Интегрированный урок по литературе и математике в 5 классе по теме «Л.Н. Толстой – педагог, писатель и математик»
план-конспект урока (5 класс) на тему

Пастухова Наталья Алексеевна

Урок обобщения и закрепления знаний.

Этапы урока: 1. Создание проблемной ситуации. Спор математики и литературы. 2. Исторические сведения о педагогической деятельности Л.Н. толстого и о его "Азбуке". 3. Литературная викторина. 4. Самостоятельная работа по произведениям Л.Н. Толстого. 5. Исторические сведения об "Арифметике Л.Н. Толстого". 6. Практическая исследовательская работа с дробями. 7. Решение задач Л.Н. Толстого. 8. Самостоятельная работа по математике. 9. рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №18» ЭМР Саратовской области.

Интегрированный урок по литературе и математике в 5 классе  по теме

 «Л.Н. Толстой – педагог, писатель и математик»

                                                Подготовили

                                                                        учитель математики

Пастухова Наталья Алексеевна

                                                                        учитель русского языка

                                                                        Герасимова Ольга Николаевна

г. Энгельс – 2015

Тема урока: Лев Толстой – педагог, писатель, математик.

Цели урока:

Образовательная:

1. Формирование представления у школьников о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира.

2. Расширение знаний учащихся о жизни Л.Н.Толстого с помощью работы с различными источниками информации.

3. Обобщение знаний учащихся об обыкновенных  дробях; закрепление навыка решения задач с дробями.

Развивающая:

1. Развитие познавательного интереса, логического мышления.

2. Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

3. Развитие навыков  исследовательской коллективной  и самостоятельной работы учащихся.

Воспитательная:

1. Воспитание  коммуникативной культуры.  

2. Воспитание  любознательности, чувства национальной гордости и патриотического отношения учащихся к истории нашей Родины;

3. Воспитание любви к русской речи и математике.

Источники:

1. Л.Н.Толстой «Азбука»

2. Л.Н.Толстой «Арифметика»

3. «Словарь литературоведческих терминов» С.П.Белокурова  : СПб, 2005

4. «Математика, 5 класс» Н.Я. Виленкин, М: Мнемозина, 2013

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, выставка книг Л. Толстого, выставка рисунков учащихся к произведениям Л.Н.Толстого
На партах карточки с названием: педагог, писатель, математик

Раздаточный материал:

У учеников на партах отпечатанные тексты рассказов; карточки с таблицей и заданием по литературе; карточки с тексом самостоятельной работы по математике и текстом домашней работы; два  прямоугольника разной величины, оценочный лист.

Используемые Интернет -ресурсы для подготовки и проведения урока:

http://www.tolstoy-school.ru/prog/prog41.htm
http://chitariki.ru/index.php/2011-01-19-12-47-45/186-lr-

http://festival.1september.ru/articles/413550/

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4503512

http://dates.gnpbu.ru/2-7/Tolstoj-azbuka/tolstoj-azbuka.html

http://www.probydis.ru/skazki/rasskazy-dlya-detej/2781-lev-tolstoy-rasskazy-dlya-detey.html

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Этапы урока:

  1. Создание проблемной ситуации. Спор математики и литературы.
  2. Исторические сведения о педагогической деятельности Л.Н. Толстого и о его «Азбуке».
  3. Литературная викторина.
  4. Самостоятельная работа по произведениям Л.Н. Толстого.
  5. Исторические сведения об «Арифметике» Л.Н. Толстого.
  6. Практическая исследовательская работа с дробями.
  7. Решение задачи Л.Н. Толстого о косцах.
  8. Физкультминутка.
  9. Задача Л.Н. Толстого о деньгах.
  10. Самостоятельная работа по математике с расшифровкой названия произведения Л.Н. Толстого.
  11. Вывод, домашнее задание, оценки, рефлексия.

Ход урока: (Л – учитель литературы, М – учитель математики)

1) Л: Литература с математикой с давнишних пор
Ведут между собой древнейший спор.
М: «Я - Математика! Я - Королева средь наук.
И без меня все, как без рук.
Не смогут вычесть и сложить,
И даже точно день прожить.
Л: Литература ей в ответ:
«Да, ты прекрасна спору нет.
Но всех важнее я на свете.
Нужна и взрослым я и детям,
И интересней нет меня наук.
Я для людей -духовный друг!
М: Так множество веков тянулись разногласья
О том, что между разумом и чувством нет согласья.
Л: Друзья! Решили мы окончить этот спор:
И о пересеченье этих плоскостей ведем наш разговор.

Л: Сегодня на уроке собрались литераторы, математики и педагоги. Что же или кто их сегодня объединит?

Талантливые люди талантливы во всём.  Сегодня наш урок посвящен выдающемуся человеку, его имя знают и взрослые, и дети. Это великий русский писатель, философ, математик, он  занимался еще и  педагогической деятельностью. (слайд 2)

2) Слово предоставляется нашим  педагогам - исследователям.

(слайды 3 - 4)

1 ученик - педагог: Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал писатель Лев Николаевич Толстой .

150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.

Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.

На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной, тёмной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.

2 ученик - литератор: В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель  составляет  для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 г.  Состояла из разделов по обучению грамоте, текстов для чтения, заданий по арифметике и научно — познавательных статей. Толстой отдал «Азбуке» 15 лет кропотливого, напряженного труда.

В «Азбуку» Толстого включены произведения разных жанров: рассказы, сказки, были, басни, пословицы, поговорки, загадки. ( слайд 5)

3) Л: Сейчас мы проведем литературную викторину. (слайд 6)

Я читаю отрывок, а вы должны вспомнить  произведение Л.Н. Толстого.

Л: 1. «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать на перегонки в открытом море». («Акула»)

Л: 2. «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех». («Прыжок»)

Л: 3.«Мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!

Учитель остановил его и сказал:

- Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор он стал ходить с ребятами в школу». («Филиппок»)

Л: 4. «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. Очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел». («Косточка»)

5. «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение». («Лев и собачка»)

4) Л: При  создании своих  рассказов Толстой всегда исходил из того, чтобы сюжет их был прост, но занимателен, и чтобы рассказы представляли поучительный или познавательный интерес.

Какие уроки преподает нам автор в своих рассказах? Мы с вами будем работать с текстами, которые лежат у вас на партах.  Выводы вы запишите в таблице. И мы с вами ответим на вопрос: «Чему учит Л.Н. Толстой?»

1. «Жучка». Сказка. (Чтение про себя).

Л: Какой урок вы извлекли? Вывод: Нельзя жадничать. Записываем в  таблицу.

2.  «Лев и собачка». Дома вы читали этот рассказ.

-Найдите и зачитайте, как лев ухаживал за собачкой? (Выборочное чтение). (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)

 Вывод: Доброта, забота. Записываем в  таблицу.

-Почему лев не принимает новую собачку? (Друзей не меняют, он был ей предан.)

Вывод: преданная дружба. Записываем в  таблицу.

3.  «Косточка»  Быль. Вы читали его дома. Вы будете работать в группах. 1 ряд – 1 группа, 2ряд – 2 группа, 3ряд – 3 группа.

Работа в группах. Задания на карточках по инструкции.

1группа. Прочитайте слова: нетерпеливый, добрый, весёлый, честный, смелый, трусливый.

  Подчеркните  слова, которые характеризуют Ваню.

2 группа. Прочитайте слова: добрый, умный, злой, строгий, справедливый, великодушный.

(великодушный –  Человек, который всё понимает и умеет прощать) Подчеркните  слова, которые характеризуют отца Вани.

3 группа. Прочитайте пословицы.

   Выберите те, которые могут выражать главную мысль рассказа.

                 Где правда, там и счастье.

                 Ложь человека не красит.

                 Любую ошибку можно исправить.

                 Правду как ни прячь, она наружу выйдет.

Учитель организует проверку, выслушивает ответы детей.

4.  «Филиппок».  Быль.

Л: — Как вы думаете, как будет учиться Филипп дальше?

Какие черты характера вы увидели у главного героя, которые и вам смогут помочь хорошо учиться? Вывод: настойчивость, смелость, самостоятельность, стремление к знаниям. Записываем в  таблицу.

— Как можно было бы продолжить это произведение? Как вы представили себе дальнейшую   жизнь Филиппка? Это и будет ваше домашнее задание: написать мини - сочинение.

5). 3 ученик- математик : В истории известны настоящие жемчужины математического творчества – «Задачи Л.Н. Толстого». Писателем был написан учебник "Арифметика" в двух частях.

В учебник арифметики Л.Н. Толстого, изданный в 1874 году, вошли обновленные методы обучения детей. Издав свою арифметику, Толстой показал, как и чему, по его мнению, надо учить детей в школе на уроках по этому предмету. (слайд 7)

      6) М : Л.Н. Толстой категорически возражал против включения в учебник сложных и громоздких задач. Но сам он был большим любителем задач, требующих для своего решения определенного искусства. Толстой их нередко предлагал своим гостям. Сегодня на уроке мы решим несколько задач Л.Н. Толстого.

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Задачи Л.Н. Толстого».

Но сначала давайте проведем небольшое математическое исследование.

(слайд 8.)

№1098 с. 170

Задание : Представьте число в виде суммы его половин, суммы его четвертей, суммы его восьмых.

Образец:

М: Какое число половина числа 1? Какую часть числа 4 составляет это число, сколько слагаемых,  равных  этому числу, дают в сумме число 4?

1 вариант:

Представьте 2 целые в  виде суммы их половин, суммы их четвертей, суммы их восьмых.

2 вариант:

Представьте 1целую в виде суммы её половин, суммы её четвертей, суммы её восьмых.

(Последующая проверка решения на слайде, за правильно выполненное задание в оценочном листе дети выставляют 1 балл).

М: Сравните дроби:   Во сколько раз вторая дробь меньше первой? Сравните их знаменатели. Сделайте вывод, сравните  

7) М. Задачу, которую я вам сейчас предложу,  (слайд 9-10)

предлагалась Львом Толстым для второго класса церковноприходской школы. Сейчас её правильно могут решить только 30% старшеклассников. Интересен графический способ решения этой задачи, предложенный Л.Н. Толстым. Достаньте из файла белые листы с заданиями по математике и прямоугольники.

“Косцы должны выкосить два луга. Начав с утра косить большой луг, они после полудня разделились: одна половина осталась на первом лугу и к вечеру его докосила, а другая перешла косить на второй луг площадью вдвое меньше первого. Сколько было косцов, если известно, что в течение следующего дня оставшуюся часть работы выполнил один косец?”

Давайте мы попробуем ее решить. У вас на столах два прямоугольника, один больше другого в 2 раза. За единицу (1) примем объем работы  артели. Если на одного человека приходится в день 1/10 часть работы, то 5/10 работы сколько выполнит человек? (выполнят 5 человек). Т.е. если мы узнаем, какая часть работ приходится на одного косца, то будем знать число косцов.

А в условиях задачи есть большой луг, скошенный в первый рабочий день. Какую часть этого луга скашивает  половина артели за первую половину  рабочего дня? Укажите это на большом прямоугольнике, разделив его на эти части с помощью линейки и карандаша. Запишем в тетради: большого поля - скашивает пол артели за половину дня. Очевидно, что на втором меньшем луге половина артели за полдня тоже скосила площадь, равную этой же части, т. е. 1/3 первого луга. Отметьте это на втором прямоугольнике. За день всей артелью был скошен первый луг и эта часть второго луга. Кто скосил оставшуюся часть малого луга на второй день? Какая это часть большого луга? Оставшийся участок второго луга равен 1/6. И это норма одного косца за день. Запишем в тетради:  большого луга - скосил один косец. Сколько таких долей скосила полная артель на двух участках за день? Таких долей 8, значит за день артель скосила 8/6, и в артели было 8 косцов. Запишем в тетради: - скосила артель за день, значит было 8 косцов.

8) 5 ученик -педагог: (слайд 11)

В школе в то время также  как и у нас, были перемены. Толстой  рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, бегал наперегонки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санках с гор. В 67 лет крутит «солнце» на турнике.

Л. И у нас наступило время переменки.  

Подустали мы немного,

Отдохнем же не надолго.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

Именно в такой тишине Лев Николаевич любил обдумывать свои произведения.

9) М: Задача о деньгах (слайд 12). Обсуждают условие задачи, на слайде появляется краткая запись условия. Обсуждают способ решения, затем один ученик оформляет решение на доске, остальные в тетради.

«Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 690 р. Сколько было всех денег?»

Решение:

Муж -? денег, 7/10 всех денег

Жена – 690р,

Всего -? Р

1) 1 – 7/10 = 3/10 (всех денег) - потратила жена.

2) 690 : 3 * 10 = 2300 (р) – всего.

Ответ: 2300 рублей.

10) Самостоятельная работа (слайды 13-14)

Выполнить вычисления. Каждому ответу соответствует буква. Верные ответы позволят правильно расположить эти буквы и получить произведение Л.Н. Толстого, которое вы уже изучили по литературе. ( Кавказский пленник).

 1 вариант.

Вычислите:

1)  (К - );    2)  ( А - );     3)  (В - );   4)  (К - );

5)  (А - );  6)  (З – 7);  7)   (С - );  8)  (К - )

2 вариант .

Вычислите:

1)   (И - ); 2)  (Й - ); 3)  (П - ); 4) (Л - ); 5)  (Е - 5); 6) (Н - );  7)  (Н- ); 8)  (И - )

Решите уравнение: ( 1 и 2 вариант)

 (К - ).

Проверка ответов на слайде, за каждый верный ответ дети выставляют 1 балл в оценочный лист.

11) Вывод. (слайды 16-19)

М: Л.Н. Толстой говорил: "Человек есть дробь. Числитель - это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству".

Л:  Сейчас в нашей стране есть общеобразовательные учреждения, которые работают по системе  «Школа Л.Н.Толстого».  «Азбука» Льва Толстого-это  книга для чтения, где сохранились оригинальные тексты, это источник народной мудрости, поистине азбука жизни.

Математика и  литература… Разве может что-то их связывать? Они такие разные! Но вот, что об этом говорят известные писатели.

«Нельзя быть математиком, не будучи одновременно поэтом в душе.»                                                                                                                      В.Г.Белинский.

«Настоящие стихи - это математика слова.»

                                                    А. Блок.

М: Рефлексия:  Выбрать и нарисовать смайлик на листочке с заданием по литературе.

Посчитайте баллы, заработанные на уроке, поставьте оценку:

10 – 9 баллов – оценка «5»,

8-7 баллов – оценка «4»,

6 – 5 баллов – оценка «3».

Домашнее задание по математике:

Решить задачи Л.Н. Толстого.

Задача №1. Мужик вышел пешком из Тулы в Москву в 5 часов утра. В 12 часов выехал барин из Тулы в Москву. Мужик идет 5 верст в каждый час, а барин едет 11 верст в каждый час. На какой версте барин догонит мужика?

Задача №2. Пять братьев разделили после отца наследство поровну. В наследстве было три дома. Три дома нельзя было делить, их взяли старшие три брата. А меньшим за это выделили деньги. Каждый из старших заплатил по 800 рублей меньшим. Меньшие разделили эти деньги между собою, и тогда у всех 5 братьев стало поровну. Много ли стоили дома?

Задача №3. Один мужик нанял 70 десятин земли, заплатил по 8 рублей за десятину помещику и посеял пшеницы все 70 десятин. За семена заплатил по 1 руб. 30 коп. за пуд, сеял на десятину по девять пудов. За работу заплатил по 8 руб. за десятину. Родилось пшеницы по 13 копен на десятине. Из каждой копны вымолотил по 6 пудов пшеницы. За молотьбу заплатил по 7 коп. с пуда. За провоз в город заплатил по 11 коп. с пуда. Продал пшеницу по 1 руб. 40коп. за пуд. Много ли мужик получил барыша или убытка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и математике "Бородино в цифрах"

Урок литературы и математике по теме "Бородинское сражение". На этом уроке дети выполняют вычислительные действия и пополняют свой багаж знаниями об историческом событии....

Интегрированный урок по литературе и истории "Человек на изломе эпохи 50-60-х гг. 19 века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)"

Урок проводится в 8 классе при изучении творчества Льва Толстого.Цель урока: рассмотреть образ русского воинства на материале исторических документов, материале учебника истории и  тексте рассказ...

Интегрированный урок по литературе и математике для 6 класса

Тема урока:«Мертва наука без искусства, оно ей прибавляет чувства…»Цели урока:- организовать деятельность учащихся по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, обработав найденн...

Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа).

Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа)...

Конспект интегрированного урока по литературе и математике с применением компьютерных технологий в 11 классе. Тема: О главном…

Урок позволяет оценить результаты усвоения тем учащимися: роман «Мастер и Маргарита», проценты, теория вероятности, площадь поверхности объемных тел, развивать у учащихся умение работать в...

Технологическая карта урока по литературе в 6 классе на тему: «А.П. Чехов «Толстый и тонкий» на сцене. К 163-летию писателя»

Тип урока – урок-мастерская с элементами театрализации.Цели урока: проанализировать рассказ «Толстый и Тонкий» А.П. Чехова, уделить внимание развитию творческих способностей.Урок буд...