Консультация для педагогов "Артикуляционная гимнастика"
консультация на тему

Консультация для педагогов "Артикуляционная гимнастика" включает в себя теоритический и практический материал по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста. А также список литературы , в которой есть интересные формы и методы проведения артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. 

СЛАЙД 2

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

СЛАЙД 3 Целями артикуляционной гимнастики

являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.

Правильное и систематическое проведение артикуляциой гимнастики в дошкольном возрасте способствует рождению правильных звуков, а позднее — усвоению слов сложной слоговой конструкции.

СЛАЙД 4 Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: 

  • Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость).
  • Улучшить подвижность артикуляционных органов.
  • Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.
  • Ребенку научиться удерживать определенную артикуляционную позу, увеличить амплитуду движений.
  • Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
  • Подготовить речевой аппарат ребенка  к правильному произношению звуков.

При работе над правильным звукопроизношением воспитателю необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т. е. в каком положении при произношении того или иного звука находятся губы, зубы, язык, голосовые связки. Перед началом работы над каждым звуком педагог анализирует положение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук в изолированном виде перед зеркалом.

После того как артикуляционный уклад звука усвоен (разобран), следует обратиться к подбору артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звука. Эти упражнения помогут ребенку выработать правильный артикуляционный уклад.

Каждое упражнение имеет свое название. Обучая ребенка выполнить упражнение, необходимо соотнести его с каким-то образом, предметом, изображенным на картинке. Например: широкий кончик языка — лопаточка, узкий кончик языка — иголочка, поднятый за верхние зубы кончик языка - парус и т. п.

СЛАЙД 5 Упражнение «Парус».

В последующей работе при показе картинки ребенок будет выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны воспитателя. 

СЛАЙД 6   Что важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?

  • Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
  • Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а все занятие 10-12 минут.
  • Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
  • Некоторые упражнения  проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
  • Упражнения  выполняются  ребенком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние зубы, прикасаясь кончиком языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую  трубочку,  приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает теплую воздушную струйку на ладошку.
  • Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения.  Это дает  возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно в утренние часы (первый раз), после занятий (второй раз) и после дневного сна (третий раз) по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Продолжительность гимнастики — до 5 мин.

Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно обрабатывается воспитателем на основе таблицы «Артикуляционные упражнения», данной в программе по развитию речи детей среднего возраста.

В комплекс должно входить 4—5 упражнений: 2—3 стататических и 2—3 динамических.

Примеры комплексов артикуляционной гимнастики.

СЛАЙД 7

 Комплекс 1. Артикуляционные упражнения постановке звука [ш].

1-я часть. Статические упражнения:

«Дудочка»; «Чашечка».

2-я часть. Динамические упражнения:

«Маляр»; «Дятел»; «Лошадка».

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется педагогом на неделю. На следующей неделе комплекс частично видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, подходящим под артикуляцию изучаемого звука.

Таким образом педагоги каждую неделю знакомят детей с одним новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

Знакомство с каждым новым артикуляционным упражнением желательно сопровождать небольшой сюжетной зарисовкой.  Например, упражнение  «Вкусное варенье»:

«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем.  Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с вареньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ педагога)».

После показа воспитатель просит детей выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этот педагог контролирует каждого ребенка, правильно ли он выполняет упражнение.

Затем воспитатель показывает картинку, на которой изображено предлагаемое упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу воспитателя, а по картинке. Педагог при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнение каждым ребенком.

Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед зеркалами, воспитатель встает за их спинами.  Всё  смотрят и видят друг друга в зеркала. Общение, показ артикуляционных поз также происходят через зеркала. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнение, как его показывает воспитатель, картинки, которые демонстрирует воспитатель. Педагог при этом видит, как все дети выполняют предложенные упражнения.

                                          ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

В артикуляционную гимнастику следует вводить упражнения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание существенно отличается от физиологического дыхания,  так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объем легких. В основном присутствует ротовой тип дыхания.

Работа над речевым дыханием ребенка способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.

Для правильного произношения любого звука необходима воздушная струя, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.

  1. Ребенка обучают, не надувая щеки, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы сдувать поднесенный ко рту любой легкий предмет (ватный шарик,  бумажную бабочку или снежинку, перышко и т. д.).

СЛАЙД 8

Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом поле (картонный цветок, листок и т. п.). Можно использовать для поддувания предмет, привязанный ниткой к штативу или твердому полю.

  1. Исходная позиция для поддувания та же, но ребенку предлагается для перемещения более тяжелый предмет, например карандаш. Причем сначала используется круглый карандаш, а затем ребристый. Карандаш кладется на глад-
    кую поверхность стола,- и ребенок дует на него,  чтобы он покатился до определенной границы (кубика, книги и др.).
  2. С детьми отдельно отрабатывается холодный выдох и теплый выдох; сильная воздушная струя и плавная воздушная струя.  В упражнении используется любое пособие для поддувания (жучок на листике, пчела на цветке и т. п.).
  3. Ребенка тренируют в умении сочетать произнесение звука с началом выдоха (например,  игра  «Паровозик»  —Ч-ч-ч-ч).
  4. Детей учат на одном выдохе произносить 3—4 слога (гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып и т. п.).
  5. Детей учат слитно произносить фразу из 2—3, 3—4, 4—5, 5—б слов — с коротким вдохом и длительным выдохом.

7.        У детей вырабатывают дифференцированное дыхание:
вдох ртом, выдох ртом;

вдох ртом, выдох носом;

вдох носом, выдох ртом;

вдох носом, выдох носом.

    Дыхательные упражнения систематически проводятся в комплексах артикуляционной гимнастики, в повседневной жизни, на занятиях.


                    Сдуй снежинку.

Чтобы хорошо произносить звуки, надо

правильно и сильно дуть. Давай

 потренируемся. Улыбнись, немного

высуни язык и положи его широкий

 край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос

и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф,

сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони.

 Повтори три-четыре раза, следя, чтобы

не надувались щёки. (Главное, чтобы

ребёнок произносил звук, похожий на [Ф],

 а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть

 узкая, а не рассеянная).

                Фокус.

Чтобы фокус получился, надо:  

1. Открыть рот;

  1. Сделать «чашку» (боковые края
    языка прижаты к верхней губе,
    а посередине остаётся  желобок);
  2. Положить маленький кусочек
    ватки на нос;
  3. Сделать вдох через нос;
  4. Сильно дунуть на ватку через рот
    так, чтобы она взлетела вверх
    (должен получиться звук,    похо-
    жий на [Ф], но не на (Х)

СЛАЙД 9 Сопряженная гимнастика,

или ТЕАТР ПАЛЬЧИКОВ И ЯЗЫКА.

        

Цель:

Привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движения мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями.

Методическое пояснение.

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и улучшению координации  движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятии. Проводимая в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз (сидя — за партами или за общим столом, стоя — в кругу или шеренге) сопряженная гимнастика может применяться и как физкультминутка. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчикового  языка. Опорные рисунки к таблице имеют номера, соответствующие порядковому номеру упражнения.  В создании нехитрых сюжетов желательно участие самих ребят — это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу.

 СЛАЙД 10 Список литературы

для проведения артикуляционной гимнастики.

Автор

Название

Издательство

Год издания

Коноваленко В.В.,

Коноваленко  С.В.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

М.«Гном-Пресс»

1998

Куликовская Т.А.

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

М.«Гном-Д»

2006

Пожиленко Е.А.

Артикуляционная гимнастика.

С-Пб. «Каро»

2006

Краузе Е.Н.

Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.

С-Пб. «Карона2

2004

Крупенчук О.И.,

Воробьева Т.А.

Исправляем произношение.

С-Пб. «Литера»

2007

Крупенчук О.И.,

Воробьева Т.А.

Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.

С-Пб. «Литера»

2004

Мальцева М.А.,

Костыгина В.Н.

Мой логопедический альбом.

Ярославль. «Академия развития»

2001

Асташина И.В.

Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет.

«Владис»

2008

Репина З.А., Буйко В.И.

Уроки логопедии

Екатеринбург

«ЛИТУР»

1999




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Слайд 2

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Слайд 3

Цели артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков; подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Слайд 4

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость). Улучшить подвижность артикуляционных органов. Укрепить мышечную систему языка, губ, щек. Ребенку научиться удерживать определенную артикуляционную позу, увеличить амплитуду движений. Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов. Подготовить речевой аппарат ребенка к правильному произношению звуков.

Слайд 5

ПАРУС Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт. Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повтори два-три раза.

Слайд 6

Что важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики? Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а все занятие 10-12 минут. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка. Упражнения выполняются ребенком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние зубы, прикасаясь кончиком языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т, затем делает губами «окошечко», приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает теплую воздушную струйку на ладошку. Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.

Слайд 7

Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш]. 1-я часть. Статические упражнения: «Дудочка» «Чашечка». 2-я часть. Динамические упражнения: «Маляр» «Дятел» «Лошадка»

Слайд 8

Сдуй снежинку. Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [ X ], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

Слайд 9

Сопряженная гимнастика, или ТЕАТР ПАЛЬЧИКОВ И ЯЗЫКА Цели занятий: п ривлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движения мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями. Методические пояснения. В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и улучшению координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятии. Проводимая в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз (сидя — за столами или за общим столом, стоя — в кругу или шеренге) сопряженная гимнастика может применяться и как физкультминутка. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчикового языка.

Слайд 11

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.М.«Гном-Пресс»1998 Куликовская Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.М.«Гном-Д»2006 Пожиленко Е.А.Артикуляционная гимнастика.С-Пб. «Каро»2006 Краузе Е.Н.Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. С-Пб. «Карона22004 Крупенчук О.И.,Воробьева Т.А.Исправляем произношение.С-Пб. «Литера»2007 Крупенчук О.И.,Воробьева Т.А.Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.С-Пб. «Литера»2004 Мальцева М.А.,Костыгина В.Н.Мой логопедический альбом.Ярославль. «Академия развития»2001 Асташина И.В.Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет.«Владис»2008 Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии Екатеринбург «ЛИТУР» 1999 Список литературы для проведения артикуляционной гимнастики .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Презентация. Артикуляционная гимнастика. Консультация для воспитателей.

В презентации представлены основные отличия в работе логопеда и воспитателя. Описана работа логопеда ДОУ по формированию правильного звукопроизношения. Предлагаются комплексы артикуляционной гимнастик...

Консультация для учителей и воспитателей продленных групп коррекционной школы "Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой"

В консультации даются рекомендации по профилактике нарушений дыхательной функции обучающихся коррекционной школы, с использованием эффективных методов развития правильного физиологического и речевого ...

Консультация "Артикуляционная и пальчиковая гимнастики"

Речь человека не является врожденной способностью, она формируется постепенно и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального состояния звукопроизношения является полноценна...

Консультация для родителей на тему: "Значение утренней гимнастики для дошкольников"

Очень часто дети опаздывают на утреннюю гимнастику по вине родителей. Так как многие родители считают, что нет большой необходимости соблюдать режим дня дома и в детском саду! Попробую вам доказать, ч...

Консультация для воспитателей "Гимнастика - побудка" в режиме дня.

После   дневного   сна   важно   поднять   настроение   и   мышечный   тонус каждого ребёнка,  а также  позабо...

Консультация: "Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста."

ldquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга”И. П. Павлов...