Статья "Трудовое воспитание в семье и школе"
статья на тему
В данной статье рассказывается о значении трудового воспитания детей, роли семьи и школы в этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_trudovoe_vospitanie_v_seme_i_shkole.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Москвина Т.Н., учитель технологии
ГБОУ СОШ № 285 Красносельского района
Санкт-Петербурга
«Трудовое воспитание в семье и школе»
Значение труда для развития личности
Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих детей, они оправдывают свои действия тем, что они еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.
Выносливость, терпение, стремление к преодолению трудностей, доведение начатого до конца – эти качества личности формируются в ранние годы. Ребенок учится понимать, что работа может быть не только приятной, но и утомительной, грязной. Дисциплина и сила воли рождаются именно в такие моменты.
Убираясь по дому или помогая маме помыть посуду, ребёнок приучается к ответственности, понимает, что если выполнить поручение небрежно, то это всех огорчит. Чем бы он ни занимался, его помощь – это демонстрация любови, внимания, уважения к родным.
Простое поручение по починке сломавшейся машинки или куклы – это не механическое воспроизведение определенных действий. Сознательный труд рождает инициативу, изобретательность, ребенок находится в активном поиске, стремясь найти пути решения проблемы. В это время развиваются его память, внимание, пробуждается воображение. Когда ребёнок занимается с небольшими деталями и предметами, формируется его мелкая моторика, которая напрямую влияет на совершенствование центров речи и интеллект.
Рекомендации по трудовому воспитанию для родителей
- Взрослые сами должны браться за работу с желанием. Если папа и мама постоянно выясняют, кому сегодня убирать или сходить в магазин, из ребенка тоже ударника труда не выйдет.
- Воспитание трудолюбия нужно начинать как можно раньше. Малыши обычно не любят собирать игрушки после игр, поэтому заниматься этим надо вместе. Весь «реквизит» должен иметь свое место: книги ставят на полку, мягкие игрушки убирают в коробку.
- Желание помочь, сделать что-то самостоятельно не должны пресекаться родителями. Даже если после мытья тарелок на них остался жир, родителям надо запастись терпением, а также определенным перечнем дел, которые можно поручить ребенку.
- Любое выполненное поручение должно быть вознаграждено. Самое важное вознаграждение – это восхищение и похвала мамы. Юному помощнику очень важно осознавать, что он молодец, видеть пользу от результата своего труда.
- Трудовые поручения не должны иметь форму принуждения. Еще лучше, если взрослые будут делать что-то совместно с детьми. Обычную уборку можно провести в форме состязания, игры, а лепку пельменей превратить в незабываемый праздник.
- У ребенка должны появиться свои постоянные посильные обязанности. Регулярное кормление рыбок или уход за растениями немного освободит старших, а ребёнок будет чувствовать свою значимость в семье.
- Дети должны осознавать конечный результат своих усилий. Нужно объяснить им цель производимых действий: цветы завянут, если их не полить, а рыбки без корма погибнут.
- Некоторые действия ребенку нужно показать лично. Научить, объяснить, как делать. Возможно, это потребуется не единожды, взрослым нужно запастись терпением.
- Необходимо всегда проверять работу, сделанную ребенком. Она должна быть осуществлена качественно и до конца. Если взрослые будут сами исправлять огрехи и доделывать, то этим только научат ребёнка уклоняться от поручений, ведь есть, кому завершить работу.
Памятка для родителей
- Обязанности по дому нельзя делить на женские и мужские. Вымыть пол или приготовить еду не может быть недостойным занятием для мужчины. Любой труд уважаем.
- Нельзя нагружать детей сверх меры. Работа должна быть по силам, ребенку еще необходимо время для учёбы, игры и т.д.
- «Можно» и «нельзя» в семье нужно определить четко и закрепить с раннего детства. От того, какую позицию занимают по этому вопросу взрослые, будет зависеть, какая обстановка будет царить в семье – полная расхлябанность или порядок.
- Нельзя освобождать своих детей от трудовых обязанностей, иначе на выходе получится потребитель. Если ребенок не приучен, что-то делать вместе со всеми, в нем никогда не пробудится потребность сделать что-то для других.
- Нельзя наказывать трудом за проступки. На любом труде будет лежать «черная метка» наказания. Воспитательный эффект обратный – резко отрицательное отношение к труду. Наказывают лишением удовольствий: запретом на общение с компьютером, поездку за город, лишением карманных денег.
- Нельзя ценить только собственные усилия. В детях нужно поддерживать уважительное отношение к любому труду, чаще рассказывать о своей профессии, о том, чем занимаются друзья, родственники, соседи.
Школьное трудовое воспитание — основа для гражданского, нравственного формирования личности. Это первоначальный фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, творчестве, служении Родине. Роль школы — помочь ребенку в профессиональном становлении, подготовить его через труд как истинного патриота, гражданина своей страны.
Задачи и функции школьного воспитания
Трудовое воспитание школьников всегда являлось важнейшим направлением образовательного процесса. В труде простая деятельность превращается в естественную физическую и интеллектуальную необходимость.
Задачи, решаемые школой:
- формирование отношения к труду;
- повышение мотивации, интереса, потребности в творчестве, стремления использовать полученные знания;
- формирование трудолюбия и качеств, характеризующих делового, честного человека;
- развитие трудовых навыков.
Выделяются функции воспитания:
- обучающая — овладение умениями, навыками поведения;
- развивающая — обеспечение интеллектуального, морального, физического развития;
- воспитательная (воспитывающая) — формирование трудолюбия, коллективизма, дисциплинированности.
Критериями воспитанности и формирования трудолюбия школьников являются: личная заинтересованность, трудовая активность, творчество, дисциплина.
Содержание трудового воспитания
Содержание этого важнейшего направления в воспитании определяется задачами, социальными и экономическими факторами региона. Основу для воспитания трудолюбия в общеобразовательных учреждениях составляют основные виды труда:
- Учебная деятельность или учебный труд (умственный, физический). Умственный или интеллектуальный труд самый напряженный. Он требует терпения, волевых усилий. Физический труд разнообразен, он предусмотрен воспитательными программами в виде уроков технологии, трудовых акции и т.д. Такая активность развивает коллективизм, взаимопомощь, формирует уважительное отношение к результатам.
- Общественно-полезный труд призван удовлетворять интересы не одного ученика, а всех членов коллектива, и приносит пользу всему обществу, которое окружает ребенка. К общественно-полезной работе относятся: работа на пришкольной территории, в волонтерских отрядах, отрядах по благоустройству.
- Производительный труд относится больше к старшему возрасту. Это работы по созданию материальных благ. Этот вид труда предполагает материальное оценивание, включение во взрослые производственные отношения. Он помогает развитию профессионального интереса, повышению потребности в труде, понятию экономических и экологических составляющих производственной деятельности.
Формы и методы осуществления воспитания
Школьное трудовое воспитание идет несколькими путями:
при общеобразовательной подготовке;
при трудовом обучении;
во внеурочной, внешкольной деятельности;
в процессе любой групповой работы, общения.
Система трудового воспитания использует формы, методы, способные развивать положительное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность.
Используются следующие формы работы:
совместный труд;
организация занятий по интересам;
упражнения по выработке конкретных трудовых навыков (ремонт мебели, учебников, изготовление поделок);
творческие игры и конкурсы, соревнования;
временные, долгосрочные поручения;
общественно-полезный труд;
подготовка по профессии;
трудовое обучение;
домашний труд;
трудовые десанты;
лекции, конференции, вечера, экскурсии;
собственно, трудовая деятельность.
Организация воспитывающей трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду; развитие умений, навыков; стимулирование творчества и осознанного стремления к достижению результатов — цель, которую ставит перед собой трудовое воспитание в школе. Оно должно начинаться с базовых представлений об обязанностях и заканчиваться осознанным выбором профессии.
Литература
1. «Воспитание школьников в труде» под редакцией А.А. Шибанова: М.: «Педагогика»; 1976
2. Гуламов Г. " Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. «педагогика», 1991 г.
3. Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. – «Школа и производство», 1990, № 1
4. Деятельность педагога в формировании семейных ценностей: учебно-методическое пособие Н.В. Панова – СПб.: 2014 – 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание в семье и школе.
Рассуждение о роли матери и школы....
Беседа с родителями "Трудовое воспитание в семье и школе".
Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.Как решают эту пробле...
"Трудовое воспитание в семье и школе"
Классное родительское собрание по трудовому воспитанию в семье и школе с привлечением работников Аграрно - технологического техникума....
Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"
Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...
Условия развития системы воспитания в семье и школе.
Доклад-размышление на тему воспитания ребенка в семье и школе. В своей работе мы прослеживаем историю развития отношения к процессу воспитания в учебных заведениях и домашних условиях. Анализиру...
Кто должен заниматься воспитанием детей, семья или школа?
Кто должен воспитывать ребенка, родители или школа?...
Родительское собрание на тему «Трудовое воспитание в семье и школе»
Родительское собрание на тему «Трудовое воспитание в семье и школе»...