

Слайд 2

Проблема? Выпускник школы XXI века должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях

Слайд 3

Что нового в стандарте? Изменение требований к условиям реализации основной образовательной программы ( изменения в организации обучения, в содержании…) Деятельностный подход Изменение требований к результатам освоения основной образовательной программы Формирование УУД Изменение в системе оценки планируемых результатов Внутренняя, внешняя, накопительная оценка

Слайд 4

Основные ключевые компетентности учащихся : Информационная компетентность Учебно-познавательная компетентность Личностная компетентность Самообразовательная компетентность Социальная и коммуникативная компетентности Компетентное отношение к собственному здоровью

Слайд 5

Формирование ключевых компетентностей учащихся как условие развития личности и её социальной адаптации Организация уроков Использование интерактивных форм обучения: диалог, дебаты, дискуссии, работа в парах, группах и т.д.. Использование частично- поисковых, проблемных, исследователь-ских методов, метода проектов. Партнерское взаимодействие учеников и учителя. Создание эмоционально-комфортной среды обучения. Организация ситуации выбора на уроке Использование субъективного опыта ученика. Развитие положитель-ной мотивации Развитие памяти, внимания, критического мышления Развитие познава-тельного интереса Развитие творческих способнос-тей Формирование навыков исследова-тельской деятельности РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Качество подготовки выпускников; удовлетворённость обучающихся качеством образования; личностные достижения учащихся, успешная социализация.

Слайд 6

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков

Слайд 7

Деятельность – общее понятие для всех технологий, методов и приёмов обучения «Научиться играть на флейте можно только играя самому » Сократ «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Китайская мудрость « Именно понятие деятельности может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер» В.В. Давыдов

Слайд 8

Технология деятельностного метода образовательной программы Школа 2000…

Слайд 9

Технологии и методики Какая разница между методикой и технологией? ( по В. И. Загвязинскому) Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии. Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.

Слайд 10

Технология и методика Цели Содержание Методы Формы Средства Приемы Методика (методи-ческая система)

Слайд 11

Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Приёмы – это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы уч-ся с учебником и книгой выделяют следующие приёмы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы и т. д.

Слайд 12

Толкование понятия «ТЕХНОЛОГИЯ» Краткий словарь иностранных слов: «Технология (греч. techne- мастерство, logos- учение) – совокупность знаний о способах и средства х проведения производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта» ( в контексте промышленного производства) Энциклопедический словарь: « Технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов» (в более узком производственном контексте) Российская педагогическая энциклопедия: «Педагогическая технология – совокупность средств, методов и приёмов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели ». Вывод: Технология не может применяться отдельными элементами, это целостный процесс! :

Слайд 13

Три составляющие педагогической технологии: 1. Дидактические процессы и приёмы 2. Организационные формы обучения 3. Средства осуществления деятельности + 4. Педагогическое мастерство учителя

Слайд 14

Критерии технологичности Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критериям технологичности): Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость

Слайд 15

Структура педагогической технологии Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части: концептуальная основа; содержательный компонент обучения; процессуальная часть - технологический процесс.

Слайд 16

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы, приёмы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

Слайд 17

Причины использования новых технологий в образовании: - внутренняя (профессиональная) потребность учителя в нахождении наиболее эффективных способов, методов, приёмов образовательной деятельности; - потребность извне, диктуемая изменениями в обществе, и необходимость в модернизации современного образования как в целом, так и в отдельно взятом общеобразовательном учреждении

Слайд 18

«Педагогическая технология»- и «образовательная технология» - разные понятия Педагогическая технология – направление зарубежной педагогики с целью повышения эффективности образовательного процесса, гарантированного достижения запланированных результатов обучения(в англ. яз. an educational technolocy - «образовательная технология» (по В. В. Гузееву) Педагогическая технология в отечественной науке – работа по проблемам воспитания (по В.В.Гузееву). Образовательная технология - технология обучения. На практике за педагогическую технологию выдают только её вариативную, дидактическую составляющую – технологию обучения

Слайд 19

Образовательные технологии (по материалам электронного курса «Образовательные системы: сущность, содержание, управление») Группа образова-тельных технологий Образовательная технология Теоретические основы Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения) Объяснительно-иллюстративное обучение Дидактические принципы Я.А. Коменского Технология разноуровневого обучения Уровневая дифференциация Технология модульного обучения Системный подход, синергетический подход, индивидуализация обучения Технологии развивающего обучения Технология проблемного обучения А. Осборн Технология проблемно-модульного обучения М.А. Чошанов Технология организации обучения в форме педагогических мастерских П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др. Технология проектного обучения Дж. и Э. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др. Дальтон-технология Х. Паркхерст Технология развития критического мышления учащихся Д. Халперн, Ч. Темпл, Дж.Л. Стил, К.С. Мередит и др. Технология учебной дискуссии М.В. Кларин Технология учебной деловой игры Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении (А.А. Вербицкий) Личностно ориентированные технологии обучения (авторские системы) А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др.

Слайд 20

Педагогические технологии (по Г. К. Селевко) Группа педагогических технологий Педагогическая технология Авторы Традиционные технологии Объяснительно-иллюстративные технологии обучения В основе – дидактические принципы Я.А. Коменского ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса «Педагогика сотрудничества» Педагоги-новаторы Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н. Ильин Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии Б.П. Никитин Проблемное обучение Дж. Дьюи Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пассов Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталов Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н. Лысенкова Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсов Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам И.Н. Закатова Технология индивидуализации обучения И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков

Слайд 21

Группа педаго-гических технологий Педагогическая технология Авторы 1 2 3 Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Коллективный способ обучения А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко Групповые технологии – Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала «Экология и диалектика» Л.В. Тарасов «Диалог культур» В.С. Библер, С.Ю.Курганов Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниев Реализация теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин, М.Б. Волович Частнопредметные технологии Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцев Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцев Технология обучения математике на основе решения задач Р.Г. Хазанкин ПТ на основе системы эффективных уроков А.А. Окунев Система поэтапного обучения физике Н.Н. Палтышев Альтернативные технологии Вальдорфская педагогика Р. Штайнер Технология свободного труда С. Френе Технология вероятностного образования А.М. Лобок Технология мастерских (близкие к ним – студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод) – Природосообразные технологии Природосообразное воспитание грамотности А.М. Кушнир Технология саморазвития М. Монтессори

Слайд 22

Группа педагогических технологий Педагогическая технология Авторы 1 2 3 Технологии развивающего обучения Система развивающего обучения Занкова Л.В. Занков Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер Личностно ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманская Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко Технологии авторских школ Школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде Модель «Русская школа» М. Щетинин, И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина и др. «Школа самоопределения» А.Н. Тубельский Школа-парк М.А. Балабан Агрошкола А.А. Католиков «Школа Завтрашнего Дня» Д. Ховард

Слайд 23

Суть технологии смешанного обучения - сочетание очной формы обучения и электронного обучения ( смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования) Самая популярная форма – модель «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» (перевёрнутый процесс обучения) Создатели модели: американцы Джонатан Бергман и Аарон Сэмс Учитель – не источник знаний, а фасилитатор (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию), ученик – не потребитель, а активный участник процесса Перевёрнутый урок инвертирует(преобразовывает) традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок Меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Дома самостоятельно изучают новый материал, используя электронные средства (видеолекции учителя, готовые схемы, таблицы, планы . ), а в классе – совместная практическая деятельность по изученной теме (решение задач и упр., создание мини-проектов, алгоритмов, экспериментов и т. д.)

Слайд 24

Предпосылки возникновения новой технологии – технологии смешанного обучения ( начала вводиться в рамках проекта «Телешкола» год назад) : Пассивность учеников на уроке, слабый интерес к процессу деятельности на уроке. В центре традиционного урока - учитель, а не ученик Необходимость изменения принципов организации образовательного процесса, в центре которого должен быть ученик, его индивидуализация Создание новых образовательных условий, нацеленных на развитие навыков критического анализа потока информации; планирование своей деятельности и эффективное воплощение идей Изменившаяся роль учителя Наличие новых технологий и ИКТ средств

Слайд 25

Отличительные особенности модели «Перевёрнутый класс» Учителя распределяются и готовят видеолекции по темам или предлагают готовые, выкладывают их в сеть, ученики дома изучают их Вовлечённость учащегося в процесс обучения Учебные материалы (видео, аудио, «интерактивы») в сво- бодном доступе Время в классе для обсуждения и активной работы Учитель становится фасилитатором Учебные заведения уже не являются хранителями инфор- мации. Любой, подключившийся к Интернету, получит ка- чественный и надёжный контент( содержимое сайта) Можно использовать всё многообразие дидактических (развивающих) приёмов обучения Можно применять любые виды дифференциации

Слайд 26

Есть ли будущее у этой технологии? Плюсы Учитель экономит время для помощи ученикам и объяснения трудных разделов Учащиеся не игнорируют выполнение д/з, т. к. не поняли нового материала на уроке, есть возможность дома просмотреть материал несколько раз, не испытывая неловкости или смущения, много времени на понимание После просмотра видеоматериалов записывают возникшие вопросы, разбирают их в классе или дистанционно с учителем Пополняется «Копилка учителя» Повышается качество в организации практической работы на уроке, осуществляется структурно-деятельностный подход Смешанное обучение – ведущая технология и будущее школ России Может использоваться в любом временном промежутке (1 день, неделя, четверть, год) Новые компетенции , качества и умения 21 века: творческое мышление, самостоятельность, сотрудничество, решение проблем, поиск и применение информации, использование технологий Минусы Учитель много времени тратит на подготовку материалов на начальном этапе Подходит не всем – только ученикам с высоким уровнем способностей и высокой мотивацией Отсутствие у некоторых учеников средств ИКТ(можно для них записать материал в школе на дисках)

Слайд 27

ТОП – 10 правил при переходе на «Перевёрнутое обучение» Что можно и нужно делать? 1. Разработайте авторские материалы. 2. Выберите одну из систем управления и придерживайтесь её (образовательный сайт EDMODO с доступом к учебным материалам и библиотечным ресурсам). 3. Устанавливайте конкретные сроки выполнения заданий. 4. Обеспечьте в школе доступ к цифровым материалам для тех, у кого нет выхода в Интернет дома. 5. Разъясните родителям смысл модели.

Слайд 28

Что нельзя делать? 1. Не надейтесь, что все ученики будут смотреть или читать ваши материалы только потому, что вы так сказали. Продумайте в начале урока мини-опросы. 2. Не рассчитывайте, что все будут справляться с классными заданиями, т. к. готовились дома. 3. Не ждите от администрации, коллег, родителей безоговорочного согласия с выбранной методикой. 4. Формат классных занятий не вполне отвечает стандартным требованиям к педагогу. 5. Не думайте, что разработанный вами материал будет оставаться актуальным в течение многих лет, информацию придётся обновлять с учётом эффективности и пожеланий учеников и родителей.

Слайд 29

Мы учимся всю жизнь! “ Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин “ Никогда не прекращайте вашей образовательной работы и не забывайте, что, сколько бы мы ни учились, сколько бы мы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов”. Н.А. Рубакин (русский книговед, библиограф, писатель, который разработал проблемы пропаганды книги, руководства чтением и самообразования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »

   Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...

"Современные образовательные технологии и новые направления в преподавании русского языка и литературы"

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы....

Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Сборник материалов научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных органи...

Использование различных методов и приёмов на уроках русского языка и литературы как способ успешной подготовки к итоговой государственной аттестации обучающихся

Учителя на уроках русского языка и литературы для того, чтобы урок был эффективным, чтобы заинтересовал детей, используют различные методы и приёмы. О некоторых методах и приёмах речь идёт в этой стат...

Доклад "Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы"

Доклад _Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы...

Доклад "Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы"

Доклад "Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы"...