«Система работы с одаренными детьми по математике. Методы решения олимпиадных задач»
материал по теме
Настоящая статья посвящена рассмотрению системы работы с одаренными детьми, ее конструктивных особенностей и принципов деятельности, а также характеристике основных проблем данной системы и способов их решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_odarennost.doc | 116.5 КБ |
odarennye.pptx | 1.07 МБ |
nedelya_2016.docx | 75.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ММО учителей математики
по теме:
«Система работы с одаренными детьми по математике.
Методы решения олимпиадных задач»
Учитель математики МБОУ «Большеаксинская сош»
Портнова Татьяна Николаевна
10 декабря 2015 года
- Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Система работы с одаренными детьми по математике. Методы решения олимпиадных задач».
Я хочу начать свое выступление словами французского журналиста и писателя Морис Мартен дю Гар:
Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается.
Ребёнок не рождается бесталантным. Каждый ребёнок талантлив по- своему. Задача каждого педагога – развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме и дать им прорасти.
Знания, полученные самостоятельно, более прочные, чем полученные в готовом виде от преподавателя.
Одаренность – качество личности
Одаренный ребенок – сложившаяся личность
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
- Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
- Не могут четко развести реальность и фантазию.
- Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
- Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
- Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Заниматься с одарёнными детьми необходимо прежде всего и потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из направлений нашей работы.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
- учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным;
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Обладаем ли мы вышеперечисленными качествами? Сможем ли развить и сохранить эти качества в себе? Чтобы ответить на эти волнующие нас вопросы, предлагаю обратиться к анкете. Анкета называется «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми». На вопросы анкеты следует ответить, выбрав один из предложенных вариантов.
Анализ результатов анкетирования.
На основе анализа результатов анкеты мы можем сделать вывод, насколько мы склонны к работе с одаренными детьми, надеюсь, вы сделали для себя соответствующие выводы.
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем свое жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны
Методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проективный;
- синектика.
На уроках я стараюсь показать учащимся, что знание математики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи. Систематически планирую уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, доклады, учащиеся о применении законов математики в различных отраслях науки и техники. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. В нашей школе проводятся недели математики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах, математических боях: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Несомненно, этому способствует работа в рамках олимпиадного движения.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
На консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.
В течение года школьники участвуют в самых разнообразных олимпиадах, конкурсах: Всероссийская олимпиада школьников, международный математический конкурс-игра «Кенгуру», общероссийская предметная олимпиада «Олимпус», «Школьные дни», конкурс Мультитест, «Альбус», Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс «Эрудит России», Межрегиональная предметная олимпиада КФУ, региональная олимпиада по решению математических задач в области физической культуры, спорта и туризма среди студентов и школьников, Всероссийская дистанционная олимпиада по математике от проекта mega-talant.com, муниципальный математический бой.
Сертификаты и дипломы, полученные за участие, становятся весомым вкладом в портфель достижений учащихся, дают дополнительные льготы при поступлении в вузы.
Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи.
Подготовка к олимпиадам не должна быть фрагментарной: хорошего результата можно добиться только при условии систематической работы.
Система подготовки участников олимпиад включает:
*базовую школьную подготовку по предмету;
*подготовку, полученную в рамках системы дополнительного образования;
*самоподготовку (самостоятельное решение задач, поиск информации в сетях Интернет и т.д.);
*целенаправленную подготовку к участию в определенном этапе соревнования по предмету (такая подготовка осуществляется под руководством педагога в течение года).
Выявление способных детей начинается с 5 класса (нестандартные задачи, конкурсы, викторины, игры – все это позволяет развивать интерес к предмету, делает его изучение более увлекательным).
Постепенно выделяется группа ребят, которые заинтересованы в более детальном и глубоком изучении предметов (без желания ребенка, всем известно, очень трудно добиться результата). После выявления самых "звездных" школьников (это уже 7-8 классы, где олимпиадное движение приобретает более серьезную направленность) работа с ними уже продолжается индивидуально. Тем самым вынуждать ребят участвовать в творческом открытии, что может помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы. Важно направить одаренного школьника не столько на получение определенного объема знаний, сколько на творческую его переработку, воспитывая способность мыслить самостоятельно на основе научного материала. Это и учит их творчески относиться к математике как науке, дает больше возможностей для самореализации личности, самоутверждения и веры в свои силы и способности.
Конечно, хочется, чтобы как можно больше учащихся были вовлечены в работу с интересными, занимательными, требующими нестандартных решений заданиями, поэтому работа по подготовке к олимпиадам продолжает вестись урочно и внеурочно, при этом используются различные формы работы и виды деятельности:
- дифференцированная работа (творческие задания, задания исследовательского характера, рефераты, доклады, сообщения, презентации);
- групповая (дискуссии об исторических процессах в языке, совместные исследовательские проекты);
- занятия-консультации;
- массовая работа (совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад).
В системе подготовки к олимпиадам как на уроке, так во внеурочной деятельности используется ряд методических приемов.
1. Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи;
2. Обмен опытом: работа в парах, обмен возникшими идеями и критика их.
3. Мозговой штурм: обсуждение решений;
4. Подсказка.
5. Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей, которые уже не раз участвовали в олимпиадах и имеют опыт в решении сложных лингвистических задач;
6. Консультация преподавателя.
При подготовке к олимпиаде детей необходимо самому педагогу постоянно совершенствоваться.
Далее перейдем к практической части выступления. Рассмотрим теорию и практику некоторых задач.
Редкая олимпиада обходится без задач, в которых требуется доказать некоторое неравенство. Алгебраические неравенства доказываются с помощью различных методов, которые основываются на равносильных преобразованиях и свойствах числовых неравенств:
1) если a – b > 0, то a > b; если a – b < 0, то a < b;
2) если a > b, то b < a; если a < b, то b > a;
3) если a < b и b < c, то a < c;
4) если a < b и при этом c – любое число, то a + c < b + c;
5) если a < b и при этом c > 0, то ac < bc, a/c < b/c;
6) если a < b и при этом c < 0, то ac > bc; a/c > b/c;
7) если a1 < b1, a2 < b2, . . . , an < bn, то a1 + a2 + . . . + an < b1 + b2 + . . . + bn;
8) если 0 < a1 < b1, 0 < a2 < b2, . . . , 0 < an < bn, то a1 · a2 · . . . · an < b1 · b2 · . . . · bn;
Напомним некоторые опорные неравенства, которые часто используются для доказательства других неравенств:
1) а2 > 0;
2) aх2 + bx + c > 0, при а > 0, b2 – 4ac < 0;
3) x + 1/x > 2, при х > 0, и x + 1/x < –2, при х < 0;
4) |a + b| < |a| + |b|, |a – b| > |a| – |b|;
5) если a > b > 0, то 1/a < 1/b;
6) если a > b > 0 и х > 0, то ax > bx, в частности, для натурального n > 2
a2 > b2 и n√a > n√b;
7) если a > b > 0 и х < 0, то ax < bx;
8) если х > 0, то sin x < x.
Многие задачи олимпиадного уровня, и это не только неравенства, эффективно решаются с помощью некоторых специальных неравенств, с которыми учащиеся школы часто не бывают знакомы. К ним, прежде всего, следует отнести:
- неравенство между средним арифметическим и средним геометрическим положительных чисел (неравенство Коши):
a + b + c + . . . + z | ≥ | n√a · b · c · . . . · z | ; |
n |
- неравенство Бернулли:
(1 + α)n ≥ 1 + nα, где α > -1, n – натуральное число;
- неравенство Коши – Буняковского:
(a1b1 + a2b2 + . . . + anbn)2 ≤ (a12 + a22 + . . . + an2)( b12 + b22 + . . . + bn2);
К наиболее «популярным» методам доказательства неравенств можно отнести:
- доказательство неравенств на основе определения;
- метод выделения квадратов;
- метод последовательных оценок;
- метод математической индукции;
- использование специальных и классических неравенств;
- использование элементов математического анализа;
- использование геометрических соображений;
- идея усиления и др.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
- Доказать, что если a + b = 1, то имеет место неравенство a8 + b8 > 1/128.
Решение
Из условия, что a + b = 1, следует, что a2 + 2ab + b2 = 1.
Сложим это равенство с очевидным неравенством
a2 – 2ab + b2 > 0.
Получим:
2a2 + 2b2 > 1, или 4a4 + 8a2b2 + 4b2 > 1.
Сложив это неравенство с очевидным неравенством 4a4 – 8a2b2 + 4b2 > 0,
получим: 8a4 + 8b4 > 1, откуда 64a8 + 128a4b4 + 64b4 > 1.
Сложив это неравенство с очевидным неравенством 64a8 – 128a4b4 + 64b4 > 0,
получим: 128a8 + 128 b8 > 1 или a8 + b8 > 1/128.
2. Доказать, что 20132015 · 20152013 < 20142·2014 .
Решение
Имеем:
20132015 · 20152013 = 20132 · 20132013 · 20152013 =
= 20132 · (2014 – 1)2013 · (2014 + 1)2013 < 20132 · (20142 – 1)2013 <
< 20142 · (20142)2013 = 20142 + 2·2013 = 20142·2014 .
Очевидно, так же можно получить общее утверждение: для любого натурального n выполняется неравенство
(n – 1)n+1(n + 1)n–1 < n2n.
3.Доказать неравенство: ab(a + b – 2c) + bc(b + c – 2a) + ac(a + c – 2b) > 0, где a > 0, b > 0, c > 0.
Имеем:
ab(a + b – 2c) + bc(b + c – 2a) + ac(a + c – 2b) = |
= abc ( | a | + | b | – 2 + | b | + | c | – 2 + | a | + | c | – 2) = |
c | c | a | a | b | b |
= abc (( | a | + | b | – 2) + ( | a | + | c | – 2) + ( | b | + | c | – 2)) > 0, |
b | a | c | a | c | b |
так как сумма двух положительных взаимно обратных чисел больше или равна 2.
При решении олимпиадных задач о суммах и произведениях чисел сочетаются различные соображения, связанные с применением:
- формул сокращённого умножения и других алгебраических тождеств,
- свойств дробей, корней и степеней чисел,
- признаков делимости чисел,
- свойств числовых последовательностей,
- метода математической индукции,
- сведений из комбинаторики,
- свойств функций и др.
- Вычислить сумму
1 | + | 1 | + | 1 | + . . . + | 1 | . |
1 · 5 | 5 · 9 | 9 · 13 | (4n – 3)·(4n + 1) |
- Решение
- Обозначим требуемую сумму через S. Представим каждое из слагаемых заданной суммы следующим образом:
1 | = | 1 | · (1 – | 1 | ), |
1 · 5 | 4 | 5 |
1 | = | 1 | · ( | 1 | – | 1 | ), |
5 · 9 | 4 | 5 | 9 |
1 | = | 1 | · ( | 1 | – | 1 | ), |
9 · 13 | 4 | 9 | 13 |
- . . . . . . . .
1 | = | 1 | · ( | 1 | – | 1 | ). |
(4n – 3)·(4n + 1) | 4 | 4n – 3 | 4n + 1 |
- Складывая почленно эти представления, имеем
S = | 1 | · ( | 1 – | 1 | ) = | n | . |
4 | 4n + 1 | 4n + 1 |
- Ответ: n/(4n+1).
Для привития любви к математике, интереса к ее понятиям и методам следует демонстрировать школьникам яркие, эффектные, желательно неожиданные применения методов работы в их личной практике. И заведомо большое впечатление на сознание учащегося, на его эмоциональную сферу может произвести красивое решение трудной задачи, стоящей лично перед ним, чем стандартное применение стандартного метода. Мы не должны забывать, что в процессе обучения математике складывается и личность ученика. Это касается не только таких личностных проявлений, как мировоззрение, интересы, способности, но и его нравственного облика, эмоционально- волевых качеств, характера. Правильно организованное математическое образование всегда означает духовный рост учащихся, становление их личности, успешной самореализации в будущем.
А закончить я хочу словами Сократа: " В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить". Спасибо за внимание.
Выступление на РМО учителей математики
по теме:
«Система работы с одаренными детьми по математике.
Методы решения олимпиадных задач»
Учитель математики МБОУ «Большеаксинская сош»
Портнова Татьяна Николаевна
10 декабря 2015 года
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается . Морис Мартен дю Гар
Одаренность – качество личности Одаренный ребенок – сложившаяся личность
Условия успешной работы с одаренными учащимися Формирование положительной мотивации к учению Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми Признание коллективом педагогов того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Требования к личности учителя, работающему с одарёнными учащимися: увлечённость своим делом желание работать нестандартно эрудированность любознательность поисковая активность мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися нравственность знание всех областей человеческой жизни знание психологии одарённых учащихся
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»
Обработка результатов анкеты «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» Ответ: а) 3 балла, б) 1 балл, в) 2 балла .
Интерпретация результатов: 49 и более баллов Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся.
Интерпретация результатов: 24 - 48 баллов У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
Интерпретация результатов: 23 и менее баллов Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
Методы работы: исследовательский частично-поисковый проблемный проективный
Неделя математики в школе
«Талант – это 1 % способностей, а 99 % потения»
Название олимпиады Год Ф.И. участника Класс Уровень проведения Результат XII I Республиканская математическая олимпиада школьников 6-х классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан 2012 Мишкин Сергей 6 Муниципальный тур 1 место XII I Республиканская математическая олимпиада школьников 6-х классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан 2012 Мишкин Сергей 6 Республиканский тур участие Межрегиональная предметная олимпиада КФУ по предмету «Математика» 2012 Евграфов Николай 11 Региональный тур участие Межрегиональная предметная олимпиада КФУ по предмету «Математика» 2012 Никитина Надежда 11 Региональный тур участие Межрегиональная предметная олимпиада КФУ по предмету «Математика» 2013 Мерчина Анастасия 11 Региональный тур призер Межрегиональная предметная олимпиада КФУ по предмету «Математика» 2015 Мишкин Сергей 10 Региональный тур 60 % выполнения Межрегиональная предметная олимпиада КФУ по предмету «Математика» 2015 Мишкина Алина 11 Региональный тур 70 % вып Предметная олимпиада по математике 2012 Мишкин Сергей 6 Второй зональный тур 1 место Предметная олимпиада по математике 2012 Мишкина Алина 7 Второй зональный тур 1 место Всероссийская олимпиада школьников по математике 2013 Мишкина Алина 9 Муниципальный этап 2 рез Всероссийская олимпиада школьников по математике 2013 Мишкин Сергей 8 Муниципальный этап 4 рез Всероссийская олимпиада школьников по математике 2014 Давыдов Николай 5 Муниципальный этап 2 рез Всероссийская олимпиада школьников по математике 2014 Мишкина Алина 10 Муниципальный этап 1 рез Всероссийская олимпиада школьников по математике 2015 Мишкина Алина 11 Муниципальный этап 1 рез Всероссийская олимпиада школьников по математике 2015 Мишкин Сергей 10 Муниципальный этап 2 рез Всероссийская олимпиада школьников по математике 2015 Давыдов Николай 6 Муниципальный этап 1 рез
Название конкурса Год Ф.И. участника Класс Уровень проведения Результат Конкурс по математике « Альбус », организованном ИРШО 2012 Мишкин Сергей 6 Всероссийский математический конкурс 1 место Конкурс по математике « Альбус », организованном ИРШО 2012 Мишкина Алина 7 Всероссийский математический конкурс 4 место Коды и шифры 2012 Мишкин Сергей 7 Всероссийский математический конкурс Диплом 2 степени Открытая российская математическая олимпиада 2012 Варзорова Анастасия 7 Российская математическая олимпиада Диплом 3 степени Открытая российская математическая олимпиада 2012 Мишкин Сергей 7 Российская математическая олимпиада Диплом 2 степени Открытая российская математическая олимпиада 2012 Портнова Марина 8 Российская математическая олимпиада Диплом 3 степени Всероссийская олимпиада «Олимпус» 2012 Мишкин Сергей 7 Всероссийская олимпиада «Олимпус» Диплом лауреата Эрудит России 2013 Мишкин Сергей 7 Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс Участие Эрудит России 2014 Никифоров Вадим 6 Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс Участие Всероссийская олимпиада «Олимпус» 2015 Давыдов Николай 5 Всероссийская олимпиада 7 место Конкурс Мультитест 2015 Григорьева Анастасия 6 Всероссийский математический конкурс 7 место Всероссийская дистанционная олимпиада по математике от проекта mega - talant . com 2015 Давыдов Николай 6 Международная дистанционная олимпиада Диплом 1 степени Всероссийская дистанционная олимпиада по математике от проекта mega - talant . com 2015 Мишкин Сергей 10 Международная дистанционная олимпиада Диплом 1 степени Математический бой 2015 Команда учащихся 7-8 Муниципальный Диплом победителя
Свойства неравенств: 1) если a – b > 0, то a > b; если a – b < 0, то a < b; 2) если a > b, то b < a; если a < b, то b > a; 3) если a < b и b < c, то a < c; 4) если a < b и при этом c – любое число, то a + c < b + c; 5) если a < b и при этом c > 0, то ac < bc , a / c < b / c ; 6) если a < b и при этом c < 0, то ac > bc ; a / c > b / c ; 7) если a 1 < b 1 , a 2 < b 2 , . . . , a n < b n , то a 1 + a 2 + . . . + a n < b 1 + b 2 + . . . + b n ; 8) если 0 < a 1 < b 1 , 0 < a 2 < b 2 , . . . , 0 < a n < b n , то a 1 · a 2 · . . . · a n < b 1 · b 2 · . . . · b n ;
Опорные неравенства: 1) а 2 > 0; 2) aх 2 + bx + c > 0, при а > 0, b 2 – 4ac < 0; 3) x + 1 / x > 2, при х > 0, и x + 1 / x < –2, при х < 0; 4) |a + b| < |a| + |b|, |a – b| > |a| – |b|; 5) если a > b > 0, то 1 / a < 1 / b ; 6) если a > b > 0 и х > 0, то a x > b x , в частности, для натурального n > 2 a 2 > b 2 и n √a > n √b ; 7) если a > b > 0 и х < 0, то a x < b x ; 8) если х > 0, то sin x < x.
Неравенство Коши : ≥ n √ a * в * с * … * z Неравенство Бернулли : (1 + α) n ≥ 1 + nα, где α > -1, n – натуральное число ; Н еравенство Коши – Буняковского : (a 1 b 1 + a 2 b 2 + . . . + a n b n ) 2 ≤ (a 1 2 + a 2 2 + . . . + a n 2 )( b 1 2 + b 2 2 + . . . + b n 2 );
РЕШЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ № 1. Доказать, что если a + b = 1, то имеет место неравенство a 8 + b 8 > 1 / 128 . Решение: Из условия, что a + b = 1, следует, что a 2 + 2ab + b 2 = 1. Сложим это равенство с очевидным неравенством a 2 – 2ab + b 2 > 0. Получим : 2a 2 + 2b 2 > 1, или 4a 4 + 8a 2 b 2 + 4b 2 > 1. Сложив это неравенство с очевидным неравенством 4a 4 – 8a 2 b 2 + 4b 2 > 0, получим : 8a 4 + 8b 4 > 1, откуда 64a 8 + 128a 4 b 4 + 64b 4 > 1. Сложив это неравенство с очевидным неравенством 64a 8 – 128a 4 b 4 + 64b 4 > 0, получим : 128a 8 + 128 b 8 > 1 или a 8 + b 8 > 1 / 128 .
№ 2 Доказать, что 2013 2015 · 2015 2013 < 2014 2·2014 . Решение: Имеем: 2013 2015 · 2015 2013 = 2013 2 · 2013 2013 · 2015 2013 = = 2013 2 · (2014 – 1) 2013 · (2014 + 1) 2013 < 2013 2 · (2014 2 – 1) 2013 < < 2014 2 · (2014 2 ) 2013 = 2014 2 + 2·2013 = 2014 2·2014 . Очевидно, так же можно получить общее утверждение: для любого натурального n выполняется неравенство (n – 1) n+1 (n + 1) n–1 < n 2n .
№ 3 Доказать неравенство: ab (a + b – 2c) + bc (b + c – 2a) + ac (a + c – 2b) > 0, где a > 0, b > 0, c > 0 . № 4 Вычислить сумму: + + + … + Решение: = * (1 - ), = * ( - ), = * ( - ) , … = ( - ). S = * (1 - ) =
В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить. Сократ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы:_______В. Г. Кондрашкин
План проведения Недели математики
с 1 февраля по 6 февраля 2016 года
Учитель математики:_________Т.Н.Портнова
Внеклассное мероприятие "В мире чисел" по математике
- Бурлакова Светлана Яковлевна, учитель математики
Разделы: Внеклассная работа
Цели и задачи:
- Вызвать интерес к изучению математики.
- Способствовать развитию творчества, логического мышления учащихся.
- Показать связь математики с другими предметами: биологией, музыкой, литературой.
- Развивать познавательную деятельность учащихся.
Ход мероприятия
1. Человек живет в мире чисел. Ребенок появился на свет, и с ним появляется его дата рождения. У каждого есть свой дом. К нему тоже прикреплено число.
А порой жизнь наша зависит от чисел. 7 лет- пора идти в школу, 14-пора получать паспорт, 18- иметь право голосовать на выборах, 55 или 60- имеешь право уйти на заслуженный отдых, на пенсию.
Числа радуют, огорчают. От «2» или «5» зависит наше настроение, а если твоя любимая футбольная команда забила 7 голов в ворота противника - как тут не радоваться?!
Да, многое могут сказать о себе числа.
2. Из истории чисел
а) Знаете ли вы, что в древние времена «ноль» называли цифрой? Мы знаем, что на ноль делить нельзя. А вообще-то ноль очень даже хорошее число. Если бы его не было, то и математики бы не было. Послушайте сказку про ноль.
Сценка
Сказал веселый круглый ноль соседке единице:
-С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.
Она окинула его сердитым гордым взглядом .
-Ты, ноль, не значишь ничего,
Не стой со мною рядом.
Ответил ноль:
-Свою вину я принимаю,
Что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Длинна и худощава.
Но будешь больше в 10 раз,
Когда я встану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в 20 превратим,
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить 30, 40.
Пусть говорят, что мы ничто.
С двумя нолями вместе
Из единицы будет 100,
Из двойки целых 200.
б) Суеверием покрыто число «13».
Американский миллионер Поль Гети заявляет: «Где 13 человек - я за стол не сяду. Чёртова дюжина не нужна за ужином».
В итальянской лотерее нет №13.
Во Франции нет домов с номером 13.
В Женеве самолеты вылетают в 12 часов, а не в 13.В самолетах нет 13 места. Но…
Англичанин Симпсон, проживающий на 13 этаже в 13 квартире, получил уведомление, что его увольняют с 13 числа, пошел с горя на футбольный матч и поставил 13 млн. Он выиграл 53457 фунтов стерлингов.
Так что вы не верьте суевериям,
Числам всем открыты двери.
И с числом 13
Нам нельзя расстаться.
3. Домашнее задание
а) Назвать пословицы, где встречается число 7.
(7 одного не ждут; 7 с ложкой - 1 с сошкой; у 7 нянек дитя без глазу.)
б) Назвать произведения, названия которых содержат числа.
(«12 месяцев» Маршак; «2 капитана» Каверин; «1000 и 1 ночь» арабская сказка; «Д’Артаньян и 3 мушкетера» Дюма; «3 толстяка» Олеша; «15-летний капитан» Ж..Верн).
4. На листе за определенное время написать слова, в которых присутствуют числа 3 или 100.
(Трико, сотри, трилогия, Патриция, триллион, штрих, тритон, стол, стог, столовая, застолье, стон, столица, столб, стоматолог, столяр.)
5. Игра на сообразительность со зрителями (пока выполняют 4 задание)
Вы, ребята, все устали,
Много думали, считали,
Отдохнуть уже пора,
Начинается игра.
а) Правая рука чертит окружность, левая - треугольник;
б) Нарисуйте из цифр человечка;
в) Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг, сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5 кг)
г) У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25 раз. Как это может быть? (Он родился 29 февраля, и его день рождения бывает 1 раз в 4 года)
д) Сколько горошин может войти в пустой стакан? (горошины не ходят).
е) Половина какой буквы дает название военной части? (пол-к)
6. Конкурс капитанов.
Вопросы для капитана 1 команды:
- отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус);
- мера веса драгоценных камней (карат);
- сколько цифр вы знаете (10);
- чему равно число «Пи» (3,14);
- результат вычитания (разность);
- сколько в школе классов (заранее сосчитать);
- сколько дверных ручек на 1 этаже (в 2 раза больше, чем дверей);
- сколько грамм в килограмме (1000).
Вопросы для капитана 2 команды:
- цифровая оценка успеха (балл);
- сколько сантиметров в метре (100);
- результат сложения (сумма);
- сколько яиц можно съесть натощак (1);
- на какое число нельзя делить (0);
- сколько дней в году (365 или 366);
- сколько окон на 2 этаже (заранее сосчитать);
- сколько в школе учеников (заранее узнать у завуча).
7. Ответьте на вопросы (команды отвечают по очереди).
Сколько весит синий кит?
Когда родился Демокрит?
Кто на свете первый врач,
Гиппократ иль Эскулап?
И на все вопросы эти
Ищем в книге мы ответы,
Числа, числа, ну без них
Мы не можем обойтись.
-Сколько весит Земля? (6,6 секстиллиона);
-Мы отмечаем Новый год 1 января, а где его отмечают в феврале (Вьетнам) и марте (Иран);
-Когда были изобретены очки? (1266, английский монах)
-Кто был первым врачом? (в Древней Греции медициной занимался Эскулап, «Отцом медицины» считается Гиппократ);
-Когда был разработан первый компьютер?(1944г., в Гарвардском университете ученым Хауэрдом Айкеном);
-Какое животное самое большое в мире? (Голубой кит, длина-30 м, вес-125т);
-У какого животного 3 желудка? (у верблюда, в двух из них есть карманчики для хранения воды, 1 горб для запаса воды).
8. Игра со зрителями (пока подводятся итоги).
Надо спеть песни, в строчках которых упоминаются числа.
(Дважды два четыре, это всем известно в целом мире;
1,2,3,4,5, вышел зайчик погулять;
жили у бабуси 2 весёлых гуся;
к четырем прибавить два, по слогам читать слова учат в школе...)
9. Заключение
Сегодня мы постарались вам доказать, что человек живет в мире чисел. Книги, песни, школьные предметы не могут обходиться без чисел. А мы не можем жить без песен, книг. Значит, не можем жить без чисел.
Неделя математики в сельской школе
- Лузанова Любовь Павловна, учитель математики
Разделы: Внеклассная работа
В настоящее время перед учителями математики стоит задача не только дать определенную сумму знаний учащимся, но и вооружить их умениями самостоятельно добывать эти знания, воспитать интерес к самостоятельному изучению математики и ее прикладных приложений.
Внеклассная работа по математике является одним из средств выполнения этой задачи. Она способствует повышению уровня математической культуры и развитию познавательных способностей учащихся, расширяет их математический кругозор.
В нашей школе стало традицией проводить предметные недели. Это настоящий праздник.
В субботу на школьной линейке был объявлен план проведения математической недели.
Запланированные мероприятия все проводились согласно графику, за исключением вечера. Он проводился в субботу, для 8-11 классов.
Школа маленькая, обучается в ней всего 62 человек. Мы, учителя математики (а нас двое), не остаемся в стороне и активно включаемся в подготовку математической недели. «Неделя математики» проводится в середине января. План проведения «Недели математики» вывешивается заранее на видном месте. Перед «Неделей математики» в коридоре и на стенах вывешиваются всевозможные высказывания о математике и математиках. Приведу примеры таких высказываний.
- «Математика – гимнастика ума» (М.И. Калинин)
- «Старайся дать уму как можно больше пищи» (Л.Н. Толстой)
- «Математика – царица наук, арифметика – царица математики» (К. Гаусс)
- «Математик должен быть поэтом в душе» (С.В. Ковалевская)
- «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» (М.И. Лобачевский)
- «Химия – правая рука физики, математика – глаз её» (М.В. Ломоносов)
Рядом с планом «недели» - красиво оформленное объявление:
«Тем, кто учит математику,
тем, кто учит математике,
тем, кто любит математику,
тем, кто ещё не знает,
что может любить математику,
неделя математики посвящается».
Я расскажу, как проходила сама «неделя» – шесть дней математического праздника, смотра математических талантов, состязаний в основательности своих математических знаний, смекалке, упорстве, воле и силе духа. Это было интересно и увлекательно!
Ход мероприятия
День первый. Понедельник.
Проводится линейка, посвященная открытию «Недели математики». В этот день особенно было оживленно в школе. Библиотекарем была организована выставка книг по математике и о математиках.
Проводился конкурс «Смекалистых». Эпиграфом этому конкурсу были слова:
«Недаром ребятам смекалка дана,
Во всем и всегда помогает она».
Условия конкурса вывешены рядом с этими словами. А на большом стенде учащимся предлагалось решить 10 заданий с рисунками. Вот они:
1. Это задача-шутка. Посмотрите, внимательно на рисунок. Сумма чисел в левой колонке равна 19, а в правой 20. Напишите на отдельных бумажках эти цифры и подумайте, как переместить только две из них, чтобы суммы были равны. (Ответ: надо поменять местами таблички 8 и 9, но при этом 9 повернуть так, чтобы получилось 6).
2. Рисунок. На нашем рисунке – Коля, Олег, Миша, Гриша и Боря. Миша не самый высокий, но он выше Гриши, Олега и Коли. Олег стоит рядом с Колей и меньше его. Грише, чтобы дотянуться до выключателя, приходится подставлять скамеечку или просить помощи у своего старшего брата Олега. В каком порядке стоят мальчики? (Слева направо стояли Миша, Боря, Олег, Коля и Гриша).
3. На крючок рыбаку попалась одна-единственная рыбка, но как видите, улов неплохой. Определите вес рыбы, если хвост весит 1 кг, голова столько, сколько хвост и половина туловища, а туловище столько, сколько голова и хвост вместе взятые. (Голова 3 кг, туловище 4 кг, хвост 1 кг).
4. Попробуйте при помощи арифметических действий с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 изобразить число 100. Ответ: (1+2+3-6+7+8+9-4)*5=100
5. Четверо играли в шахматы. Каждый играл три раза. Сколько партий сыграл каждый? (Ответ: 6 партий).
6.Вспомните название городов земного шара, в которые входит слово «сто» и впишите их, используя нарисованное слово. (Ответ: Стокгольм, Ростов, Росток, Севастополь, Бостон, Чистополь, Белосток.)
7. Один старик прожил двадцать лет одних только пятниц. Сколько лет он прожил? (Ответ: 140 лет.)
8.Что ни пример – то ошибка! Наведите порядок и восстановите всюду равенства, переместив в каждом примере только по одной спичке.
ХХ| - |\/= ХХ\/
|Х - |Х=\/
ХХ+Х= |Х
Ответ: ХХХ-\/=ХХ\/ , Х -|\/=\/, ХХ-Х| =|Х).
9. Чтобы «забить» гол, надо подобрать к первому слову ещё три, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой.
м | я | ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г | о | л |
(Ответ: меч, мел, мол.)
10. От куска материи в 20 м портной отрезает каждый день по 2 м. На какой день он отрежет последний кусок? (Ответ: на 9 день.)
Ответы учащихся в письменном виде опускались в специальный ящик. Победителей определяла специальная комиссия.
День второй. Вторник.
В фойе школы в ряд поставили столы. Над ними вывеска «Выставка наглядных пособий, изготовленных учащимися школы». Здесь были таблицы, модели различных геометрических фигур и тел.
В этот день проводились открытые «нестандартные» уроки по математике:
«Урок-путешествие», «Смотр знаний».
В 5-6 классах проводилась математическая викторина.
Вопросы викторины.
- Я живу на шестом этаже, а мой друг Терентий – подо мной на третьем этаже. Возвращаясь, домой, мне приходится пройти 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Терентий, когда он возвращается домой?
- Первую половину пути мотоциклист проехал со скоростью 30 км в час, а вторую – со скоростью 60 км в час. Какова средняя скорость мотоциклиста?
- 5 рыбаков за 5 часов распотрошили 5 судаков. За сколько часов 100 рыбаков распотрошат 100 судаков?
- Какой знак нужно поставить между 6 и 5, чтобы получилось число, которое больше, чем 6, и меньше, чем 5? (Запятая)
- Какая разница между числом и цифрой?
- В одной книге указан такой год издания: MDCCXL|X. Когда издана книга?
- Пользуясь пятью двойками и знаками действий, запишите число 28.(22+2+2+2=28)
- Самая высокая гора на Земле – Джомолунгма. Её высота 8848 м. Сколько этажей имел бы дом высотой с эту гору, если считать, что расстояние между этажами 4 м? Ответ: 2212 этажей.
- Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется? (Свечи нигде не денутся. Их было 5, столько же и останется).
- Отгадайте ребус
День третий. Среда.
В этот день учащиеся старших классов проводили «Час весёлой математики» в 1-4 классах начальной школы.
Проводился конкурс на лучшую математическую газету, в котором участвовали все классы и конкурс на лучший математический кроссворд.
День четвертый. Четверг
Состоялся математический КВН. Командами соревнующихся был оформлен зал. Состязание проходило в таком порядке.
- Представление и приветствие команд.
- Разминка «Конкурс на внимательность»
- Конкурс капитанов.
- Отгадывание кроссворда.
- Составление слов из слова «Транспортир»
- Конкурс художников.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов. Награждение команд.
Состязание содействовало сплочению коллектива учащихся, укреплению их дружбы. Появились в школе новые художники и поэты, стало больше весёлых, остроумных общительных людей.
КВН (разработка)
В состязании участвовало 2 команды.
Команда «Многогранники» (9-11кл. и команда «Восемь + один» (10 класс)
Примечание: в этом классе было 8 девочек и 1мальчик, поэтому такое название.
Учитель математики: Известный немецкий математик Карл Гаусс сказал: «Математика – царица всех наук». И как у каждой царицы, у неё есть государство, в котором бывают будни и праздники.
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным» - писал Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьёзной, но и даже скучной наукой. Я считаю, что это неправда. Иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка. Сегодня мы в этом убедимся.
Ведущий учитель:
Мы сегодня все мечтаем
Знать побольше обо всем,
Мы в мечты свои играем,
Мы мечтой своей живем.
И пусть мальчишки и девчонки
Вся озорная детвора
Сегодня скажут звонко, громко:
Все. Добро пожаловать, игра!
I. Выход команд. Представление команд (название, эмблема, форма, приветствие)
Представление команды «Многогранники»
Капитан.
Кто шагает дружно в ряд?
Все. КВНовский отряд.
Капитан.
Кто поёт задорно, звонко?
Все. Все мальчишки и девчонки.
Капитан.
Кто в портфеле нам несет
Много шуток и острот?
Все. Тот, кто больше всех кричит,
Только у доски молчит.
Выступает в первый раз
В КВНе сводный класс.
Почему нам не шутить,
Будем мы во всю стараться,
Чтоб жюри развеселить.
КВНщик постарался
Долго думал, ночь не спал,
Чтоб соперник улыбался,
Чтоб болельщик не дремал.
Вся команда поёт.
Мы начинаем КВН,
Для чего, для чего?
Чтоб не осталось в стороне,
Никого, никого.
Пусть не решить нам всех проблем
Не решить всех проблем,
Но станет радостнее всем
Веселей станет всем.
1 участник. Этот турнир ждали мы,
2 участник. По нему стосковались умы,
3 участник. Дружно будем задачи решать
4 участник. Мы хотим математику знать.
Капитан. Представляем нашу команду.
Я – правильный многогранник, капитан команды.
1 участник. Я – тетраэдр.
2 участник. Я – призма.
3 участник. Я – куб.
4 участник. Я – икосаэдр.
5участник. Я – додекаэдр.
6 участник. Я – октаэдр.
7 участник. Я – пирамида.
8 участник. Я – параллелепипед.
Все. Вместе мы – многогранники!
Капитан. Наш девиз!
Все:
Постарайся не ленись
И запомни наш девиз:
«На свете лучше нет подруги,
Чем математики науки!»
8 участник. Сегодняшний турнир мы выиграть хотим.
7 участник. И просто вам победу не дадим.
6 участник. Придётся попотеть и постараться.
5 участник. За каждое очко мы будем драться.
4 участник. Смекалку мы проявим и отвагу.
3 участник. А если вдруг не повезёт?
2 участник. Победа всех когда-нибудь найдет!
Все поют (На мотив песни из к/ф «Девчата»):
Сегодня будет КВН,
Сегодня будет жарко.
Команда «М» сейчас стоит,
Покрытая румянцем.
Пришли команды,
Стоят по флангам,
Мыслишки свои теребя,
Потому что и в нашей команде,
Много есть остроумных ребят!
II. Разминка. «Конкурс на внимательность»
Для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима ещё и внимательность. С чего начинается решение задачи? Конечно, с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтёшь невнимательно – вот и утеряна главная ниточка. Проверим, умеют ли команды быстро улавливать условие задачи. Кто быстрее решит задачи?
- На березе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
- Из одной точки вылетели 3 ласточки. Когда они будут в одной плоскости? (Всегда)
- Разделить 100 на половину. (200)
- Величина угла 300. Чему она будет равна, если рассматривать угол в лупу с 2-кратным увеличением? (300)
- Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50 км/ч, в какую сторону отклоняется дым поезда? (Электропоезд бездымен)
III. Конкурс капитанов.
Капитаны задают друг другу по два вопроса.
Игра со зрителями «Не собьюсь»/ Слово жюри
IV. Конкурс «Отгадывание кроссворда»
Первая русская женщина-математик (Ковалевская)
- Плоская геометрическая фигура.
- Замкнутая кривая.
- Вид параллелограмма.
- Вид четырехугольника.
- Часть прямой.
- Вид прямой.
- Замкнутая, выпуклая плоская кривая.
- Прямая, пересекающая другие линии.
- Правильный многогранник.
- Основное геометрическое понятие.
ОТВЕТЫ: 1. Круг. 2. Окружность. 3. Квадрат. 4. Параллелограмм. 5. Луч. 6. Перпендикуляр. 7. Овал. 8. Секущая. 9. Куб. 10. Трапеция. 11. Прямая.
Ответ: КОВАЛЕВСКАЯ (по вертикали).
V. Задание обеим командам. Составить как можно больше слов из слова «Транспортир» (в течение одной минуты.) Листы со словами сдаются жюри.
Реклама. Танец «Современные ритмы». (Номер от болельщиков команды «Многогранники»
VI. «Конкурс художников». Задание командам. Изобразить с помощью геометрических фигур и математических символов человека. Проводиться в виде эстафеты.
Реклама. Частушки (на математическую тему). Номер от болельщиков команды «Восемь+один»
Я таблицу умноженья
Изучил без напряженья.
Ведь таблица умноженья
Вызывает уваженье.
Теоремою Виета
Очарован целый класс.
Только теорема эта
Не дойдёт никак до нас!
Знаю пушкинские рифмы
Пять стихов и шесть поэм,
А таблицу логарифмов
Я не выучу совсем!
Мы купали в ванной деда
По закону Архимеда,
Сколько весит старый дед,
Знает только Архимед!
Сел под яблоню Ньютон
И хотел открыть закон.
Яблоко он быстро скушал,
А закон открыл под грушей.
В нашем классе есть Сережа,
Он в уме считать не может.
И Сережа этот, кстати,
Носит счеты в дипломате.
Петя дома без проблем
Собирает ЭВМ.
Даст задание машине:
Написать стихи Марине!
Сколько будет дважды два?
Открывайте рот пошире:
Потому что дважды два –
Получается четыре!
Если кто-то скажет «пять»,
Мы кончаем выступать!
Слово жюри.
VII. Домашнее задание.
Привожу домашнее задание одной из команд, например, команды «Многогранники».
Инсценировка.
Митрофанушка: Привет! Я – Митрофанушка. Узнаёте меня?
Геометрия: Простите, но вы для меня, молодой человек, лицо постороннее, а с незнакомцами я не разговариваю. (Гордо уходит).
Алгебра: Похоже, что мы с вами, где-то встречались, так, примерно, 3 раза в неделю, но, вы, молодой человек, не слишком старались, ни одной моей формулы не запомнили. Поэтому, я вас плохо помню. (Уходит).
Арифметика: Привет! Привет! Хотя, лучше мне сказать «здравствуйте». Потому что, мне, даме, много тысяч лет от роду. А я вас вспоминаю. Помню, помню, как вы решали с Цыфиркиным задачки…
Госпожа Простакова: Сынок мой, Митрофанушка, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься.
Митрофан: Ну! А там что?
Госпожа Простакова: А там и женисся.
Митрофан: Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только, чтобы это был последний раз и чтоб сегодни быть сговору.
Госпожа Простакова: Придет час воли божией!
Митрофан: Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.
Цыфиркин очинивает грифель.
Госпожа Простакова: А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было бы куды класть.
Митрофан: Ну, Цыфиркин, давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать.
Цыфиркин: Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.
Госпожа Простакова (работая): Ах, господи, боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разневался!
Цыфиркин: За что разневаться, ваше благородие. У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.
Митрофан: Задавай же зады, поворачивайся!
Цыфиркин: Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.
Госпожа Простакова: Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави.
Цыфиркин: Задача. Слушай. Изволил ты, например, идти по дороге со мною. Ну, хоть, возьмём с собою Сидорыча. Нашли мы трое …
Митрофан (пишет): Трое.
Цыфиркин: На дороге, например, триста рублёв.
Митрофан (пишет): Триста.
Цыфиркин: Дошло дело до дележа. Смекни-ка, по сколько на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет): Единожды три – три . Единожды ноль – ноль.
Госпожа Простакова: Что, что до дележа?
Митрофан: Вишь, триста рублёв, что нашли, троим разделить.
Госпожа Простакова: Врёт он, друг мой, сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка! Не учись этой дурацкой науке.
Митрофан: Слышь, Пафнутьич, задавай другую задачу.
Цыфиркин: Пиши, ваше благородие. За учение жалуете мне в год 10 рублёв.
Митрофан: Десять.
Цыфиркин: Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин,что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и ещё прибавить 10.
Митрофан (пишет): Ну, ну, десять.
Цыфиркин: Сколько бы за год?
Митрофан (вычисляя, шепчет): Нуль да нуль – нуль. Один да один … (Задумался).
Госпожа Простакова: Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за што. Наука не такая. Лишь тебе мученье, я все, вижу, пустота. Денег нет – что считать. Деньги есть – сочтём и без Пафнутьича хорошохонько!
Митрофан: Шабаш, Пафнутьич! Две задачи решены, хватит с меня.
Встаёт из-за стола лениво и обращается к арифметике.
А тебе уже давно пора на пенсию! С тобой мне одно мучение, а не учение.
Арифметика: Как это на пенсию?! Я служила людям тысячи лет, они и теперь без меня не обойдутся. Я же Арифметика!
Митрофанушка пожимает плечами.
Арифметика (возмущённо): Что же ты молчишь? Или ты не слышишь и не понимаешь меня? Я – А -риф-ме-ти-ка! Та самая, что изучают в школе.
Митрофан: Ну, я такого предмета не знаю, а может и знаю…
Появляются Алгебра и Геометрия в коронах и мантиях.
Алгебра: Эх, Митрофанушка! Говоришь, что нет такого предмета? А примеры на вычитание и деление? А умножение столбиком. Это что? Разве не арифметика?
Геометрия: Как забывчивы люди!? Будто не арифметика – основа всякого счётного дела.
Сестра, мы должны с тобой сделать из этого вывод, а то и нас такие, как Митрофанушка, бесцеремонно выживут из школьной программы.
Обе уходят. Гремит гром. Митрофан озирается. Звучит громовой голос.
Голос (за кулисами): Какой предмет ты изучаешь, Митрофанушка?
Митрофан (испуганно): Математику.
Голос: Перед тобой Арифметика – царица математики!
Митрофан (озираясь): Где, вы, Ваше Величество?
Арифметика появляется у него за спиной.
Митрофан: Извините, Ваше Величество, я был не слишком вежлив с Вами. Простите, меня!
Арифметика: Ладно. На первый раз придется простить твоё невежество.
Митрофанушка (радуясь): Спасибо! Я буду с вами дружить. (Целует руку)
Арифметика: А знаешь что, дружок, зови меня просто Ари и без всяких «величеств». Титулы устарели, а я всегда хочу быть молодой и современной.
Исполняют песню на мелодию «Ясный мой свет».
Митрофан (поёт):
Мне не за что математиком не стать
Я не могу даже уток посчитать.
В С Е:
Но не в пример стали все твои мечты
Лучше не гуляй, а учи.
Припев:
Живу без алгебры, словно во сне,
Горю на алгебре, словно в огне.
Прошу я подскажи формулу мне,
Хоть чуточку мне подскажи.
Где ж ты ответ бродишь, голову склоняя,
Открой мне секрет, чтобы я нашёл тебя,
Пример не решён вот уже четыре дня,
Милый Пифагор, подскажи!
Припев.
VIII. Подведение итогов КВН. Награждение команд.
День пятый. Пятница. Заседание клуба «Знатоки математики»
(сценарий вечера)
Ведущий (учитель математики): Несколько лет назад была объявлена премия за сочинение на тему «Как человек без математики жил». Премия так и осталась не выданной, т. к., по-видимому, не нашлось сочинителя, который сумел бы описать жизнь человека, лишенного математических представлений. И действительно с математикой мы встречаемся ежедневно, с утра до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы, чтобы узнать, который час; в транспорте рассчитываем время в пути, в магазине опять занимаемся расчетами. Если бы не математика, люди никогда не смогли осуществить полёты в космос. Без математики нельзя изучить ни физику, ни химию, ни географию, ни черчение и даже в рисовании без неё не обойтись! Вот такая она важная математика!
Сегодня встречаются две команды, команда «Треугольник» и команда «Квадрат», чтобы соревноваться в своих математических знаниях. Итак, давайте их поприветствуем! Под музыку и аплодисменты выходят команды на сцену. Судить их будет уважаемое жюри (называются имена и фамилии). Займите, пожалуйста, свои места.
Итак, начинаем!
I гейм. «Гонка за лидером»
8-9 кл. Команда «Треугольник»
- Что больше 23 или 32? (32>23)
- Могут ли два смежных угла быть равными 65° и 130°? (нет)
- Вынесите общий множитель за скобки: xy-y2. Ответ: y(x-y)
- В равнобедренном треугольнике один угол равен 100°, другой 40°. Какой из них лежит при основании? (40°)
- Упростить: х? ()
- Что представляет график функции y = kx + b? (Прямая)
- Решите уравнение: x2= - 8. ( Нет корней)
- Зачем нужна рейсшина? (Для построения параллельных прямых)
10-11 кл. Команда «Квадрат»
- Какой цифрой оканчивается произведение 13*14*15*16*17? (0)
- Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий? (6 рукопожатий)
- Что представляет собой график функции y=ax2+bx+c? (Парабола)
- Вычислить ? (6)
- Решите уравнение: |x|= - 2 . (Нет корней)
- Как называется двенадцатигранник? (Правильный додекаэдр)
- Является ли треугольник прямоугольным, если его стороны выражаются числами 6, 8, 10? (Да)
- Переведите на древнегреческий язык «натянутая тетива». (Гипотенуза)
II гейм. «Спешите видеть»
III гейм. «Заморочки из бочки»
- Назовите первые вычислительные устройства, которыми пользовались в древности люди? (Пальцы рук)
- Немецкого математика называли королем математиков. В трехлетнем возрасте он делал поправки при расчетах. Кто он? (Карл Гаусс)
- Какая теорема в старину называлась теоремой невесты? (Теорема Пифагора)
- Какие числа при перевёртывании увеличиваются в полтора раза? (6 – 9)
- Какое слово в математическом предложении «Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90°»? (Двух)
- Найти наименьшее число, которое при делении на 2 даст в остатке 1, при делении на 3, в остатке – 2 , при делении на 4, в остатке – 3? (11)
- Чему равен НОД чисел, если НОК равно произведению данных чисел? (1)
- Произведение, каких трех чисел равно их сумме? (1+2+3=1*2*3)
IV гейм. «Темная лошадка»
Ведущий. Все вы лично знакомы с этим человеком. О нем говорят: «Мастер на все руки». Ведет 4 предмета, может и 5-ый. Любимое блюдо – пельмени. Хобби – баян. Кто он? (Гуртовой Владимир Петрович – учитель технологии, ОБЖ, рисования, черчения)
Владимир Петрович: Уважаемые эрудиты математики! На уроках геометрии при решении задач, связанных с окружностью, обычно указывают, чему равен радиус окружности. А вот на технических чертежах и эскизах обязательно наносят диаметры окружности, а не радиусы. Можете ли вы, объяснить причину этого?
Правильный ответ. При вычерчивании окружности надо знать её радиус, но в готовой детали проще замерять диаметр сверла, а не радиус.
Ведущий. Этот человек вам хорошо знаком. По звездам может предсказать вам судьбу. Эрудирован в технических, электромагнитных, световых, тепловых, электрических явлениях. Кто он? (Грачев Н. П. – учитель физики и астрономии) Его вопрос.
Грачев Н.П. Уважаемые, знатоки! В начале 40-х годах нашего века авиастроители всего мира столкнулись со страшным и непонятным явлением. Во время скоростного полета самолета на некоторой, так называемой критической скорости, возникла стремительно нарастающая вибрация конструкции. Она внезапно охватила самолет, и иногда достаточно было нескольких секунд, чтобы машина развалилась на куски. С земли казалось, что самолеты взрываются. Многочисленные исследования, проведенные в США, Англии, Германии не принесли успеха. Полностью разобраться в этой запутанной проблеме удалось лишь известному советскому математику. Были найдены простые и эффективные методы предупреждения вибрации. Угроза самолета и экипажу были полностью ликвидирована. За выдающийся вклад в решении труднейшей проблемы этот математик в 1942 году удостоен государственной премии СССР. Мои вопросы к вам, уважаемые знатоки, таковы.
- Какое название получило в технике описанное явление?
- Какова фамилия советского математика, о котором я рассказал?
Ответ. Явление получило название «флаттер». Математик, решивший задачу, Мстислав Всеволодович Келдыш, академик, трижды герой Социалистического труда, выдающийся советский учёный, много лет, проработавший на посту Президента АН СССР.
Ведущий. Молода, стройна, умна, интилегентна. Любимый предмет – литература. Увлечение – афоризмы.
Умеет водить машину. Кто она? (Учитель русского языка и литературы – Волгина Ольга Владимировна)
Вопрос Ольги Владимировны. Перефразируя одного великого русского писателя, можно сказать, что человек подобен дроби, числитель – это хорошее, что о нём говорят и думают люди, а знаменатель – это то, что о себе он сам. Известное правило – чем больше числитель, тем больше дробь, верно не только в математике, но и в жизни. Назовите этого русского писателя.
Ответ. Лев Толстой.
Ведущий. Хорошо решает любое уравнение, знает функции и всё о них, изучала теорию вероятностей. На досуге вяжет красивые вещи крючком. О ком идёт речь?
(Грачёва Любовь Георгиевна – учитель математики)
Любовь Георгиевна. Уважаемые игроки! У меня в руках игральная карта – бубновый король. Посмотрите внимательно, на карте вы видите изображение ромба. У меня к вам такой вопрос. Почему на картах бубновой масти изображен именно ромб, а не что-нибудь другое?
Правильный ответ. Слово «ромб» происходит от греческого слова « ромбос», означающего «бубен». Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, а раньше бубны имели форму квадрата или ромба.
Ведущий. Внимание! (Звучит музыка) Черный ящик!
Внести, чёрный ящик!
То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша. Под теплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник. Вопрос. Что лежит в черном ящике? (Циркуль)
Ведущий: А теперь моя пора задать вам вопрос, уважаемые знатоки. Кто из величайших математиков древности провозгласил, что числа правят миром? Он понимал природу, умел слушать шум ветра, разговаривать с рекой. Кто он? (Пифагор).
Слово жюри.
V гейм. «Дальше…»
8-9 класс. Команда «Треугольник»
- Часть прямой, соединяющая две точки? (Отрезок).
- Имеет ли прямая линия концы? (Нет)
- Очень плохая оценка знаний? (Двойка)
- Уравнение второй степени? (Квадратное)
- Есть ли разница между числом и цифрой? (Да)
- Сумма углов треугольника равна … (180°)
- Автор учебника «Алгебра»? (Мордкович)
- Наименьшее натуральное число? (1)
- Сумма длин сторон многоугольника? (Периметр)
- Площадь квадрата со стороной а? (а2)
- Луч, делящий угол пополам? (Биссектриса)
- Существует ли треугольник с двумя прямыми углами? (Нет)
- Сколько медиан можно провести в треугольнике? (Три)
- Число разрядов в классе? (Три)
- Вертикальные углы … (Равны)
- Сотая часть числа? (Процент)
- 202= … (400)
10-11 классы. Команда «Квадрат»
- Сколько можно провести высот в треугольнике? (Три)
- Автор учебника «Геометрия»? (Атанасян)
- Формула пути? (S=v*t)
- Направленный отрезок? (Вектор)
- Какие числа используются при счете? (Натуральные)
- =… (11)
- Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30° равен … (Половине гипотенузы)
- Радиус равен 3. Чему равна S круга? (9пи)
- Сумма углов четырехугольника? (360°)
- Очень хорошая оценка знаний … («5»)
- Есть ли края у плоскости? (Нет)
- Знак корня? (Радикал)
- sin30°=… ()
- Площадь прямоугольника?(S= a* b)
- Название функции y=logax? (Логарифметическая)
- В прямоугольном треугольнике отношение прилежащего катета к гипотенузе называется … (Koсинусом)
- Объем 1кг воды? (1литр)
Подведение итогов. Слово жюри. Награждение победителей.
В этом мероприятии принимали участие многие учителя нашей школы, я им очень благодарна.
Вторая часть вечера – дискотека.
День шестой. Суббота
После второго урока состоялась линейка, на которой были подведены итоги каждого дня. Победители награждались грамотами, призами. Лучшему математику школы вручён диплом. Родителям разосланы благодарственные письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация научной разработки по теме:"Система работы с одаренными детьми в условиях углубленного изучения математики"
1. Цели исследования.2. Задачи исследования.3. Объект исследования.4. Предмет исследования.5. Гипотеза исследования.6. Методы исследования.7. Одаренность.8. Принципы обучения одаренных детей.9. Требов...
Система работы с одаренными детьми: проблемы и перспективы их решения
Цель данной работы – ознакомить с особенностями организации работы с одаренными детьми в ФТЛ в рамках ФГОС....
Примеры методов решения олимпиадных задач
Есть много физических задач, которые учащимся трудно или невозможно решить "в лоб", используя только законы и закономерности, т.к. математика таких задач сложна. Приведём примеры 3-х задач, где мы обо...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Виды и методы решения олимпиадных задач по математике
Данная методическая разработка дает возможность провести дополнительное занятие по подготовке к олимпиаде для учащихся 5-6 класса. В презентации рассмотриваются основыне виды олимпиадных задач. Привод...
Методы решения олимпиадных задач по математике
Различные методы решения задач по математике...