«Формирование метапредметных компетенций на уроках химии и биологии»
статья

Абелян Нуне Аркадьевна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Размышления о метапредметности…

 «Голова, наполненная отрывочными,

бессвязными знаниями, похожа на кладовую,

в которой все в беспорядке

и где сам хозяин ничего не отыщет;

голова, где только система без знаний,

похожа на лавку, в которой

на всех ящиках есть надписи,

но в ящиках пусто». 

                                                                                                           

К . Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok_.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАСЕДАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ, ХИМИИ, ГЕОГРАФИИ И ЭКОЛОГИИ

В РАМКАХ АВГУСТОВСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«Создание условий для раскрытия потенциала каждого обучающегося и воспитанника в системе общего и дополнительного образования г. о. Жуковский»

Выступление на тему:

«Формирование метапредметных компетенций

на уроках химии и биологии»

                                     Подготовила: учитель химии и биологии высшей квалификационной категории

                                                                     Абелян Нуне Аркадьевна

Введение

Размышления о метапредметности…

 «Голова, наполненная отрывочными,

бессвязными знаниями, похожа на кладовую,

в которой все в беспорядке

и где сам хозяин ничего не отыщет;

голова, где только система без знаний,

похожа на лавку, в которой

на всех ящиках есть надписи,

но в ящиках пусто». 

                                                                                                           

К . Д. Ушинский

Задолго до реформ К. Д. Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений ФГОС второго поколения. Как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? 

Думаю, с этими вопросами сталкиваются все! На мой взгляд, выход из этой ситуации - в освоении и внедрении в процесс преподавания метапредметности как способа формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.

В Федеральных государственных образовательных стандартах впервые сказано о требованиях к метапредметному образовательному и воспитательному результату обучения в средней школе. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Сегодня государство заинтересовано в гражданине, который может проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления. Поэтому перед школой сейчас стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а, обеспечив его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить крайне важным умением – умением учиться.

Не секрет, что уровень образованности в современных условиях не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. Сейчас необходимо развивать у учащихся способность решать проблемы различной степени сложности на основе имеющихся знаний. Эту задачу решает реализация метапредметного подхода в обучении,

             Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому?

Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Уже сегодня мы можем идти на опережение, готовить наших учеников и самих себя к данной новой системе работы, применяя на своих уроках элементы метапредметного подхода. Содержание предмета позволяет формировать на уроках метапредметные связи. Например, предлагать учащимся выполнять на уроках метапредметные задания, которые предусматривают овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательность действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.

Не секрет, что почти все ученики имеют смартфоны или планшеты с выходом в Интернет, которые они берут с собой в школу. Однако учителя относятся к ним на уроке как к фактору, мешающему учебному процессу. В то время как можно сделать их помощниками в формировании и развитии компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Они помогут и в формировании навыков смыслового чтения. В частности, их можно использовать для организации поиска информации и работы с ней. Например, дать задания, выполнение которых связано с интернетом.

Предлагаю Вам некоторые задания, которые Вы можете использовать при проведении метапредметных занятий..

1. «Оценка Интернет-ресурсов»

Форма выполнения данного задания групповая. Учащиеся могут использовать порталы, виртуальные энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные музеи и др. Разделите класс на пары, группы. Выберите несколько Интернет-ресурсов по вашей теме. Предложите их ученикам для изучения. Каждая группа должна рассмотреть один Интернет-ресурс и ответить на вопросы:

•      Для чего может быть использован этот Интернет-ресурс?

•      Какие возможности он открывает для изучения учебного предмета?

•      Как его можно использовать для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач по предмету?

Организуйте обсуждение, в процессе которого ученики не должны бояться дать неправильный ответ. Кроме того, можно попросить учеников направить ответы по электронной почте.

2. «Оценка Интернет-ресурсов»

Форма выполнения данного задания индивидуальная. Учащиеся могут использовать электронные библиотеки, официальные сайты организаций, блоги, форумы и др.

Попросите учеников найти в Интернете информацию о каком-нибудь общественном или природном явлении. Например, они могут искать информацию о каком-либо заболевании.

Для этого они, во-первых, должны найти как можно больше Интернет-источников разных видов (электронные библиотеки, вебсайт авторитетной медицинской организации, вебсайт медицинской компании, вебсайт медицинской ассоциации, виртуальный журнал о здоровье, вебсайт аптеки или медицинской клиники, блог, вебсайт коммерческой компании, которая стремится представлять объективную медицинскую информацию, дискуссионный форум и др.) и, во-вторых, сравнить представленную в них информацию. После этого ученики пишут эссе, в котором должны быть перечислены и описаны основные способы определения аутентичности и авторитетности медицинского вебсайта и ответить на следующие вопросы:

•      Какую информацию вам удалось найти о заболевании, его симптомах, формах, мерах профилактики и лечения?

•      Какой информации вы доверяете?

•      Какая информация вас удивила?

•      Могут ли медицинские вебсайты помочь диагностировать заболевание?

•      Насколько безопасно самолечение на основе медицинской информации, найденной в Интернете?

3. «Словарная работа»

Форма выполнения данного задания индивидуальная. Учащиеся могут использовать виртуальные словари, энциклопедии.

Учащимся дается терминологический ряд, относящийся к теме отдельного урока или разделу, и от трёх до пяти справочных Интернет-ресурсов, например, «Яндекс. Словари» (http://slovari.yandex.ru/).

Учащиеся должны выписать определения, которые им наиболее понятны, сравнить их и на основе проведенного сравнения сформулировать собственное обобщенное определение терминов.

4.  «Сравнение Интернет -ресурсов»

Форма выполнения данного задания может быть индивидуальная или групповая. Учащиеся могут использовать порталы, виртуальные энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные музеи, официальные сайты организаций.

Попросите учеников проанализировать информацию о каком-либо понятии, представленную в разных источниках. Например, рассмотреть объяснение понятий «биогеоценоз» или «абсорбция».

Учащиеся должны посетить несколько сайтов, изучить их содержание, сравнить их, ответив на вопросы:

•      Какие сайты вы посетили?

•      Какую информацию смогли получить?

•      Отличалась ли информация, представленная в разных источниках?

•      Какие Интернет-ресурсы вам понравились, а какие – нет и почему?

Результаты работы могут быть представлены в виде таблицы.

Название вебсайта

Адрес вебсайта

Что понравилось на данном сайте?

Что понравилось на данном сайте?

Был ли данный сайт для тебя полезен?

Рекомендуешь ли его другим?

 

 

 

 

 

 

5.  «Поиск информации в Интернете»

Форма выполнения данного задания индивидуальная.

Учащимся в качестве домашнего задания предлагаются вопросы, выходящие за границы учебника, для ответа на которые необходимо воспользоваться иными источниками информации. Учащиеся могут использовать порталы, виртуальные энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные музеи, официальные сайты организаций.

6.  «Подбор материала для урока»

Форма выполнения данного задания индивидуальная или групповая. Учащиеся могут использовать порталы, виртуальные энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные музеи, официальные сайты организаций.

Подбор материала учащиеся могут осуществлять при подготовке к «урокам – самоуправления» (уроки, проводимые учащимися), для выступления с сообщением на уроке или в помощь учителю. Информация должна быть интересной, выходящей за рамки школьного учебника.

7. Презентация (домашняя работа)

Учащийся должен сделать презентацию по определенной теме. Для удобства дальнейшего использования данного продукта и лучшего качества составить для учащегося послайдовый план презентации.

В связи со все большей компьютеризацией у учащихся уменьшается желание пользоваться печатной информацией (учебник). Как же «заставить» учащихся внимательно прочитать текст учебника. Вот несколько вариантов заданий.

1.     Карточки с заданиями.

«Заполните пропуски в тексте». В карточках напечатан текст – ключевые предложения темы, которые есть в тексте параграфа. Учащиеся должны списать текст, вставив пропущенные слова.

«Угадай-ка». На карточках напечатаны предложения из текста параграфа. Предложение может быть точной копией или отличается на одно-два слова. Если учащийся согласен с утверждением, то отвечает «Да», если не согласен – «Нет».

«Кроссворд». Учащиеся должны решить кроссворд, составленный по материалу параграфа.

Для активизации данного вида работы можно устроить соревнование: какая команда, группа или колонка первой и наиболее правильно справится с заданием.

2.     Вопросы классу.

Учащиеся дома только по тексту параграфа составляют вопросы для своих одноклассников. Затем в начале урока один из учащихся задает вопрос другому ученику на его выбор, если тот ответил неправильно, вопрос переходит к следующему. Тот, кто правильно ответит на вопрос, получает возможность задать свой вопрос классу. Баллы можно давать как за правильный ответ, так и за хороший вопрос.

В качестве задающего вопрос может выступать и сам учитель, а учащимся можно давать возможность, если это новый материал, найти ответ в тексте.

         Выполнение заданий может требовать у учащихся использования знаний, умений и навыков, полученных на других учебных дисциплинах.

1.     Написать сказку, рассказ о каком-либо природном объекте или явлении.

2.     Написать сжатую биографию ученого.

3.     Сочинить стихотворение о природном объекте, явлении.

4.     Сделать рисунок «Осенняя природа», «Мир, в котором я живу», «Красавица зима» и т.п.

5.     Составить план ваших действий по улучшению территории, экологической ситуации в вашем районе и т.п.

6.     Построить диаграмму, график или таблицу, отражающую различные статистические данные.

7.     Составить кроссворд по теме. Данный кроссворд в дальнейшем можно использовать как раздаточный материал – задание для других учащихся.      

Некоторые из перечисленных заданий удобнее всего выполнять в группе из 2-4 человек. Во-первых, всегда можно распределить учащихся так, чтобы в каждой группе оказался ученик с планшетом или сотовым телефоном с выходом в Интернет, во-вторых, в группе возможно обсудить различные аспекты проблемы, прийти к общей точке зрения. А значит, это будет работать еще и на такие метапредметные результаты как умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. В конечном итоге это способствует более глубокому усвоению предметного материала.

Использование подобных заданий помогает формировать у учащихся УУД и метапредметные умения. Подготовка подобных заданий не требует от учителя больших временных затрат.

Очевидно, что формы контроля предметных и метапредметных результатов отличаются, т.к. метапредметы не имеют единственного верного ответа. в случае метапредметных результатов главным образом должны оцениваться оригинальность ответа, непохожесть на остальные ответы и известные сведения, мировоззренческая глубина и обоснованность ответа, нестандартность использованных способов решения, степень творческой самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы....

Презентация "Формирование метапредметных компетенций на уроках информатики"

Метопредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовате...

Формирование метапредметных компетенций на уроках математики

«Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого учителя»...

Формирование метапредметных компетенций на уроках биологии

статья посвящена формированию метапредметных компетенций на уроках биологии...

Формирование метапредметных компетенций на уроках химии

Единый методический день «Метапредметный подход как основа повышения качества образования в социокультурном пространстве училища»...