Выступление на педсовете "Роль Интернет-ресурсов на уроках географии"
методическая разработка на тему

Агафонова Екатерина Сергеевна

Роль Интернет-ресурсов на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_internet_resursov_na_urokah_geografii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль Интернет-ресурсов в формировании информационной компетентности учащихся на уроках географии»

Современные преобразования в российской школе происходят в эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства средствами Интернет.
Сегодня педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия.
         Уроки с использованием ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими: меняется собственная позиция (я перестаю быть «источником знаний», а становлюсь соавтором, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ в осуществлении деятельного подхода к образованию).

  Неумелыми действиями можно легко вызвать у детей пожизненную ненависть к географии как неживому и скучному предмету, повествующему об абстракциях — о холме вообще, о море вообще, о реке вообще. Поэтому именно курс общего землеведения, как никакой другой, необходимо расцветить, разукрасить географическими реалиями — портретами конкретных далеких и близких местностей, которые благодаря компьютерным технологиям могут представать перед изумленными учащимися вполне живыми.

Доступным, понятным и очень распространенным примером ГИС может служить «Гугл мапс» (Google maps) — http://maps.google.com. Или Гугл Планета Земля. Это аналогичные трехмерные модули, представляющие собой карту и спутниковые снимки планеты Земля. Как с ними работать? Введите этот адрес в строку браузера и перед вами возникнет мелкомасштабный космический снимок Земли. Слева вы увидите шкалу масштабирования. Перемещая по ней мышью или нажатиями на экране кнопок + и – , можно увеличивать или уменьшать масштаб.  Достигнув максимально возможного увеличения, вы сможете увидеть отдельные дома, автомашины на дорогах и даже скопления людей. Линейный масштаб в левом нижнем углу экрана будет показывать степень увеличений.

На то, чтобы освоить эту интерактивную карту, уходит не более пары минут и поэтому этот модуль можно использовать на уроках географии.    Допустим, нужно провести урок по теме «Рельеф Северной Америки». Как объяснить детям, где заканчиваются Великие равнины и начинается Горный Запад? Как объяснить, что этот Горный Запад состоит из нескольких поднятий — Скалистых гор, Каскадных гор, Береговых хребтов? По картам атласа это сделать совсем непросто. С помощью «Гугл мапс» рельеф можно показать нагляднее. Совершается «полет» от реки Миссисипи до побережья Тихого океана. Пусть школьники побудут в роли штурманов и, следя за «полетом», проложат ваш маршрут и по карте. Пусть они последовательно найдут и опознают Великие равнины, резко выделяющуюся ступень Скалистых гор, рябь хребтов и котловин Большого Бассейна, темно-зеленую полосу покрытых лесами Каскадных гор и Сьерра-Невады, светло-зеленую продолговатость Калифорнийской долины и опять же темно-зеленую волну Каскадных гор, отделяющую Североамериканский континент от вод Великого океана. Пусть школьники запомнят последовательность форм рельефа сначала зрительно на мониторе компьютера, а потом на географической карте. Теперь мы можем быть уверены, что тема ими усвоена.

В системе «Гугл мапс» можно вести поиск объектов по их названию, можно создавать свои карты, нанося собственные условные знаки.

Подобные карты созданы и для всех материков и частей света. Такой традиционный вид картографических заданий как работа с контурными картами приобретает в буквальном смысле новые краски и значение. Например, возможна параллельная работа учащихся на местах и у интерактивной доски. Информационные ресурсы доски, программы, интерактивные карты, электронные атласы и конечно же два вида наиболее популярных сервиса Карты Google (Google Maps) и Google Планета Земля (Google Earth) позволяют продемонстрировать детям любой объект на поверхности Земли и даже океаническое дно. Главная особенность этих программ заключается в следующем:

  • очень высокая подробность картографических изображений,
  • возможность использовать экспорт географических данных т.е.:
  • создание точенных, линейных и площадных объектов с последующим их сохранением и передачей;
  • отображение большого количества дополнительных данных на картах (фотографии, видео, энциклопедические статьи, исторические карты, погода и др.).
  • Трехмерные модели территории и дна Мирового океана. Веб-камеры, круговые панорамы, видеофрагменты, метеорологические сведения, обозначение и названия орографических объектов, и много других данных…

Использование Интернета на уроках делает их не только непохожими друг на друга, но и что важнее более эффективными.

С появлением Интернета ученики получили возможность находить информацию в сети. Например, при изучении темы « Горные породы» учащиеся 8 класса находили дополнительную информацию о самоцветах на сайте кафедры геологии Уральского государственного педагогического университета, а  при изучении темы погода активно использовали  данные Гидрометцентра о движении воздушных масс и самостоятельно составляли прогноз погоды.

        Удобно работать в "интернете" и дома, учащиеся могут получать аналогичные задания с указаниями электронных адресов и работать дома, или же завершить классную работу дома если не успели на уроке.

Сам учитель может брать из "интернета" информацию (рисунки, схемы, учебные фильмы) и пользоваться вместо бумажных наглядных пособий.

Интернет-ресурсы играют большую роль при подготовке учащихся к ГИА. Дети получают возможность пройти бесплатное онлайн-тестирование, по окончании которого компьютер сразу выдаёт результат. На веб-ресурсах учащиеся могут найти  информацию для подготовки к ГИА, смогут познакомиться с вариантами ГИА и узнать свой уровень подготовки. На интернет-форумах можно задавать вопросы относительно экзамена, обсуждать непонятные задания и изучать уже решенные.

Кроме того , с помощью интернета можно посетить многие государства  не выходя из класса. С 10-11 классами мы несколько организовывала урок с посещением другого  государства. Например, с 11 классом мы готовили проект «Планируем путешествие». Для этого класс разделился на три рабочие группы, каждая из которых самостоятельно планировала проект путешествия на каникулы. Обучающиеся при этом активно использовали интернет-ресурсы ( выбор региона нет ли там сезона дождей или песчаных бурь работа с метеорологическими сайтами, выбор путеводителей, выбор транспорта на сайтах, сопоставление цен на билеты от разных авиакомпаний, выбор маршрута и т.д. Результатом виртуальной экскурсии стала конференция «Наши путешествия», где каждая группа представила сообщение и презентацию. Это задание вызвало большой интерес у детей, потому что с помощью интернета они виртуально побывали в тех местах, которые мечтали бы посетить (спортсмены в Бразилии, интересующиеся историей -  в Риме и Греции, интересующиеся англ.языком - в Великобритании).

Что же  даёт применение Интернет-ресурсов на уроке?

Учащимся. Разнообразие методик повышает интерес к изучению любой дисциплины, делает процесс познания привлекательным. «Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с соратниками, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь.»

 Учителю. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.

 Родителям. Даёт уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени. Повышает уважение к учительскому труду. Изменяет взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону: родители прислушиваются к своему ребенку, ценя его знания и умения.

Оценивая опыт проведения уроков с использованием Интернет, можно сделать вывод, что при четкой организации урока достигается большой эффект. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства, так как все заняты посильной работой, и в то же время каждый является важным звеном в структуре урока. Я считаю, что широкое применение Интернета  при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание учебных интернет - ресурсов для интегрированных уроков английского языка.

Использование ресурсов интернет для проведения интегрированных уроков английского языка и географии. Учебные интернет - ресурсы помогают учителю подобрать разнообразный материал к уроку, а учащимя под...

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...

Интернет-ресурсы, применяемые на уроках, актуальные для моих учеников

Интернет-ресурсы, применяемые на уроках, актуальные для моих учеников...

Использование интернет ресурсов при подготовке уроков технологии

В данной презентации содержатся краткие сведения о цифровых образовательных ресурсах (ЦОР)...

Интернет-ресурсы, применяемые на уроках.

Интернет-ресурсы, применяемые на уроках....

Интернет-ресурсы, применяемые на уроках английского языка

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо влад...

Выступление на методобъеднение "Интернет-ресурсы по учебным дисциплинам образовательной программы (для учителей-предметников)".

Выступление  на методобъеднение "Интернет-ресурсы по учебным дисциплинам образовательной программы (для учителей-предметников)"....