Условия развития системы воспитания в семье и школе.
статья по теме

Шупта Александра Михайловна

 

Доклад-размышление на тему воспитания ребенка в семье и школе. В своей работе мы прослеживаем историю развития отношения к процессу воспитания в учебных заведениях и домашних условиях. Анализируем исторические вехи и их влияние на воспитательную систему в России в разные эпохи. Анализируя историю становления и развития педагогической мысли, делаем вывод о необходимости синтеза воспитательного воздействия со стороны школы и со стороны семьи. На основе полученных выводов создаем план воспитательной работы "Семья", целью которого является создание условий для развития ребенка в семье и школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка.

Выполнила: Шупта А.М.,

учитель ГБОУ СОШ 451

п. Металлострой

Колпинского района

Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно,

значит вырастить из него угрозу для общества.

Теодор Рузвельт.

     Сегодня умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, ее значение в воспитании подрастающего поколения.

     Прежде чем поделиться с вами педагогическим опытом воспитательной работы в классе в направлении «Семья», мне хотелось бы проследить то, как и каким образом менялось значение семьи в нашем обществе на протяжении века.

     Итак, мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того, чтобы стать порядочным человеком, вовсе не надо расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги, психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является только обучение детей.

     К.Д. Ушинский, Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть только в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

     Такую возможность человеку может дать только семья. В своих письмах Л.Н. Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы.

     Принципиально по-иному решался этот вопрос в нашей стране после революции. Задача формирования человека нового типа требовала  «разрыва» с семейным «консервативным» воспитанием, которое вызывало тревогу. Считалось правильным «разрушить старые отношения в семейной организации и вести медленный подкоп под самую консервативную твердыню всех гнусностей старого режима».

     Однако в эти же годы определяется вторая стратегия по отношению к семейному воспитанию. Многие педагоги считали необходимым искать и находить «положительное» в семье, использовать традиции семейного воспитания, «необходимо использовать теплоту и сердечность семейных взаимоотношений».

     Однако, несмотря на существование такой точки зрения, набирала силу тенденция, в соответствии с которой необходимо было вырвать ребенка из семьи и воспитать его в специально созданных учреждениях, школах-коммунах, детских городках и т.д.

     В 50-60-ые годы это идея возродилась вновь. Идея создания подростковых коммун была связана с тем, что после войны в стране было огромное количество детей, лишившихся родителей. Школы-интернаты должны были избавить детей от пережитков, сохранившихся в советской семье. Они  были призваны уберечь ребенка от семейного стремления к накопительству в ущерб общественным интересам, корыстным расчетам и простого легкомыслия.

     В 60-ых годах В.А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-ых годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. «Существует глубокая связь поколений, - писал ученый, - ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал.»

     Сухомлинский первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребенка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. Именно ему принадлежит заслуга определения приоритетов  нравственного воспитания  в семье.

     Именно эту идею мы вложили в воспитательную работу с классом, которую и назвала «Семь-Я». Название программы выбрано неслучайно, и очень символично, ибо понятие «Семь-Я» в данном контексте трактуется двояко. В программу воспитания включены мероприятия, задачи которых заключаются в нахождении путей взаимодействия родителей и учеников, родителей и классного руководителя, их постоянного межличностного контакта посредством школы. В благоприятном психологическом климате семьи у ребенка формируется восприятие  мира, окружающих и самого себя. Но в решении этой задачи место отводится и школе, так как большое количество времени ребенок проводит здесь, познавая всевозможные способы взаимоотношений между ровесниками и учителями. Поэтому второе значение программы «Семь-Я» определяется нахождением ребенка самого себя, познанием себя через общение с другими, самовоспитанием и саморазвитием через коллектив, в котором он «живет». Работа с классом по данной программе позволила нам сделать  выводы о том, что  в нашем обществе бытует  мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данной ситуации именно семья первой предъявляет обвинения в том случае, если результаты воспитания оказываются  плачевными. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с ситуацией, когда школа и родители оказываются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

     Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей приводит  к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

     Школа стремится к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом школа пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. При этом, проводя различные беседы, далеко не всегда точно зная причины происходящего в семье ученика, школа может провоцировать при этом новые проблемы.

     Мы убеждены в том, что по всему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа, выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.Поэтому воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка. Все воспитательные средства урока и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование механизмов самооценки и самовоспитания. Возможно ли самовоспитание ученика, формирование его самооценки без нравственного воспитания? Конечно же, нет. Нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным и без участия в нем родителей и учеников обойтись нельзя. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки и предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Родители должны видеть в педагогах людей, запрограммированных не на разрушение, а на созидание, как личности самого ребенка, так и семьи своего ученика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание в семье и школе.

Рассуждение о роли матери и школы....

Беседа с родителями "Трудовое воспитание в семье и школе".

Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.Как решают эту пробле...

"Трудовое воспитание в семье и школе"

Классное родительское собрание по трудовому воспитанию в семье и школе с привлечением работников Аграрно - технологического техникума....

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....

«Повышение качественных показателей, как условие развития системы дополнительного образования в школе»

Выступление на педагогическом совете «Повышение качественных показателей, как условие развития системы дополнительного образования в школе»...