Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Материал содержит информацию по развитию методической компетентности педагогов при организации работы с обучающими, имеющими низкую мотивацию к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая подготовка педагога  и  организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению

Цель: в ходе сегодняшней работы необходимо выработать меры по развитию методического профессионализма педагогов в организации работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению

(Слайд№2) Методическая работа в школе (если она грамотно организована) _ это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение nрофессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, а, в конечном счете, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья учащuxся. Обратим внимание на ключевые слова в этом определении:

а) система взаимосвязанных мер;

б) в конечном счете.

Рассмотрим каждое из них. Термин «система» означает, что не любой набор, не любой перечень методических мероприятий, как он ни был велик, образует систему. Последняя должна иметь цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом ее деятельности должны быть такие показатели профессионального роста, которые не могла дать ни одна из составляющих систему частей, взятая сама по себе в отдельности это объясняет причину отсутствия какой-либо эффективности методической работы в большинстве школ, когда мероприятий  проводится много,  а профессионального роста учителей как не было, так и нет. И руководители школ, чтобы сохранить лицо, лукаво начинают отчитываться не показателями результата, а показателями процесса, то есть числом заседаний, открытых уроков, конференций, круглых столов, семинаров и пр.

Ключевое словосочетание «в конечном счете» означает, что показатели профессионального роста учителей, прошедших через систему методической работы, следует рассматривать по этапам: сначала (к концу года) по уменьшению затруднений учителей в овладении намеченными (спланированными) профессиональными умениями и только через год-два-три - по росту уровня образованности учащихся. Представление, будто если сегодня провести методическое мероприятие, а завтра уже можно искать новые результаты в показателях качества образованности учащихся, абсурдно. Быстрых результатов в подготовке учащихся ждать бессмысленно, чудеса случаются только в сказках, а в реальной жизни профессиональньrй рост учителя вызревает во времени.

Методическая работа в школе, как система, имеет цель - обеспечение профессионального роста учителя.

(Слайд №3)Проблемы состоит в том, что существующие условия в школе, предлагаемые формы методической работы не приносят положительных результатов. Значительно снижена мотивация, личная заинтересованность педагогов  в своём профессионально-личностном росте.

(Слайд №4)Педагогическая наука до настоящего времени не дает однозначного и аргументированного ответа на вопрос, каковы сущностные характеристики профессионализма учителей, закономерности и пути его становления в условиях современного образования. Сегодня возникло и все более осознается противоречие между возрастанием роли образования в образовательной политике страны, что отражается в основных нормативно-правовых документах, и недостаточной разработанностью научных основ развития профессионализма учителей в методических службах.

Так, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48 п.1,7)  педагогические работники обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, систематически повышать свой профессиональный уровень».2

Совершенствование учительского корпуса – задача, обозначенная и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»:  «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего».4

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Понятие профессионально-личностного роста  многосложно, формулировки учёных (член-корреспондент РАО, профессор А.В.Мудрик, кандидат педагогических наук М.В.Левит) дополняют друг друга.

(Слайд №5)В нашем понимании личностный рост – это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей и индивидуальности работника.

Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности. В целом – это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования деятельности педагога.

(Слайд №6)Среди педагогических работников  МАОУ СОШ №44 города Тюмени  в рамках педагогического исследования было проведено анкетирование 59% педагогов считают, что на профессионально- личностный рост педагога влияет результативность работы учителя, а 89% считают его показателем профессионализма;48%-участие в профессиональных конкурсах и курсовая подготовка. И только 41% связывают свой профессиональный и личностный рост с владением методикой преподавания предмета и самообразованием. Налицо потребительское отношение к своей профессии.

(Слайд №7)Субъектом профессионально-личностного роста 37% считают заместителя директора школы,22%- директора школы, 26 % методиста, 15% - руководителя методического объединения, 33%-самого учителя. Таким образом, значительно снижена роль руководителя методического объединения, что  отрицательно влияет на эффективность методической работы и на профессиональный рост педагогов.

(Слайд №8-9) Определяющими факторами для профессионального роста учителя были названы личная мотивация(70%) и образование (59%), а основными условиями: научно-методические(89%), мотивационные (63%) и материально-технические (59%).

(Слайд №10) Для развития  уровня профессиональной компетентности  педагога  необходимы такие личностные качества, как интеллект (93%), речь (56%) и характер (44%), 37% считают, что важны эмоциональные качества и только 7%-юмор. Практически 30% учителей отрицают важность психолого-педагогической подготовки.

78% учителей не удовлетворены своей профессиональной компетентностью, 74% настроены  на  её дальнейший рост. Это дает надежду на изменение сложившейся ситуации.

Больше половины учителей  не удовлетворены формами  методической работы, используемыми в школе. Наиболее интересными формами методической работы, по мнению педагогов, будут мастер-классы, деловые игры, методические посиделки, сайт учителя в Интернете. Важно, что всё-таки на первое место учителя ставят  личную мотивация и мотивационные условия.

(Слайд№11)Есть несколько вариантов рассмотрения содержания работы с учителями по обеспечению их профессионального  роста. Предложенный нами -один из возможных:

а) расширение культурного кругозора, развитие интеллекта как специально организованная руководителями школы деятельность;

б) мировоззренческая подготовка учителей;

в)дидактическая подготовка учителей;

г)воспитательная подготовка учителей;

д)психологическая подготовка учителей;

е)дефектологическая подготовка учителей;

ж)подготовка учителей в сфере информационных и коммуникационных технологий;

з)частнометодическая подготовка учителей;

и)развитие артистизма, педагогической техники, исполнительского мастерства.

Это минимально необходимый перечень.

1) Первое направление самое важное для современной школы, ибо развитый интеллект, общая культура личности- это тот фундамент, на котором строится любая педагогическая технология.

2) Следует прямо сказать: это то, чего в школе сейчас нет. Мы рекомендуем начать с самого трудного - с систематического изучения всеми учителями любого педагогического коллектива аксиологии, то есть теории ценностей. Учителя не виноваты в том, что не знакомы с этим научным знанием. Аксиологию не изучали в вузе раньше, да и сейчас не везде есть специалисты, которые могли бы дать студентам - будущим педагогам - знания о ценностях. А  без этих основополагающих знаний никакой учитель, как бы хорошо он ни нал предмет, не может обеспечить хорошее, полноценное образование детей.

3) Многие учителя недоумевают, почему они так добросовестно готовятся к урокам, придумывают всякие методические новшества, меняют формы работы, а результаты обучения оставляют желать лучшего. «Я их учу, а они не учатся»,- искренно сетует учительница. В контексте беседы, даже признавая слабые природные возможности конкретных детей, мы, естественно, посоветуем учителю искать главную причину в себе. Положительный результат чаще всего не достигается потому, что учителя, сами того не подозревая, нарушают объективные закономерности, обеспечивающие успешное обучение детей (на уровне возможностей каждого ребенка). Нарушают эти закономерности потому, что забыли о них, но закономерности - это то, что обусловлено объективными законами, они действуют постоянно и независимо от того, помним мы о них или забыли. Эти закономерности объясняет теория обучения - область научно-педагогического знания, называемая дидактикой. Чтобы самостоятельно оценить уровень своей дидактической подготовки, предлагаем ответить на следующие  вопросы:

- Какие дидактические, закономерности и принципы вы знаете (нарушение которых обрекает любые старания учителя на неуспех, а то и провал)? Назовите их.

- Как современная дидактика предлагает устранять противоречие между возросшим объемом учебного материала, который дети должны знать, и невозможностью рядом учащихся усвоить весь требуемый по про граммам материал?

- Назовите случаи, когда реализация принципа наглядности приводит к  ухудшению качества обучения.

- Назовите известные вам методы обучения. Сравните этот перечень с тем, который приводится в системной классификации методов обучения в дидактике. Какая часть методов оказалась вами упушена?

- Назовите используемые вами методы развития познавательного интереса на уроках и сравните их по числу с теми, которые входят в системную классификацию методов.

- Как вы полагаете, можно ли складывать (сочетать) наглядные методы с проблемно-поисковыми, словесные с репродуктивными или нельзя? Почему недопустимо (бессмысленно) сочетание методов вышеназванных групп? Объясните это с позиций дидактики.

Проведенные исследования показывают, что большая часть учителей не могут дать правильные ответы даже на половину поставленных вопросов. И тут нужно устраивать  не творческие дискуссии, а сначала в режиме самообразования или лекционно-семинарских занятий изучить любой учебник современной дидактики. Мы рекомендуем  начать  с книг А.В. Хуторского".

4) Прежде всего, необходимо через работу предметных метод объединений и в любых других формах культивировать (до уровня сформированной привычки) постановку учителями в своих поурочных планах или при продумывании проектов уроков воспитательных задач каждого урока. Разумеется, это невозможно сделать одномоментно, по приказу или распоряжению. Тут нужно время (ведь столько лет учителя, пусть и неумышленно, а по ошибке, отучали от воспитания в процессе обучения). В хорошей школе методическая работа должна привести к тому, что учитель станет воспринимать продумывание задач воспитания на уроке как нечто само собой разумеющееся, когда игнорировать, забыть об этих задачах будет считаться неприличным в профессиональном сообществе.

Далее в ходе методической работы учителю стоит раскрыть каналы воспитания в процессе обучения. Их как минимум четыре:

  • через содержание основ науки;
  • через методы обучения;
  • через использование случайно возникших на уроке или спланированных, срежиссированных учителем воспитательных коллизий, ситуаций, которые постоянно предлагает сама школьная жизнь;
  • через личность учителя.

5) Психологическая подготовка учителя обязательно включает и раскрытие значимости личностного фактора в повышении качества обучения и воспитания школьников. Многие тяжелые проблемы современной Й школы отодвинули на второй план требования к личности учителя. А педагогический потенциал личности учителя огромен, и использовать его нужно в полной мере.

Не лишним тут будет вспомнить  классику:

«Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно  по- другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными» (Б.А. Сухомлинекий).

Рассмотрим  личностные факторы, психологически влияющие на эффективность обучения и воспитания, о которых должен знать, опираться на них и использовать учитель.

Прежде всего, влияет внешний облик учителя. Подтянутость, безупречная аккуратность, элегантность  одежды, прическа, макияж, туфли на каблуках, парфюм и т.д. - все это образует позитивный  имидж учителя при его появлении. Дети в этом случае сами подтягиваются, становятся  аккуратнее и ... ответственнее.

Яркая, орфоэпически грамотная, образная речь, обогащенная разнообразием интонаций, мимика, жесты, манеры, походка, чувство юмора –также слагаемые имиджа.

И, наконец, самое главное - это то, что  очень трудно сформулировать, но то, что чувствует каждый  ребёнок: ощушение глубины личности, силы духа, сущность личности. Это то, о чем И.Ф. Гете писал в «Фаусте»: «Где нет нутра - там не поможешь потом».

6)Дефектологическая подготовка является мощным фактором развития общей культуры личности любого учителя, ибо учит (кроме всего прочего) милосердию.

7) Компьютер - это не только и не столько ТСО, обладающее свойствами своих предшественников. Компьютер - это, прежде всего, дорогостоящая интеллектуальная машина и именно в этом ее истинное достоинство, ее истинная ценность, которая, к сожалению, не используется.

8) Частнометодическая подготовка требует систематического изучения и развития знаний и умений учителя по изучению конкретных тем своего предмета и изучению именно специфики частной методики преподавания, например, истории в отличие от методики преподавания математики или литературы. В то же время понять эту специфику, овладеть ею, можно, только хорошо зная специфику частных методик по другим предметам. Тут возможно не только необходимое обособление, но и закономерное обогащение.

9) Учителя, боящиеся «актерства», обречены на  nрозябание на  обочине педагогики. Часто говорят, что учительская профессия сродни профессии артиста, и это правда, хотя бы в той части, что требует от  учителя высокой достоверности переживаний. Учитель в этой связи должен стать актером-реалистом, то есть актером школы Станиславского с его культом полного подобия жизни. Ибо, если ученик внутри себя скажет: «Не верю!» - вся работа учителя пойдет насмарку ... И многие учителя это чувствуют, знают, потому в массе своей и не решаются выступать перед классом, как на сцене. Более того, даже подлинные свои переживания прячут за холодной маской профессионала-функционера, испытывая понятный страх провала перед взыскательными зрителями-школьниками. Ведь недаром древние называли театр «школой для взрослых». Это для учителя, между прочим, означает категорическое требование понять, что школа - не что иное как «театр для детей»!

Выводы (слайд12)

Тысячекратно цитируется применительно  к образованию древняя мудрость: можно привести коня  к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за столы- парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это  будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у обучающихся желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой  настойчиво работают преподаватели, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают педагоги различные «завлекалочки» на уроках – игры, слайды и т.д. Но все это - внешняя мотивация. Она, конечно, тоже важна. Но успешность учебной деятельности  и в конечном  итоге качество образования зависят от мотивации внутренней. Так как же внешнюю мотивацию перевести во внутреннюю? Как сделать так, чтобы в стенах школ не слышалась фраза: «Они не хотят учиться!»? Как создать новую образовательную среду, успешную и радостную для  детей? Какие мотивационные механизмы надо включить, чтобы  учеба стала учением с увлечением?

Что такое мотив? (слайд №13)

Мотивация (слайд №14)

Учебные мотивы (слайд №15)

   Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах. Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

КИТ 1

Ощущение самостоятельности поиска:

«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

   Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребитем.

КИТ 2

Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»

(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

                             — Почему ты ходишь в школу?

   Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто, например, путем выбора задания, темы презентации и т.д.

КИТ 3

Ощущение компетентности:

«У меня это получается, я понял, я умею!»

    Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

Пути формирования учебной мотивации.

Общий путь формирования учебной мотивации заключается  в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов. Формированию мотивации  в целом способствуют:

  • общая атмосфера положительного отношения  к учению, профессиональным знаниям;
  •  включенность  учащихся  в совместную учебную деятельность в коллективе  учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);
  • построение  отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования  различных методов стимулирования (от похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до жетонной системы, «солнышек» и т.д.);
  • занимательность, необычное  изложение  нового материала;
  • образная, ярко звучащая речь, укрепление  положительные       эмоции в процессе учения;
  • использование познавательные  игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение;
  • построение  изучения  материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся;
  • развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся  в учебной деятельности, планирования, постановки  целей и реализации их  в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует  положительную мотивацию к обучению. Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных  результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в  формировании положительной мотивации учащихся к обучению.

Приёмы формирования положительной мотивации (методические рекомендации)

В целом можно сделать следующие основные выводы:

1. Как показал анализ научных исследований по проблеме мотивации, этот вопрос рассматривался в разных аспектах многими исследователями и учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.

2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.

3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Предложенная система педагогических методов и приёмов позволит учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников на уроках.

Проект решения:

В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации  школьников с целью повышения эффективности познавательного процесса.

  • С целью ознакомления с положительным опытом работы по заявленной теме спланировать и организовать проведение открытых уроков.
  • Разработать методические рекомендации по вопросам формирования мотивации учения школьников, а также о возрастных особенностях подросткового возраста и сделать его доступным для педагогов на web-сайте школы.
  • Провести анкетирование учащихся по  определению уровня сформированности основных мотивов учебной мотивации.
  • Провести анкетирование педагогов с целью изучения уровня владения основными методами мотивации и стимулирования деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учению

Материал позволяет классифицировать различные типы детской одаренности, выбрать формы работы с одаренными детьми....

Семинар "Технологии уровневой дифференциации. Система работы с учащимися, имеющими пониженный уровень мотивации к учебе."

Текст выступления на семинаре на тему "Технологии уровневой дифференциации. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень знаний в школе." и презентация к выступлению....

Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению.

Презентация  к статье  "Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению"....

План работы с детьми, имеющими высокий уровень учебно - познавательной мотивации

Цель: создание благоприятных  условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.Задачи:1. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей....

Основные принципы работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях индивидуального обучения на дому

При посещении ребенком с ограниченными возможностями здоровья школы, большая часть ответственности ложиться на плечи педагога. При индивидуальном обучении на дому родитель становится главным помощнико...