Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
статья

Дети-сироты, зачастую обладают недостаточными коммуникативными навыками для взаимодействия с окружающими – они попросту не понимают мимику, эмоции окружающих и интерпретируют их как враждебные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Одной из основных проблем детей-сирот, воспитанников различных учреждений, является сложность социализации. По статистике сейчас Россия занимает первое место в мире по количеству социальных сирот на каждые 10 тысяч населения.  

Такие дети не имеют положительного опыта семейной жизни. Кроме того, по мнению Т.Т, Шульга и Л.Я. Олиференко, социальные сироты имеют зачастую родителей, которые страдают от тяжёлых заболеваний: в основном психических, вследствие алкоголизма, наркомании и т.д.

По данным Рыбинского, более половины детей, помещённых в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются там по социальным причинам: плохое материальное положение родителей, лишение их родительских прав, нахождение родителей в заключении. По данным автора, в 96% семей, лишённых родительских прав, один из родителей, а зачастую оба – алкоголики.

Это ухудшается ещё и физическим состоянием детей – более 60 % воспитанников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, имеют тяжёлые патологии, более 55 % отстают в физическом развитии.

Всего 4,7% являются практически здоровыми.

Целый ряд факторов приводит к тому, что выпускники подобных учреждений зачастую повторяют судьбу своих родителей. Согласно имеющимся сейчас данным, из 15000 выпускников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, в течение года, 3000 становятся бомжами, 1500 кончают собой, 5000 попадают на скамью подсудимых.

В течение трёх лет, после выпуска, 30% детей-сирот контактировали с правоохранительными органами, вследствие своего асоциального поведения, 8 % совершили уголовные преступления, 32% принимали участие в уличных драках. И лишь у трети жизнь сложилась относительно благополучно.

Одной из главных причин подобной печальной статистики являются трудности социализации детей-сирот. А.В. Мудрик определяет социализацию как процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.  

Одним из основных признаков социализации является способность человека примерять на себя разные социальные роли, проявлять, презентовать себя, входит в разные социальные группы органично.  

Социализация понимается, прежде всего, как непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни.  

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации. Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский – Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект - субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект - субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Возраст младших школьников является интенсивным и благоприятным для развития коммуникативных навыков и умений. Меняется социальная ситуация, детям приходится договариваться между собой, чтобы вести успешную учебную и иную деятельность.  

Традиции отечественной психологии, берущей своё начало в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

В материалах Министерства образования и науки Российской Федерации, социализация рассматривается, как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности.

Таким образом, социализация является многоаспектным, сложным процессом, который должен приводить к тому, что человек активно осваивает некоторые социальные роли. При этом, среди сирот, зачастую наблюдаются трудности социализации, то есть целый комплекс затруднений, при овладении той или иной социальной ролью.

В результате этих трудностей, среди сирот наблюдается низкий уровень социальной активности, сформированности ценностей, социальной компетентности, социальной адаптации.

Есть целый рад причин трудностей адаптации выпускников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. На уровне эмоций основные нарушения связаны с расстройствами привязанности. Детям сложно вступать в отношения со взрослыми, сверстниками, они боятся доверять, боятся очередной утраты. Кроме этого, дети-сироты, зачастую обладают недостаточными коммуникативными навыками для взаимодействия с окружающими – они попросту не понимают мимику, эмоции окружающих, интерпретируют их как враждебные, поэтому в поведение могут наблюдаться агрессивные интенции. Кроме этого, у детей формируется комплекс нарушений эмоционального развития, связанный с парааутизмом: нарастание пассивности, обеднение эмоций, сложности в общение, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, отставание в развитии эмоций.

Исследователи выделили следующие группы причин возникновения проблем социализации детей-сирот:

  1. Особенности когнитивной сферы
  • Искажение         интеллектуального развития         вследствие депривации
  1. Особенности эмоционально-волевой сферы
  • Нарастание пассивности
  • Обеднение эмоций
  • Снижение саморегуляции в следствие депривации
  1. Особенности образа мира, ценностей
  • Отсутствие         положительного         опыта         жизни в         семье, отсутствие положительного образа семьи. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как правило, являются социальными сиротами, как правило, имеют родителей, принадлежащих асоциальной среде. При этом такие дети изымаются из семей в уже сознательном возрасте, когда нормы и ценности асоциальной среды уже усвоены
  • Усвоенный «потребительский» стиль жизни, связанный с особенностями жизни в государственных учреждениях
  • Формирование «иллюзорного» образа сироты, социальной роли сироты, которому дети следуют в течение всей жизни
  1. Отсутствие коммуникативных навыков
  • Депривация приводит к сложностям в общение, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, отставание в развитии эмоций  
  • Оторванность от социума приводит к тому, что выпускники подобных учреждений не умеют жить самостоятельно: организовывать быт, не умеют общаться со взрослыми, вести бюджет, отстаивать свои права
  • В рамках детского учреждения ребёнок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, не имея права выбирать, как его ровесники, воспитывающиеся в семьях. Поэтому отношения выстраиваются по типу семьи. С одной стороны, это даёт ощущение эмоциональной стабильности, с другой приводит к обеднению коммуникативных навыков – ребёнок не научается взаимодействовать со сверстниками, выстраивать равные отношения, общаться с незнакомыми
  • Ранняя депривация неформального общения со взрослыми приводит к деформации коммуникативной сферы
  • Трудности         установления         межличностных         отношений, связанные с травматичным опытом в родительской семье
  • Несформированность коммуникативных навыков, связанная с особенностями взаимоотношений между детьми и взрослыми в закрытых учреждениях, а именно:
  • Пониженная         доверительность и интимность, эмоциональная уплощённость общения взрослых и детей
  • Дефицит возможностей установления длительных и прочных взаимоотношений ребёнка с одним взрослым
  • Наличие постоянно сменяющихся взрослых с разными программами воспитания
  • Не         индивидуальная,         а         групповая         направленность воспитания
  • Гиперопека в деятельности
  • Положительное отношение взрослого ребёнок должен заслужить примерным поведением, хорошими оценками, выполнением требований

Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, после выпуска из закрытого учреждения испытывают значительные трудности социализации. При этом причины этих трудностей лежат в деформации всех структур личности, но особенно в сфере отсутствия должных коммуникативных навыков у ребёнка.

Как уже отмечалось ранее, связано это и с последствиями депривации, и с особенностями воспитания в рамках закрытого учреждения – общаясь, всё время с одной и той же группой сверстников, ребёнок попросту не приобретает коммуникативных навыков, необходимых для успешного взаимодействия с разными людьми, с незнакомыми людьми.

Под коммуникативными навыками понимается более или менее совершенные способы выполнения каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность индивида к общению. Коммуникация – процесс взаимного обмена информацией между партнёрами по общению.  

Составляющими коммуникативных навыков, являются следующие умения:

  • Умение понять другого
  • Умение сопереживать, сочувствовать
  • Умение адекватно оценить себя и других
  • Умение принять мнение другого
  • Умение решать конфликты
  • Умение взаимодействовать с членами коллектива

Данные коммуникативные умения формируются в процессе общения с окружающими. Вообще, в отечественной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, согласно которой «коммуникативная деятельность» и «общение» являются синонимами.

М.И. Лисина выделяет следующие компоненты коммуникативной деятельности:

  1. Предмет общения – партнёр по общению, другой человек
  2. Потребность в общении – стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и себя
  3. Коммуникативные мотивы – то, ради чего совершается общение
  4. Действия общения – целостный акт, адресованный другому
  5. Задачи общения – цель, на достижение которой общение
  6. направленно  
  7. Средства общения – операции, лежащие в основе общения
  8. Продукты общения – нечто духовного и материального характера, создающееся в итоге общения.

Для успешной коммуникации, человек должен обладать некоторыми коммуникативными навыками. М.М. Алексеева выделяет несколько умений, способствующих продуктивному общению:

  1. Межличностная коммуникация – невербальные средства, передача эмоциональной, рациональной информации
  2. Межличностное взаимодействие – способность к интерпретации смысла, установления обратной связи с изменением окружающей среды
  3. Межличностное восприятие – умение слышать собеседника, воспринимать его позицию, а также умение импровизировать в общение, организовывать его

При этом в каждом возрасте есть свои особенности коммуникативной сферы.

Авторы рассматривают особенности с раннего возраста до подросткового, нас интересует младший школьный возраст, остановимся на нем подробнее.  

  1. Ранний возраст
  • Ярко выраженная потребность в общение:
  1. 2-6 месяцев – потребность в доброжелательном внимании
  2. 6 месяцев – 3 года – в сотрудничестве
  1. Дошкольный возраст
  • Общение становится одной из ведущих потребностей
  • Переход         от         непосредственных         форм         общения         к

мотивационному

  • Большое разнообразие коммуникативных действий
  • Чрезвычайная раскованность, эмоциональность общения
  • Нерегламентированность, нестандартность общения
  • Больше инициативных действий, нежели ответных
  1. Младший школьный возраст
  • Ведущим становится общение со сверстниками
  • Формирование устойчивого круга общения
  1. Подростковый возраст
  • Чередование периодов «закрытости» и «открытости» в общение

В связи с возрастными особенностями развития общения, у ребёнка формируются соответствующие коммуникативные навыки. В идеале к взрослому возрасту человек овладевает всеми необходимыми ему коммуникативными навыками для выстраивания успешного общения с окружающими, с учётом их и своих особенностей.

Коммуникативные навыки включают в себя следующие коммуникативные умения:  

  1. Умение принимать и оказывать знаки внимания (комплименты)
  2. Умения реагировать на несправедливую и справедливую критику
  3. Умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника
  4. Умения обращаться с просьбой
  5. Умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать "нет"
  6. Умения оказывать сочувствие, поддержку;  
  7. Умения принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей
  8. Умения вступать в контакт с другими людьми, контактность  
  9. Умения реагировать на попытку вступить в контакт

Как отмечают авторы, сфера общения детей, оставшихся без попечения родителей, характеризует особая сдержанность, агрессивность, напряжённость.

Кроме этого, есть ещё ряд особенностей, а именно:

  1. Гипертрофированная потребность в общении с взрослым, зависимость эмоционального благополучия ребёнка от наличия или отсутствия, а также качества внимания взрослого
  2. Дефицит         адекватного         общения         приводит         к         закреплению
  3. негативной, агрессивной позиции к другим людям
  4. Доминирование защитных форм поведения, неспособность конструктивно решать конфликты
  5. Агрессивные интенции в общении
  6. Тревога по отношению к взрослому
  7. Враждебность к взрослым

Таким образом, одной из основных проблем, с которой сталкиваются дети-сироты, в том числе социальные сироты – сложность социализации. Целый ряд факторов приводит к тому, что выпускники подобных учреждений зачастую повторяют судьбу своих родителей.

Существует целый ряд теорий социализации. Но согласно всем этим теориям, социализация является многоаспектным, сложным процессом, который должен приводить к тому, что человек активно осваивает некоторые социальные роли.

При этом, среди сирот, зачастую наблюдаются трудности социализации, то есть целый комплекс затруднений, при овладении той или иной социальной ролью.

В результате этих трудностей, среди сирот наблюдается низкий уровень социальной активности, сформированности ценностей, социальной компетентности, социально адаптации.

Одной из основных причин проблем социализации является низкий уровень коммуникативных навыков. Дети-сироты (в том числе социальные), зачастую обладают недостаточными коммуникативными навыками для взаимодействия с окружающими – они попросту не понимают мимику, эмоции окружающих, интерпретируют их как враждебные, поэтому в поведение могут наблюдаться агрессивные интенции. Кроме этого, у детей формируется комплекс нарушений эмоционального развития, связанный с парааутизмом: нарастание пассивности, обеднение эмоций, сложности в общение, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, отставание в развитии эмоций.

Анализ литературы показал наличия целого ряда причин такого явления.

В структуре коммуникативных навыков выделяется несколько:

межличностная коммуникация, межличностное взаимодействие, межличностное восприятие.

Кроме этого, сфера общения детей, оставшихся без попечения родителей, характеризует особая сдержанность, агрессивность, напряжённость. Кроме этого, есть ещё ряд особенностей.  

Таким образом, особую актуальность приобретает работа по формированию коммуникативных навыков у детей, оставшихся без попечения родителей, как помощь в дальнейшей социализации и адаптации, а также общего развития личности, преодоления деформации, вызванной депривацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в...

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...

Проблемы постинтернатной социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В статье описываются проблемы постинтернатной адаптации и социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Система постинтернатного сопровождения....