Использование различных методов и приёмов на уроках русского языка и литературы как способ успешной подготовки к итоговой государственной аттестации обучающихся
статья по литературе (11 класс)

Земскова Валентина Андреевна

Учителя на уроках русского языка и литературы для того, чтобы урок был эффективным, чтобы заинтересовал детей, используют различные методы и приёмы. О некоторых методах и приёмах речь идёт в этой статье. Особое внимание обращается на приём РАФТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование различных методов и  приёмов на уроках русского языка и литературы как способ успешной подготовки к  итоговой государственной аттестации обучающихся

Сегодня перед  учителем русского языка и литературы ставятся серьёзные задачи. Он должен подготовить учеников к государственной итоговой аттестации. Это устное собеседование, ОГЭ, ЕГЭ. С этой целью педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.

Учителя в своей работе используют как различные методики, так и педагогические технологии. Основой технологии служит четкое определение конечной цели. Этим  технологии отличаются от методики. Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

 Можно выделить следующие часто используемые учителями методы обучения.  

1. Методы, где главным являются  внешние признаки деятельности преподавателя и обучающихся: лекция, беседа,  рассказ,  инструктаж,  демонстрация, упражнения,  решение задач, работа с книгой.  

2. Методы, где главным является  источник получения знаний: словесные,  наглядные.

3. По степени активности познавательной деятельности учащихся: иллюстративный, проблемный, частично поисковый, исследовательский.

Классно-урочная форма обучения, используемая  в школах, конечно, даёт знания обучающимся, но  у неё есть и недостатки:

ограниченное количество обучаемых,  ориентированность в основном на  ученика среднего, высокая трудность обучения для слабого, торможение развития более сильного учащегося, невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся. Все эти недостатки и старается учитель убрать, используя современные педагогические технологии.

К современным педагогическим технологиям относятся:

1.      Личностно-ориентированные технологии обучения

а.       Технология педагогических мастерских

б.      Технология обучения как учебного исследования

в.      Технология коллективной  мыследеятельности (КМД)

г.       Технология эвристического обучения

д.      Метод проектов

е.       Вероятностное образование (А. Лобок)

ж.     Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

з.       «Школа диалога культур – « ШДК» (В.С. Библер),

и.      Гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили),

к.       Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),

л.      Дизайн-педагогика.

2.      Предметно-ориентированные технологии обучения

а.       Технология постановки цели

б.      Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

в.      Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

г.       Технология концентрированного обучения

д.      Модульное обучение.

3.      Информационные технологии.

а.       ИКТ

б.      Технологии дистанционного обучения

4.      Технологии оценивания  достижений учащихся

а.       Технология «Портфолио»

б.      Безотметочное обучение

в.      Рейтинговые технологии

5.      Интерактивные технологии

а.       Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

б.      Технология проведения дискуссий

в.      Технология «Дебаты»

г.       Тренинговые технологии

В 11 классе я провожу  урок по произведению В. Распутина «Женский разговор», где использую приём РАФТ с дифференцированным заданием.
Урок непростой для беседы с учениками, но у многих молодых людей после урока появилось желание записать высказывание выдающегося философа о любви, а значит, они задумались, а этого учитель и ждал. Вот какое высказывание А. А. Ухтомского взволновало их:
 «Любовь сама по себе есть величайшее счастье изо всех доступных человеку, но сама по себе она не наслаждение, не удовольствие, не успокоение, а величайшее из обязательств человека, мобилизующее все его мировые задачи, как существа посреди мира». Долгим бережным рассказом о своей любви бабушка надеется вернуть Вику в «себя», изменить её отношение к жизни.  Достучится ли бабушка до внучки?    Что завтра будет? Изменится ли отношение внучки к жизни? Разгладилась ли душой внучка после разговора с бабушкой? Вот те вопросы, на которые необходимо ответить одиннадцатиклассникам.

На уроке обучающиеся услышат выразительное чтение  текста: «Вот поживешь с мое, и даст тебе Бог такую же ночку поговорить со внукой. И скажет она тебе: забавная ты старуха. Не отказывайся: и ты будешь забавная. Куда деться? Ох, Вихтория, жизня – спаси и помилуй... Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь». Может, эти простые слова старухи останутся в памяти учеников, донесут они ценность понятий: «семья, любовь, верность, долг». Домашнее же задание будет  с использованием  приема РАФТ (роль, аудитория, форма, тема). Дифференцированное задание: девочкам и мальчикам отдельное. Написать сочинение-размышление.

Задание девочкам

Задание мальчикам

  • Роль: Вика
  • Аудитория: для себя
  • Форма: дневник
  • Тема: Женский разговор
  • Роль: отец Вики
  • Аудитория: классный руководитель
  • Форма: беседа
  • Тема: Почему я отвез дочь в деревню к матери?

Вот какие сочинения были написаны.

Привожу первый пример написанного сочинения от лица Вики.

Здравствуй, дорогой дневник!

Начну с того, что мне очень плохо, я не знаю, что мне делать. Я совсем от рук отбилась. Зачем только связалась с такой компанией? У меня из-за них одни проблемы. Я стала убегать из дома, да и аборт сделала! Теперь меня отправляют в деревню к бабушке, на перевоспитание.

5 января. Я уже в деревне. Мне тут не очень нравится. Да и бабушка со своими советами лезет. Она живет в своём мире, несовременная какая-то. Начала рассказывать про своего мужчину, которого любила. Он ушёл на войну и там погиб. Мне бабушку стало очень жалко. Я её слушала с большим вниманием, мне было интересно, но это было ночью, я не заметила, как уснула. (Автор сочинения: ученица 11 класса Алексеева Екатерина)

Пример второй написанного сочинения от лица отца Вики.

Уважаемая Зинаида Петровна, прошу Вас освободить мою дочь от школьных занятий на неопределённый срок, так как вы в курсе, что произошло с Викой. В данный момент ей нужна психологическая поддержка.

Я думаю, её сможет понять бабушка. Я её отправляю к бабушке в деревню. Бабушка прошла через многие трудности, и  она объяснит  Вике, что эти события, произошедшие с ней, не самое страшное в жизни, сможет объяснить, что бывают моменты более тяжёлые, чем эти. Она поможет вселить веру в счастливое будущее.

                                        Спасибо за понимание, с уважением отец Вики.

Итак, используя все эти технологии можно развивать у детей навыки написания сочинений, что необходимо уметь при сдаче экзаменов,  создавать условия для общения обучающихся в группе, что воспитывает коллективизм, взаимопомощь. Конечно, помогает вспомнить изученный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Компьютерные технологии очень прочно вошли в жизнь нашего общества, охватив все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.Вся моя професси...

Мастер-класс Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы

Пояснительная записка.Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы» представлен по направлению «Административное» (учитель основной школы)Цель:1.Презентац...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается  содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...