Применение электронной презентации в учебном процессе
статья (11 класс) на тему

Володина Наталья Владимировна

Применение электронной презентации в учебном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОУ СПО “Саранский электромеханический колледж”

Применение 

электронной презентации 

в учебном процессе 

Разработала преподаватель: Володина Н. В.

САРАНСК 2011

«Главная задача сейчас заключается в том, чтобы провести переподготовку ВСЕХ преподавателей таким образом, чтобы они знали, как объединить лучшие мировые информационные технологии с лучшими в мире методами преподавания и обучения ».

Гордон Драйден и Джаннетт Вос.
«Революция в обучении»

 

Работа в группах повышенного образовательного уровня накладывает на преподавателя дополнительную ответственность и требует более глубоких знаний предмета, применения современных педагогических технологий.

Я преподаю дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Операционные системы и среды» в группах специальности «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей», и «Информационные системы в профессиональной деятельности» в группах специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» с углубленной подготовкой.

В настоящее время для того, чтобы подготовить специалистов, отвечающих современным потребностям работодателей, преподаватели должны не только в совершенстве знать свой предмет, но и владеть новыми информационными технологиями. Считаю, что на сегодняшний день весьма актуальным является разработка и применение в учебном процессе электронных презентаций. Тем более что использование на уроках мультимедийных проекторов и интерактивных досок уже не является экзотикой.

В нашем колледже техническое оснащение кабинетов и лабораторий позволяет использовать компьютерные презентации на различных этапах обучения. Я, используя презентации в своей работе, пришла к выводу, что использование презентаций целесообразно с целым рядом оговорок. Кроме того, для повышения эффективности учебного процесса необходимо придерживаться определенных принципов при их создании.

В целом, электронная презентация является дидактическим средством обучения и представляет собой логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

Практически все средства обучения, кроме эксперимента, могут заменить слайды презентации. Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.

Я использую электронные презентации в следующих случаях: актуализация знаний; сопровождение объяснения нового материала; первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний; наглядное сопровождение научно- и учебно-исследовательских работ студентов.

Актуализацию знаний чаще провожу в виде беседы со студентами. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, графики, рисунки, требующие комментария и т.д. Например, при изучении темы «Компьютерные сети» (дисциплина Информационные технологии в профессиональной деятельности) предлагаю студентам начертить топологию компьютерной сети прямо на слайде (используется интерактивная доска).

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия студентами, индивидуальности преподавателя. Если презентация используется на всех этапах урока, то ее части можно отделить различными фонами, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. В настоящее время мною разработан комплекс презентаций для объяснения нового материала по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Первичное закрепление провожу в виде беседы или при выполнении заданий. В первом случае предъявляемый материал для вопросов может быть оформлен на слайдах презентации. Здесь, кроме материалов к вопросам и самих вопросов уместно также вывести в обобщенном виде результирующий материал по ответам учащихся. Во втором случае на слайдах оформляю перечень нормативных документов, необходимых для выполнения задания, или правильные ответы для проверки.

Обобщению и систематизации знаний, как правило, отвожу отдельный урок. Мне кажется, что нет смысла его проводить с использованием электронной презентации, если при изучении обобщаемой темы ни разу не использовался этот вид наглядности. В этом случае учащиеся больше будут обращать внимание на форму, а не на содержание урока.

К обобщающему уроку предлагаю студентам подготовить небольшой отчет о выполнении домашнего задания, защиту доклада или реферата по пройденной теме, также с использованием слайдов презентации.

По дисциплинам студенты выполняют доклады. Я стараюсь предложить актуальные темы, представляющие интерес для будущих специалистов. Студенты могут и сами предложить интересующие их темы. Доклады выполняются в парах или поодиночке, с использованием периодической печати, Интернет - сайтов, региональной нормативной базы, учебной литературы.

Студентам дается тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии.

Правила можно предложить примерно такие: 2-3 фотографии или рисунка на слайде, минимальный текст на слайде, основной текст, но также небольшого объема разместить в комментарии. Оформление на усмотрение студента. Эти требования не должны быть жесткими и звучат только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию студентов. Общее время на защиту одного доклада 5-7 минут.

Студенты при этом осваивают работу с компьютером, причем одну из самых сейчас распространенных программ PowerPoint, у чатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Подобная работа позволяет подготовить студентов к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ, получить навыки выступления на публике.

Для того, чтобы электронная презентация действительно являлась помощником в учебном процессе, можно рекомендовать следующую логическую схему ее построения: первый слайд – это всегда заголовок презентации; второй слайд – определение термина или общее пояснение к теме; далее слайды, посвященные иллюстрациям, примерам, применению объекта изучения, то есть выделению его наиболее ярких особенностей; последний слайд – итог, то есть выделяется то главное, что должно быть понято и должно остаться в памяти.

Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить некоторые рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач:

  • - слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются студентами при записи материала. Для уменьшения текста можно предложить убрать вводные слова и оставить короткие тезисы;
  • - наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти;
  • - таблицы с цифровыми данными плохо воспринимаются со слайдов, в этом случае цифровой материал по возможности лучше представить в виде графиков и диаграмм;
  • - анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.;
  • - стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации;
  • - ядовито зеленый цвет заливки, на котором написан текст, отвлекает от самого текста. Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок;
  • - звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению преподавателя. Исключением являются видеофрагменты, которые преподаватель не предполагает комментировать во время просмотра.

Таким образом, компьютерные презентации – один из приемов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным, но использовать данный прием можно далеко не для каждой темы и не на каждом занятии. Плюсы презентаций: урок становится наглядным, информация, воспроизведенная на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается качество обучения.


Список использованных источников

  1. Соколова М.Г., Петухов В.С. Использование компьютерных презентаций при преподавании специальных дисциплин.//Специалист, № 8, 2008 г – 40 с
  2. Борисова Т.Н., Захарцова Л.М., Кузьмина А.Н. Применение в учебном процессе компьютерных и информационных технологий.//Специалист № 6 2008 г – 40 с
  3. Зашихина Н.А. Информационные технологии на уроках математики.//Специалист№ 5 2008 – 40 с
  4. Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке Mendeleev . upeg . net
  5. Методика проведения уроков с использованием ИТ: Практические материалы. МО Республика Мордовия: МРИО, Саранск, 2005 – 195 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение компьютерных технологий в учебном процессе ДШИ»

Данная статья была представлена на Республиканской научно-практической конференции «Развитие творческого потенциала личности ребенка. Инновационные технологии в педагогической  деятельности»....

Доклад на тему «Применение средств ИКТ в учебном процессе».

Подход, в котором происходит обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, наиболее реальный путь обеспечения положительной мотивации обучения, формирования устойчивого ...

Роль презентации в учебном процессе и требования к ее применению

Данная статья опубликована на форуме интернет-конференции «Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством профессионального образования». Направление конференции: "Роль презентации в...

Педагогический совет "Электронная доска в учебном процессе : проблемы и перспективы".

Электронные интерактивные доски обогащают процесс подготовки к занятиям!...

Электронные технологии в учебном процессе

Виды дистанционного обучения (из опыта работы)...

Эффективность применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения математике

Чтобы достичь высокого уровня наглядности, реализовать при необходимости прямое обращение обучающихся и педагога к теоретическому или справочному материалу по теме работы рекомендуется использовать ЭО...