Воспитание в семье и школе.
план-конспект на тему

Рассуждение о роли матери и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_vseme_i_shkole.doc26 КБ
Microsoft Office document icon neblagopoluchnaya_semya.doc110.5 КБ
Microsoft Office document icon semya_1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ВОСПИТАНИЕ = СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТИПЫ  МАТЕРИНСТВА

«Супермама» - стремится развивать умственные способности ребенка, старается научить его чему-нибудь новому, но при этом удачно избегает крайностей. Она любит своего ребенка таким, каков он есть. Такой маме удается сохранить необходимое равновесие между занятиями, которые происходят по ее инициативе, и самостоятельными делами ребенка.

«Мама-деспот» - ее ребенок с утра до вечера  занят исполнением маминых приказов и распоряжений. Она вечно недовольна успехами своего чада, желает видеть в нем вундеркинда.

«Почти мама» - любит свое дитя и принимает его таким , какое оно есть. Но ее поведение бессистемно и хаотично, и она не в состоянии удовлетворить потребности своего ребенка. Ей не хватает способностей влиять на умственное развитие  своего сына/дочери. Такой тип матерей обычно пассивно ждет проявления инициативы со стороны ребенка, но когда так происходит, не понимает ее мотивов.

«Замученная мама» - считает свои повседневные обязанности столь тягостными, что не выделяет времени для детей, которыми обычно занимаются старшие братья и сестры, или они «занимаются» сами собой в запущенном донельзя доме. Бывает, что это многодетные матери, не имеющие достаточных средств на содержание семьи.

«Мама-педант» - дом прекрасно организован, у ребенка есть все, чего душа желает, однако он одинок и большую часть времени проводит наедине с собой. Налицо отсутствие взаимопонимания между такой мамой и ее ребенком, который, несмотря на обилие игрушек, остается довольно –таки заурядным.

Разумеется , каждая из этих матерей по-своему  формирует личность и характер своего ребенка. «Супермама» воспитывает малыша практичным, сообразительным, охотно решающим новые проблемы. Ребенок «мамы-деспота» бывает эрудированным и честолюбивым, однако эмоциональная незрелость делает его робким или даже инфантильным. «Замученная мама» воспитывает ребенка интеллектуально неразвитым, не умеющим себя вести в нетипичной ситуации. Это тип маленького плаксы, часто грустного и потухшего.  «Почти мама» хорошо выполняет свои обязанности только в первые месяцы жизни ребенка, когда же встает вопрос развития его умственных способностей, она не в силах справиться с новой, сложной для нее задачей. Если ребенок «супермамы» продолжает хорошо развиваться, то ребенок «почти мамы» задерживается в своем развитии.

ТИПЫ ОТЦОВСТВА

Существует три типа отцов:

«Традиционный отец» - глава семьи представляет  ее интересы во всех «внешних»отношениях, является  последней инстанцией  в решении  всех вопросов, связанных с воспитанием ребенка. Он несколько суров, придает большое  внимание дисциплине, выполнению детьми своих обязанностей.

По мере взросления ребенка начинает принимать больше участия в воспитании, особенно сыновей. С детьми сдержан, поэтому особо теплых отношений с ними нет.

«Отец-кормилец»  предоставляет жене полную свободу в воспитании детей. Даже в свободное время не горит желанием заняться детьми. Дети со временем перестают относиться к нему серьезно. Такие отцы ограничиваются только функцией материального обеспечения семьи, не вникая в другие ее проблемы.

«Современный отец»



Предварительный просмотр:

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ  УСЛОВИЯ  СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

СЕМЬЯ – малая социальная группа, главным назначением

                  Которой является   РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ

                  Детей, качество которых зависит от ряда факторов,

                   Влияющих на нее:

1.СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНЫЙ фактор – зависит от образовательного уровня родителей;

2.СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ фактор – определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

3.ТЕХНИКО – ГИГИЕНИЧЕСКИЙ  ФАКТОР – зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;

4.ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР – определяется структурой семьи.

                 ФУНКЦИИ  СЕМЬИ:

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ;
  2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ;
  3. ДУХОВНО – НРАВСТВЕННАЯ;
  4. КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ;
  5. ДОСУГОВО – ТВОРЧЕСКАЯ  ;
  6. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ;
  7. ОХРАННО – ЗАЩИТНАЯ;
  8. СТИМУЛИРУЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ;
  9. БЫТОВАЯ;
  10. ТРУДОВАЯ.

Под неблагополучной мы склоны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются  «трудные» дети.

Неблагополучные семьи мы условно разделили на две  большие группы, каждая из которой включает несколько разновидностей.

ПЕРВУЮ ГРУППУ составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные , проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи ).

ВТОРУЮ ГРУППУ представляют внешне  респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства .Однако  ценностные  установки и поведение родителей  в них резко расходятся с общечеловеческими  моральными ценностями. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (скрытая форма неблагополучия). Разновидность таких семей довольно многообразна.

СЕМЬИ С ОТКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

             

Отличительной чертой этого типа является то что  формы семейного неблагополучия имеют  ярко выраженный характер, проявляющийся в нескольких сферах  жизнедеятельности семьи или на уровне межличностных отношений. Что приводит к неблагополучному  психологическому климату. В такой семье ребенок обычно испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей( недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие), у ребенка появляется чувство неадекватности, стыд за себя и за родителей, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Среди неблагополучных семей наиболее распространение получили те , в которых один или несколько  членов зависимы от употребления алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма или наркомании, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.

СЕМЬИ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

  1. Это семьи, где один или  оба родителя склоны к алкоголизму. Жизнь детей в такой семье становится невыносимой, превращает их в социальные сироты.

                    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ  ТАКИХ СЕМЕЙ:

  -      РАЗМЫТОСТЬ, НЕЧЕТКОСТЬ ГРАНИЦ СВОЕГО  «Я».

 (т.к. жизнь в такой семье неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие ненормальны).

  1. ОТРИЦАНИЕ.

(Многое в жизни такой семьи построено на лжи, поэтому ребенок не может распознать правду. Он перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.)

 

  1. НЕПОСТОЯНСТВО.

(Ребенок в такой семье испытывает дефицит  внимания. Чтобы привлечь к себе внимание он использует различные способы, в т.ч. и девиантное и делинквентное поведение).

  1. НИЗКАЯ САМООЦЕНКА.

(Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить что он в какой-то степени виноват в происходящем. Постепенно ребенок теряет  САМОУВАЖЕНИЕ, а вину взрослых переносит на себя).

  1. НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ О ТОМ, КАК ФУНКЦИОНИРУЮТ ЗДОРОВЫЕ СЕМЬИ.

Совместная жизнь  с больным алкоголизмом приводит  к серьезным  характерологическим сдвигам и у второго родителя, комплекс  которых  обозначается термином  «СОЗАВИСИМОСТЬ». Сам больной зависит от алкоголя, а те, кто живет рядом с ним, зависят от его  пристрастия и состояния.

ГЛАВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗАВИСИМОСТИ – ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА.

Характерологические особенности созависимых членов семьи.

1.Созависимые супруги  берут на себя всю ответственность за происходящее в доме.

2.Созависимый член семьи сознательно принимает на себя роль страдальца, который вынужден безропотно нести свой крест ради сокрытия пьянства другого и сохранения семьи. При этом они уверены, что страдают за правое дело и считают себя героями. Они на делятся что их усилия увенчаются успехом, что дети поймут его и поддержат.

3.Идет процесс сокрытия правды, а нечестность всегда  близко соприкасается с утратой моральных принципов. Обман – это своеобразная форма духовной деградации.

4.Созависимый всегда поглащен заботой о пьющем, забывая о детях В одиночку тянет семейный воз, изо всех сил  стремится   содержать в порядке дом, одеть и накормить  детей, но эмоционально остается для них недоступным.

5.Многи поступки созависимых  мотивируются страхом, тревожными предчувствиями, вечным ожиданием плохого. У них наблюдается проявление не менее 5 из следующих 8 признаков:

  1. страх, стыд\вина , затянувшееся отчаяние, гнев, отрицание(оправдание пьющего), ригидность (неспособность корректировать свои действия), нарушение  идентификации собственных потребностей (страх быть брошенным, что подумают другие), смещение понятий (нерешительность. доверчивость, сомнения относительно того, что является нормальным и может быть реальным,).

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА ИЗ АЛКОГОЛЬНОЙ СЕМЬИ.

Дети, родители которых были алкоголиками:

  1. часто сами заболевают хроническим алкоголизмом;
  2. склоны ко лжи;
  3. занижена самооценка;
  4. слабо развито чувство юмора;
  5. затрудняются принять самостоятельно какое-либо решение;
  6. в дальнейщем у них трудности в интимных отношениях;
  7. индивидуальность и творческое начало у них не проявляются4
  8. составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизма и наркомании.
  9. Ребенок усваивает  три основных правила, которые становятся его жизненным кредо: «не говори, не доверяй, не чувствуй».

(ребенок становится  недоверчивым, несдержанным. глубоко переживает трагедию. связанную с пьянством родителей и часто сам пытается найти в алкоголе ключ к решению своих проблем. Становится грубым. черствым, озлобленным. Эмоциональное развитие резко тормозится, появляется опустошенность. равнодушие, вялость, апатия, рождается агрессия, склонность к немативированным поступкам , разочарование в жизни).

                               КОНФЛИКТНЫЕ СЕМЬИ.

Среди  неблагополучных семей выделяется большая группа семей с нарушением общения. (Следует различать «семейные конфликты» и  «конфликтные семьи») .Конфликт в семье еще не означает что семья неустойчивая.

Бесконфликтной семья становится в двух случаях:

1.Конфликт загнан глубоко вовнутрь, каждый отчаялся что-либо изменить, каждый стал безразличен другому, каждый живет своими интересами. Люди живут вместе , но порознь, причем никто не решается разорвать эту связь. Открытых столкновений и размолвок нет, но семья прекращает свое развитие.

2.Конфликтов не бывает в том случае. когда семья просуществовала довольно счастливо так долго, что страсти улеглись, установилось ровное отношение, супруги понимают друг друга без слов они нужны друг другу.

КОНФЛИКТНЫМИ называются такие семьи в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоции, непрекращающуюся неприязнь членов семьи друг к другу.

Конфликтная семья может быть шумной, скандальной, где повышенные тона, раздражительность становятся нормой, но и тихой, где супружеские отношения отличаются отчуждением,равнодушием друг к другу.

Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности и может стать причиной асоциального поведения.

Характерной чертой  конфликтных семей является нарушение общения между членами семьи. В семье возникает атмосфера недоверия замкнутости, враждебности.

                  РЕБЕНОК В КОНФЛИКТНОЙ СЕМЬЕ.

  1. Ребенок с раннего возраста становится постоянным свидетелем родительских размолвок, ссор и скандалов;
  2. Ребенок может стать своеобразным орудием разрешения родительских споров. Каждый пытается перетянуть его на свою сторону;
  3. Ребенок боится высказывать свое мнение по любому поводу, чтобы не вызвать гнев со  стороны взрослых;
  4. Появляется сильная неприязнь к одному из родителей ,что может вылиться в агрессию не только по отношению к нему ,но и к окружающим;
  5. Ребенок становится объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей;
  6. Свою эмоциональную неудовлетворенность мать может устранить гиперопекой, которая мотивирована не столько заботой о ребенке, сколько страхом одиночества;
  7. Ребенок может стать орудием разрешения семейных споров, у него складывается ощущение вседозволенности, т.к. то что запрещает отец – разрешает мать и наоборот. У некоторых детей  развивается  склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми, замкнутыми. У некоторых появляется преждевременный  сексуальный интерес, преувеличенная самоуверенность, эмоциональные растройства

СЕМЬЯ СО СКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.

1.Внутренне неблагополучные семьи – внешне респектабельные. Считаются в обществе благополучными, но оказывают психотравмирующее воздействие и неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка.

  1. НЕДОВЕРЧИВАЯ СЕМЬЯ:  - характерная черта – повышенная настороженность по отношению к окружающим, считают всех недоброжелательными или равнодушными, а их намерения –враждебными. Такая позиция родителей формирует у ребенка тоже недоверчивое  отношение к людям, развивается подозрение, агрессивность. В школе такой ребенок начинает конфликтовать  с учителями, не признает своих ошибок, отрицает свою вину, а родители встают на его сторону. Часто попадают под влияние антиобщественных групп.
  2. ЛЕГКОМЫСЛЕННАЯ СЕМЬЯ – отличается  беззаботным отношением к будущему, живут сегодняшним днем. Тяготеют к сиюминутным удовольствиям. Семья живет по инерции  не предпринимая попытки, что-либо изменить. Не умеют и не стремятся организовать свой досуг. Главные развлечения- телевизор, вечеринки, застолье. Легкомысленная семья почти всегда находиться в состоянии внутреннего разлада, противоречия перерастают в конфликт. Дети из таких семей вырастают слабовольными,  неорганизованными. Отсутствия твердых принципов и  несформированности  волевых, ч асто совершают проступки по причине бездумного отношения к жизни качеств.
  3. ХИТРАЯ СЕМЬЯ – прежде всего ценит предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главное – умение добиваться успеха кратчайшим путем. при минимальных затратах труда и времени. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное. Члены семьи могут заниматься различными видами сомнительной деятельности. Стремятся использовать  окружающих в своих целях, умеют произвести впечатление на нужного им человека, пренебрежительно относятся к таким качества человека как трудолюбие, терпение, настойчивость. Дети в такой семье вырастают авантюристами, нравственные оценки поступков сдвинуты. Родители осуждают не сам поступок , а его последствия.

2.СЕМЬИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА УСПЕХ РЕБЕНКА.

Родители внушают детям  стремление к достижениям. Но это стремление часто сопровождается  чрезмерной  боязнью неудачи. Ребенок начинает чувствовать , что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов. Он находится в постоянно повышенном эмоциональном напряжении. Он заранее уверен в том, что его ждут упреки, наказания если ему не удалось достичь ожидаемых  успехов. В такой момент ребенку легче совершить  самоубийство . чем разочаровать родителей. Этим ребенок как бы восстает против того, что родители ждут от него только достижений. Сложность проблемы  заключается в том, что родители оказываются в плену у своих желаний  воспитать самых лучших детей . Для ребенка это большая трагедия жить в такой семье, которая к сожалению не замечается ни специалистами , ни общественностью.

4.СЕМЬИ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ.

У детей есть все: материальный         достаток, возможность заниматься любимым делом, ранняя популярность в силу популярности родителей, но  такие дети недополучают родительского внимания, любви, ласки. Слава и имя родителей могут привести к двум основным  последствиям:  такие дети с раннего возраста считают себя  чем-то исключительным, полагая,  что слава и заслуга родителей переходит и на них, и не задумываются что ее надо заслужить. Они ждут от окружающих такого же почитания и внимания как и к родителям,  если же не получают, то испытывают  огромное разочарование, обиду, злость не только к окружающим, но и к родителям.

Такие дети вырастают  эгоистичными, не умеющие  устанавливать доброжелательно-дружеские отношения, высокомерные. В итоге это может привести к эмоциональному отчуждению и социальной изоляции. Кроме того эти дети привыкают к праздному образу жизни, и к тому что все проблемы

родители решают за них легко.

Бремя родительской славы может  переживаться детьми очень тяжело.

Ребенок хочет что бы его любили и уважали не за то что  у него знаменитые родители а за то что он сам чего-то стоит. Многие из них так и остаются всю жизнь детьми своих знаменитых родителей и не могут доказать . что они сами личности и у них есть свой талант. В этой ситуации тоже появляется злость на родителей враждебное чувство.

СЕМЬИ СОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

«Новые русские» - для мужчин обычна привычка сбрасывать стресс в семье, на своих близких. Супруги создают и поддерживают внешнюю лакировку, которая  символизирует благополучие и успех. У состоятельных россиян не принято общаться с соседями. Родители много времени уделяют своей карьере и мало  общаются со своими детьми, отделываются от них подарками, деньгами. Воспитание перепоручаться родственникам, репетиторам, случайным людям.

С одной стороны детям приятно что их родители занимают высокое положение в обществе, а с другой – они лишены элементарных  детских радостей – общения с родителями. Часто в таких семьях вырастают  безвольные , нерешительные дети, часто убегают из дома.

Если в семье царит культ денег и связей , то это непременно передается детям, заменяя им душевную теплоту, радость человеческого общения и участия.

                                   «ПОГРАНИЧНЫЕ»   СЕМЬИ

1.СЕМЬИ С НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ ЧЛЕНАМИ:

Среди них можно выделить семьи с родителями-инвалидами или хронически больными. Семейная обстановка в такой семье стрессовая, дестабилизируются  межличностные отношения супругов. Семья испытывает большие материальные затруднения. Болезнь может надолго лишить родителей возможности заботиться о ребенке. Родитель может страдать неврозами или психозом. Болезнь может стать настолько серьезной что жестокое обращение с ребенком может приобрести садистский , преступный характер.

2.СЕМЬИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ.

В таких семьях много проблем. Если ребенок имеет умственные или физические ограничения, то ему требуется  специальный уход , а родители не всегда могут обеспечить это в домашних условиях. Кроме того, у родителей больного ребенка могут  проявляться различные формы  эмоционального  реагирования. Например, на  первоначальный диагноз об умственной или физической  отсталости их ребенка идет ОТРИЦАНИЕ, неверие в наличие болезни их ребенка, отчаянная надежда на то, что диагноз ошибочен. Спустя время приходит понимание истинного состояния здоровья ребенка и появляется РЕАКЦИЯ ГНЕВА. Семейная обстановка дестабилизируется. Такая  семья либо распадается, либо супруги продолжают жить под одной крышей из чувства долга перед больным ребенком. ЧУВСТВО ВИНЫ – это также  часто встречающаяся реакция. Иногда родители испытывают ЧУВСТВО СТЫДА из-за рождения больного ребенка. Следующая реакция родителей –ГИПЕРОПЕКА, она возникает в связи с тем, что родители считают невозможным общение своего ребенка с другими детьми.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ –на этом этапе родители умом и сердцем принимают болезнь ребенка. Однако не всегда им удается смириться с мыслью о том. что их ребенок имеет врожденную  патологию или серьезное заболевание. Обычно отцы не выдерживают  пребывания тяжело больного ребенка, уходят из дома, начинают пить, мать не выдерживает тех проблем которые свалились на нее, выходит из себя, чем еще больше травмирует ребенка. Они переживают свою беспомощность, никчемность, часто обижаются, плачут.

3.СЕМЬИ С НАРУШЕНИЕМ СТРУКТУРЫ СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ.

Появляются  такие  разновидности семейных групп, как СЕМЬЯ-КРЕПОСТЬ, СЕМЬЯ С АНТИСЕКСУАЛЬНОЙ  ИДЕОЛОГИЕЙ, СЕМЬЯ –САНАТОРИЙ, СЕМЬЯ- ТЕАТР.

В центре  СЕМЬИ-КРЕПОСТЬИ находится  индивид с нервно-психическими расстройствами. Он использует свое влияние  для того чтобы побудить других членов семьи принять его позицию о том, что «все против нас», «на нас нападают – мы защищаемся».  К таким семьям можно отнести семьи которые долгое время  ведут судебный процесс, или много сил  тратят на улучшение своего материального благосостояния, семьи, которые полностью сосредоточены на внесемейной деятельности или напротив- полностью изолирую себя от общества. Однако не всякая семья , решающая такие проблемы становится неблагополучной.

СЕМЬЯ С АНТИСЕКСУАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ. Появляется под влиянием  индивида с нарушениями сексуальной потенции. Он становится борцом  за сексуальную чистоту. Считает что в мире царит хаос и разврат. Этот оправдательный аргумент позволяет ему легче перенести свою сексуальную неполноценность..

СЕМЬЯ-ТЕАТР  возникает при наличии индивида , имеющего  определенные психологические проблемы в реализации самооценки. Происходит нарушение взаимоотношений в семье. Идет маскировка определенных личностных недостатков или  стремление  удовлетворить какие-то потребности, противоречащие нравственным представлениям  индивида  и свей семьи. Чем выше авторитет данного индивида в семье. Тем больше зависимость семьи  от него.

ПРИВЕДЕННАЯ ТИПОЛОГИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НЕ ПРЕТЕНДУЕТ НА ПОЛНОТУ И ЗАВЕРШЕННОСТЬ.

                НЕПОЛНЫЕ  СЕМЬИ, ИХ ТИПЫ.

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Есть дополнительная категория -  так называемые  ФУНКЦИОНАЛЬНО НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ. В этой группе двое родителей, но профессиональные или  другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми возможно только по выходным дням. Лишенные возможности повседневного общения с матерью, дети растут как  бы в неполной семье не получая нормального родительского воспитания.

В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся, неполные семьи с  усыновленными детьми и воспитывающие чужих детей на правах опеки.

ОСИРОТЕВШАЯ НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ – образуется в результате смерти одного из родителей. Родственные связи в такой семье не разрушаются: сохраняются  взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего. В такой семье чаще всего не возникают трения, которые  неблагоприятно влияют , а порой и  нарушают развитие осиротевшего ребенка.

НЕПОЛНАЯ РАЗВЕДЕННАЯ СЕМЬЯ – по мнению специалистов ребенок получает психологическую травму. Дети дошкольного возраста считают себя виновными в разводе родителей. Развивается чувство  ненависти и жажда мести. Дети 10 лет осуждают обоих родителей. В наиболее травмирующей ситуации  оказываются мальчики, лишенные как материнской любви . так и отцовского авторитета. По отношению к мальчику мать чаще применяет наказание, порицание, угрозу . К девочкам матери относятся более бережно. Тем не менее оставшиеся с матерью дети нередко становятся своеобразными козлами отпущения.

Свои особенности имеет  внебрачная семья (мать-одиночка). Все проблемы возникают с устройством жизни одинокой женщины. Не всегда одинокая мать может рассчитывать на помощь родителей и все тяготы ей приходится переносить одной, Чаще такие дети отдаются в учреждения общественного воспитания (д\сад с круглосуточным пребыванием, интернат,). Воспитание таких детей почти ни чем не отличается от воспитания тех, кто вырос в детском доме. Нередко одинокая мать дрожит за своего ребенка и воспитывает его по своему образу и подобию. Она не хочет его ни с кем делить и не даст ребенку в дальнейшем устроить свою жизнь.  Мама будет разводить своих детей.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ.

Отсутствие в семье не просто отца , а прежде всего мужчины  является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния проявляется:

  1. нарушается гармональное развитие интеллектуальной сферы, страдают                                                                                                                                                                          математические, пространственные, аналитические способности ребенка;
  2. менее четким делается процесс идентификации мальчиков и девочек;
  3. затрудняется обучение подростков навыкам общения с противоположным полом.
  4. Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

Наличие  мужчины в семье влияет не только  на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Отец, активный деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу.

НАРУШЕНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ:

Первые пять лет жизни играют определенную роль в развитии черт мужественности у мальчиков и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочек. В развитии девочки отец играет важную роль. Для нее он мужчина №1, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений – все это становятся образцом отношений женщины с мужчиной. Огромную роль играет оценка отцом внешность девочки.

Результатом издержек материнского воспитания в неполной сем ье может стать ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. Любовный деспотизм матери приводит к деспотической власти сына над матерью.  У мальчиков дошкольного возраста из неполных семей чаще встречается капризность, истеричность в поведении, беспричинное упрямство, негативизм. У девочек – часто встречается заикание.

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СКРЫТОГО СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.

Выделяют  3 формы  неблагополучия: СОПЕРНИЧЕСТВО, МНИМОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, ИЗОЛЯЦИЯ.

СОПЕРНИЧЕСТВО  - это стремление 2-х или более членов семьи  обеспечить себе главенствующее положение. Соперничество является  свидетельством того, что  главы в семье нет. Тогда как в благополучных  семьях  всегда есть лидер, несущий ответственность за свою семью.

Соперничество может быть обусловлено отсутствием  любви у одного из супругов. Повод для ссоры – дележ лидерства.

Если семья живет с родителями – соперничество может возникнуть между женщинами (старшей и младшей). Родители тяжело переживают уход ребенка из семьи. Иногда провоцируют ссору между молодыми, чтобы появилась возможность  мирить. Успокаивать, уговаривать т.е. быть им нужным.

МНИМОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО – конфликт может возникнуть по причине ухода одного из членов семьи с работы, например на пенсию. Уменьшается семейный бюджет, отсюда недовольство, раздражение, ссоры. Сотрудничество, согласие, взаимопонимание в семье было мнимым.

Мнимое сотрудничество может проявиться и тогда когда человек долго занимается домашними  делами и вдруг пошел на работу , которая отнимает у него много сил и времени. Домашние дела перераспределились на всех членов семьи. Но они неохотно соглашаются взять на себя дополнительной нагрузкой. Или например, зять сломал ногу, компенсация получена, но вот теща очень недовольна что зять целый день находится дома и она не может заниматься какими-то своими делами (болтать по телефону, поспать после обеда, побаловать себя чем-то).

СОТРУДНИЧЕСТВО –то когда каждый член семьи готов  в любое время прийти на помощь другому.

ИЗОЛЯЦИЯ – Психологическая изоляция одного из членов семьи от других , например – овдовевший родитель. Несмотря на то что он живет в доме своих детей -  участия в жизни семьи не принимает, никто им не интересуется. Его не привлекают к обсуждению проблем семьи . И даже о его самочувствии не спрашивают. Т.О. немолодой член семьи  оказывается изолированным не только психологически, но и социально.

Может быть изоляция 2-х и более членов семьи ,например  эмоциональное отчуждение супругов, оставаясь супругами чисто формально. Изолированной может быть  молодая и родители мужа , проживающие под одной крышей. Подчас ведущие  домашнее хозяйство отдельно как  « семьи в комуналке.

Проблема состоит в том , что дети растущие в подобных семьях неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты. Их используют с выгодой для себя. И какая бы роль не была  при этом положительная или отрицательная она негативно сказывается на формировании личности ребенка, его взаимоотношениях с окружающими.

РОЛИ, НАВЯЗЫВАЕМЫЕ РЕБЕНКУ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ.

1.ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РОЛИ:

  1. кумир семьи;
  2. вундеркинд;
  3. мамино, папино,сокровище,
  4. паинька;
  5. талисман семьи;
  6. болезненный ребенок;
  7. герой семьи.

 Иногда в семье создается культ ребенка, все дела и заботы сосредоточены только на нем. В такой атмосфере вырастает изнеженный , капризный глубоко эгоцентричный  ребенок. Он привык к восторгам и восхищению, сам же относится к окружающим пренебрежительно. Среди сверстников он вначале ожидает  такого же восхищения , и когда его ожидания не оправдываются он с начало недоумевает, затем  появляется агрессия и отрицательные эмоции, которые приводят к разрушению межличностных связей. Став чьим-либо «сокровищем» он превращается в орудие для семейных битв. В частности , девочка может объединиться с матерью и выступать против отца. По мере взросления у такого ребенка  не будут налаживаться отношения с противоположным полом.

Роль «паиньки» навязанная родителями  иногда становится ребенку невыносимой и он начинает  бунтовать за пределами семьи. Совершая противоправные действия. Таким образом ,ребенок . который слишком хорош, не всегда  является  подтверждением правильности воспитания и семейного благополучия. Привыкнув жить с оглядкой на одобрение своих родителей , он и во взрослой жизни боится  сделать что-то не так.

Талисман семьи- поняв выгодность своей позиции ребенок использует гиперактивные действия, шутки, баловство, стремясь привлечь к себе внимание. Любимец семьи, он несколько легкомысленно относится к жизни, учеба идет с трудом, затруднены межличностные отношения. Не научившись противостоять трудностям он ищет средство устранения их в употреблении наркотиков  и алкоголя.

Не менее отрицательные последствия для формирования личности может оказать роль болезненного ребенка. Обычно подобная роль приписывается детям, чье здоровье требует особого внимания и ухода. Роль болезненного становится  со временем  выгодной не только взрослому, но и самому ребенку. Заболев, он чувствует к себе повышенное внимание, заботу, ласку, исполняются все его желания.  Болезнь для ребенка становится условно желаемой, он находит для себя в ней выгоду, затем начинает манипулировать ею. Так взрослые попадают в его зависимость.

Довольно распространенным явлением в неблагополучной семье может стать неосознанный выбор самими ребенком роль ответственного за семью (герой семьи).Чаще эту роль на себя берут старшие дети. Очень рано они должны становиться взрослыми, чтобы поддержать нуждающихся в их помощи младшим братьям и сестрам, а иногда и самих родителей. Они берут на себя функцию «громоотвода» в родительских конфликтах. Со временем у них появляется ощущение «украденного детства». Процесс взросления ускоряется.

Некоторые дети испытывают психологический дискомфорт в семье, удаляются в мир фантазий и держатся изолированно от всех, принимая на себя роль потерянного ребенка (кроткого) Такой ребенок проводит время в одиночестве за тихими занятиями. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности  и интересы считает менее важными, уступчив. По мере взросления может приобщиться  к употреблению наркотиков .

                                         ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ РОЛИ.

Роль ужасного ребенка – ребенок вынужден играть  т.к. взрослые так его воспринимают. Он непослушен, своеволен, лишен чувства долга и даже злонамерен. Так  у него появляется роль мучителя. Он все больше теряет родительское доверие и теплоту.

Ребенок , подвергаемый изоляции в качестве ужасного подчас выступает и в роли козла отпущения. Для всех членов семьи он однозначно плох, а это дает им возможность  разряжать на нем свое раздрожение. Постоянно ощущая недовольство родителей, ребенок начинает воспринимать себя плохим, ни на что не способным. У него низкая самооценка и он приспосабливается к данной структуре межличностных отношений . Иной раз принимая на себя роль  серой мышки (забитого).Он боится наказания за любое высказывание или поступок. Такие дети производят впечатление замкнутых, загнаных, они с большим недоверием смотрят на окружающих.

Изолированному ребенку нередко приходится  исполнять еще одну роль – путающегося под ногами: он чувствует, что всем мешает и вызывает одно раздрожение.

Оказавшись в роли козла отпущения ребенок учится противостоять нападкам родителей, ведут себя по отношению к ним все более агрессивно, бросает семье вызов.

В других случаях, осознавая опасность своих выходок и ожидая жестокого наказания , он приучается хитрить, сваливать свою вину на других, искать защиты у одного из членов семьи. Так за ним закрепляется роль маленького хитреца, как разновидность роли ужасного ребенка.

Иногда в семье можно встретить такую роль как золушка. Из него делают прислугу в доме , а все лучшее принадлежит в семье другим детям и взрослым. Ребенка не любят. Он  реагируют  на эту горькую истину по – разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, старается обратить на себя внимание (хорошей учебой, хулиганскими действиями), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему.

Вынужденный  играть эту роль ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным. Ему свойственна мучительная неуверенность в себе, застенчив и испытывает трудности в общении с другими.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ.

Ц Е Л Ь:  ПСИХОЛОГПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ – ЭТО ОКАЗАНИЕ ЕМУ ПОМОЩИ В СТАНОВЛЕНИИ ПОЛНОЦЕННОГО ЧЛЕНА ОБЩЕСТВА, В РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА.

ГЛАВНАЯ  ЗАДАЧА: ЭТО СОЦИАЛЬНОЕ  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ЗАВИСИТ ОТ  ОРГАНИЗАЦИИ ДВУХ УСЛОВИЙ:

  1. Обеспечение  включенности  трудного ребенка в реальные социальные отношения.
  2. Самореализация  детей в процессе социального  взаимодействия, т.е. предоставления полно  раскрыть себя.

В процессе своей работы необходимо использовать следующие принципы:

1.Принцип ориентации на позитивное в поведение и характере трудного подростка.

( стимулирование  самопознания ученика своих положительных черт. Самооценка своего поведения. Постоянное внимание к положительным поступкам. Проявление доверия. Формирование у него веры в свои силы, оптимизм. Учет интереса учащегося, индивидуальных особенностей, вкусов.)

2.Принцип социальной адекватности :

(учет социальной среды подростка. Координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих на него влияние. Обеспечение комплекса социально-педагогической помощи ).

3.Принцип индивидуальзации:

(Оценка изменений индивидуальных качеств ученика. Выбор специальных средств педагогического взаимодействия на каждого. Учет индивидуальных способностей ребенка при выборе средств. Предоставление возможности учащимся самостоятельно выбирать способ участия во внеурочной деятельности.

                                             

4.Принцип социального закаливания.

(Включение подростка в ситуации требующие волевых усилий. Включение детей в решение различных социальных задач. Стимулирование самопознания подростка, определение своей позиции и способа адекватного поведения ).

М Е Т О Д Ы  И  П Р И Е М Ы

М Е Т О Д Ы: -СПОСОБЫ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ И ОПОСРЕДОВАННЫХ ВЛИЯНИЙ НА ЛИЧНОСТЬ.

П Р И Е М Ы: - ЭТО ЧАСТЬ МЕТОДА,  ЕГО ДЕТАЛЬ.

Методы и приемы взаимосвязаны друг  с другом.

Для выбора метода и приема – важно определить причину поведения и поступка.

СУЩЕСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ:

1.СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ – содействуют улучшению взаимоотношений между учеником и педагогом:

  1. проявление доброты, внимания, заботы;
  2. просьба;
  3. поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие);
  4. «авансирование личности» - высказывание положительного мнения;
  5. «обходное движение»- защита подростка от обвинения коллектива;
  6. прощение, умение прощать – необходимое качество педагога;
  7. проявление огорчения;
  8. мастерство учителя.

2.ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ У ВОСПИТАННИКА ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

-Убеждение, личный пример;

-Доверие;

-Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;

-Вовлечение в интересную деятельность;

-Пробуждение гуманных чувств;

-Нравственное упражнение.

3.ПРИЕМЫ, СТРОЯЩИЕСЯ НА ПОНИМАНИИ ДИНАМИКИ ЧУВСТВ И ИНТЕРЕСОВ:

4.ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ТОРМОЗЯЩИЕ ПРИЕМЫ:

-Констатация поступка;

-Необычный подарок;

-Осуждение,наказание;

-Недопустимы грубость, оскорбления, физические наказания.

-Приказы,предупреждения, возмущения.

5.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ:

-Формирование культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений;

-Поддержка правильных взаимоотношений с детьми, предотвращение несправедливых упреков, наказаний.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ЗАВИСИТ:

1.ЕДИНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ (ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ);

2.НАЛИЧИЕ СПЛОЧЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА;

3.НАЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОТОРОЙ ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК МОЖЕТ СЕБЯ ПРОЯВИТЬ. (ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ НЕ ТОЛЬКО В УЧЕБЕ, НО И В ДОСУГЕ);

4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШКОЛОЙ ОГРОМНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМЬИ;

5.ИГРОТЕРАПИЯ;

6.ПРИЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК И ПРИНЕСЕНИЕ ИЗВИНЕНИЯ.

Формы работы с семьей

- Родительский университет;

- Совет мужчин;

-Попечительский совет;

- Олимпиада для родителей;

- Малые олимпийские игры;

- Клуб выходного дня;

- Семейный подряд;

- Хобби-клуб;

- Конкурс «Семья года»

Основные направления работы с семьей:

- познаем семью /семейные династии, история моей семьи/;

- помогаем семье / помощь в доме/;

- укрепляем семью /консультации, /;

- отдыхаем всей семьей/ семейные вечера/;

- украшаем семью /очумелые ручки, КТД/;

- радуем семью /концерты, сувениры/.



Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ – малая социальная группа, главным назначением

                  Которой является   РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ

                  Детей, качество которых зависит от ряда факторов,

                   Влияющих на нее:

1.СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНЫЙ фактор – зависит от образовательного уровня родителей;

2.СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ фактор – определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

3.ТЕХНИКО – ГИГИЕНИЧЕСКИЙ  ФАКТОР – зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;

4.ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР – определяется структурой семьи.

                 ФУНКЦИИ  СЕМЬИ:

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ;
  2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ;
  3. ДУХОВНО – НРАВСТВЕННАЯ;
  4. КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ;
  5. ДОСУГОВО – ТВОРЧЕСКАЯ  ;
  6. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ;
  7. ОХРАННО – ЗАЩИТНАЯ;
  8. СТИМУЛИРУЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ;
  9. БЫТОВАЯ;
  10. ТРУДОВАЯ.

Формы работы с семьей

- Родительский университет;

- Совет мужчин;

-Попечительский совет;

- Олимпиада для родителей;

- Малые олимпийские игры;

- Клуб выходного дня;

- Семейный подряд;

- Хобби-клуб;

- Конкурс «Семья года»

Основные направления работы с семьей:

- познаем семью /семейные династии, история моей семьи/;

- помогаем семье / помощь в доме/;

- укрепляем семью /консультации, /;

- отдыхаем всей семьей/ семейные вечера/;

- украшаем семью /очумелые ручки, КТД/;

- радуем семью /концерты, сувениры/.

Если возникнет конфликт «Школа – родители»

«Родители-школа рассматривает 3 основных тактики взаимодействия:

        

  1. Ситуация, когда родители полностью принимают и понимают школу.

Такие  взаимодействия возникают, когда родители сами учились в этой школе, или «школа избранного профиля», школа в округе считалась «хорошей», «добрая», «есть знакомые учителя», «школа хорошо оборудована».

В такой ситуации родители выполняют все требования школы, иповедуют доброжелательное отношение к школе и учителям.

  1. Ситуация, когда родители нейтрально, а порой равнодушно относятся к школе.

Это объясняется разными причинами.

Например: «Учителя лучше знают, как обучать и воспитывать», «В дела школы лучше не вмешиваться, если позовут – тогда приду». Семья воспитанием не занимается.

  1. Ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы.

«Школа с предубеждением относится к моему сыну», «педагоги не понимают моего ребенка», «в этой школе ничего хорошего нет», «мой ребенок ненавидит эту школу».

Возникают скрытые и явные конфликты. Жалобы в высшие инстанции, письма в газету.

        Конфликт в педагогике трактуется как несовпадение, несходство во взглядах, точках зрения, убеждения, критериях оценки жизненных явлений.

        Неразрешенный конфликт усугубляет неприязненные взаимоотношения, нарушает нормальный учебно – воспитательный процесс, разрушат контакты учителя, родителей и детей. Вот почему классный руководитель должен уметь разрешать конфликты.

ТИПЫ ВОЗМОЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.

1 группа – причины объективные:

  1. различия  в уровне образования и культуры, ценностные ориентиры (политические, экономические, нравственные, эстетические, экологические и т.д.)
  2. различия в уровне психо–педагогической, этической, эстетической подготовленности к воспитанию и обучению;
  3. возрастные и половые различия педагога и родителя;
  4. различия в типе отношения к ребенку, в основе отношения родителей – чувство любви, в основе отношения педагога – общественные и общечеловеческие требования;
  5. односторонняя информированность о ребенке;
  6. предьявление завышенных требований родителей -  педагогам, педагогами – к родителям;
  7. разница условий, материальных и духовных для реализации задач воспитания и развития детей (интеллектуального, физического, эстетического, нравственного).

2 группа – субъективные причины:

  1. личные качества (внимание, память, мышление, речь, направленность личности (потребности, мотив, склонности, интересы, убеждения), способности (общие и специальные), темперамент, экстравертность – интравертность, черты характера;
  2. история жизни и воспитания, события семьи;
  3. сложившиеся стереотипы в понимании воспитании ( как нас воспитывали);
  4. предшествующие легкие и крупные конфликты;
  5. отношение ребенка к учебно-воспитательному процессу;

  1. недостатки и отклонения в психике, наличие заболеваний (невростения, истерия, нервозность);
  2. вредные привычки (алкоголь, курение, наркомания);
  3. равнодушие к детям.

3 группа – по степени глубины и сложности:

  1. несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явлений (книги, кино, поход, музыка);
  2. несогласие, несовпадение мнений относительно ребенка, его поступков и поведения;
  3. спор по поводу личностных особенностей ребенка, его жизненной позици, отношение его к родителям;
  4. ссора, прерывание отношений, затяжной конфликт (непосещение собраний, игнорирование требований, жалобы администрации и др.);
  5. разрыв – конфликт, приведший к крайней точке, дальнейшее сотрудничество невозможно.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА.

  1. Сведение незначительных проблем взаимоотношений к шутке;
  2. Компромисс (взаимные уступки);
  3. Перенос внимания на другое, более приятное с тем, чтобы вернуться к нерешенным проблемам, на тоне доброжелательности, спокойствия, пед.такта;
  4. Спокойный деловой анализ сложившейся ситуации;
  5. Выражение доверия, заботливости любви к ребенку и родителям;
  6. Временный отказ от своих требований;
  7. Привлечение других лиц (директора школы, завуча, специалистов и др.) в качестве «тритейного» судьи;
  8. Выяснение острых проблем в новых необычных формах (за чашкой чая, в библиотеке, в парке);
  9. Проявление авансированного доверия, уважения, веры для родителей неблагополучных семей;
  10. Конструктивный диалог (склонение родителей на свою сторону убедительными доводами, фактами);
  11. Умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «ее глазами», чтобы выстроить логику действий;
  12. Личный пример педагога в умении использовать все перечисленные способы выхода из конфликта;
  13. Убежденность обоих сторон в необходимости разрешения конфликта;
  14. Психолого-педагогическая грамотность;
  15. Этическая образованность, владение нормами культурного поведения;
  16. Психологическое здоровье сторон;
  17. Скрытость конфликтных отношений кл.руководителя и родителей.

МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА  ФОРМИРОВАИЕ ЛИЧНОСТИ.

1 УРОВЕНЬ:

  1. Социальное положение родителей:

А) профессиональное положение;

Б) социально-политическое положение.

  1. Демографический состав семьи:

А)состав взрослых;

Б) состав детей.

  1. Характер семейных отношений:

А) взаимоотношения родителей;

Б) родители и дети;

В) взаимоотношения детей;

Г) внесемейные связи (круг общения семьи, детей).

2 УРОВЕНЬ:

а) Материальные факторы (уровень обеспечения семьи – высокий, низкий, средний), наличие необходимых предметов обихода и т.д.

б) Образовательный уровень.

В) Культурный уровень (степень освоения культуры, хобби, активное участие родителей в культурном развитии детей)

3 УРОВЕНЬ:

а) Семья как фактор воспитания (наличие условий духовного и физического развития детей, педагогическая культура родителй).

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПТАНИЯ.

  1. неадекватное воздействие фактора материального порядка: избыток вещей, приоритет материального благосостояния, безнравственность, избалованность и изнеженность.
  2. Бездуховность родителей.
  3. Авторитаризм, либо «либерализм» безнаказанность.
  4. Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений.
  5. Отсутствие нормального психологического климата в семье.
  6. Фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству, религеозный, политический, музыкальный, спортивный)
  7. Безграмотность в психолого-педагогических отношений (беспринципность, противоречивость, физические показания)
  8. Противоправные действия взрослых.

ЗАЧЕМ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

  1. Для выработки единого взгляда на сущность воспитания, как процесса организации жизнедеятельности ребенка.
  2. Для правильного определения цели и задач воспитания и школой и родителями.
  3. Для наиболее эффективной расстановки  сил по всестороннему и гармоничному развитию ребенка (что может школа и внешкольное учреждение, а что родители).
  4. Для наилучшего изучения ребенка с разных позиций: эмоционально-чуственного со стороны родителей и общественно-гражданского, интеллектуального, нравственного, трудового со стороны школьных учителей.
  5. Для выработки общей методики необходимой  для воспитательного воздействия на ребенка, для координации и коррекции различных  жизненных ситуаций.
  6. Для установления эмоционально-положительных отношений классного руководителя, учащихся и родителей.

ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ.

        Изучение семьи –дело тонкое и деликатное.

Педагог должен  соблюдать следующие правила:

  1. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
  2. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
  3. Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
  4. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразными и применяться в комплексе.

При изучении семьи педагога прежде всего должны интересовать следующие данные:

  1. общие сведения о родителях и других членов емьи.
  2. Жилищные условия.
  3. Материальная обеспеченность.
  4. Общие сведения о детях.
  5. Воспитательные возможности  семьи (благоприятные, неблагоприятные, осложнения).
  6. Микроклимат в семье.
  7. Семейные традиции.
  8. Уровень педагогической культуры.

ВЫДЕЛЯЮТ 5 ТИПОВ СЕМЕЙ.

  1. Семья с высоким уровнем нравственных отношений.

В них здоровая моральная атмосфера, дети получают развитие своих способностей. Частое вмешательство тут педагога н нужно, хотя отдельные советы и предостережения не исключаются.

  1. Семья с нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей.

Дети могут быть в центре «особых» забот родителей. У ребенка возникают эгоистические тенденции. (требуется внимание педагога).

  1. Конфликтные семьи.

Родителям не до детей, они не могут разобраться в своих отношениях, все пущено на самотек. (Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье).

  1. Внешне благополучные семьи, где процветает бездуховность, отсутствуют нравственные ценности, связь поколений часто нарушена .(Внимание педагога!)

  1. Неблагополучны семьи.

Выделяются следующие типы неблагополучных семей:

В ЧЕМ  ЖЕ СМЫСЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ.

Выделяют 5 основных функций классного руководителя во взаимодействии школы и семьи :

  1. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  3. Вовлечение родителей в совместную с детьми  деятельность.
  4. Корректировка воспитания в семье.
  5. Взаимодействие с общественными организациями.

Раскроем каждую из этих функций.

  1. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.

-знакомство с целью ,задачами и программой будущей деятельности, например: природа, культура, дело, люди и «я» сам. Совместно с родителями изыскивается возможные пути реализации программы семейного воспитания (создание библиотеки семейного чтения, походы выходного дня,  посещение театра, музеев, неформальное общение).

  1. психолого-педагогическое просвещение:

-родительский всеобуч( педагоги, психологи, медики, юристы)

-родительский лекторий – проводится перед родительским собранием по плану классного руководителя, приглашаются специалисты.

  1. тематические конференции (могут быть посвященны отдельным воспитательным процессам. Например: «Как помочь школьнику учиться», «школьник в рыночных отношениях», «предупреждение правонарушений».
  2. Работа с родителями в микрогруппах:
  1. По интересу;
  2. Для родителей школьников-туристов;
  3. Для родителей детей «трудных»;
  4. Для родителей одаренных детей;
  5. Для родителей детей, участвующих в кружках, секциях, студиях;
  6. Для родителей школьников-будущих педагогов.
  1. Индивидуальные консультации;
  2. Читательские конференции и выставки литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Трудовое воспитание в семье и школе".

Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.Как решают эту пробле...

"Трудовое воспитание в семье и школе"

Классное родительское собрание по трудовому воспитанию в семье и школе с привлечением работников Аграрно - технологического техникума....

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

Условия развития системы воспитания в семье и школе.

Доклад-размышление на тему воспитания ребенка в семье и школе. В своей работе мы прослеживаем историю развития отношения к процессу воспитания в учебных заведениях и домашних условиях. Анализиру...

Кто должен заниматься воспитанием детей, семья или школа?

Кто должен воспитывать ребенка, родители или школа?...

Статья "Трудовое воспитание в семье и школе"

В данной статье рассказывается о значении трудового воспитания детей, роли семьи и школы в этом....

Родительское собрание на тему «Трудовое воспитание в семье и школе»

Родительское собрание на тему «Трудовое воспитание в семье и школе»...