Педагогический совет "Электронная доска в учебном процессе : проблемы и перспективы".
методическая разработка на тему

Коннычева Ирина Григорьевна

Электронные интерактивные доски обогащают процесс подготовки к занятиям! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx21.48 КБ
Office presentation icon ispolzovanie_id.ppt553.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

 ЭЛЕКТРОННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В  УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: проблемы и перспективы

подготовила Федосова И.Г.

«Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией».
ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение.

Электронная интерактивная доска - это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором.

 Весьма актуальными стали вопросы: 
Зачем? (целесообразность применения ИД в учебном процессе)
Как? (формы применения ИД в учебном процессе)
Отвечая на первый вопрос, целесообразно опереться на Я.Коменского, который  указал на необходимость руководствоваться в обучении четырьмя принципами:
1.    сознательности и активности,
2.    наглядности,
3.    постепенности и систематичности знаний,
4.    упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение.
Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:
    реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними- когда это невозможно,                 модели и копию предметакартинки как изображение предмета или явления.


Что же дает интерактивная доска в совокупности с персональным компьютером с данной точки зрения?

Это интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности. Поясним эти новые возможности более подробно.
Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия), где как стороны выступают учитель, ученик и используемый электронный образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действа.  
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации ( multi – много, media – среда, способ, средство).
Такое «многосредие» приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов, которые вводятся в учебный процесс при помощи интерактивного устройства. Большинство людей запоминают 5% услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.
Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, оперативность такого диалога, контроль за состоянием процесса. Другая сторона коммуникативности - возможность оперативной передачи информации пользователю, участнику образовательного процесса, что более применимо в случае с интерактивным устройством.

Моделинг –имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя  с реальным миром, т.е. тренинг поведения, моделирование действий человека. 

Исходя из  вышесказанного, можно сказать, что интерактивная доска реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения. Интерактивная доска позволяет реализовать непосредственное наблюдение за предметами (процессами) посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов (что предусмотрено программным обеспечением интерактивной доски) и различных демонстрационных материалов. Более обосновано применение интерактивной доски в том случае, если невозможно увидеть и пронаблюдать за реальным объектом - в этом случае с помощью определенного типа ЭОР (например «Виртуальная химическая лаборатория» и тому подобное) ученику предоставляется возможность познания реальных объектов, процессов и явлений на примере моделей.
Указанные достоинства интерактивной доски позволяют интенсифицировать образовательный процесс, использовать методики, ориентированные на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации, что проявляется в:
1.    незамедлительной обратной связи между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД;
2.    визуализации учебной информации изучаемого объекта, процесса (наглядное представление на ИД объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса).
3.    компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на интерактивной доске модели: математической, информационно-описательной, наглядной, адекватно оригиналу);
4.    автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроль результатов усвоения.
Применение интерактивных досок в процессе обучения детей позволяет сделать этот процесс более увлекательным и наглядным. К тому же это устройство позволяет педагогу объединить в одном «лице» обычную школьную доску и экран, наподобие телевизора, для отображения различной информации. Необычная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты и так далее. По заданным программам интерактивная доска переключается на уроки, скажем, математики (с ее символами и набором линеек, транспортиров и так далее), географии (с географическими картами), правописания (показ правильной графики букв и цифр), биологии, химии и другие школьные предметы.
Обычно на запоминание учащимися пройденных материалов влияет множество факторов. Способность ученика запоминать и воспроизводить информацию зависит от ряда условий. Некоторые из них касаются степени вовлеченности учащегося в образовательный процесс и стимулов - об этом уже говорилось выше. И конечно же важно – привлечено ли внимание ученика к изучаемому материалу, поддерживается ли должный уровень внимания , способствующий усвоению. 
Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога.  Достижение этого – в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал не тратя время и силы попусту. Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно-интерактивными возможностями – одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.

Использование в учебе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимся информации и ее воспроизведение следующими способами: 
    -уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того, чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока.
    -записанные на электронной интерактивной доске комментарии после урока могут быть распечатаны или отправлены по электронной почте. Таким образом у ученика появляются дидактические материалы, облегчающие процесс воспроизведения усвоенной на уроке информации.

Если свести воедино различные точки зрения, то определяется перечень «плюсов» и «минусов» применения устройства в обучении и работе педагога.
Плюсы :

1.     ИД соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
2.    Школьникам – и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
3.    Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий.
4.    Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 
5.    Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным.
6.    ИД выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Перед классом, работая с доской, стоит один человек, а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя все. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в учебном кабинете мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.
7.    У учителя появилась возможность моделировать различные процессы с помощью инструментария (библиотек), которые поставляются с программным обеспечением к интерактивной доске. 
8.    Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость. 
9.    Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы. 
10.    Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру. 
11.    Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи. 
12.     Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей. 

Минусы:
1.     Учителю нужно время на освоение этих технологий, так как только после этого он сможет осуществить выбор приемов и методов обучения с включением интерактивной доски в процесс преподавания предмета.
2.    Стереотип, что доска является средством фронтальной работы с классом, что по средствам этого ТСО можно осуществлять дифференцирований подход в обучении, и эта проблема упирается в наличие хорошей технической базы и программного обеспечения для ИД.
3.    Каждый педагог имеет свою годами отработанную и отлаженную систему преподавания своего предмета и ИД, с ее новыми возможностями, а следовательно и новыми требованиями к деятельности педагога, не вписывается в данную систему, что тормозит внедрение ИД в образовательный процесс.


Как электронная интерактивная доска может быть использована в среде обучения?
Можно перечислить следующие виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски: 
   - Работа с текстом и изображениями
   - Создание заметок с помощью электронных чернил
   - Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати
    -Коллективный просмотр Web-сайтов 
    -Создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий
    -Демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов 
   - Использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала
    -Демонстрация презентаций, созданных учащимися
    -Использование электронных интерактивных  образовательных ресурсов
Электронные интерактивные доски обогащают процесс подготовки к занятиям: 
•    Они просты в использовании как для преподавателей, так и для учащихся, поэтому время от установки доски до начала использования ее возможностей (число которых в процессе осваивания многократно возрастает) предельно мало. 
•    Побуждают учителей включать в разрабатываемые уроки разнообразные электронные материалы. Преподаватели делают это с энтузиазмом, наблюдая рост отметок и прилежания учеников при работе с интерактивными досками. 
•    Учителя могут сохранять сделанные на уроке комментарии для использования их в других классах или в следующем учебном году. Интерактивная доска позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными.
Эффективное использование преподавателем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. После установки и подключения нового устройства информационно-коммуникационные технологии должны естественно войти в образовательный процесс и помочь учителю в подготовке уроков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет ЭЛЕКТРОННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: проблемы и перспективы

Слайд 2

« Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Слайд 3

Электронная интерактивная доска это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором.

Слайд 4

Принципы сознательности и активности наглядности постепенности и систематичности знаний упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Слайд 5

Что же дает интерактивная доска?

Слайд 6

Интерактив Это поочередное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия), где как стороны выступают учитель, ученик и используемый электронный образовательный ресурс.

Слайд 7

Мультимедиа Это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации ( multi – много, media – среда, способ, средство).

Слайд 8

Коммуникативность это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, оперативность такого диалога, контроль за состоянием процесса .

Слайд 9

Моделинг имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром, т.е. тренинг поведения, моделирование действий человека

Слайд 10

Использование в учебе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимся информации и ее воспроизведение следующими способами:

Слайд 11

Уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того, чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока.

Слайд 12

Записанные на электронной интерактивной доске комментарии после урока могут быть распечатаны или отправлены по электронной почте. Таким образом у ученика появляются дидактические материалы, облегчающие процесс воспроизведения усвоенной на уроке информации.

Слайд 13

Плюсы : 1. ИД соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. 2. Школьникам – и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. 3. Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий.

Слайд 14

4. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 5. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным. 6. ИД выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Перед классом, работая с доской, стоит один человек, а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя все. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в учебном кабинете мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.

Слайд 15

7. У учителя появилась возможность моделировать различные процессы с помощью инструментария (библиотек), которые поставляются с программным обеспечением к интерактивной доске. 8. Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость. 9. Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.

Слайд 16

10. Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру. 11. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи. 12. Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей.

Слайд 17

Минусы: 1. Учителю нужно время на освоение этих технологий, так как только после этого он сможет осуществить выбор приемов и методов обучения с включением интерактивной доски в процесс преподавания предмета. 2. Стереотип, что доска является средством фронтальной работы с классом, что по средствам этого ТСО можно осуществлять дифференцирований подход в обучении, и эта проблема упирается в наличие хорошей технической базы и программного обеспечения для ИД. 3. Каждый педагог имеет свою годами отработанную и отлаженную систему преподавания своего предмета и ИД, с ее новыми возможностями, а следовательно и новыми требованиями к деятельности педагога, не вписывается в данную систему, что тормозит внедрение ИД в образовательный процесс.

Слайд 18

Как электронная интерактивная доска может быть использована в среде обучения? -Работа с текстом и изображениями - Создание заметок с помощью электронных чернил - Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати -Коллективный просмотр Web-сайтов -Создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий -Демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов - Использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала -Демонстрация презентаций, созданных учащимися -Использование электронных интерактивных образовательных ресурсов

Слайд 19

Электронные интерактивные доски обогащают процесс подготовки к занятиям!

Слайд 20

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в учебном процессе

  Эффективное использование преподавателем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Успех урока, конечно, не зависит от новых технологий и обору...

Применение интерактивной доски в учебном процессе

Рассмотрены вопросы:1.    Принципы работы с интерактивной доской.2. Некоторые способы использования возможностей интерактивной доски на уроках информатики.3. Преимущества и возмож...

Интерактивная доска и учебный процесс.

Статья об использовании интерактивной доски при обучении биологии....

Технологизация образовательного процесса: проблемы и перспективы.

Технологизация является основным фактором для улучшения результатов педагогического процесса путем не только совершенствования методов, средств и форм обучения, но и совмещения их с реализацией конкре...