Доклад "Формирование УУД на уроках истории"
методическая разработка на тему

Агафонова Екатерина Сергеевна

Доклад на РМО учителей истории "Формирование УУД на уроках истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_istorii.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование УУД на уроках истории».

Слайд 1. Введение в образовательный процесс Федерального государственного стандарта второго поколения в корне меняет систему образования в России. В чем теперь заключается роль школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Слайд 2. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Независимо от предмета на каждом уроке должны формироваться 4 вида УУД.

Классификация УУД:

Слайд 3.  Личностные УУД  - нравственно-оценочные умения

 обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.  

Слайд 4. Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления

 познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Слайд 5.  Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора

 и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.  

Слайд 6. Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества:

 умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Успешность обучения в основной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.

Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.

Слайд 7. Задачу формирования УУД можно и нужно решать на уроке истории с помощью различных методов обучения.  Чаще всего один прием или метод формирует сразу несколько УУД.

Слайд 8. Во - первых, это различного рода творческие задания, которые важно включать в процесс обучения. Они, безусловно, имеют положительное влияние. Творческие задания стимулируют интерес ребѐнка к предмету, позволяют ему показать своѐ видение того или иного явления, проявить творчество, посмотреть на проблему под другим углом. Вот некоторые из них: «Иллюстрированная история», создание макетов и разного рода образцов, составление кроссвордов, филвордов, шарад и т.п., написание синквейнов, кластеров, метод «Диамант». Подобные методы способствуют формированию личностных и познавательных УУД.

Слайд 9. Во-вторых, это разминки различного рода, формирующие коммуникативные УУД.

Рассмотрим наиболее интересные разминки:

 КУБИК БЛУМА. На гранях кубика пишутся слова «ПОЧЕМУ», «НАЗОВИ», ОБЪЯСНИ» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика. Этот приѐм очень удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал, то они без труда смогут составить вопрос и ответить на него. Есть ещѐ разновидность подобной разминки – «ромашка Блума», которая содержит в себе уже усложнѐнные вопросы.

 «ЗАДАЙ ВОПРОС». Когда ученик формулирует вопрос, определяется его уровень знаний. Чем ниже уровень знаний, тем проще вопрос.  

«Верные - неверные утверждения». Метод используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещѐ не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идѐт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приѐму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.  

Слайд 10 . В - третьих, это проектный метод, эффективно решающий задачи формирования как познавательных и коммуникативных, так регулятивных и личностных УУД. Учебно - проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающегося набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Примером подобной работы могут служить проекты, проводимые нами в 5 классе: «Иллюстрированная история Древней Греции» (коллективный), прикладной проект «По следам древних людей» (наша цель в нѐм - научиться всему, что когда либо открывал первобытный человек, попробовать все своими руками: лепим глиняные горшки, украшаем их - таким образом открываем керамику, выцарапываем наскальные рисунки на гипсовых заливках. Пятиклассники с огромным интересом работают над такими проектами. В старших классах работа усложняется. И это уже индивидуальные проекты. Наибольший интерес представляют исследовательские проекты, но мы только начинаем их разрабатывать.

Слайд 11. В - четвѐртых, это работа над обсуждением сложных, дискуссионных проблем. Эффективным методом здесь можно назвать так называемую «ПОПС – формулу». Этот метод удачно используется при оценке каких-либо суждений, высказываний, мнений, при решении сложных дискуссионных проблем и способствует формированию познавательных УУД. Эффективно его можно использовать и при написании эссе.

 Вот краткое описание работы с «формулой»:

П – это позиция. Здесь учащиеся высказывают свою позицию по изучаемому вопросу, начиная со слов «я считаю, что…».

О – обоснование. Здесь учащиеся приводят довод в поддержку своей позиции: «…потому, что…».

 П – пример. Здесь учащиеся приводят факты, иллюстрирующие свой довод: «…например…».

С – следствие. Здесь учащиеся формулируют вывод, который надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции: «…поэтому…». Работая с «формулой учащиеся учатся не только формулировать свою точку зрения, но и поэтапно, грамотно еѐ отстаивать, доказывать, что несомненно имеет огромное значение в процессе обучения истории.

Слайд 12 . В - пятых, это нестандартные приѐмы работы с текстом, которые способствуют формированию познавательных и регулятивных УУД. Ярким примером такой работы может служить метод критического мышления «Инсерт» (пометки на полях). Слайд 13.  Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Пометки могут быть следующие:

Знаком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику, он ранее с ней познакомился.

Знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация.

Знаком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у школьника представлениями, то, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным ученику и вызывает желание узнать подробнее. Данный прием требует от ученика не привычного, пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание. Слайд 14. К подобным методам также можно отнести  :

«Тонкие и толстые вопросы»;

Таблица «Плюс – минус - интересно»;

 «Бортовые журналы».;

  Слайд 15. И, наконец, в шестых - это игра, которая удивительным образом может сочетать в себе все необходимые нам УУД. Интересная игра повышает умственную активность ребѐнка, и он может решить более трудную задачу, чем на традиционном занятии. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к еѐ достижению, общие переживания. Такие уроки побуждают к изучению истории и после звонка, позволяют глубже усвоить пройденный материал. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она даѐт хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением беседами, чтением и т.д. Эффективно применять элементы игровой деятельности, примером здесь могут служить различные игровые ситуации: Слайд 16.

 • «Тайна чѐрного ящика». Суть игры: в «чѐрный ящик» помещается какой-либо предмет, который имеет прямое отношение к изучаемому событию, государству. При этом учащимся необходимо концу урока отгадать, что же в нѐм находится. Например, на уроке «Ассирийская держава» в «чѐрный ящик» можно положить кусок железа или глину – самые распространенные материалы Ассирии, оказавшие огромное влияние на еѐ развитие. В течение всего урока учащиеся буквально «ловят» каждое слова, стараясь не пропустить самого главного.

• «Рекламный плакат»; Эта игра может быть проведена при повторении, закреплении и обобщении пройденного материала. Ученикам предлагается составить рекламный проспект по предложенной теме. Например, «Государства раннего средневековья»: выполняя задания, ученики стараются подчеркнуть особенности той или иной страны, находят дополнительный материал по теме. Желательно, чтобы реклама была красочно оформлена. Данное игровое задание позволяет лучше запомнить материал, расширить свои знания.

• «Интервью с историческим героем»; Эта игра позволяет заинтересовать учеников знакомством с историческими персонами, уйти от традиционной формы подачи материала (доклад, реферат, сообщение и т.п.).

Слайд 17. Говоря о формировании УУД необходимо также рассмотреть методы, которые используются на стадии рефлексии урока. Вот некоторые из них:  «Рефлексивный экран»

  Анкетирование;

  Упражнение «Комплимент»;

  Упражнение «Открытый микрофон»;

 Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Слайд 18. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я могу запомнить, позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда!». Я считаю, что это высказывание наиболее полно отражает суть современного урока. История – это ключ к пониманию современности и ориентир на будущее. Воспитать человека критически мыслящим – значит обезопасить его от многих ошибок. Воспитать человека, уважающего чужое мнение – обезопасить от многих бед все общество. В этом и состоит наша  задача. Слайд 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....