Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка, литературы и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
учебно-методический материал на тему

Хачатрян Юлия Ивановна

План работы над методической темой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_tema.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема:  «Применение инновационных  образовательных технологий в преподавании русского языка, литературы и во внеурочной деятельности  в условиях перехода на  ФГОС».

 

Сроки реализации: 2013г. - 2018г.

 

Обоснование темы:

 Применение новых образовательных технологий способствуют  самореализации и успешной социализации личности ребенка. Тема ориентирована на ФГОС второго поколения.

 Важным  направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации не принесёт желаемых результатов  без процесса самообразования учителя.

Для школы  нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя  - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Совершенствование качества обучения и воспитания в современной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.  

 Актуальность выбранной темы заключается в переходе на новый ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход, ориентированный на личность ученика, развитие его личностных качеств.

Цели: 

  1. Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы в рамках перехода на ФГОС.
  2. Создать условия для развития и реализации творческих способностей учащихся.

  

Задачи:

  1.  Изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
  2. Изучить опыт педагогов школы, района,   страны;
  3. Овладеть новыми  образовательными  технологиями путём внедрения их в учебно –   воспитательный процесс;
  4. Обобщить опыт   работы над методической темой.

 Этапы работы:

1 этап – установочный (2013г).

 Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы   методического объединения; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий (2013г.-2014г.).

 Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.

3 этап – практический (2014г.-2017г.).

 

Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический (2017г).

 Осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчёты о ходе самообразования на заседаниях ШМО, на городских МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный (2018        г).

  Подведение  итогов проделанной  работы, обобщение  наблюдений,     описание проведённой работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Предполагаемый результат:

 

1. Повышение качества преподаваемого предмета;

3. Разработка и проведение открытых уроков перед учителями школы;

4.   Разработка дидактических материалов.

5.  Доклады и выступления.

6.  Разработка личного веб-сайта.

 

 

                     Из опыта работы над данной методической темой.

Метод проектов и его использование в урочной и внеурочной деятельности.

 

   Концепция обновления содержания образования, отраженная в инициативе  «Наша новая школа», ставит перед педагогами  задачу формирования личности, ориентированной на саморазвитие, самообразование, самореализацию.Это требует не только изменений в соответствии с запросами общества образовательных программ, но и активного применения различных педагогических технологий. В  этой связи большого внимания заслуживает метод проектов, который обеспечивает заявленный в Стандарте второго поколения деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать перевод обучающегося в режим саморазвития.

Метод проектов позволяет в процессе работы сочетать различные образовательные технологии.

  • Во-первых, проектная деятельность направлена на сотрудничество учащихся и преподавателей. Учитель выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Таким образом, метод проектов тесно связан с педагогикой сотрудничества.
  • Во-вторых, проектная технология ориентирована на личностные характеристики учащегося и позволяет применять все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Здесь мы видим взаимосвязь метода проектов с личностно-ориентированным обучением и с технологиями групповой и индивидуальной деятельности. Возможность каждого обучающегося работать в своем режиме способствует созданию условий для ситуации успеха, а также реализации здоровьесберегающих технологий в обучении.
  • В-третьих, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических, исследовательских или творческих задач, требующих интеграции различных предметных областей.  
  • В-четвертых, проектная деятельность требует умения ориентироваться в информационном пространстве. Современные информационные технологии способствуют эффективности проектного метода. По ходу работы ученики могут использовать компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы.

В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, поэтому проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, что, в свою очередь, предполагает применение исследовательских методик. Таким образом, у учащихся развивается познавательный интерес, появляется возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, научиться экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом.

Таким образом, универсальность метода проектов предоставляет педагогу широкие возможности его использования как в учебной, так и во внеурочной работе.

Применение метода проектов определяется рядом требований:

  • Наличие проблемы (задачи), требующей поиска для ее решения. Работа над проектом начинается с постановки проблемы, взятой из реальной жизни и значимой для ученика.  Затем определяется цель проектной работы и задачи.
  • Структурирование содержательной части проекта. Необходимо четкое планирование действий, поэтому работа над проектом разбивается на этапы.
  • Самостоятельная деятельность учащихся. Используется распределение (если имеется в виду групповая работа) заданий для каждого участника, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это требует ответственности участников проекта за свою часть работы. Таким образом, идет продуктивное сотрудничество учащихся, направленное на совместное достижение результата.
  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
  • Практическая значимость предполагаемых результатов. Работая над проектом, учащиеся не только приобретают новые знания, навыки, опыт, но и используют их в своей деятельности.
  • Реализация проекта, т.е. конечный продукт. Законченный проект предполагает создание конечного продукта и его реализацию . Результатом выполненных проектов могут быть видеофильмы, альбомы, журналы, брошюры, буклеты, компьютерные презентации, поделки, и т.д.

Современная классификация проектов разнообразна. На основе преобладающей деятельности учащихся можно выделить следующие виды проектов:

  • практико-ориентированный проект;
  • исследовательский проект;
  • информационный проект;
  • творческий проект;
  • ролевой проект;
  • межпредметный проект.

Проект также может быть завершенным или открытым для продолжения работы. В практической деятельности очень редко можно встретить проекты, полностью соответствующие классификации. Обычно виды проектов взаимосвязаны, поэтому легко сочетаются друг с другом.

Остановлюсь на тех проектах, которые активно применяю в своей практике.

Практико-ориентированный проект используется мною в урочной деятельности. Данный проект предполагает получение продукта, который можно в дальнейшем использовать в работе. В качестве примера приведу урок-проект «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи». В начале урока выявляется проблема, связанная с трудностью выбора слитного или раздельного написания НЕ, определяются цели и задачи. Учащимся предлагается решить проблему с помощью проектной работы по созданию опорной схемы написания НЕ со словами. Работа организуется по группам. Каждая группа исследует условия слитного и раздельного написания НЕ с определенными частями речи. В процессе выполнения заданий составляется опорная схема.

На уроках литературы в 5 классе при изучении темы «Фольклор» предлагаю ребятам создание проектной работы  «Малые жанры фольклора» (книжка-малышка). Поэтапно в процессе изучения тем в работе появляются странички, посвященные пословицам и поговоркам, загадкам, частушкам и т.д. Каждый раздел ребята сопровождают иллюстрациями. В результате создается учебное пособие, которое можно использовать на уроках как раздаточный материал.

Исследовательские проекты целесообразно использовать во внеурочной деятельности. Они предполагают обращение к какой-либо актуальной теме и ее всестороннее исследование. В качестве примера такого проекта можно рассмотреть  исследование  «Тайна улицы, на которой я живу». Проект создавался с целью познакомиться с историей родного края и судьбами людей, оставивших свой след на  нашей  земле. В ходе работы были исследованы архивные документы, проведены беседы со старожилами, изучена краеведческая литература. В проекте отражены история и современная жизнь  посёлка Ефимовский, интересные судьбы  наших земляков, о которых нам рассказали топонимы. Реализацией проекта стало создание  краеведческого альбома для  школьного музея.  

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры и предоставляют широкий простор для различных видов деятельности. Такие проекты можно использовать как в урочной, так и во внеклассной работе. Они могут быть коллективными и индивидуальными. Продуктом таких проектов может стать любая творческая работа. Например, при изучении темы "Архаизмы"учащиеся 6"б" класса нарисовали женщину и мужчину в одежде  19 века, подписали все части тела и название одежды, используя только архаизмы.

  
Практическая значимость проектной деятельности состоит в формировании умения представлять свою работу. Поэтому завершающим этапом выполнения проекта является его защита. При защите учащиеся обосновывают причины и актуальность выбранной темы, описывают пути реализации проекта и представляют полученный продукт.

Таким образом, главным результатом проектной деятельности  является развитие познавательной активности учащихся,  воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в работе. Работая над проектом, каждый ученик имеет возможность проявить собственную фантазию.

Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

Презентация на тему "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

Цель – обобщить использованные на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей школьников....

Дидактический материал "Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

Дидактический материал по применению пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературе и во внеклассной работе в средней школе. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоце...

Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС.

Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС....

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы в 5 классе

В работе рассмотрены информационные технологии, которые используются на уроках русского языка и литературы....