Пояснительная записка и презентация к конкурсному заданию "Методический семинар"
статья на тему

Шеховцова Елена Сергеевна
Конкурсное задание "Методический семинар" на тему "Системно - деятельностный подход как условие формирования исследовательских навыков учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАЕВОЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ – 2016»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

        Шеховцова Елена Сергеевна,

 Грачевский район

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Слайд №1. Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию опыт работы по теме «Системно – деятельностный подход как условие формирования исследовательских навыков учащихся». Цель образования состоит в развитии личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий, познания для освоения мира. Учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности ученика при активном восприятии учебного материала. Значит, главная задача учителя состоит в создании условий, провоцирующих детское действие.  Существовавшие теории развития творческой личности и современные тенденции развития образования остановили мой выбор на использовании системно – деятельностного подхода для формирования исследовательских навыков учащихся.

 Слайд №2. А.И. Савенков выделяет следующие исследовательские умения и навыки: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; сравнивать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать материал; работать с текстом; доказывать и защищать свои идеи.

Формирование у школьников исследовательских умений будет эффективным при следующем подходе учителя к организации учебно-исследовательской деятельности: побуждение ученика к самостоятельному определению предмета исследования, формулированию проблемы исследования; деятельность учащегося должна представлять активный процесс отражения действительности объекта исследования; учащемуся необходимо воспроизводить в своем учебном исследовании все процедуры реального научного исследования: поиск информации, преобразование найденной информации, творческое решение проблемы; учебно-исследовательская деятельность учащихся должна строиться на основе принципов самодеятельности и самоуправления.

Слайд №3. Использование системно - деятельностного подхода ориентировано, прежде всего, на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: инфокоммуникационные технологии, игровые технологии, технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий. Системно - деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность,  готовность к  самообразованию,  готовность к использованию информационных ресурсов,  готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.  

В деятельностном уроке выделяют три основных стадии: вызов, осмысление содержания, рефлексия. На стадии осмысления учебных задач деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Детей нужно вводить в тему исследования путем решения определенных задач, путем их личных рассуждений, с помощью наводящих вопросов. Действия: дети делают, вы только спрашиваете.

Слайд №4. В качестве примера предлагаю решить задачу, которую я даю в 5 классе.

Задача 1. Задача о голодной лисе. Голодная лиса вышла из вырытой под деревом норы и начала бродить по лесу от дерева к дереву в поисках добычи. Чёрной линией изображён путь лисы. Наконец она устала и легла отдохнуть под одним из деревьев (дерево загораживает лису и её не видно). Где сейчас лиса? Под каким деревом находится её нора? Сколько решений имеет задача? Если всесторонне рассмотреть ситуацию, «пройти за лису из каждой норы», сравнить промежуточные результаты, то наталкиваемся на интересную закономерность, которая непосредственно связана с четностью вершин графа. Тогда очень легко решать задачи, похожие на вторую и третью.

Задача 2. Обведите нарисованную здесь фигуру одним росчерком, то есть, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды по одной линии.

Задача 3. На рисунке изображён план деревни. Тракторист заметил, что, если по каждой улице деревни он проедет только по одному разу, то закончит свою поездку на том перекрёстке, где находится гараж. С какого перекрёстка начал своё движение тракторист и где находится гараж? Сколько имеется вариантов решения?

Слайд №5. Изучая такого типа задачи на занятиях научного общества учащихся «Эврика», организованного в школе, были получены интересные результаты о разрешимости задач в зависимости от количества четных и нечетных вершин в  соответствующем графе.

Слайд №6.  Одна старая топологическая задача, которая особенно долго не поддавалась решению и будоражила умы любителей головоломок, известна как “задача об электро-, газо - и водоснабжении”. В 1917 году Генри Эрнест Дьюдени дал ей такую формулировку. В каждый из трёх домов, изображенных на рисунке, необходимо провести газ, свет и воду. Можно ли так проложить коммуникации, чтобы они, нигде не пересекаясь друг с другом, соединяли каждый дом с источниками электричества, газа и воды? Иначе говоря, можно ли построить плоский граф с вершинами в шести указанных точках? Оказывается, такой граф построить нельзя. Иными словами задача сводится к решению вопроса о планарности двудольного графа К3,3.

Слайд №7.  Топологические свойства объектов интересно изучить  на флексагонах. Их оказывается много разновидностей. Если правильно разобраться с классификацией, научиться складывать их, можно представить интересную исследовательскую работу.

Свойства четности вершин графа привели к изучению  критериев планарности (то есть определения, можно ли граф расположить на плоскости так, чтобы ни одно ребро не пересекалось). Поиск решения стал основой исследования «Планарность связных графов». Эта работа  отмечена дипломом победителя на секции математика Ставропольской краевой открытой научной конференции школьников.

Слайд №8.  Выполните раскраску карты в минимальное число цветов, но не более четырех. В этом же направлении можно предложить головоломку Стифена Барра: двое игроков по очереди рисуют область и закрашивают, выигрывает тот, кто первым создаст ситуацию, при которой четырех цветов станет недостаточно. Данная задача нашла свое продолжение в исследовательской работе по раскраске замкнутых поверхностей, исследовании эйлеровой характеристики, и построении графов на поверхностях, которая была представлена ученицей на Соревновании молодых исследователей «Шаг в будущее» в СКФО, Краевой научно – исследовательской конференции школьников и Российской научно – социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» в г. Москва.  

Слайд №9.   Каждый из нас сталкивался с задачами на поиск кратчайшего расстояния. Задача на поиск кратчайшего расстояния на поверхности куба представлена в учебнике математики 5 класса (автор Виленкин Н.Я.). Ее можно усложнить, решая проблему поиска такого расстояния на поверхности параллелепипеда. Это многошаговое исследование, где используются разные виды разверток. Продолжение напрашивается само собой: как найти кратчайшие расстояния (геодезические линии) на поверхности тел вращения, двусторонних поверхностях. При организации исследовательской деятельности необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности, интересы ученика. Поэтому продолжение получило исследование свойства площади на поверхности. Определение площади многоугольника, кроме, конечно, прямоугольника, - сложная и даже где –то неразрешимая задача для семиклассника. Поставив перед учащимися задачу найти универсальный способ вычисления площади многоугольника, принимая самые невероятные идеи и способы, цепляясь за рациональные зернышки идей, с помощью наводящих вопросов подводим ребенка к гипотезе. Гипотезу сначала проверяем на серии задач, например, из сборника заданий ЕГЭ с ответами. Если гипотеза выдерживает «испытания», то приступаем к доказательству. Защита исследования «Формула Пика для многоугольников на квадратной решетке» состоялась в ноябре 2015г на Соревновании «Шаг в будущее» в СКФО, ученик стал призером на секции «фундаментальная математика».

Слайд №10. Что может быть проще понятия «прямая»? В геометрии прямая определяется на уровне интуиции, в алгебре с помощью графика линейной функции у=kx+b. Но стоит построить отображения прямой на плоскость (k,b) и проследить поведение образов, как мы получаем интуитивное представление проективной плоскости. Работа «Исследование графиков линейной функции у=kx+b на плоскости параметров (k,b)» также представлена в ноябре 2015г. По результатам защиты оба ученика приглашены вне конкурсного отбора пройти курс обучения в научной школе – семинаре «Академия юных» в г. Гагра республики Абхазия.

Слайд №11. Один из главнейших принципов исследовательской работы - тема должна быть интересна ребенку. Но так же важно, чтобы эта тема была интересна учителю. Если эти две стороны не будут (пусть каждая по-своему) заинтересованы в поиске ответа на поставленный вопрос, то внутренняя встреча их друг с другом не состоится.

К сожалению, ролевая позиция учителя как транслятора знания зачастую очень захватывает и уводит от позиции исследователя. Но если мы хотим развивать исследовательскую позицию у наших учеников, то прежде необходимо работать над собой. Нам постоянно нужно отслеживать – что именно мы развиваем теми или иными действиями; на что реально направлены те нормы деятельности, которые мы вводим для учеников; насколько мы сохранили в себе посыл к саморазвитию; в какой степени в нас явна потребность к исследованию как способу взаимодействия с миром, другими и самим собой.

Слайд №12. Важно, чтобы в процессе организации исследовательской работы учеников сохранялась ситуация предзаданной неизвестности (как для ученика, так и для учителя), благодаря чему совершенно по-особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса. В конечном счете, все сводится к тому, чтобы процесс обучения выстраивался по принципу самоопределяемого учения. Для этого необходимо создание максимально насыщенной среды, провоцирующей (стимулирующей, направляющей) к развитию познания и самоопределения себя в этом процессе.

Слайд №13.  Очень модным и актуальным направлением в математике стала теория вероятностей и статистика. Математикам тоже нужно держать руку на пульсе времени. Московский центр непрерывного математического образования проводит заочную интернет – олимпиаду по теории вероятностей и статистике. Задания интересны тем, что не предполагают единственного и однозначного ответа. Работу можно выполнять целый месяц, необходимо работать с различными источниками: исторической, художественной литературой, статьями в Интернете. Краевой Центр развития детей и юношества им. Ю.А.Гагарина проводит краевой заочный конкурс постеров, посвященных Международному  дню статистики, в котором принимают участие команды школ. Нужно уметь грамотно использовать статистическую информацию в выбранной области исследования. На сайте Федеральной службы Ставропольстат содержится множество статистических отчетов по различным видам хозяйственной деятельности Ставропольского края. Командой НОУ «Эврика» была выбрана тема «Экологические проблемы Ставропольского края». Все статистические данные были преобразованы в графики и диаграммы, поставлена цель, утверждение, его обоснование и выводы. Постер стал победителем Конкурса.

Слайд №15.  Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие. В исследовательском обучении задача развития у школьников общих исследовательских умений и навыков рассматривается не как частный способ познания, а как основной путь формирования особого стиля жизни. Такого стиля жизни, при котором поисковая активность будет занимать ведущее место. В этих условиях работа по формированию общих умений и навыков исследовательского поиска у учащихся предстает как задача, имеющая самостоятельную ценность. Она – не просто один из путей занимательного изучения какой-либо дисциплины. Она – фундамент развития поведения, основанного на доминировании проявлений поисковой активности в различных жизненных ситуациях.

Слайд №15.  Школу делает школой учитель. Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Художник учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы...

Я всем желаю, чтобы ваша палитра была яркой, насыщенной, и от своей работы вы получали истинное удовольствие!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Системно - деятельностный подход как условие формирования исследовательских навыков учащихся» Шеховцова Елена Сергеевна, учитель математики и информатики высшей квалификационной категории МКОУ СОШ 8 с Тугулук Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Тугулук Грачевского муниципального района Ставропольского края Методический семинар Краевой этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016»

Слайд 2

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации , в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор психологических наук Исследовательские умения и навыки по А.И. Савенкову: видеть проблемы задавать вопросы выдвигать гипотезы давать определения понятиям классифицировать сравнивать наблюдать проводить эксперименты делать выводы и умозаключения устанавливать причинно-следственные связи структурировать материал работать с текстом доказывать и защищать свои идеи

Слайд 3

Коммуникативная компетентность Готовность к разрешению проблемы Готовность к использованию информационных ресурсов Готовность к социальному взаимодействию Готовность к самообразованию Технологическая компетентность Ключевые компетентности учащихся Исследовательская компетентность

Слайд 4

Задача о лисе. И не только…

Слайд 5

Результаты изучения решения задач с помощью графов на занятии НОУ «Эврика» Задача Количество четных вершин Количество нечетных вершин Разрешимость задачи О голодной лисе 6 2 да Обвести фигуру одним росчерком 10 2 да О кенигсбергских мостах 0 4 нет План квартиры 8 2 да О туристе и мостах а ) б ) 2 4 0 2 0 4 да да нет О трактористе 10 2 да

Слайд 6

«Задача об электро-, газо- и водоснабжении» Генри Эрнест Дьюдени В каждый из трёх домов, изображенных на рисунке, необходимо провести газ, свет и воду. Можно ли так проложить коммуникации, чтобы они, нигде не пересекаясь друг с другом, соединяли каждый дом с источниками электричества, газа и воды? Иначе говоря, можно ли построить плоский граф с вершинами в шести указанных точках? С Г В

Слайд 7

Деятельностный подход в формировании исследовательских навыков с учетом возрастных особенностей 5 класс 6 класс 7 класс « Флексагоны » «Связные графы» «Планарность связных графов» Гипотеза: если флексагоны складываются из двусторонних полос, то это флексагоны с четным числом поверхностей; флексагоны с одной стороной имеют нечетное число поверхностей. Гипотеза: граф является эйлеровым, если все его вершины четны или только две вершины графа нечетны. Гипотеза: для того, чтобы определить планарность исследуемого графа, достаточно выяснить, содержит ли он подграф изоморфный графам типа K5 или K3,3 .

Слайд 8

Деятельностный подход в формировании исследовательских навыков с учетом возрастных особенностей 5 класс 6 класс 7 класс «Проблема четырех красок» «Раскраска замкну-тых и односторонних поверхностей» «Раскраска замкну-тых и односторонних поверхностей и теория графов» Гипотеза: для решения проблемы четырех красок необходимо либо доказать, что можно раскрасить карты в четыре цвета, либо показать, что в какой-то комбинации этого сделать не возможно. Гипотеза: вид замкнутой поверхности зависит от числовой характеристики, связанной с количеством цветов, необходимых для правильной раскраски карты на поверхности. Гипотеза: вид замкнутой поверхности зависит от хроматического числа графов, которые могут быть уложены на поверхности.

Слайд 9

Деятельностный подход в формировании исследовательских навыков с учетом индивидуальных особенностей 5 класс 6 класс 7 класс «Кратчайшие рас-стояния на поверх-ности прямоуголь-ного параллеле-пипеда» «Кратчайшие рас-стояния на поверх-ности некоторых многогранников и тел вращения» «Формула Пика для многоугольников на квадратной решетке» Гипотеза: определение кратчайшего расстояния на поверхности прямоугольного параллелепипеда зависит от правильно выбранного вида развертки. Гипотеза: геодезическая на прямоугольном параллелепипеде и тетраэдре является ломаной с вершинами на ребрах, то есть не может проходить через его вершины Гипотеза: если многоугольник расположен на решетке и у него можно подсчитать количество узлов внутри контура и количество узлов на контуре, то можно найти его площадь, не разбивая на простые фигуры.

Слайд 10

Деятельностный подход в формировании исследовательских навыков с учетом индивидуальных особенностей 5 класс 6 класс 7 класс «Передвижной подъемный кран в среде конструктора ПервоРобот LEGO® WeDo™» «Робот - манипулятор в среде конструктора ПервоРобот LEGO® WeDo™» «Исследование графиков линейных функций вида y=kx+b на плоскости параметров ( k;b )» Задачи: изучить и настроить программу исполнителя «Передвижной подъемный кран»; собрать модель этого робота из конструктора Lego WeDo ; испытать робота; продемонстрировать на уроке информатики движение робота по программе. Задачи: изучить и настроить программу исполнителя «Робот - манипулятор»; собрать модель робота из конструктора LEGO ; испытать робота; продемонстрировать движение робота по программе. Гипотеза: если прямые на плоскости (x;y) пересекаются в одной точке или параллельны, то соответствующие им точки на плоскости (k;b) лежат на одной прямой.

Слайд 11

Внедрение наработок в практику Публикации Выступления Конкурсы Опыт внесен в районный банк инновационных разработок. Открытые уроки по теме опыта на муниципальном уровне, 2012-2015г. Призер районного Фестиваля педагогического творчества «Одаренному ребенку – одаренный педагог», 2012г. Материалы по теме опыта размещены на персональном сайте, на портале Всероссийского интернет – педсовета. День педагогического мастерства Грачевского муниципального района, 2014г. Победитель районного конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель математики», 2015г. Размещение материалов по результатам работы в рамках Всероссийского конкурса «Формула будущего-2013», во Всероссийском фестивале педагогического творчества – 2015. Заседание районной школы молодого специалиста «Диалог», 2013, 2014г.г. Районный семинар «Системно – деятельностный подход в преподавании математики и информатики», 2014г. Победитель конкурса «1001 идея нестандартного учебного занятия с детьми» в номинации «Информатика и ИКТ», 2013г.

Слайд 12

Успехи учеников: защита исследовательских работ Соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее» в Северо - Кавказском федеральном округе России 2012г.,2013г.,2015 Диплом 2 степени, Свидетельство кандидата в состав Национальной делегации РФ для научной и инженерной выставки Intel ISEF . Диплом 3 степени за высокие результаты в научных исследованиях, 2013г.; Диплом 3 степени за высокие результаты в научных исследованиях, 2015г. Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее», г. Москва,2013г., 2014г. Диплом 3 степени лауреата Российской научно - социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее»; Диплом 3 степени в абсолютном первенстве среди самых юных участников Форума; Диплом 1 степени в номинации «Лучшая работа среди юных участников Форума» , 2014г. Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников, 2012, 2013, 2014г.г. Диплом 1 степени, 2012г. Диплом 1 степени, диплом 3 степени за высокие результаты в научных исследованиях, 2013г; Диплом 2 степени, диплом 3 степени, 2014г. Региональная научно-практическая конференция «В науку первые шаги», СевКавГТУ, 2012г. Диплом 3 степени, 2012г.

Слайд 13

Успехи учеников: конкурсы и олимпиады Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников, 2014, 2015г.г. Диплом призера по информатике, диплом призера по математике, 2014г. Диплом победителя по математике, 2015г. Заочная интернет – олимпиада по теории вероятностей и статистике от Московского Центра непрерывного математического образования, 2015г., 2016г. Диплом победителя основного тура, 2015г. Диплом призера пробного тура, диплом призера основного тура, 2016г. Краевой конкурс постеров, посвященный празднованию Всемирного дня статистики, 2015г. Диплом команды – победителя

Слайд 15

Используемая литература 1. Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественно - научного образования. – М.:РАО, 1993.-160 с. 2. Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007. – С. 3–4. 3. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество// Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 2. – с. 29–35 4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с. 5. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/3894. 6. Острикова Е.А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников. Молодой ученый . Ежемесячный научный журнал № 10 (45) / 2012. 7. Тоистева О. С. Системно – деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации. Педагогическое образование в России. 2013. № 2 8. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения //Педагогика. 2009. № 4. С. 18—22. 9. Фисенко Т. И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. URL: http://www.allbest.ru . 10. ХУТОРСКОЙ А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Эйдос : интернет-журн. 2012. № 2. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm . 11. Газета "Первое сентября", №11-2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к презентации "Политическая карикатура1812г."

Пояснительная записка к презентации "Политическая карикатура 1812г."Указаны все необходимые данные....

пояснительная записка к презентации "Политическая карикатура1812г."

пояснительная записка(приложение №1,к презентации,отправленной на конкурс "Политическая карикатура1812г."...

Пояснительная записка к презентации

Обобщение опыта по развитию духовно-нравственных качеств обучающихся средствами рок-песен....

Пояснительная записка к презентации

Коррекция когнитивных процессов и  развитие личностного роста  и познавательных способностей учащихся с ОВЗ посредством реализации авторской программы «Я все смогу»...

Пояснительная записка к презентации «Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД»

Описание опыта работы по теме "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"...

Пояснительная записка к презентации «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»

Цель и задачи ресурса:Дать представление о моделировании швейных изделий, обучить приёмам моделирования на примере плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, ознакомить с различными видами отделки, по...

Пояснительная записка и презентация выступления на "Учитель года - 2019"

Представляю вашему вниманию пояснительную записку и презентацию, содержащие описание моей методической системы, направленной на реализацию ФГОС нового поколения....