Обобщение опыта работы методического объединения по проведению литературного брейн-ринга как способа проверки знаний учащихся
опыты и эксперименты ( класс) по теме
На основе материалов Жирновой С. Ю., Чигиренкова В. А., Хаеровой Н. В., Стребличенко Е. А. Обобщение: Бусс Н. И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bren_ring_5_1.docx | 28.49 КБ |
zayavka_1.na_slagaemye_uspeha.docx_222.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов»
Бусс Нина Ивановна
учитель русского языка и литературы
первая категория
Внеклассное мероприятие
для учащихся 5 классов
Брейн-ринг« Знаток литературы -2015»
Выборг 2015
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5 классов.
Цель: активизировать детское чтение; вспомнить и закрепить знания о героях произведений; создать условия для развития коммуникативных умений посредством литературной игры.
Задачи: повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся; использование содержания произведений как средства нравственного воспитания.
Оборудование: выставка книг, выставка детских иллюстраций к прочитанным книгам.
Ход мероприятия.
В игре принимают участие 6 команд, которые формируются заранее.
Игра состоит из 6 туров.
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня у нас игра – викторина. Мы с вами отправимся в путешествие по страницам любимых книг. Книги – наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики.
Книга- учитель,
Книга – наставник.
Книга – надёжный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
А вы, ребята, внимательно читаете книги? Хорошо помните названия прочитанных книг? А героев произведения? Даже знаете автора книги? Давайте проверим ваши знания. Вы готовы? Начинаем нашу викторину.
1 тур
« В мире сказок».
- О каком жанре идет речь?
Занимательный рассказ о необычных, фантастических событиях и приключениях. (сказка)
2. «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу»
« Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин.
3.« Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша».
« Царевна- лягушка».
4. « И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей – душой.
За невестой молодой».
« Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин
5.« Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
« Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкин.
6.« Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело»
« Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин
- Тур «Теоретики»
1.Эпос, лирика, драма – это литературные …Роды
- О каком жанре идет речь?
Это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. (Басня)
- Какой рифмы нет?
Перекрестной?
Парной?
Двойной?
Опоясывающей? - Назовите главный признак, который отличает народную сказку от литературной. (нет автора)
- Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения. (кульминация)
- Произведение, предназначенное для постановки на сцене (пьеса)
3 тур
« О каком авторе идёт речь?»
- Кто из писателей учился в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге? (Лермонтов М.Ю.)
- О каком писателе идет речь? ( Гоголь Н.В.)
- Стихотворение какого поэта начинается так
«Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши- живется легко.»
Что такое вирши? (Некрасов Н.А. Вирши- это стихотворения). - В 1852 году вышел из печати сборник рассказов «Записки охотника»
Кто автор? (И.С. Тургенев) - Какой писатель большую часть своей жизни провел в имении Ясная Поляна?(Толстой Л.Н.)
- Был неистощим на выдумки, любил импровизировать, обладал даром перевоплощения. Однажды явился к дяде, нарядившись нищим, и тот подал ему милостыню.
О каком писателе идет речь? (А.П. Чехов)
4 тур
« Конкурс капитанов»
Капитанам нужно вспомнить сказочную формулу и продолжить её.
По щучьему веленью – по моему хотенью
Сим – сим – открой дверь
Молочные реки – кисельные берега
Поди туда - не зная куда
Баба- Яга – костяная нога
Сивка – бурка – вещая каурка
Собрать пословицы. Кто больше?
Что на уме,- | 1) в день не вырастешь. |
Что с возу упало,- | 2) тем короче ночь. |
Человек не грибок,- | 3) как её потеряешь. |
Чужого не надо,- | 4) а человек - умением. |
Чем длиннее день,- | 5) пока их нет. |
Что посеешь,- | 6) да не будь лапшой. |
Чует кошка, - | 7) кто найдет клад. |
Цену вещи узнаёшь, - | 8) то пропало. |
Храни себя от бед,- | 9) то и пожнешь. |
Умей взять,- | 10) умей и отдать. |
Тот будет рад, - | 11) чьё мясо съела. |
Расти большой,- | 12) то и на языке. |
Плох мастер,- | 13) тому ничего не удаётся. |
Красна птица пением,- | 14) плоха и работа. |
Кто за все берется,- | 15) своего не отдам. |
5 тур
Конкурс "Заполни пропуски" – 5 мин.
Задание: каждой команде дан отрывок из произведения А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Необходимо восстановит пропущенные слова.
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске ( ),
Только месяц показался,
Он за ним с ( ) погнался.
"Месяц, месяц, мой( ),
Позолоченный рожок!
Круглолицей, светлоокой,
И, обычай твой любя,
( ) смотрит на тебя.
Аль откажешь мне в ответ?
Не видал ли где на свете
Ты ( ) молодой?
Я жених ей". - "Братец мой,-
Отвечает ( ) ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно
Пробежала". - "Как ( )!" -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
"Погоди; о ней, быть может,
Ветер знает. Он ( ).
Ты к нему теперь ( ),
Не печалься же, прощай".
6 тур
Блиц-опрос для всех команд
1.Любимый жанр творчества Крылова
2.Зеленая царевна
3.Слабоумный паренек
4.Товарищ Жилина
5.Собеседница вороны, укравшая у нее сыр
6.Образное определение
7.Название сказки обо всех временах года
8.Сколько было богатырей у мертвой царевны?
9.Где хранится смерть Кощея?
10.Птица, боровшаяся за свободу слова в басне Крылова
11.Кого проучил Балда?
12. Что помогло Алеше заучить урок в сказке «Черная курица»
13. Как завали курочку из сказки «Черная курица»
14. С кем воевали русские в стихотворении «Бородино»
15. Кто не рекомендовал вертеть очаг вокруг жаркова?
16. Назовите третий род литературы: эпос, лирика…..
17. В каком городе учился Алеша
18. Какой профессией овладел Герасим в городе?
19. Чем занимался Герасим в деревне?
20. Чем отравилась царевна из сказки «О мертвой царевне»
21. Что плохого делала Свинья под Дубом?
22. Какой город был сожжен в стихотворении «Бородино»?
23. Спасительница Жилина и Костылина?
24. Профессия Капитона Климова
25. Где жил Герасим?
26. На ком путешествовал кузнец Вакула?
27. Какой клад выкопал герой «Заколдованного места?
28. Символом какого человеческого качества является Дуб?
29. Символом какого человеческого качества является Ягненок?
30. Во сколько оценил свою жизнь Жилин?
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске ( ),
Только месяц показался,
Он за ним с ( ) погнался.
"Месяц, месяц, мой( ),
Позолоченный рожок!
Круглолицей, светлоокой,
И, обычай твой любя,
( ) смотрит на тебя.
Аль откажешь мне в ответ?
Не видал ли где на свете
Ты ( ) молодой?
Я жених ей". - "Братец мой,-
Отвечает ( ) ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно
Пробежала". - "Как ( )!" -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
"Погоди; о ней, быть может,
Ветер знает. Он ( ).
Ты к нему теперь ( ),
Не печалься же, прощай".
Что на уме,- | 1) в день не вырастешь. |
Что с возу упало,- | 2) тем короче ночь. |
Человек не грибок,- | 3) как её потеряешь. |
Чужого не надо,- | 4) а человек - умением. |
Чем длиннее день,- | 5) пока их нет. |
Что посеешь,- | 6) да не будь лапшой. |
Чует кошка, - | 7) кто найдет клад. |
Цену вещи узнаёшь, - | 8) то пропало. |
Храни себя от бед,- | 9) то и пожнешь. |
Умей взять,- | 10) умей и отдать. |
Тот будет рад, - | 11) чьё мясо съела. |
Расти большой,- | 12) то и на языке. |
Плох мастер,- | 13) тому ничего не удаётся. |
Красна птица пением,- | 14) плоха и работа. |
Кто за все берется,- | 15) своего не отдам. |
Предварительный просмотр:
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В ЯРМАРКЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Сведения об участнике Ярмарки:
Ф.И.О.
Жирнова Светлана Юрьевна
Бусс Нина Ивановна
__________________________________________________________________________
Место работы (полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом), должность
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением отдельных предметов»
Учитель
_____________________________________________________________________________
Район
Выборгский район
___________________________________________________________________________
Сведения о представленном на Ярмарку продукте ИОД
Паспорт (описание) продукта ИОД
№ п\п | Критерий | Описание |
1 | Полное название продукта | «Брейн-ринг» как средство проверки усвоенных знаний за итоговый период по русскому языку и литературе и способ повышения учебной мотивации учащихся . |
2 | Тематическое направление | Подведение итогов полугодия по литературе и русскому зыку |
3 | Актуальность | Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Удовлетворение потребностей школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности. Эффективной формой обучения и повышения интереса к предмету ( в том числе и в новых условиях ФГОСа) становится игра, которая способствует развитию интеллектуального уровня школьников, эвристических способностей, сплочению детских коллективов. Форма проведения интеллектуальной игры "Брейн-ринг” очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества, активизирует мышление в экстремальных ситуациях. Также она является нестандартным средством проверки и самопроверки знаний учащихся по тому или иному предмету. Игра может проводиться как на одной параллели классов, так и охватывать все параллели. |
4 | Концептуальность | В конце четвертой четверти 2014-2015 учебного года была проведена игра «Брейн-ринг» по литературе в среднем звене (с 5 по 9 классы) в один день и в течение одного урока. По русскому языку провели в конце первой четверти 2015-2016 учебного года. Игра была призвана к тому, чтобы учащиеся могли проверить, насколько полноценно усвоена учебная программа, чему стоит уделить внимание в следующем году. А также направлена на овладение ключевыми и предметными компетенциями (коммуникативная общекультурные, личностного самосовершенствования и т.д.).Игра развивает общую эрудицию и скорость реакции. Цель игры «Брейн-ринг»- развитие интереса к осознанному изучению предмета (русский язык и литература), повышение читательской культуры, воспитание уважения к русскому языку; проверка и самопроверка знаний учащихся, полученных на уроках. |
5 | Инновационность | Новизна данного мероприятия в его масштабности. В проведении игры были задействованы все филологи школы и учащиеся с 5 по 9 классы. Команды параллелей соревновались друг с другом в знаниях и творческих способностях. |
6 | Результативность | Участники игры дали высокую оценку проведенной игре (см. Приложение).Некоторые из учащихся предложили ввести такую традицию в конце каждого полугодия и не только по русскому языку и литературе, но и по другим предметам, так как данная игра мобилизует все знания для достижение победы. |
7 | Транслируемость | Получившаяся копилка игр может быть доступна для филологов других школ, использована классными руководителями, а также для проведения игр между родителями и детьми. |
8 | Презентационность | - Доступность и ясность в подаче инновационного материала (0-4 б.); - Структурированность продукта, логичность, последовательность (0-4 б.); - Культура оформления работы, в т.ч электронной версии (0-4 б.). |
9 | Эффекты (какие произошли (возможны) дополнительные изменения, не связанные напрямую с целью, задачами инновации) | Учащиеся приучаются к культуре игры (соблюдение правил соперничества, уважение друг к другу), учатся сотрудничать , работать в группе. Вызваны были позитивные впечатления (эмоциональный взрыв из-за нестандартности мероприятия). |
10 | Аннотация продукта (для размещения в аннотированном перечне продуктов ИОД по итогам Ярмарки, не более 2 абзацев) | Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» по литературе и русскому языку -общешкольное мероприятие для среднего звена (5-9 классы). Для достижения успеха, в игре обучающиеся все полугодие уделяют внимание к получению высоких знаний по предмету. Сочетание в игре разных видов деятельности: творческой, исследовательской -способствует развитию успешной личности. |
Список используемой литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование как один из эффективных способов проверки знаний учащихся
Выступление на МО учителей естествознания...
Обобщение опыта работы методического объединения учителей математики за 2012-2013 учебный год
Обобщение опыта работы методического объединения учителей математики за 2012-2013 учебный год...
Обобщение опыта работы методического объединения учителей французского языка как второго иностранного ГОУ Гимназии № 63 Калининского района Санкт-Петербурга
В данной статье представлен опыт работы методического объединения учителей гимназии 63 г. Санкт-Петербурга....
обобщение опыта работы ШМО объединения математики
из опыта работы школьного методического объединения...
Эффективные способы проверки знаний учащихся на уроках математики
Из опыта работы учителя...
Использование тестирования на уроках в начальной школе как один из эффективных способов проверки знаний учащихся с ОВЗ. Мастер-класс: "Создание интерактивных тестов в MS Power Point".
Данный материал предназначен для создания интерактивных контрольно-измерительных материалов....
Обобщение опыта работы творческого объединения: «Использование участка цветочно-декоративных культур как места реализации проектов обучающихся творческого объединения «Цветоводство с основами декоративного садоводства»
Роль учеьно-опытного участка образовательной организации при проведении теоретических и практических звнятий при изучении программ естественнонаучной направленности...