Практика работы с интерактивной доской на уроках русского языка
статья на тему

Казанцева Наталия Викторовна

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика работы с интерактивной доской на уроках русского языка

     Сегодня невозможно представить себе современного учителя, не владеющего  компьютером, не использующего на своих уроках интерактивную доску.  Но так как главный наш девиз должен быть "не навреди", конечно, стоит задуматься о том, как использовать интерактивную доску целесообразно, не перегружая урок, создавая условия для здоровьесберегающего обучения. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся.

  Бесспорно, использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал.    

    Использование интерактивной доски помогает для каждого класса выбрать свой темп урока, свою форму подачи материала с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

      Однако, используя презентацию, продумывая план урока, я для себя выработала некоторые принципы:

- информация должна быть важной и сжатой, логически выстроенной;

- иллюстрации  - эстетичные, работающие на тему урока (не перегружать презентацию картинками);

- время работы с интерактивной доской должно составлять в совокупности 20 минут за урок, значит, виды работы с использованием доски должны сменяться ( чтение, работа с таблицей,  самопроверка, интреактивные тесты) и чередоваться с устной работой, записями в тетради.

     Со временем появились формы работы, которые очень эффективны как с моей точки зрения, так и с точки зрения моих учеников.

1. При изучении лексики богатый иллюстративный материал помогает познакомить обучающихся с многозначными и однозначными словами, дать представление об устаревших словах, об изменении лексического значения слова, об омонимии, диалектизмах и других лексических явлениях.  Так, например, можно создать виртуальный музей устаревших вещей, с  названиями которых мы встречаемся в произведениях художественной литературы.  В создании такого музея принимают участие все дети, готовя по 1-2 слайда презентации дома. В классе же проводит экскурсию один ученик, собравший "экспонаты" воедино.

2. На этапе изучения новой темы интерактивная доска  помогает изложить материал схематично, показать наглядно каждому ученику алгоритм применения того или иного правила. Для этого использую алгоритм с пропусками, где мы вместе с учениками восполняем пробелы. Такая работа достаточно эффективна также и при обобщении правил, например, "написание н и нн в суффиксах разных частей речи" (http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/18/urok-russkogo-yazyka-v-10-klasse-po-teme-n-i-nn-v-polnykh), "правописание не с разными частями речи" (http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/02/08/prezentatsiya-ne-s-raznymi-chastyami-rechi), "правописание о-ё после шипящих".  Работа с таблицей для наблюдения над орфограммой, опорные таблицы-схемы, заполняемые учащимися на основе наблюдения позволяют оптимизировать процесс изучения нового.

   Доска позволяет создать свой "банк" упражнений, алгоритмов, таблиц, которые могут быть использованы на уроках повторения, обобщения. А так как одна и та же тема зачастую повторяется  на нескольких этапах обучения, то это значительно облегчает работу учителя. Для этого  в процессе изучения нового материала прямо на доске создается "Банк трудностей" или небольшие словарики по теме. Например, "Орфоэпический словарик" пополняется после каждой изученной части речи, к  нему можно обратиться на каждом уроке при необходимости, что  позволяет повысить уровень речевой культуры обучающихся. Причем этот универсальный банк по орфоэпии орфографии, пунктуации, синтаксису доступен для учащихся не только в школе на уроках, но и дома, так как дублируется  в Дневнике.ру. Создание определенного "вложения" может стать ученическим проектом: обучающиеся с удовольствием создают минисловари, памятки, например, "употребление некоторых имен существительных во множественном числе именительного и родительного падежа".

3.  Интерактивная доска дает возможность быстро и сжато провести опрос по изучаемой теме, при этом учащиеся могут оценить себя сами или провести взаимопроверку и взаимооценку. Для этого использую буквенные диктанты ( например, на экране 15 слов с пропущенными буквами, дети записывают в тетради цифру и букву, которую они вставляют в слове под этой цифрой, затем проверяем правильные ответы). Такую форму работы часто использую для мотивации обучающихся на изучение или углубление какого-либо правила. Дети видят проблему и потом осознанно подходят к её решению. В таком случае в конце урока целесообразно провести подобную работу повторно, чтобы каждый мог увидеть собственный результат.

 При проверке знания теоретического материала ученики с удовольствием выполняют задание  на установление соответствия между термином и его определением или примером к нему. Это задание выполняется быстро, наглядно, а главное, оно служит прототипом задания ЕГЭ.

  Средством контроля могут стать и тесты, созданные самими учащимися, которые формируют метапредметные умения: правильно сформулировать вопрос, самостоятельно найти ответ, отобрать материал и т.д.

4. При проверке домашнего задания  целесообразна работа с текстом домашнего упражнения, спроецированного на доску, где дети графически объясняют либо постановку знаков препинания, либо комментируют написание орфограмм.

5.   На уроках развития речи возможности использования интерактивной доски колоссальные. Во-первых, использование иллюстраций при подготовке к написанию сочинения позволяет мне сфокусировать внимание аудитории, как правило, иллюстрации в учебнике слишком маленькие по размеру и не очень чёткого изображения, во-вторых, благодаря режиму масштабирования я могу выделить отдельный элемент иллюстрации, увеличив его, в-третьих, проведение словарной работы по лексическому значению незнакомых или малознакомых слов, через воздействие не только на слуховую, но и зрительную память. Одновременное использование в комплексе интерактивной доски как экрана, видео- и музыкального фрагментов, художественного чтения актёрами-профессионалами эмоционально воздействует на учащихся, что сказывается в дальнейшем на написании ими творческой работы.

6. Презентацию, использованную на уроке изучения нового, я затем выкладываю в Дневнике.ру в качестве приложения к домашнему заданию, чтобы учащиеся могли воспользоваться разработанным алгоритмом или составленной таблицей дома для осмысления и закрепления изученного. Если же ученика не было на уроке, ему будет полезна эта же презентация с внесенными на уроке пометами, чтобы изучить материал самостоятельно.

Таким образом, интерактивная доска - это наш главный помощник, и при разумном его использовании можно добиться значительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей интерактивной доски на уроках русского языка.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают инте­рактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обу­чения ярким, наглядным, динамичным, ...

Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы

Предлагаемая статья - отчёт преподавателя о работе по использованию интерактивной доски на уроках русского языка и литературы. Раскрываются возможности повышения качества обучения и развити...

Обобщение опыта работы по теме :"Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы"

Работаю  с  интерактивной  доской  4  год. Сначала  было  очень  много  вопросов.  Теперь  мне  очень  нравится  работать  с ...

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка в 6 классе "и-ы после приставок"

презентация для интерактивной доски к уроку русского языка...

Методическая разработка использования интерактивной доски на уроках русского языка по теме "Наречие" в 7 классе

Материал может быть использован как на отдельно взятом уроке по теме «Наречие», так и на нескольких уроках по данной теме. Он включает в себя три раздела: сведения о наречии как части речи, правописан...

«Использование ТСО, интерактивной доски на уроках русского языка и литературы»

«Использование ТСО, интерактивной доски на уроках русского языка и литературы»«интерактивной Использование ТСО, доски на уроках русского языка и литературы»...