Самостоятельная работа студентов на уроках математики как средство формирования личностных УУД
статья на тему

Трифонова Марина Владимировна

Одна из задач обучения в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_vystuplenie_na_seminare_13_oktyabrya_2015.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

          Великая цель образования – это не знания, а действия. (Герберт Спенсер)

Сегодня математика, как живая наука с многосторонними связками, оказывает существенное влияние на развитие других наук, является базой научно-технического прогресса и важнейшим компонентом развития личности.

 Современные учебные заведения стали более гибкими по целям и задачам, разнообразными по техническим средствам и методам, используемым преподавателями

                   Основной концепцией новых ГС становится разработка требований к подготовке специалистов всех направлений и специализаций, способных работать в новых условиях Российского общества.

                  С этой целью изучение математики направлено на:

1) в направлении личностного развития · развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности,   воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;  формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;  развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

 2) в метапредметном направлении · формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; ·

3) в предметном направлении · овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.

             Приоритет, отдаваемый вкладу математического образования в развитие общих личностных качеств по сравнению с применением готовых и сложившихся знаний, обусловлен современным этапом развития общества, резким ростом его информационной культуры, модернизацией общего образования. Целью обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков.
 А значит важнейшей задачей современной системы образования является: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Следуя потребностям современного общества, будущим выпускникам необходимо осваивать универсальные учебные действия:
• уметь выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, уметь адаптироваться в реальных условиях;
• проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников информации, её анализировать, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях;
• обладать навыками общения, быть контактными в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимыми к мнению других, работать в коллективе, предотвращать конфликтные ситуации.
На такой результат направлена модернизация российского образования, стандарты третьего поколения, реализующие системно-деятельностный подход. В стандарте существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования. Они представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования.
В стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.
Однако, очевидны противоречия:
• между необходимостью формирования универсальных учебных действий и неразработанностью механизмов приёмов их формирования в образовательной практике школы;
• учащиеся получают все знания основ наук в готовом виде, и почти никогда не могут осуществить самостоятельную познавательную деятельность;
• между усвоением обязательного для всех учебного материала и трудностями, возникающими при этом.
На основе противоречий можно сформулировать проблему:
Разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем сформированности личностных УУД.
Цель:
Сформировать у учащихся личностные УУД на уроках математики через включение в образовательный процесс самостоятельных видов деятельности.
Задачи:
а) научить самостоятельно ставить цель для выполнения работы;
б) сформировать умение выбора способов выполнения самостоятельной работы;
в) научить добывать недостающую информацию.
Ожидаемые результаты:
Данная система работы будет способствовать формированию у учащихся умения проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников информации, её анализировать, делать обобщение, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях.

Одна из задач обучения в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.
Для меня, как и для многих преподавателей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить студентов? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
“Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”, - сказал Л.Н.Толстой”. И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие. Поэтому задача преподавателя – не давать студентам знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания
В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.
Студент, получая знания и теоретически обоснованные способы действий, может сам вырабатывать пути решений поставленных проблем. Одним из инструментов развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности, является самостоятельная работа.
Научно доказано безусловное положительное влияние самостоятельных работ на качество знаний, развитие мышления, формирования УУД и воспитания положительных сторон психики студентов.
Что же такое самостоятельная работа?
Самостоятельная работа – это такая учебная деятельность студентов, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения умениями.
Самостоятельная работа в обучении математике не самоцель. Она необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние обучающегося, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны преподавателя за их усвоением. Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления обучающихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности обучающихся, привития навыков учебного труда.
Самостоятельная работа как прием обучения может входить почти во все методы обучения, применяться на различных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на работах, выполняемых под руководством преподавателя.
                   Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.
На этапе осмысления изучаемого материала самостоятельные работы на уроках математики могут занимать около 5 –6 мин, на этапе формирования умений по применению изучаемого материала – до 10 – 15 мин, а на этапе формирования навыков – до 30 мин.
При обучении математике применяются устные и письменные самостоятельные работы; классные и домашние; групповые, фронтальные и индивидуальные.
Если обучающийся научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими – то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые обучающийся усвоил сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения преподавателя. Здесь же решается и большая воспитательная задача – привитие навыка самостоятельности в работе вообще, возможности в дальнейшем самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении каких – то практических задач.
                  Работу по формированию умений, обеспечивающих самостоятельное изучение обучающимся нового материала, нужно начинать на уроке. Можно предложить учебной группе самостоятельно изучить тот или иной материал учебника. Для проведения такой работы, во – первых, преподаватель должен быть убежден, что каждый обучающийся готов к ней, во – вторых, обучающийся должен знать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы.
Системой предварительных заданий, устных и письменных упражнений преподавателю следует подготовить необходимую базу у обучающихся, обеспечивающую самостоятельность в этой работе. При наличии вопросов в учебнике можно указать, на какие вопросы обучающийся должен уметь ответить, изучив данный материал. Среди вопросов к работе обучающихся можно предлагать и такие, ответа на которые непосредственно нет в учебнике, и поэтому требуются некоторые размышления обучающегося. Возможно, не все обучающиеся сумеют ответить на них. Однако каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна обязательно завершаться проверкой понимания изученного. В процессе обсуждения должно быть все выяснено.
                   Самостоятельно изученный на уроке материал должен быть закреплен. В этом случае дома его придется повторять лишь отдельным обучающимся, и перегрузки обучающихся домашними заданиями не будет. Вопрос о том, сколько времени придется тратить обучающемуся на выполнение домашнего задания, во многом зависит от того, как понят им материал на уроке и как он закреплен. А это, в свою очередь, обеспечивается наличием у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и навыков учебного труда.
Все различные виды самостоятельной работы при изучении нового материала полезны не только в вопросе формирования умений и навыков самостоятельно работать, но и содействуют выработке сознательного и творческого отношения к труду вообще.
В последнее время, когда большое внимание уделяется повышению качества знаний, возросла роль обобщающих уроков. Им принадлежит главная роль в повторении и систематизации знаний. На обобщающем уроке выявляется степень сформированности у учащихся различных умений. То есть на этих уроках имеется возможность использовать различные виды самостоятельной работы: с учебником, справочниками и другими пособиями, решают задачи. На этих уроках используются и письменные проверочные работы, в которых разнообразные задания: тестовые задания с выбором правильного ответа,  деформированный текст (найти в тексте ошибки, исправить их), «найти соответствие», составить опорный конспект, ответить на предложенные вопросы, заполнить схему, таблицу, решение задач и др.
                Привитию навыка приобретения новых знаний без посторонней помощи, способствует самостоятельное изучение нового материла по учебнику. Самостоятельную работу с книгой по изучению нового материала следует проводить в несколько этапов. На первом этапе целесообразно проводить предварительную классную работу, подготавливающую ученика к самостоятельной работе с учебником дома. Второй этап – это этап, где можно предложить самостоятельное изучение теорем, доказательства которых аналогичны, рассмотренным ранее. На третьем этапе предложить учащимся в качестве домашнего задания самостоятельное изучение материала по учебнику. Конечно, это касается не любого параграфа учебника.
Отбирая параграфы учебника, которые учащиеся будут изучать дома самостоятельно, нужно помнить, что они должны понять содержание прочитанного. Выделять главные моменты, уметь привести примеры, изложить прочитанное. Полезно требовать от учеников делать записи последовательных этапов изложения материала, выводов, выполнять чертежи, отличные от приведенных в учебнике.
Самостоятельное изучение материла по учебнику сложнее, чем его восприятие со слов учителя, но психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей. Лишь в ходе их преодоления ученик может развить творческие способности.
                 Большую помощь в расширении математического кругозора учащихся оказывает чтение научно-популярной литературы по математике.
Широкие способности для самостоятельной работы учащихся с книгой и развития их познавательных способностей предоставляют задания по подготовке коротких докладов к урокам. Такие доклады можно дать поочередно отдельным учащимся. Темы и литературу для докладов рекомендует учитель. Доклады могут быть по истории, о жизни и деятельности выдающихся педагогов математиков. Содержание доклада нужно логически увязать с изучаемой темой. Например, при изучении теоремы Пифагора можно рекомендовать такие доклады: «Различные способы доказательства теоремы», «Пифагор – знаменитый математик Древней Греции».
Доклады учащихся оживляют урок, способствуют развитию способностей школьников, развивают интерес к математике. Готовя доклад, учащиеся приобретают навык работы с книгой, учатся выбирать главное из прочитанного текста и излагать материал лаконичным математическим языком. Несомненно, этот вид домашнего задания должен иметь больший удельный вес в старших классах, однако его можно практиковать и в младших и средних классах.
                Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ – необходимость контроля и оценка ее результатов. При этом создаются условия для формирования навыков самоанализа и взаимоконтроля. Для этого дается студентам возможность самим оценивать свою работу, ее результаты или использовать взаимоконтроль, когда ребята оценивают работу своих товарищей.
                 Сущность контролирующих функций проверки заключается в выявлении:
• знаний (их объем, систематизация и фундаментальность, глубина овладения);
• уровня сформированности личностных УУД;
• степени усвоения приемов самостоятельной деятельности, навыков рационального учебного труда.
В соответствии с формами обучения на практике выделяют три формы проверки: индивидуальная, групповая и фронтальная.
В соответствии с местом проверки в процессе обучения выделяют следующие ее формы: текущая, тематическая, периодическая и итоговая.
Формы проверки могут быть классифицированы по способу деятельности: письменная, устная, практическая.
В зависимости от того кто именно осуществляет контроль за результатами деятельности студента выделяют следующие его формы:
- внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью студента);
- взаимный (осуществляется студентом над деятельностью товарища);
-самоконтроль (осуществляется студентом над собственной деятельностью).
                   В заключении с уверенностью могу сказать, что:
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики при формировании личностных УУД:
• позволяет проявлять активность в познании окружающего мира;
• быть контактным в различных социальных группах;
• уметь отстаивать собственное мнение;
• быть терпеливым к мнению других;
• работать в коллективе;
• предотвращать конфликтные ситуации;
• быть социально успешной личностью.

Выступление на областном семинаре преподавателей математики и физики  

«Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов средствами современных УМК по математике и физике».

Самостоятельная работа студентов на уроках математики как средство формирования личностных УУД    

                                                           Подготовила:  М.В.Трифонова

Саратов 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения...

«Самостоятельная работа учащихся на уроках математики как средство формирования личностных УУД ».

Вводная часть.Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, которые ещё не созданы, осваивать ещё неизвестные технологии, пользоваться ещё не открытыми...

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики как средство формирования личностных УУД.

между необходимостью формирования универсальных учебных действий и неразработанностью механизмов приёмов их формирования в образовательной практике школы;учащиеся получают все знания основ наук в гото...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика- главный путь воспитания самостоятельности.В своей работе я хочу осветить во...

Методическая разработка "Разнообразные формы и виды индивидуальной работы учащихся на уроках математики как средство формирования теоретического мышления".

В разработке содержится дидактический материал по тема "Корни. Степени. Логарифмы" дифференцированый по степени сложности....

Формирование общих компетенций обучающихся на уроках математики как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении

Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Совр...

Технология взаимодействия «ученик-учитель» на уроке математики как средство формирования и оценки личностных результатов образовательной деятельности

Не секрет, что учебный предмет математика достаточно сложен для многих ребят. Как оценить динамику результатов обучения детей относительно самих себя по данному предмету? Оценить промежуточные результ...