Использование возможностей интерактивной доски на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему

Успасская Людмила Александровна

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают инте­рактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обу­чения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имею­щиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь». Использование интерактивной доски предоставляет современному учителю новые воз­можности для оптимизации процесса  обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, для структурирования урока и улучшения его темпа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование возможностей интерактивной доски на уроках русского языка.

Успасская Людмила Александровна

МБОУ СОШ № 12 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают инте рактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обу чения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имею щиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь». Использование интерактивной доски предоставляет современному учителю новые воз можности для оптимизации процесса  обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, для структурирования урока и улучшения его темпа. Разработка заданий с помощью программного обеспечения интерактивной доски поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захваты вающих внимание всех учеников в классе. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео- и справочные материалы, при анализе текстов - схемы и данные электронных словарей по русскому языку. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Используя интерактивную доску, можно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение  позволяет не только, как уже говорилось, сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки.

        В  работе я  активно использую две программы: «Презентация Power Point.» и «AC TIVstudio».

        Использование возможностей интерактивной доски значительно расширяет стандарт ные методы обучения практически на всех этапах урока (слайд 2)

        Попробую проиллюстрировать  это на примерах  из своего опыта работы.

        Итак,  метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.  Он  позво ляет мне организовать разнообразные  формы проверки знаний, умений и навыков учащихся, используя различные инструменты интерактивной доски:

(слайд 3,4)

Инструмент свободного перемещения объекта  - при распределительном дик танте,  работе с деформированным текстом,  выполнении заданий по развитию речи, когда учащиеся, используя его, свободно перемещают слова,  словосочетания, предложения или абзацы,  выполняя тем самым  поставленные перед ними учебные задачи. Положительным является: значительное сокращение времени на выполнение данных видов работ, увели чение объёма полученной информации, повышение мотивации к обучению;

(слайд 5, 6)

Пульт для выбора ответа – при проведении тестовых заданий. Этот уникальный инструмент по зволяет  учащимся выбрать номер правильного ответа. Каждый пульт имеет и индивиду альный номер,  позволяющий получить персональный результат.  Обработка теста проис ходит мгновенно, результат выводится на экран.   Тестовые задания провожу после изуче ния каждого блока  тем.   Положительным является: возможность мгновенного выявления пробелов в знаниях у учащихся и корректировки дальнейшей работы по их ликвидации.

(слайд 7, 8)

Инструмент шторка – прикрывает выполненное готовое задание.  Обычно использую  на этапе самостоятельной работы учащихся. Это и вставление изученной на уроке орфограммы, пунктограммы, выполнения разнообразных видов грамматических разборов: морфологи ческого, синтаксического, фонетического, морфемного. Положительным  считаю при ис пользовании данного инструмента интерактивной доски  то, что возможна организация самопроверки учащимися, работа в парах – взаимопроверка и опять же – экономия вре мени урока, так как заготовки мною делаются до урока и высвечиваются на доске в нуж ный момент одним нажатием клавиши.

(слайд 9, 10, 11)

Маркер, а так же инструмент пера – для синтаксического разбора предложений, исправления ошибок, выделения нужной информации. Использование различных цветов маркера позволяет мне  и учащимся мгновенно увидеть ошибку.  Делаем это с помощью  определённой  цветовой гаммы. Ещё три года назад мои нынешние семиклассники ус воили, что подлежащее выделяем синим, сказуемое – красным, определение – зелёным, дополнение – чёрным, обстоятельство – коричневым цветами. Положительным моментом выделяю здесь то,  что, во-первых, задействована зрительная память учащихся,  во-вто рых, активизируется внимание детей,  в-третьих, - повышается интерес к изучаемому ма териалу.

(слайд 12)

Обязательным инструментом в плане грамотной организации учебной деятельно сти  считаю инструмент интерактивной доски таймер – для выполнения заданий,  ограни ченных по времени. Примером могут служить задания разного вида самостоятельной ра боты, временной промежуток их выполнения приучает детей работать организованно, в темпе, без потери времени урока. В качестве положительного выделяю здесь воспитание у учащихся умение правильно организовывать свой учебный труд,  что положительно ска зывается и на их работе в группе продлённого дня при выполнении домашнего задания.

(слайд 13)

Сканер относительно считаю инструментом интерактивной доски. Почему? По тому что с его помощью сканирую и вывожу на экран работы учащихся из тетрадей. Обычно использую этот приём при проверке домашнего задания. Ученик объясняет вы полнение упражнения.  При необходимости я или другие ученики исправляем допущен ные ошибки, комментируем выполнение задания. Преимущество данного приёма вижу в том, что на сканирование работы затрачивается менее минуты, остальное время исполь зуем непосредственно  на  выполнение дополнительных заданий к домашнему упражне нию, в работу сразу задействуется  весь коллектив класса, развивается орфографическая зоркость у детей, умение увидеть орфографическую и пунктуационные ошибки.

(слайд 14, 15, 16)

Следующий метод, на котором я хотела заострить ваше внимание - объяснительно-иллюстративный. Особенно ярко он выражен на уроках по развитию речи при написании творческих работ. Возможности использования интерактивной доски при этом колоссаль ные.

Во-первых, использование иллюстраций при подготовке к написанию сочинения  позволяет мне сфокусировать внимание  аудитории,  как правило, иллюстрации в учеб нике слишком маленькие по размеру и не очень чёткого изображения,  во-вторых, благо даря режиму масштабирования я могу выделить отдельный элемент иллюстрации, увели чив его, в-третьих, проведение словарной работы по лексическому значению незнакомых или малознакомых слов,  через воздействие    не только на слуховую, но и зрительную па мять.

(слайд 17)

Одновременное использование в комплексе интерактивной доски как экрана,  ви део- и музыкального фрагментов, художественного чтения актёрами-профессионалами эмоционально воздействует на учащихся, что сказывается в дальнейшем на  написании ими творческой работы.  Для категории моих учащихся это очень важно.

(слайд 18, 19)

К объяснительно-иллюстративному методу отношу и работу с  таблицами, схе мами, карточками-заданиями различного вида. Я могу комментировать этот материал, при необходимости дополнять его другими примерами и заданиями, обращать внимание на наиболее важные моменты.  

Положительное вижу в том, что  и таблицы, и карточки,  и схемы можно подгото вить до начала урока, дополнить их  по необходимости в ходе урока и самое главное – со хранить в памяти комплекса, создав тем самым банк электронных материалов, системати зировав его различным направлениям.

Таким образом, за время работы с интерактивной доской  хочу отметить, что  значи тельно повысился  интерес учащихся к предмету,  возросла их положительная мотивация. Примером может служить то, что 9 учащихся из 40 участвовали в международной игре-конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок-2011», занимаются с тьютером по русскому языку – 4 ученика, приняли участие в олимпиаде на школьном этапе – 7 учеников.

Кроме того учащиеся  могут самостоятельно выполнять творческие дополнитель ные задания,  используя возможности персонального компьютера. Все  учащихся вла деют навыками работы на ПК.

(слайд 21)

А также с началом использования интерактивной доски я увидела, что уроки стали интересными для детей, эмоционально разнообразными, а главное – продуктив ными.  И  результат не заставил себя ждать.  Процент   качества знаний учащихся по рус скому языку в 5 классе за I четверть составляет 65%, в 9 классе - 34%, во II четверти - 68%, 36%.

Список литературы

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- Москва.- Про свещение.- 1994;

2. Баринова, Е.А. Методика русского языка // Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебе дев.- Москва.- Просвещение.- 1974;

3. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС.- Мо сква.- Школьные технологии.- 2006;

3. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока // Ю.А. Конаржевский.- Москва.- Центр «Педагоги ческий поиск».-2003;

4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии// Использование интерак тивных форм и методов в процессе обучения учащихся,- Волгоград.- Учитель.- 2006;

5. Розенберг Н.Г.Информационная культура в содержании общего образования// Советская педагогика.- 1989.- № 3;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы

Предлагаемая статья - отчёт преподавателя о работе по использованию интерактивной доски на уроках русского языка и литературы. Раскрываются возможности повышения качества обучения и развити...

Использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка в коррекционной школе VIII вида.

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг...

Формирование информационной компетентности учащихся в процессе использования возможностей интерактивной доски на уроках математики

Материалы краевого педагогического фестиваля «Инновационный поиск -2013».  Выступление по теме: «Формирование информационной компетентности учащихся в процессе использования возможностей интеракт...

«Использование ТСО, интерактивной доски на уроках русского языка и литературы»

«Использование ТСО, интерактивной доски на уроках русского языка и литературы»«интерактивной Использование ТСО, доски на уроках русского языка и литературы»...

использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка и литературы

На уроке татарского языка и литературы необходимо применить возможности интерактивной доски . Интерактивныые доски - не просто  электронные "меловые "доски .Обучение с их помощью гораздо эффектив...

Использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка с русскоязычными обучающимися / учебно-методическое пособие к учебнику 8 класса «Татар теле», Ф. С. Сафиуллина Рус телле балаларны татар теленә өйрәтү дәресләрендә интерактив та

татарского языка и литературы как неродногоСовершенно очевидна необходимость использования интерактивных форм организации учебного процесса, когда обучающиеся учатся языку через обучение. Наиболее эфф...

Использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка с русскоязычными обучающимися / учебно–методическое пособие к учебнику 7 класс «Татар теле», автор учебника Ф. С. Сафиуллина/

Лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом – это интерактивные доски. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому...