Формирование метапредметных компетенций на уроках биологии
методическая разработка на тему

Смирнова Ирина Владимировна

статья посвящена формированию метапредметных компетенций на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_metapredmetnyh_kompetentsiy.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар городского методического объединения учителей биологии

Тема семинара: «Формирование метапредметных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности»

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому

и я пойму».

(Конфуций)

«Жизнь на уроке должна стать подлинной.

Сделать ее такой – задача каждого из нас»

Цели и задачи:

1.  Пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования.

2.  Показать коллегам, что ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетентности, готовности к переобучению

3.  Напомнить коллегам, что, основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель сегодня не актер, а режиссер.

4.  Замотивировать коллег на дальнейшее самостоятельное изучение материала семинара, и применение полученных знаний в своей деятельности.

Ход семинара:

1.  Вопрос по кругу: «Я пришел на семинар…»        

Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас сегодня на нашем семинаре «Формирование метапредметных компетенций на уроках и во внеурочное время», тема которого продиктована нам новыми современными подходами к содержанию и результатам образования.(см. ФГОС)

Чтобы наш разговор получился предметным и полезным для каждого из нас, мы предлагаем вам продолжить фразу: «Я пришел на семинар…»

2.  Что такое «метапредмет»?

(работа в парах)        

Коллеги, дайте, пожалуйста, определение понятия «метапредмет»

(после 2-3 минут обсуждения, педагоги зачитывают свои характеристики, по желанию)

Мы предлагаем вам прочитать определения других людей, обсудите, пожалуйста, может вам захочется что-то добавить или изменить в своих определениях?

-«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления» (А. В. Хуторской)

-«Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременности НАДпредметности « (Ю. В. Громыко)

-«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А. Г. Асмолов)

«Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы»

«На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» - «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» - «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то»

"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И. Кант). учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией кажется ли вам удачным выражение: работа с деятельностью?

(Годунова ЕА)

«…у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т. е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта»

«Мета» – означает «стоящее за»

3.  Напишите словосочетания со словом «метапредметный»

(работа в группе)        

Что может быть метапредметным?

-связи;

-средства обучения;

-формы обучения;

-результаты обучения;

-умения;

-урок;

-занятие;

-задание;

-задача;

-категория;

4.  Занятие можно считать метапредметным, если…?

(работа в группе)        

Задание: смоделировать (начало, весь) урок (биологии, русского языка, истории, литературы, английского языка) по теме «Человек», использовав для этого: разные ситуации(конфликт, опровержение, проблема, нетрадиционный подход и т. д.)

Особенности метапредметного занятия:

1.  Это интегрированное занятие.

2.  Деятельность  учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

3.  Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:  понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т. д.

4.  Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.

5.  Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Примеры метапредметных категорий:

1.  Определение и понятие.

2.  Рисунок и схема.

3.  Знание и информация.

4.  Цель и задача.

5.  Роль и позиция.

6.  Модель и способ.

7.  Содержание и форма.

8.  Знание и незнание.

9.  Порядок и хаос.

10.  Изменение и развитие.

11.  Простое и сложное.

«Сценарий урока нужно составить таким образом, что бы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов» (Громыко Н. В.)

5.  Какие технологии способствуют формированию метапредметных умений?

(работа в группе)        

Перечислите технологии, способствующие, на ваш взгляд формированию метапредметных умений.

Метапредметные технологии.

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

-РКМЧП (критическое мышление)

-Педмастерские

 - Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

  Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

 - Интерактивная методика.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?

Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).

Осмысление полученного опыта.

Обобщение (рефлексия).

Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с

эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

 - Личностно–ориентированные технологии обучения.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т. д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

 - Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний и умений.

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Поскольку человек – самое сложное существо на земле, соединяющее в себе природные и культурные начала, которые в свою очередь являются синтетическим продуктом деятельности предшествующих поколений, постольку идеи интеграции максимально адекватны феномену человеческого сознания. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы

гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:

аналитические,

учебно-информационные,

коммуникативно-речевые.

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:

умения сопоставлять явления и факты;

умения выделять главное;

умения составлять из отдельных элементов целую картину;

умения формулировать общую проблему;

умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

умение извлекать информацию из различных источников;

умение составлять план;

умение отбирать материал по заданной теме;

умение составлять письменные тезисы;

умение подбирать цитаты;

умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

умение составлять связное устное высказывание;

умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

умение использовать различные средства наглядности;

умение выражать свое мнение и аргументировать его;

умение оформлять научно-исследовательские работы;

умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

умение вести дискуссию.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

6.  Я иду на метапредметный урок. Что я должен учитывать?

(работа в группах, раздаточный материал)        

(1 группа) Структурные элементы урока

·  Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

·  Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

·  Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.

·  Взаимопроверка и взаимоконтроль.

·  Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на уроке

·  Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.

·  Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требование к учителю

·  Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

·  Добиваться от учеников аргументированных ответов.

·  Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

·  Чётко и точно формулировать задание.

·  Способность к импровизации.

·  Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

·  Учитель не актёр, а режиссёр!

(2 группа) Метапредметный урок-это урок, целью которого...

-является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.

- является активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.

-является подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы

-является формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования

-является формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.

- является ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся

-является получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.

-необходимые знания используются не  только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса

-является формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в  в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности является формирование в каждый момент урока у ученика понимания  того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает

( 3 группа) Метапредметный урок-это урок, на котором...

-происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире;

- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом;

- учитываются реальные потребности  и интересы школьников;

- происходит включение ребенка в разыне виды деятельности, важные для конкретного ребенка;

- организована поисковая деятельность учащихся, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация; моделирующая деятельность в предметно-содержательном и социально–психологическом плане;

- на котором необходимо "в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения;

- ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность;

-ученик 1) промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. 2) А затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;

- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт;

 (4 группа) Метапредметный урок-это урок, с помощью которого:

- происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения.

- не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться;

- включается метапредметное содержание путем:

- выделения отдельных учебных дисциплин (метапредметов "проблема", "знание", и др.)

- включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира);

- можно выяснить умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы.

7.  Какие метапредметные результаты обучения необходимо формировать в начальной школе, в среднем звене, в старших классах?

(работа в группе, сравнительный анализ)        

11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

8.  Какая внеурочная деятельность способствует формированию метапредметных умений? Каким образом?

(опрос по кругу)        

-Исследовательская деятельность;

- Подготовка и участие в НПК, предметных конкурсах, чемпионатах и т. д.

- Подготовка и участие в предметных неделях, КТД и т. д.

9.  Рефлексия

(опрос по кругу)        

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают

его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль

Продолжите, пожалуйста, фразу:

-А, напоследок, я скажу…

-Уходя с семинара, я…

-Мне хочется сказать…

-Мой совет коллегам

-Оказывается…

- Самым полезным для меня было…

10.  Свободный выбор        

Притча «Все в твоих руках»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы....

Презентация "Формирование метапредметных компетенций на уроках информатики"

Метопредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовате...

Формирование метапредметных компетенций на уроках математики

«Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого учителя»...