Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме: «Методы и приёмы профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе»
материал на тему

Лукичёва Марина Анатольевна

Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельно профессию.

       Успешному проведению профессиональной ориентации способствуют профессиональное просвещение, которое заключается в том, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания о выборе профессии. В ходе профпросвещения у них развиваются интересы к профессиям, способности к различным видам трудовой деятельности, мотивы выбора, положительное отношение к избираемому труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_metody_i_priyomy_proforientatsii_mlad.shkol_.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ V ВИДА»

Доклад

на школьном методическом объединении

 воспитателей

по теме:

«Методы и приёмы

профессиональной ориентации младших школьников

 в воспитательном процессе»

                                                     Воспитатель: Лукичёва Марина Анатольевна

г. Подольск - 2014

Доклад по теме:

 «Методы и приёмы профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе»

План:

I.Вступление

II. Анализ практического опыта по профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе

2.1. Приемы профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе

2.2. Методы  профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе

III. Заключение

Литература

Приложения

I.Вступление

       Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельно профессию.

       Успешному проведению профессиональной ориентации способствуют профессиональное просвещение, которое заключается в том, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания о выборе профессии. В ходе профпросвещения у них развиваются интересы к профессиям, способности к различным видам трудовой деятельности, мотивы выбора, положительное отношение к избираемому труду.

       Таким образом, профессиональная ориентация составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе  сферы труда и профессии в  соответствии с призванием личности и потребностями общества  в квалифицированных кадрах.

II. Анализ практического опыта по профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе

      Работа по профориентации младших школьников проводится по различным направлениям:

  • формирование положительного отношения учащихся к труду;
  • осуществление    профессионального  информирования  школьников;
  • изучение профессиональных планов школьников;
  • выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
  • осуществление психофизиологической диагностики способностей;
  • выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям;
  • проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;
    организация начального производственного обучения в школе;
  • организация выставок технического и художественного творчества;
  • проведение экскурсий на предприятия, в организации, учреждения.

       Обобщение опыта данной работы с детьми начальной школы.  

        Работа направлена на то, чтобы обеспечить успешное вхождение выпускника в новый для него мир профессий и продвижение к желаемой цели – определению сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.

         С помощью профориентационной деятельности (ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, беседы, тематические классные часы и др.) формируются добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, даётся установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

       При этом ставятся следующие задачи профессионального самоопределения для младших школьников:

  • дать общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности;
  • формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду;
  • воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего труда.    

   Тематика данных классных часов такова:

       1. Что такое профессия, какие бывают профессии.

       2. Профессии родителей.

       3. Кем я хочу быть.

       Игровые методики для младших школьников включают в себя: загадки, пословицы,  ребусы, стихотворный  материал о труде, который очень нравится детям и в увлекательной для них форме вводит в мир труда и профессий взрослых.

      Развивающие  логопедические занятия по темам, рассказывающие о профессиях и об отношении к человеку труда, о значении труда в жизни человека. Подобная работа помогает не только повысить грамотность учеников, но и систематическое обращение к миру профессий, позволяет углублять знания детей о нём, развивают любознательность детей к тому или иному виду профессий.

           

2.1. Приемы профессиональной ориентации младших школьников

в воспитательном процессе

       Развитие представлений младших школьников о мире профессий осуществляется при помощи разнообразных приёмов работы: разноуровневые задания, сочинения о будущей профессии, коллективные творческие дела профориентационной направленности, профориентационные игры.

       Рассмотрим наиболее интересные из них.

       В младшем школьном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу.

      Приёмы проведения профориентации различны. Однако они подчинены общешкольному плану профессиональной  ориентации.  

      Мы используем дидактические игры и сюжетно-ролевые игры. Они способствуют расширению знаний младших школьников о разнообразии профессий, обогащали представления младших школьников о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах швеи, слесаря, архитектора, поэта, писателя: «Угадай профессию», «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»). Вам представляется презентация классного часа «Все работы хороши».

       Мы совершили экскурсию в учебно-образовательный центр «Этномир», расположенный в Калужской области. В процессе профориентационной игры «Путешествие по городу Мастеров»  (экскурсия в ЭТНОМИР)   произошло знакомство с миром труда и профессий народов мира.      

       В работе используются различные развивающие и диагностические упражнения:

  •  «Профессиональная эстафета» (ученики по очереди рассказывают о производстве определенного предмета).
  • “Угадай профессию” (угадать профессию по материалу и инструменту),
  • Изготовление различных поделок, предусмотренных программой по технологии ( аппликация, лепка и др.)

       Развивающие и диагностические упражнения.

  •  «Лица» (определить настроение изображенных лиц).

        Развивающие и диагностические упражнения.

  • Задания по кодированию и расшифровке фраз (спортивный праздник).
  • Методика «Перепутанные линии».

       Развивающие и диагностические упражнения.

  • «Новая функция» (придумать как можно больше способов использования знакомого предмета: карандаша, пластиковой бутылки, газеты).
  • «Путешествие в Молочную страну» (разговор о профессиях и о производстве молочных продуктов).
  • «Олимпийский урок» (о подготовке игр, о людях, которые работали во время их проведения).

       Таким образом, для начальной школы характерны игровые приемы и упражнения, которые помогают педагогу в увлекательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи в ходе профориентационной работы.

2.2. Методы  профессиональной ориентации младших школьников

в воспитательном процессе

      Профориентация – совместная деятельность педагога и ученика – призвана играть решающую роль в профессиональном становлении учащихся. Педагог реализует образовательные, воспитательные и развивающие цели, одновременно решает и профориентационные. Происходит всестороннее развитие личности школьника.

       В целях профессиональной ориентации в школе применяются такие методы работы, как беседа, лекция, диспут, конференция. На них приглашаются представители различных профессий, родители, организуются встречи с представителями трудовых коллективов, экскурсии на заводы, широко используются наглядные методы: фильмы, электронные презентации и т.д.

       Уже с детьми младшего школьного возраста можно провести мини-лекцию о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы. В ходе лекции необходимо представить профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5-7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как:

  • условия труда,
  • орудия труда,
  • история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.),
  • интересные случаи.

      С учащимися младших классов  проводились профориентационные занятие по теме. Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии.

      Учебная цель формируется из темы занятия. Развивающая может включать в себя:

  • развитие осмысленного запоминания,
  • развитие дифференцированного восприятия,
  • развитие произвольного внимания и др.

       Т.е. профессионально значимых качеств.

              Примером воспитательной цели может быть:

  • осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире;
  • совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

      Изучение учащихся в воспитательных целях следует проводить методом анкетирования, индивидуальной беседы, опроса родителей, наблюдения за ребенком в ходе учебно-воспитательного процесса, изучения продуктов детского творчества и др. Чем раньше будут выявлены задатки, склонности и способности ребенка, тем больше возможностей для их развития и тем более осознанным будет выбор профессии в будущем. Мною проводилось анкетирование учащихся.

       Экскурсиям принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению учащихся с трудом взрослых. Младшие школьники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства.

       Эффективность экскурсии зависит от её подготовки и планирования. Для детей младшего школьного возраста важно увидеть, как производится та или иная продукция, а так же и иметь возможность потрогать ее руками, ощутить запахи, связанные с особенностями производства. Желательно, чтобы за экскурсией следовала беседа, закрепляющая знания и позволяющая сформировать более общие представления и понятия. Это способствует не только развитию образной памяти у детей младшего школьного возраста, но и формирует положительную направленность к труду. На презентации предоставлены материалы экскурсий на хлебокомбинат, в агрохолдинг «Московский», на кондитерскую фабрику «Богатырь».

       Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в практической деятельности, которая в начальной школе реализуется в форме рисунков и поделок. Организация конкурсов, выставок, соревнований увлекает детей и создает условия для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих способностей и познавательных интересов.

Выводы

         Основные направления работы в начальной школе по профориентации детей:

  • расширение знаний о профессиях;
  • знакомство с рынком труда и профессий города;
  • развитие самосознания и собственной готовности к выполнению различных видов деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к труду;
  • подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.

       Среди приёмов  профессиональной ориентации младших школьников выделяются игровые приемы и упражнения, которые помогают педагогу в увлекательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи. Среди методов: профориентационные занятия, беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом.

III. Заключение

        Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни.

Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

Литература

  1. Бескоровайная, Л.С.  Добру и справедливости учить!: (Воспитательная работа в начальной школе) [Текст] // Бескоровайная Л.С.Настольная книга учителя начальных классов / Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. - Ростов-на-Дону,2002.
  2. Вершинин, С.И. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора [Текст] / С.И.Вершинин, Е.Д. Сурудина // Школа и производство. – 1996.
  3. Вершинин, С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий [Текст] / С.И. Вершинин // Школа и производство. – 1996. - №3.
  4. Землянская, Е. Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа.-2002.-№ 12.
  5. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А.Климов. – Ростов-на-Дону,1996.
  6. Крупина, И.В.   Роль семьи в профориентации и подготовке детей к труду [Текст] / И.В.Крупина  // Школа. - 2001.
  7. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение [Текст]: учебное пособие для вузов / К. А. Аветисян и др.; под ред. Л.М.Митиной. - М.: Академия, 2005.
  8. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя [Текст] / Под ред. А.Я.Журкиной, С.Н.Чистяковой. – Кемерово, 1996.
  9.   Пряжников, Н.   Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда [Текст]  / Н. Пряжников // Народное образование. - 2001.
  10.  Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для пед. ин-тов [Текст] / А.Д.Сазонов. – М.: Просвещение, 1988.
  11.  Семенова, Г.   Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: Введение в мир профессий [Текст] / Галина Семенова // Начальная школа. - 2007. - 16-31 января (№ 2).
  12.  Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  13. Тамбовкина, Т. Все счастье земли - за трудом: Уроки воспитания интереса к профессии [Текст] / Т.Тамбовкина // Начальная школа. - 1999.-№ 21(июнь). - С.12-13; № 38(октябрь).
  14.  Школа и выбор профессии / под ред. В.А.Полякова, С.Н.Чистяковой, Г.Г.Агаповой. – М.: Педагогика, 1987.
  15. Яковлева, С.  Путешествие в Страну профессий [Текст] / С.Яковлева // Начальная школа. - 1998. - № 29(авг.).

Приложения

Приложение 1.

Анкета.

       Перед Вами анкета, содержащая ряд вопросов о профессиях, постарайтесь ответить на них как можно более подробно и точно.

1. Наш город богат металлургическими предприятиями и шахтами. Назови основные рабочие профессии  этих предприятий________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Кем работают твои родители ______________________________________

3. Чем занимаются на своих рабочих местах твои родители _______________

 _________________________________________________________________

4. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь_______________________________

5. Какие знания нужны твоей будущей профессии_______________________

6. Какой деятельностью ты будешь заниматься, выполняя свои профессиональные обязанности ______________________________________

Приложения 2.

Тест неоконченных предложений.

       Дополни предложения своими взглядами и отношениями к профессии.

       Я считаю, что самые интересные профессии – это ___________________

_________________________________________________________________.

      Они интересны потому, что ______________________________________

_________________________________________________________________.

       Самая нужная профессия – это __________________________________

       Она нужна, потому, что _________________________________________.

       Самая престижная профессия – это _____________________ потому, что

_________________________________________________________________.

       Я бы хотел(а) стать ___________________________ потому, что ____________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

Профессиональная ориентация младших школьников

Данное занятие было разработано для обучающихся 1-х классов. Может проводится как в урочное, так и внеурочное время, психологом или учителем....

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Индивидуальный подход в обучении школьников"

Индивидуальный подход к каждому учащемуся — это один из современных методов повышения качества обучения математике, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости...

Семинар методического объединения на тему "Методы контроля и оценка знаний учащихся "

Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Такое обучение встроено в наш предмет. В настоящее время вс...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...