Главные вкладки

    Проблемы, формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии
    материал на тему

    Черкалина Ирина Алексеевна

    Выступление на семинаре "Особенности организации обучения в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ" и на круглом столе  в рамках Городского форума-выставки «Общее образование – путь в профессию»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1.docx26.94 КБ
    Файл konferentsiya_mok_18.10.2014.pptx2.43 МБ

    Предварительный просмотр:

    1

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Готовясь к выступлению думала, какой опыт я могу показать тем, кто из года в год готовит всех без исключения к ЕГЭ. Мой предмет выбирают чаще всего мотивированные дети.

    2

    Предмет «биология» кажется очень простым. Птички, цветочки…  А на самом деле это около 500 сложнейших тем, так или иначе связанных друг с другом. Для восприятия знаний нужно время! Для того, чтобы их осознать, увидеть, почувствовать, выстроить логические взаимосвязи с уже известным.

    3

    Один из факторов — время. Полноценная подготовка к ЕГЭ по биологии — это год серьезной  ударной работы, лучше 2 года.

    Некоторые считают, что биологию можно зубрить, что задач в ней нет. Однако на экзаменах вам поможет только глубокое понимание, осмысление биологии. А задачи — и самые разнообразные! — встречаются в ЕГЭ, причем их формулировки часто неоднозначны.

    4

    Обычной школьной подготовки, разумеется, недостаточно. Ведь биология включает в себя ряд взаимосвязанных разделов — ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, общую биологию. Каждый раздел имеет свою специфику, свои сложности.И весь этот непростой и содержательный материал в большинстве школ ученику предлагается чаще всего освоить при одном уроке в неделю. Однако парадокс в том, что и при 3-х часах в неделю времени на повторение материалов 6-8 классов в урочной системе нет. Спасают доп.занятия.

    Исходя из рекомендаций методистов и собственной практики, для повышения эффективности усвоения программного материала, можно рекомендовать сделать акценты на следующие направления работы учителя биолога.

    5

    1. Более подробно разбираю наиболее значимые и трудные вопросы. Их мне помогает сформулировать участие в проверке работ ЕГЭ и ГИА. Чаще всего это вопросы, на изучение которых отводится мало времени в школьном курсе

    1. Разгружать учебный материал за счет сокращения описательного и второстепенного компонентов.- опорные конспекты

    6

    РАССКАЗ  ОБ  ОПРНЫХ  КОНСПЕКТАХ

    7

    8

    9

    10

    1. Вести словарь биологических терминов с их четкими определениями, но не просто тупо записывать туда терминологию, а учитывая, что один термин может быть обозначен разными терминами. В этом случае необходимо представлять учащимся все терминологические варианты обозначения того или иного понятия, поскольку в контрольных измерительных материалах могут использоваться различные термины, обозначающие одно и то же понятие.
    • Работа в этом направлении предполагает использование словарей, энциклопедий, при этом возрастает внимание к  русскому языку, формируется интерес к языку биологической науки, актуализируется языковой опыт учащихся,  развивается  их  устная и письменная речь, наиболее эффективно формируются коммуникативные умения учащихся. 

    • Постоянно  задействовать различные виды памяти учащихся, увереннее использовать приемы мнемотехники, объяснять значение терминов, имеющих греческое, латинское или иное  происхождение.

    Тропизмы (греч.  тропос – поворот, направление) – направленные ростовые движения органов растений, выраженные односторонним воздействием факторов среды и т.д.

    Учащиеся, услышав перевод, начинают вспоминать, что растения тянутся к свету, а корни растут вглубь  почвы

    11

    1. Использовать сквозной подход – экологический, эволюционный, функциональный. Эволюция систем органов

    12

    1. При проведении занятий по общей биологии широко использовать знания из области ботаники и зоологии, привлекать их для иллюстрации и конкретизации биологических законов и выведения общих закономерностей. (Не просто говорю о путях эволюции, а показываю это на конкретных примерах из ранее изученных курсов

    13

    14

    *  Широко использую рисунки, таблицы, пиктограммы и схемы для иллюстрации и объяснения биологических закономерностей – принцип лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать никто пока не отменил. И опыт показывает, что задания с конкретными рисунками, графиками и т.д. вызывают у учащихся затруднения

    На одном слайде использую англоязычные и русскоязычные картинки, т.к. найти рисунки без подписей в интернете трудно

    15

    16

    При проведении контрольных мероприятий использовать задания, требующие составления схем, рисунков, пиктограмм и таблиц – многие используемые сейчас пиктограммы придумали бывшие выпускники

    *  Решать задачи на применение биологических знаний в различных практических ситуациях;

    *  Использовать задания, требующие четкого и лаконичного письменного ответа – задания С5 и С6.

    17

    18

     

    19, 20                  

    В учебные задания включать составление планов и конспектов     параграфов учебника, планов ответов на вопросы.

    Для освоения техники тестирования, в процессе преподавания биологии необходимо широко использовать тестирование с разнообразными видами тестовых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ. При этом особое внимание уделять трудным видам тестовых заданий.

    Одной из проблем подготовки учеников к ЕГЭ по биологии является повторение программного материала по курсам «Ботаника», «Зоология» и «Анатомия и физиология человека», времени на повторение этих тем в 10-11 классе на уроках не выделяется, а так как материал ребятами пройден в 6-8 классах, есть вероятность того, что он основательно забыт.

    Ученикам химико - биологического класса предлагается выполнить конспекты по определенным темам курсов, используя учебную и дополнительную литературу и поделиться своими трудами с другими учениками, получив взамен готовые конспекты. Конспекты составляются по определенному плану, их содержание контролируется учителем.

       

    Таким образом, у каждого ученика накапливается набор конспектов с отобранным и адаптированным материалом. Позднее по каждой теме ученикам предлагаются тесты повышенного уровня, решение которых требует тщательной проработки конспектов.

    Подобный подход к повторению давно пройденных тем позволяет, не просто выучить программный материал, но развить навыки работы с предметной литературой, освоить методику выбора наиболее важного материала и составления конспектов и освоить методику тестирования. Для этого используются школьные учебники, про которые при подготовке к ЕГЭ забывают. Это очень плохо, т.к. многие рисунки и схемы берутся из школьных учебников. Да, их сейчас огромное множество, но я стараюсь на занятиях показать ребятам материал по одной теме в нескольких учебниках.

    И, наконец, что бы ученики познакомились со структурой экзамена в форме ЕГЭ, промежуточная и итоговая аттестация в 10 и 11 класса проводится так же в форме ЕГЭ, во втором полугодии 11 класса ученики несколько раз решают пробный экзамен, который проводится с соблюдением практически всех процедурных особенностей, по результатам проводится анализ работы каждого ученика, высчитывается его первичный балл, выявляются слабые места в его подготовке. Анализ нескольких подобных работ показывает динамику роста его знаний и эффективности освоения тестовых технологий

    Зная любовь современных школьников к планшета и айфонам, я составила комплекты учебных пособий для просмотра именно в этих гаджетах.

    Ряд рисунков вы видите на английском языке, это не ошибка. Я разбираю с ними на занятиях эти рисунки и схемы, а для отработки пусть они будут «Слепыми»

    Ну и самое последнее, можно выучить и понять материал в учебниках, можно научится работать с таблицами , схемами и графиками, но нельзя говорить о биологии не владея визуальным представлением о ее объектах.

    Сталкиваюсь постоянно с проблемой не знания внешнего вида разных биологических объектов (растений, животных из разных систематических групп) и т.д Решая эту проблему пытаюсь создать иллюстрированный словарь живой природы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Особенности Подготовки К ЕГЭ По биологии Учитель биологии ГАПОУ МОК имени В. Талалихина Черкалина Ирина Алексеевна Москва, 2014 год

    Слайд 3

    До ЕГЭ … дней

    Слайд 4

    Разбор наиболее значимых и трудных вопросов и вопросов, на которые мало отводится времени в школьном курсе

    Слайд 5

    Использование опорных конспектов

    Слайд 6

    Сущность методики рисуночно-идеографического письма материал группируется в блоки можно увеличить объем изучаемого материала без перегрузки учащихся кодирование учебной информации и умение читать опорные сигналы умение представлять материал, используя рисунки-сигналы, в развернутом виде

    Слайд 7

    Ж Р Г П Ж КЛ Ж КЛ

    Слайд 8

    Так выглядят записи в тетрадях

    Слайд 9

    Вести словари биологических терминов 1. Тропизмы ( греч. тропос – поворот, направление) – направленные ростовые движения органов растений, выраженные односторонним воздействием факторов среды и т.д. 2. Центростремительный нейрон = чувствительный нейрон= афферентный нейрон

    Слайд 11

    Идиоадаптация

    Слайд 12

    Ароморфозы

    Слайд 13

    Строение растения Вегетативные органы: корень и побег Генеративные органы: цветок, семя, плод

    Слайд 14

    Строение растения Вегетативные органы: корень и побег Генеративные органы: цветок, семя, плод

    Слайд 16

    Установите соответствие между особенностью образа жизни и строения кишечнополостных , и группои ̆ животных этого типа. ГРУППА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ 1 ) медузы 2) коралловые полипы ОБРАЗ ЖИЗНИ И СТРОЕНИЕ А) обитание в толще морскои ̆ воды Б) обитание в полосе прибоя В) образуют колонии Г) не образуют колоний Д) имеют известковыи ̆ скелет Е) не имеют известкового скелета А Б В Г Д Е

    Слайд 17

    ВЫБОР МНОЖЕСТВЕННОГО ОТВЕТА У пресноводнои ̆ гидры, медузы и кораллового полипа 1 ) тело состоит из двух слоёв клеток 2) органы состоят из тканеи ̆ 3) замкнутая кровеносная система 4) тело имеет лучевую симметрию 5) в наружном слое тела располагаются стрекательные клетки 6 ) каждая клетка выполняет все функции живого организма

    Слайд 18

    Най̆ дите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложении ̆, в которых сделаны ошибки, исправьте их . 1. Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2. Они имеют гастральную или кишечную полость. 3. Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4. Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5. Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы. гидра Коралловый риф медуза

    Слайд 19

    План составления конспекта по зоологии. Систематика Общая характеристика Особенности внешнего строения Особенности внутреннего строения Размножение Многообразие Значение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ

    Сейчас очень много методических разработок и материалов, которые помогают нам в подготовке к итоговой аттестации. Чем может быть интересен предложенный мною материал? Подготовку я веду уже с 10 класса...

    Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии

    В данном материале обобщена моя работа по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии. Возможно он поможет начинающим педагогам выработать свою методику в данном направлении, используя мой опыт....

    Методические рекомендации для учителей биологии по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ.

    Для успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению подготовки учащихся к ЕГЭ.    В начале 11 класса сле...

    Методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ

    В этой работе находятся методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ...

    Инновационные формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию

    Опыт  подготовки старшеклассников к ЕГЭ по истории и обществознанию...