Проблемы постинтернатной социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
статья на тему

Серебренникова Татьяна Евгеньевна

В статье описываются проблемы постинтернатной адаптации и социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Система постинтернатного сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы постинтернатной социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постинтернатная адаптация для детей-сирот является актуальной проблемой, поскольку для данной категории молодого поколения, выросшего в специфическом частично изолированном мире интернатных учреждений, находясь на государственном обеспечении, переход от детства к периоду взрослости сложен и связан со многими проблемами в самостоятельном жизнеустройстве.

        У вступающего во взрослую жизнь должны быть сформированы адекватные представления об обществе, его культуре и ценностях, развиты социально значимые качества, способствующие реализации адаптационных возможностей и механизмов социализации.         Несмотря на проводимую с воспитанниками детских домов в этом отношении работу, анализ практики показывает, что после выхода из названных учреждений сироты испытывают значительные трудности в адаптации к миру, не умеют применить полученные знания в жизни. Это приводит к тому, что молодые люди зачастую не имеют моделей самостоятельной жизни, теряются в незнакомой ситуации, могут решать возникающие проблемы незаконными способами, не видя других путей, проявляют склонность к социальной деградации и т. д.

        Говоря о проблемах постинтернатной социализации, следует отметить такие сферы социального становления личности, как деятельность, общение, семья, самопознание и самореализация.

        На этой основе процесс постинтернатной адаптации и социализации детей-сирот необходимо осуществлять на следующих уровнях:

1) общество (макросреда) – адаптация к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

2) социальная группа (микросреда) – адаптация сироты к конкретной социальной общности (семья, учебный коллектив и др.);

3) сам индивид (адаптация на внутриличностном уровне) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции личности и ее самооценки.

                Согласно утвержденному годовому плану работы с воспитанниками – выпускниками проводилась работа по подготовке их к выпуску из детского дома. В 2016 году из детского дома выпускаются 6 воспитанников, окончивших 9 классов. В ходе профориентационной работы для формирования у детей способности к профессиональному самоопределению и самореализации проводился цикл занятий по программе «Школа выпускника». Такие как: информационный час «Куда пойти учиться?» (9 класс), информационный час «Мир профессий» (8 класс), информационный час «Профессии нашего города», профориентационная игра «Один день из жизни…». Так же были проведены экскурсии в учреждения СПО города. Мной велись индивидуальные консультации выпускников по выбору будущей профессии.

                На сегодняшний день у меня на постинтернатном сопровождении находятся 4 выпускника разных годов выпуска, которым я стараюсь помочь решить различные вопросы:

-        Помощь молодым семьям в решении бытовых, жилищных и социальных вопросов, помощь в социализации молодых семей.

-        Помощь выпускниками при оформлении социальных пособий по уходу за ребёнком, продления сроков выплаты пенсии в связи с продолжением обучения в профессиональных образовательных учреждениях.

-        Консультации выпускников по вопросам оплаты за жилищно-коммунальные услуги, прописки по месту жительства, оформление документов для субсидии и т.д. Решение вопросов, касающихся жилья выпускников. Оформление приватизации, права собственности и т.д.

-        Помощь в формировании пакета документов для поступления в учебное заведение и получения второго профессионального образования.

-        Помощь в трудоустройстве молодых специалистов из числа выпускников детского дома.

-        Помощь в устройстве выпускников в учреждения, организации и предприятия города для прохождения практики и дальнейшего трудоустройства.

-        Помощь в оформлении документов в нотариальной конторе и БТИ для вступления в наследство выпускниками детского дома.

-     Помощь в формировании пакета документов для перерегистрации очереди на жилье в администрации города.

Социальная адаптация выпускников детских домов продолжает оставаться проблемной. Недостаточно разработаны организационные основы функционирования системы постинтернатного сопровождения, технологии работы специалистов с выпускниками детских домов. Требует дальнейшего развития работа детских домов по подготовке подопечных несовершеннолетних к самостоятельной жизни и созданию системы постинтернатной адаптации.

Поэтому после завершения пребывания воспитанников в детских домах необходимо оказывать выпускникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им более успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить стратегию самостоятельной жизни, создать новые социальные контакты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты, зачастую обладают недостаточными коммуникативными навыками для взаимодействия с окружающими – они попросту не понимают мимику, эмоции окружающих и интерпретируют их как враждебные....