Использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка в коррекционной школе VIII вида.
статья на тему

Фаткуллина Зиля Алямовна

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как  интерактивная доска (InterwriteBoard). Возможности доски настолько большие, насколько велики возможности компьютера в учебном процессе. Коррекционная школа– не исключение.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Уруссинская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат VIII вида”

Тема:  Использование возможностей   интерактивной доски на уроках   в коррекционной школе VIII вида.

Учитель татарского языка и литературы:

Фаткуллина  Зиля Алямовна.

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

ЮТАЗИНСКИЙ РАЙОН

П.Г.Т. УРУССУ


Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как  интерактивная доска (Interwrite Board).

        Возможности доски настолько большие, насколько велики  возможности компьютера в учебном процессе. Коррекционная школа– не исключение. Доска – удобное, приспособленное для работы с аудиторией средство отображения.

Но перед тем,  как приобрести интерактивную доску в коррекционную школу, имеет смысл подобрать детские компьютерные развивающие программы, такие, которые подходят для вашей работы - их сейчас много.

           Интерактивная доска помогает детям с ограниченными возможностями здоровья  преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который обучающиеся могут взять домой для самостоятельной работы. Возможность записи в видеофайл позволяет также при отсутствии ученика на уроке по болезни не только просмотреть действия, которые учитель делал на занятии у электронной доски, но и прослушать объяснение, если педагог при этом использовал микрофон. Тем самым достигается эффект присутствия ученика на уроке. Эти же технологии используются при обучении больных детей, имеющих домашний компьютер на дому.

          Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Ученики могут делать записи на доске маркером или пальцем, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения.
      Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Преподаватели замечают, что благодаря появлению в классе интерактивной доски меняются даже самые проблемные ученики. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить.  Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения.
       Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Дети также взаимодействуют с материалом физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки своим пальцем.
       Интерактивные доски не только побуждают детей к активной работе, но и помогают вам донести материал до каждого ученика в классе. Никакое другое оборудование для учебного класса не дает таких возможностей. Хотя на мониторе компьютера и отображаются все необходимые программы, его размер не позволяет всему классу участвовать в работе. Большой экран, на который проецируется информация, виден каждому ученику, но вам приходится постоянно бегать от этого экрана к своему компьютеру.
С помощью интерактивной доски вы можете завладеть вниманием всего класса, не отходя от экрана. Дотрагиваясь до его поверхности, вы можете совершить интерактивное путешествие в другие страны мира, чтобы рассказать ученикам о различных культурах.
Чтобы привлечь внимание учеников, вы можете использовать еще одну возможность: инструмент «прожектор» и «затенение экрана» позволят вам раскрывать информацию так, как вам захочется, а, делая пометки электронными чернилами поверх любого приложения или сайта, вы легко объясните любой материал.
Интерактивная доска позволяет открывать на интерактивной доске сразу несколько окон, а также предлагает обширную коллекцию рисунков и обучающих материалов, которые помогут вам в проведении занятий. В классе вы просто открываете ваш заранее подготовленный файл на интерактивной доске. А затем вы можете фиксировать идеи учеников, писать поверх веб-сайтов и сохранять всю необходимую информацию в этом же файле. Время урока должно быть посвящено изучению новой темы, а не поискам нужных материалов или чтению длинных лекций, которые ученики должны записывать слово в слово. Если вы сохраните материалы прошедшего занятия, они всегда будут доступны для тех, кто отсутствовал, и, возможно, они пригодятся вам и в следующем году.
Интерактивные доски делают уроки  увлекательными и помогают ученикам лучше усвоить материал.

         Кроме того, интерактивные доски могут пригодиться не только во время уроков. Используйте ее на учительских собраниях, чтобы решить проблемы по улучшению работы в школе. Также для компетентного использования интерактивной доски   на уроках, учителям рекомендуется провести семинар или методический совет, посвященный инновационным технологиям.
Сохраняйте все ваши записи, ведь вам обязательно захочется рассказать другим преподавателям об уроках, которые вы проводите, и успехах, которых достигают ваши ученики.
Основные возможности.
—  Работайте с приложениями и веб-сайтами, всего лишь касаясь пальцем доски;
—  Пишите поверх приложений,   веб-сайтов и электронных видеоизображений — для этого не нужны специальные устройства;
—  Сохраняйте все свои записи;
—  Используйте в своих уроках готовые рисунки по нужной теме;
—  Готовьте занятия с помощью бесплатного программного обеспечения по орфографии и математике, пишите на доске, фиксируйте и развивайте идеи.
Преимущества работы с интерактивными досками.
•  Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами;
• Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;
•  Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.

Заключение.
Учителя татарского языка и литературы нашей школы разработали серию уроков для обучающихся  8-9  классов русских групп. Итоговые контрольные работы показали улучшение знаний, умений, навыков по данным темам.
             К сожалению, ресурсы интерактивной доски не предусматривают возможности работы на уроках татарского языка и литературы, но мы заинтересовались и изучили подробно содержание интерактивной доски и наложили на свой предмет. В течение 2 лет системно разрабатываем сценарии уроков и не представляем уже уроки татарского языка и литературы без использований возможностей интерактивной доски.
            Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски в коррекционной школе VIII вида требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей интерактивной доски на уроках русского языка.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают инте­рактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обу­чения ярким, наглядным, динамичным, ...

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

Урок русского языка коррекционной школы VIII вида по теме "Имя прилагательное. Общее значение". 5-й класс

Задачи урока:Обучающие:-познакомить учащихся с общим значением имен прилагательных-углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.Коррекционно-развивающие:-коррекция...

использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка и литературы

На уроке татарского языка и литературы необходимо применить возможности интерактивной доски . Интерактивныые доски - не просто  электронные "меловые "доски .Обучение с их помощью гораздо эффектив...

Использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка с русскоязычными обучающимися / учебно-методическое пособие к учебнику 8 класса «Татар теле», Ф. С. Сафиуллина Рус телле балаларны татар теленә өйрәтү дәресләрендә интерактив та

татарского языка и литературы как неродногоСовершенно очевидна необходимость использования интерактивных форм организации учебного процесса, когда обучающиеся учатся языку через обучение. Наиболее эфф...

Статья: "Работа с интерактивной доской на уроках в начальной специальной школе VIII вида как метод психолого-педагогической коррекции интеллектуального развития детей."

В настоящее время у школьников начальных классов наблюдается резкое снижение положительной мотивации к учебной деятельности, что сказывается на качестве получаемых ими знаний, умений и навыков.Данные ...

Использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка с русскоязычными обучающимися / учебно–методическое пособие к учебнику 7 класс «Татар теле», автор учебника Ф. С. Сафиуллина/

Лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом – это интерактивные доски. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому...