Статья "Трудовое воспитание в семье и школе"
статья на тему

Москвина Татьяна Николаевна

 В данной статье рассказывается о значении трудового воспитания детей, роли семьи и школы в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_trudovoe_vospitanie_v_seme_i_shkole.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Москвина Т.Н., учитель технологии

ГБОУ СОШ № 285 Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Трудовое воспитание в семье и школе»

Значение труда для развития личности

Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих детей, они оправдывают свои действия тем, что они еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.

Выносливость, терпение, стремление к преодолению трудностей, доведение начатого до конца – эти качества личности формируются в ранние годы. Ребенок учится понимать, что работа может быть не только приятной, но и утомительной, грязной. Дисциплина и сила воли рождаются именно в такие моменты.

Убираясь по дому или помогая маме помыть посуду, ребёнок приучается к ответственности, понимает, что если выполнить поручение небрежно, то это всех огорчит. Чем бы он ни занимался, его помощь – это демонстрация любови, внимания, уважения к родным.

Простое поручение по починке сломавшейся машинки или куклы – это не механическое воспроизведение определенных действий. Сознательный труд рождает инициативу, изобретательность, ребенок находится в активном поиске, стремясь найти пути решения проблемы. В это время развиваются его память, внимание, пробуждается воображение. Когда ребёнок занимается с небольшими деталями и предметами, формируется его мелкая моторика, которая напрямую влияет на совершенствование центров речи и интеллект.

Рекомендации по трудовому воспитанию для родителей

  1. Взрослые сами должны браться за работу с желанием. Если папа и мама постоянно выясняют,  кому сегодня убирать или сходить в магазин, из ребенка тоже ударника труда не выйдет.
  2. Воспитание трудолюбия нужно начинать как можно раньше. Малыши обычно не любят собирать игрушки после игр, поэтому заниматься этим надо вместе. Весь «реквизит» должен иметь свое место: книги ставят на полку, мягкие игрушки убирают в коробку.
  3. Желание помочь, сделать что-то самостоятельно не должны пресекаться родителями. Даже если после мытья тарелок на них остался  жир,  родителям надо запастись терпением, а также определенным перечнем дел, которые можно поручить ребенку.
  4. Любое выполненное поручение должно быть вознаграждено. Самое важное вознаграждение – это восхищение и похвала мамы. Юному помощнику очень важно осознавать, что он молодец, видеть пользу от результата своего труда.
  5. Трудовые поручения не должны иметь форму принуждения. Еще лучше, если взрослые будут делать что-то совместно с детьми. Обычную уборку можно провести в форме состязания, игры, а лепку пельменей превратить в незабываемый праздник.
  6. У ребенка должны появиться свои постоянные посильные обязанности. Регулярное кормление рыбок или уход за растениями немного освободит старших, а ребёнок будет чувствовать свою значимость в семье.
  7. Дети должны осознавать конечный результат своих усилий. Нужно объяснить им цель производимых действий: цветы завянут, если их не полить, а рыбки без корма погибнут.
  8. Некоторые действия ребенку нужно показать лично. Научить, объяснить, как делать. Возможно, это потребуется не единожды, взрослым нужно запастись терпением.
  9. Необходимо всегда проверять работу, сделанную ребенком. Она должна быть осуществлена качественно и до конца. Если взрослые будут сами исправлять огрехи и доделывать, то этим только научат ребёнка уклоняться от поручений, ведь есть,  кому завершить работу.

Памятка для родителей

  • Обязанности по дому нельзя делить на женские и мужские. Вымыть пол или приготовить еду не может быть недостойным занятием для мужчины. Любой труд уважаем.
  • Нельзя нагружать детей сверх меры. Работа должна быть по силам, ребенку еще необходимо время для учёбы, игры и т.д.
  • «Можно» и «нельзя» в семье нужно определить четко и закрепить с раннего детства. От того, какую позицию занимают по этому вопросу взрослые, будет зависеть, какая обстановка будет царить в семье – полная расхлябанность или порядок.
  • Нельзя освобождать своих детей от трудовых обязанностей, иначе на выходе получится потребитель. Если ребенок не приучен,  что-то делать вместе со всеми, в нем никогда не пробудится потребность сделать что-то для других.
  • Нельзя наказывать трудом за проступки. На любом труде будет лежать «черная метка» наказания. Воспитательный эффект обратный – резко отрицательное отношение к труду. Наказывают лишением удовольствий: запретом на общение с компьютером, поездку за город, лишением карманных денег.
  • Нельзя ценить только собственные усилия. В детях нужно поддерживать уважительное отношение к любому труду, чаще рассказывать о своей профессии, о том, чем занимаются друзья, родственники, соседи.

Школьное трудовое воспитание — основа для гражданского, нравственного формирования личности. Это первоначальный фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, творчестве, служении Родине. Роль школы — помочь ребенку в профессиональном становлении, подготовить его через труд как истинного патриота, гражданина своей страны.

Задачи и  функции школьного воспитания

Трудовое воспитание школьников всегда являлось важнейшим направлением образовательного процесса. В труде простая деятельность превращается в естественную физическую и интеллектуальную необходимость.

Задачи, решаемые школой:

  • формирование отношения к труду;
  • повышение мотивации, интереса, потребности в творчестве, стремления использовать полученные знания;
  • формирование трудолюбия и качеств, характеризующих делового, честного человека;
  • развитие трудовых навыков.

Выделяются функции воспитания:

  1. обучающая — овладение умениями, навыками поведения;
  2. развивающая — обеспечение интеллектуального, морального, физического развития;
  3. воспитательная (воспитывающая) — формирование трудолюбия, коллективизма, дисциплинированности.

Критериями воспитанности и формирования трудолюбия школьников являются: личная заинтересованность, трудовая активность, творчество, дисциплина.

Содержание трудового воспитания

Содержание этого важнейшего направления в воспитании определяется задачами, социальными и экономическими факторами региона. Основу для воспитания трудолюбия в общеобразовательных учреждениях составляют основные виды труда:

  1. Учебная деятельность или учебный труд (умственный, физический). Умственный или интеллектуальный труд самый напряженный. Он требует терпения, волевых усилий. Физический труд разнообразен, он предусмотрен воспитательными программами в виде уроков технологии, трудовых акции и т.д. Такая активность развивает коллективизм, взаимопомощь, формирует уважительное отношение к результатам.
  2. Общественно-полезный труд призван удовлетворять интересы не одного ученика, а всех членов коллектива, и приносит пользу всему обществу, которое окружает ребенка. К общественно-полезной работе относятся: работа на пришкольной территории, в волонтерских отрядах, отрядах по благоустройству.
  3. Производительный труд относится больше к старшему возрасту. Это работы по созданию материальных благ. Этот вид труда предполагает материальное оценивание, включение во взрослые производственные отношения. Он помогает развитию профессионального интереса, повышению потребности в труде, понятию экономических и экологических составляющих производственной деятельности.

 Формы и  методы осуществления воспитания

Школьное трудовое воспитание идет несколькими путями:

  • при общеобразовательной подготовке;

  • при трудовом обучении;

  • во внеурочной, внешкольной деятельности;

  • в процессе любой групповой работы, общения.

Система трудового воспитания использует формы, методы, способные развивать положительное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность.

Используются следующие формы работы:

  • совместный труд;

  • организация занятий по интересам;

  • упражнения по выработке конкретных трудовых навыков (ремонт мебели, учебников,  изготовление поделок);

  • творческие игры и конкурсы, соревнования;

  • временные, долгосрочные поручения;

  • общественно-полезный труд;

  • подготовка по профессии;

  • трудовое обучение;

  • домашний труд;

  • трудовые десанты;

  • лекции, конференции, вечера, экскурсии;

  • собственно, трудовая деятельность.

Организация воспитывающей трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду; развитие умений, навыков; стимулирование творчества и осознанного стремления к достижению результатов — цель, которую ставит перед собой трудовое воспитание в школе. Оно должно начинаться  с базовых представлений об обязанностях и заканчиваться осознанным выбором профессии.

Литература 

1. «Воспитание школьников в труде» под редакцией А.А. Шибанова: М.: «Педагогика»; 1976

2. Гуламов Г. " Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. «педагогика», 1991 г.

3. Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. – «Школа и производство», 1990, № 1

4.  Деятельность педагога в формировании семейных ценностей: учебно-методическое пособие Н.В. Панова – СПб.: 2014 – 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание в семье и школе.

Рассуждение о роли матери и школы....

Беседа с родителями "Трудовое воспитание в семье и школе".

Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.Как решают эту пробле...

"Трудовое воспитание в семье и школе"

Классное родительское собрание по трудовому воспитанию в семье и школе с привлечением работников Аграрно - технологического техникума....

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

Условия развития системы воспитания в семье и школе.

Доклад-размышление на тему воспитания ребенка в семье и школе. В своей работе мы прослеживаем историю развития отношения к процессу воспитания в учебных заведениях и домашних условиях. Анализиру...

Кто должен заниматься воспитанием детей, семья или школа?

Кто должен воспитывать ребенка, родители или школа?...

Родительское собрание на тему «Трудовое воспитание в семье и школе»

Родительское собрание на тему «Трудовое воспитание в семье и школе»...