Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях пансионного типа
статья ( класс) на тему

Представленная программа тренингов «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях пансионного типа» направлена на формирование ИКТ-компетентности преподавателей образовательных учреждений пансионного типа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа индивидуальных и групповых тренингов учителей, реализуемая в рамках повышения их профессиональной квалификации, направлена на совершенствование информационно-технологического обеспечения современной общеобразовательной школы. Сегодня в качестве важнейшей стратегической задачи развития школы рассматривается формирование новой парадигмы образования, основанной на совершенствовании информационной среды образовательных учреждений, разработке и внедрении в педагогическую практику современных информационных и телекоммуникационных средств, а также передовых технологий обучения, требуется принципиально новый подход к обеспечению учебного процесса и его реализации в современных условиях.

Решение названной проблемы видится на пути использования в образовательном процессе школы нового вида обеспечения - информационно-технологического, представляющего собой педагогическую систему, включающую в себя две самостоятельные и, в то же время, взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга составляющие - информационную и технологическую.

Первую из названных составляющих, обеспечивающую содержательный аспект обучения учащегося в школе, целесообразно рассматривать в контексте решения задачи полного и адекватного предоставления обучающимся и педагогу учебной и другого рода информации, способствующей достижению поставленных дидактических целей.

В качестве информационной составляющей может применяться дидактический комплекс информационного обеспечения учебного предмета. Он представляет собой дидактическую систему, в которую, с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между обучающим и обучающимися, интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также совокупность других дидактических средств и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс.

Моделирование и конструирование дидактического комплекса школьного учебного предмета как дидактической системы, позволяет педагогу через информационную составляющую процесса обучения, представленную в педагогических программных продуктах, базах данных и учебных материалов, осуществлять целостную технологию обучения. Этим решается задача гарантированного достижения целей предметного обучения школьников. Каждый элемент дидактического комплекса является не просто носителем соответствующей информации, но и выполняет специфические функции, определенные замыслом педагога. Таким образом, предлагается рассматривать дидактический комплекс информационного обеспечения учебного предмета как целостную дидактическую систему, представляющую собой постоянно развивающуюся базу знаний в одной из предметных областей.

Преимуществами использования подобных комплексов являются следующие:

  • во-первых, названные дидактические комплексы моделируются и создаются как целостные системы педагогических программных средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной информации их пользователям;
  • во-вторых, все элементы дидактических комплексов взаимосвязаны между собой, имеют единую информационную основу и программно-аппаратную среду;
  • в-третьих, изначально при проектировании дидактических комплексов предусматривается возможность их использования как в локальных и распределенных компьютерных сетях школы, так и при дистанционной форме обучения. Этим решается вопрос об их поддержке имеющимися в образовательном учреждении информационными и телекоммуникационными средствами, а также средствами связи.

Состав и структура комплекса могут быть весьма гибкими и зависят от содержания предметной области, для которой он разрабатывается. Так, например, в него могут быть включены: рабочая программа учебного предмета (гипертекстовый вариант); компьютеризированный учебник, включающий в себя электронные варианты теоретического курса и альбома схем и наглядных пособий, информационно-справочная система, состоящая из электронного словаря; электронный практикум по учебному предмету (гипертекстовый вариант); автоматизированная система оценки и контроля знаний обучающихся.

В качестве составляющей, обеспечивающей процессуальную сторону предметного обучения в школе, предлагается рассматривать технологическое обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе современных технологий обучения. Среди особенностей их проектирования и разработки в рамках информационно-технологического обеспечения образовательного процесса можно указать следующие:

  • во-первых, в данном случае технология обучения выполняет связующую функцию, то есть, является как бы стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию обучающего и обучающихся;
  • во-вторых, при моделировании технологии обучения педагогом изначально, в соответствии с целями и содержанием обучения, решаемыми задачами и используемыми методами, определяются структура и содержание дидактического комплекса. В этом случае последний выступает в качестве ключевого элемента технологии обучения и служит, по существу, ее основой.

Результатом моделирования и конструирования педагогом технологии обучения может быть технологическая карта, представляющая собой своего рода паспорт модели будущего учебного процесса, в котором целостно и емко представлены главные его параметры, обеспечивающие успех обучения: диагностическое целеполагание, логическая структура, дозирование материала и контрольных заданий, описание дидактического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий педагога с указанием очередности применения соответствующих элементов дидактического комплекса, система контроля, оценки и коррекции.

Таким образом, в рамках информационно-технологического обеспечения технология обучения рассматривается не только как процесс или результат его моделирования (описание, модель), но и как специфическое средство, своеобразный «инструмент» в руках преподавателя, позволяющий ему организовать образовательный процесс на технологическом уровне.

Результаты экспериментального обучения свидетельствуют, что использование в школе данного вида обеспечения позволяет: интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс; значительно активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить ее стимулирующую составляющую; реализовать в процессе самостоятельной работы пользователей с элементами дидактического комплекса дружеский интерфейс и индивидуальный темп усвоения учебного материала; производить оперативный контроль за ходом усвоения знаний, формирования навыков и умений; вести статистику успеваемости и диагностировать уровень подготовки каждого обучающегося и класса в целом, что обеспечивает достаточно объективную оценку и хорошую информированность преподавателя.

Предлагаемая программа индивидуальных и групповых тренингов учителей имеет модульную структуру, рассчитана на 72 часа учебного времени и включает такие разделы, как:

  • Информатизация образования;
  • Аппаратное и программное обеспечение;
  • Офисные технологии;
  • Графические редакторы;
  • Интернет;
  • Основы сайтостроения;
  • Основы создания тестов в специализированной оболочке;
  • Основы редактирования цифровых видеозаписей.
  • Программа ориентирована на индивидуальный подход к слушателям. По результатам входного анкетирования и тестирования (приложение 1, 2) группа делится на три уровня пользователей: «новички», «пользователи среднего уровня» и «эксперты»

Каждой группе подбирается соответствующий учебно-тематический план.

В результате после прохождения курсов слушатель должен (в соответствии со своим пользовательским уровнем):

«Новички»

знать:

  • архитектура персонального компьютера;
  • основные понятия об операционной системах - на примере Windows: работа в файловой системе, интерфейсом;
  • создание и редактирование документов в текстовых редакторах;
  • создание и редактирование электронных таблиц в табличном процессоре;
  • основные понятия об использовании сервисов в сети Интернет;
  • основы работы по подготовке презентаций;
  • основные способы защиты информации;
  • основы конструирования урока с использованием информационных и Интернет - технологий.
  • уметь:
  • работать в файловой системе в Windows;
  • подготовить учебно-методические материалы в Microsoft Word;
  • подготовить учебно-методические материалы в MS Excel;
  • работать с несложными рисунками;
  • выполнять поиск необходимой информации в Интернет;
  • использовать в образовательном учебном процессе школы электронную почту и Интернет.

«Пользователи среднего уровня» знания и умения вышеперечисленные группы «новички» и дополнительно:

Знать:

  • графические возможности компьютерного программного обеспечения;
  • основы создания векторной графики в приложениях;
  • основы создания растровой графики в приложениях;
  • основы создания слайд-шоу с использование фото и видеоматериалов 0 основы редактирования видеозаписей;

Уметь:

  • Создавать простейшие иллюстрации, используя главные инструменты CorelDraw;
  • Редактировать изображения в программе Adobe Photoshop;
  • Создавать слайд-шоу MS PowerPoint;
  • Редактировать видеозаписи MovieMaker;

«Эксперты» знания и умения все вышеперечисленные группы «новички» и «Пользователи среднего уровня» и дополнительно:

Знать:

Основы создания тестов в специализированной оболочке;

Основные этапы и задачи проектирования модели web-сайта;

Способы создания web-страниц;

Уметь:

  • Создавать тестовые задания различных направлений в специализированной оболочке MyTest;
  • Выполнять системное проектирование web-сайта, выделяя и реализуя элементы, связи, функции;
  • Создавать web-страницы, собирать и устанавливать web-сайт, выполнять меры по защите информации

В качестве методов контроля усвоения знаний будут использоваться самостоятельные практические задания.

Формой итоговой аттестации учителей выступает творческий проект.

Проект предполагает выполнение самостоятельной творческой работы, при которой актуализируются знания, полученные за весь период изучения курсов, отрабатываются и демонстрируются практические навыки работы слушателя.

Обобщая сказанное, необходимо отметить, что использование в образовательном процессе современной школе предлагаемого информационно-технологического обеспечения позволит частично снять проблемы, стоящие сегодня перед учителями в условиях информатизации школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания воспитанников в условиях образовательного учреждения пансионного типа.

Работая по данному направлению мы стараемся раскрыть весь потанцеал воспитанников. Показать сверстникам, что защита экологии это наша основная задача, которая беспокоит нас уже в возврасте 14-15 лет....

Формы и методы гражданско – патриотического воспитания кадет в условиях образовательного учреждения пансионного типа.

Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень ...

Статья на тему "Роль воспитателя в первичной адаптации воспитанников моногендерного учреждения пансионного типа".

В статье освещены основные проблемы процесса адаптации воспитанников учреждения пансионного типа....

"Ценностные ориентации современной молодежи в условиях образовательного учреждения пансионного типа".

Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? С каким духовным багажом они будут преодолевать начавшийся финансовый кризис? Что надо делать, чтобы изм...

Статья: Средства обеспечения безопасной информационной среды для образовательного процесса в учреждениях среднего общего образования

Статья направлена на рассмотрение различных средств обеспечения информационной безопасности образовательного процесса в условиях общеобразовательной организации....