Доклад на тему "Одаренные дети -проблема социализации"
материал на тему

В данном докладе сообщается об особенностях развития одаренных детей,  проблемах возникающих в социумах и путях их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КРУТОВСКАЯ ШКОЛА»

Одаренные дети - проблема социализации

д о к л а д

Колесникова Валентина Ивановна,

учитель математики

 МБОУ «Крутовская ООШ»

                                                        2016г.

«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»

В. А. Сухомлинский

Прежде чем вести речь об одаренном ребенке, надо понимать различие между одаренностью и способностями, гениальностью, талантом.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Способности – это индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. 

Талант – это выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. 

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 На формирование личности, его способностей влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Особенности личности высокоодаренного ребенка:

  • Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе.
  • Неуемная потребность трудиться без устали, срока и отдыха.
  • Особенности мышления: быстрота мыслительных процессов, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы.
  • Широкий круг познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

Почти 2/3 одаренных детей - это первенцы. Среди всех одаренных детей больше мальчиков, чем девочек.

Успех одаренного ребенка во многом зависит от хороших родителей (либо очень требовательный и направленный на успех ребенка папа, либо в наших условиях это более распространено - мама), преподавателей и той атмосферы, в которой они находятся.

Вторая половина успеха ребенка, после наследственности, зависит от окружающей среды. Ежедневно до одного года масса мозга ребенка прибывает на один грамм. Это база всех мыслительных процессов на всю последующую жизнь.

Бедная внешняя среда затормаживает развитие мозга, разнообразная - стимулирует. Одаренным может стать каждый ребенок, для этого нужно развивать его личное мышление.

Если взять интеллект мальчиков и девочек, в среднем он обычно одинаковый. Но у девочек более развит вербальный, а у мальчиков пространственный и числовой интеллект. Среди мальчиков больше как очень умных, так и очень глупых, а девочки ближе к середине.

Среди детей особо одаренных в области математики - на тринадцать мальчиков приходится одна девочка.

Различные виды одаренности

  • Интеллектуальная одаренность. Дети этого вида одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, склонны к философскому осмыслению материала.
  • Академическая одаренность. Дети данного вида также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению.
  • Художественная одаренность. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.
  • Креативная одаренность. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на   других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности,  на которой и строится их нестандартное видение мира.
  • Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими.
  • Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

Проблемы одаренных детей

                                            «Человек, восприятие которого хронически опережает

                                         его возможности, всегда находится под стрессом »

Лета Холлингзуорт

Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью.

Понимание своей непохожести выводит способного ученика из равновесия. Он начинает понимать, что окружающие оценивают его не так, как всех, и это чувство заставляет думать о себе как о ''странном''. Возникает чувство отчуждения, к которому восприимчивы одаренные дети. Ученик с высоким уровнем способностей зачастую в подобных ситуациях начинает скрывать свои возможности.

В становлении личности существенную роль играет самооценка. Самооценка находит свое выражение как в деятельностной стороне жизни человека, так и в процессе формирования личности.

Психологи отмечают, что дети с разным уровнем самооценки обладают различными личностными качествами.

Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.

Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита - это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности.

Завышенная самооценка и «головокружение» от успехов предъявляют новые требования к деятельности одаренного ребенка, что может порождать страх неудачи, опасения не оправдать ожидания родителей и учителей. Появление страхов приводит к повышению тревожности, что может спровоцировать снижение самооценки, веры в собственные силы, утрату внутренних ресурсов для выполнения какой-либо деятельности.

Заниженная самооценка ведет к пессимистическому восприятию окружающего мира и самого себя, дети пассивны, очень чувствительны, мнительны и ранимы, замкнуты. Критика со стороны может привести к еще более угнетенному состоянию. Склонны к преувеличению своих недостатков. Не уверенны в своих способностях.

Самооценка и характер ее изменений существенно влияют на ход психического развития ребенка. Велико ее воздействие на формирование одаренности. Ряд авторов считают, что одаренные дети нередко обладают заниженной самооценкой и социальной неуверенностью. Самооценка одаренного ребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и самоунижения.

Факторы, влияющие на самооценку одаренного ребенка

  • Завышенные стандарты оценки своей деятельности и чувство неудовлетворенности, возникающее в случаях, когда достигнутые результаты оказываются ниже, чем ожидалось
  • Чрезвычайно высокие личные стандарты, которые складываются под влиянием окружающих, критичное отношение к себе и мучительное ощущение своего несоответствия этим требованиям, страх не оправдать ожидания окружающих
  • Повышенная чувствительность, неумение адекватно пережить малейшую неудачу
  • Ответная реакция на неуспех в школьном обучении (известно, что высокая творческая и интеллектуальная одаренность может сочетаться с низкой успеваемостью в школе)
  • Объективные и субъективные сложности вхождения одаренного ребенка в детский коллектив (эффект ''белой вороны''), феномены ''социального'' и ''эмоционального дисбаланса'' (при которых высокий уровень интеллектуального и творческого развития не соответствует развитию коммуникативных и эмоциональных процессов)
  • Несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и развитием двигательных навыков (феномен ''двигательного дисбаланса'')

Данные факторы не только способствуют возникновению заниженной самооценки, но и, как следствие, тормозят развитие заложенных в ребенке способностей.

Для успешности деятельности необходимы поддержка, благожелательная атмосфера. Но результаты деятельности должны оцениваться реально, объективно. Отмечено, что для формирования у ребенка оптимального способа самооценивания эффективно сотрудничество взрослых и детей. Данный фактор ведет к результативной деятельности, создает благоприятную почву для развития личностных особенностей, позволяющих и в будущем действовать эффективно и успешно.

Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все.

Социальная изоляция - это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.

Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость.

Привычным к окружающему родителям трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества.

Проблемы социальной адаптации одаренных детей

Английский психолог Лета Халлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми.

  • Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  • Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  • Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

 

Список этот был продолжен другим исследователем Уитмором, который  изучив  причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы.

  • Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
  • Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критично относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
  • Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
  • Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
  • Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
  • Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

В одаренных детях необходимо развивать следующие качества:

  • Уверенность
  • Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих
  • Интеллектуальная любознательность
  • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству
  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки
  • Коммуникабельность

Успешность социализации одаренных детей обеспечивается, в первую очередь, адекватным отношением к ним со стороны учителя. Повышенное внимание к одаренным детям со стороны педагога ведет к нарушению внутригруппового взаимодействия. Этот дисбаланс может выражаться как в завышенной самооценке одаренного ученика, преувеличении собственных успехов, так и во взаимном недружелюбии и проявлении агрессии со стороны ученической группы (класса).

Условия для лучшей социализации одаренных детей и их воспитания

  • Минимум стрессообразующих факторов
  • Атмосфера доверия, принятия и понимания мира ребёнка, поскольку никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе и подавлении личности
  • Атмосфера душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата. Среда, где используются технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся при их неизменно высоком уровне предметных знаний
  • Формирование информационной культуры и медиакомпетентности учащихся
  • Свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений

Для того, что бы обеспечить условия для  развития одаренных детей,  необходимо осуществлять их педагогическое  сопровождение, которое  должно  выстраиваться  в соответствии с индивидуальными особенностями личности. Помогать  одаренным детям  раскрывать и проявлять свои способности, указывать дорогу по жизни в согласии с социумом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема социализации детей сирот и детей

Пояснение, что такое социализация, необходимость помощи в социализации детям детского дома....

Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены формы работы, направленные на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья....

Статья "Социальное партнерство в решении проблемы социализации детей с ограниченными психофизическими возможностями".

Само понятие социализация, ориентированное на категории "общество" и "индивид", связано с междисциплинарными науками педагогикой, психологией, философией, социологией, поэтому и помощь в решении пробл...

"Проблема социализации детей в условиях детского дома"

В статье идет речь об основных проблемах, которые тормозят процесс социализации детей в условиях детского дома....

Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».

Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...

Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты, зачастую обладают недостаточными коммуникативными навыками для взаимодействия с окружающими – они попросту не понимают мимику, эмоции окружающих и интерпретируют их как враждебные....