Инновационный проект «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»
статья на тему

Жакина Вера Викторовна

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЛЮБИМОВО

Инновационный проект

«Использование технологии развития

критического мышления на уроках

литературы»

                                                                                                Автор: Жакина В.В.,

учитель русского языка и литературы,

I кв. категории

2015 год

 Только сражаясь с конкретной проблемой,

отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,

ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах

стимулирует природную любознательность учеников

и побуждает их к критическому мышлению.

Джон Дьюи.

      Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: уметь самостоятельно приобретать знания,  применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.

        Актуальность выбранной темы я вижу в том, что технология  развития критического мышления позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблемы.

       Лично для себя привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников. Но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети частенько испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам и по языку, прежде всего. Конечно, всех интересует, в чём причина этого.

     На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

    Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает  принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор.

     Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.

     Организовать учебный процесс именно таким образом можно, если использовать в своей работе современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Придумана она американскими учёными в конце 20 века, реализуется в двадцати девяти странах мира, а на протяжении десяти лет - в шести Российских регионах.

     Технология развития критического мышления – это открытая образовательная технология, которая развивает у субъектов обучения (коим является и педагог) открытость ума, умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, креативность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты собственной деятельности. Иными словами, формирует качества критически мылящей личности. А это – первый шаг человека к социальному успеху.

 Чем интересна эта технология нам, филологам?  

 Тем, что каждый её приём работает на формирование у ребят филологической компетенции. Тем, что определена структура познавательной деятельности школьника, в соответствии с которой выстраиваются стадии процесса познания; изменена формулировка целей урока, которые стали конкретными и реально позволяют оценить степень продвижения учащихся к теоретическому знанию. Известно, что урок, проведённый по названной технологии, включает в себя три этапа: вызов, осмысление и рефлексию. Вызов – это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать. Как это сделать?

 Пояснительная записка

Цель проекта – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания.

Задачи проекта:

      - развивать  критическое и логическое мышление; (интеллектуальные умения)

      - умение видеть проблемы, готовность видеть их решение;

- повысить уровень индивидуальной культуры работы с информацией;

- формировать умение анализировать и делать самостоятельные выводы;

- прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них;

      - воспитывать культуру диалога в совместной деятельности.

Гипотеза: формирование критического мышления школьников происходит наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

  1. Создавать на уроках ситуации для выработки совместных решений;
  2. Способствовать умению аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  3. Развивать стремление к диалогу;

Это должно находить отражение в количественных показателях основных параметров, определяющих уровень развития устной и письменной речи. Предполагаю, что в условиях творческой деятельности они будут выше, чем при репродуцировании (изложении заданного текста).

Сроки проекта

Первый этап – констатирующий – был направлен на изучение теоретической литературы по исследуемой проблеме. На этом этапе решались две важные задачи: по каким критериям вести анализ текстов и как измерить значение этих критериям. Использовались следующие методы: наблюдение, беседа, анализ текстов.

Этап проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

формирует проблему; вводит в ситуацию; формулирует задачи

вхождение в проблему; вживание в ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта

Второй этап – преобразующий – позволил спланировать работу по экспериментальному обучению: были разработаны конкретные методы и приемы, которые использовались и используются на протяжении всего обучения.

Этап проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2 этап

помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность; организует практическую деятельность; практическая помощь; направляет и контролирует осуществление проекта

формирование знаний, умений и навыков

Третий этап – заключительный – ставил целью: проведение контрольного анализа текста для определения достигнутого уровня развития устной и письменной речи  (по  критериям, разработанным на первом  этапе); анализ  работ, полученных в ходе  “среза” по отобранным критериям; формулировка выводов и выступления на ШМО и педсовете; пролонгация полученных результатов, распространение опыта в работе других преподавателей.

Этап проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3 этап

подготовка к презентации; презентация; выступление на ШМО и педсовете.

продукт деятельности готовят к презентации; представляют продукт деятельности

Ожидаемый результат

а) Конкретные ожидаемые результаты 

  • повышение уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее критериев; 
  • психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности;
  • оформление методических рекомендаций по теме проекта;
  • выступление на педсовете и ШМО.

б) Результаты детской продуктивной деятельности 

  • повышение филологической компетентности и речевой культуры учащихся;
  • развитие критического и логического мышления;
  • участие в конкурсах литературного творчества учащихся на уровне школы, района;
  • повышение своей самооценки, уверенности в знаниях.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем идеи проекта будут реализовываться и развиваться в направлении наработки опыта  по развитию критического мышления, устной и  письменной речи учащихся, создания для этого вида деятельности благоприятных условий в общеобразовательном учреждении.

   Критерии результативности, оформление результатов

Для оценивания результативности эксперимента были разработаны критерии:

  • Развитие логического мышления;
  • Развитие критического мышления;
  • Применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях.

Уровень развития критического мышления определялся такими показателями:

  1. Умение ставить вопрос;
  2. Умение работать с информацией;

Развитие логического мышления исследовалось через:

  1. Умение обобщать;
  2. Умение анализировать;
  3. Умение устанавливать причинно – следственные связи.

В ходе эксперимента были подобраны соответствующие принятым показателям - параметры и методики.                                                                                                              

Критерии

Показатели

Параметры

Методы отслеживания

1.Развитие критического мышления

1.Умение ставить вопрос  

2. Умение работать с информацией.

Допустимый уровень – умение ставить разные типы вопросов.

Средний уровень – умение ставить простые вопросы и обобщающие.

Низкий уровень – умение ставить только простые вопросы.

Допустимый уровень – умение систематизировать информацию до знакомства с основным источником, умение работать с новой информацией самостоятельно.

Средний уровень – те же умения, но с помощью группы учащихся.

Низкий уровень – не сформированы данные умения.

-стратегия «Толстых» и «тонких»  вопросов», «Верное-неверное утверждение», взаимоопрос.

Приемы:

«Составление кластера», «Маркировка текста» (ИНСЕРТ), синквейн, эссе

2.Развитие логического мышления

1.Способность проводить рефлексию собственной деятельности и деятельности  других, обобщать.

2.Умение анализировать.

Высокий уровень-90 баллов и выше.

Норма-70-89 баллов.

Близко к норме- 50-69 баллов.

Низкий уровень-30-49 баллов.

Методика А.С. Выготского

3.Применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях.

Умение устанавливать– причинно следственные связи.

Метод наблюдения.

 

                                                       Текст проекта

1 блок. Педагогические принципы:

  • принцип творчества (креативности);
  • сотворчество детей и взрослых;
  • деятельностный подход;
  • вариативности;
  • актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;
  •  взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом

2 блок. Содержание проекта

 Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной технологии развития критического мышления основывается на следовании трем фазам. Термин «фаза» указывает на нечеткость границ окончания одного этапа познания (в отличие, например, от технологии программированного обучения).

                                     Первая фаза – фаза «Вызова»

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:

  • Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.
  • Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда – путем формулировки вопроса высокого уровня. Или – путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.

Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Опять же, самостоятельное определение учащимися тех аспектов темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время, является необходимой задачей на пути развития критического мышления. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий. 

На фазе вызова важно путём мозговой атаки заинтересовать учащихся. На этой стадии использую следующие методические приёмы: парная мозговая атака, групповой мозговой штурм, ключевые термины, перепутанные логические цепи, свободное письменное задание, создание кластеров, прием прогнозирования, верные и неверные утверждения, прием «Согласитесь ли вы…».

Вторая фаза – фаза «Реализации смысла  (или осмысления)»

На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:

  • Организация активной работы с информацией. Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.

Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Уже давно в психологии обучения описана важность переживания эффекта приобретения. В познавательной сфере, особенно при работе с художественной литературой не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.

На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приёмы, как чтение текста методом ИНСЕРТ, взаимоопрос, «тонкие» и «толстые» вопросы.

Третья фаза – фаза «Рефлексии»

Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо:

  • самостоятельно систематизировать новый материал.
  • определить направления для дальнейшего изучения темы.

Здесь небольшая психологическая хитрость. Дело в том, что никто не хочет, чтобы новое знание было успешно «похоронено» среди других успешно освоенных знаний и умений. Для этого необходимо оставить простор для дальнейшего изучения темы. Есть такой термин «порочная завершенность», который подразумевает излишнее стремление все окончательно изучить, сдать и больше к этому не возвращаться. Для развития мышления подобная завершенность более чем пагубна (хотя для успеваемости, возможно, она и подходит).

Многие приёмы, использованные на первых двух стадиях, логически переходят в стадию «Рефлексия». Парная мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, мини-сочинений, «письмо по кругу» – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.

Технологию развития критического мышления использую на уроках, в проведении классных часов и других внеклассных мероприятий. (Приложение№1)

Выводы

     Результаты исследования показали, что использование технологии развития критического мышления:

  • развивает мыслительную деятельность учащихся;
  • формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения;

Методы и приёмы технологии способствуют:

  • лучшему запоминанию изученного материала;
  • активизируют деятельность учащихся на уроке;
  • формулирование  вопросов развивает познавательную деятельность.

Различные формы рефлексии развивают:

  • способность формулировать мысли;
  • помогают лучше понять причины явлений.

                                                                                                         

                                                                                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, у...

Инновационный проект «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории»

«Использование технологии развития критического мышлениядля формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории»...

Инновационный проект "Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД на уроках географии"

Раскрывается эффективность применения данной технологии для формирования УУД, так как в жизнь системы образования нашей страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандрат - ФГОС....

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства об...