Статья на тему "Роль воспитателя в первичной адаптации воспитанников моногендерного учреждения пансионного типа".
статья (5, 6 класс) на тему

Терехов Вячеслав Ренатович

В статье освещены основные проблемы процесса адаптации воспитанников учреждения пансионного типа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://nsportal.ru/terehov-vyacheslav-renatovich18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в первичной адаптации воспитанников моногендерного учреждения пансионного типа.

С.В.Минаева,

Классный руководитель

 ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище », г.Ставрополь

В.Р.Терехов

Воспитатель

ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище », г.Ставрополь

Ставропольское президентское кадетское училище было открыто не так давно 01.09.2011г., но уже можно говорить о том, что на сегодняшний  день накоплен определенный опыт по первичной адаптации воспитанников, обучающихся в учреждении пансионного типа.

Уже сам по себе переход из начальной школы в среднюю является сложным и может стать достаточно болезненным процессом для воспитанника. Ведь воспитанники не просто  переходят из начальной школы в среднюю, что совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития, но и теряют привычный круг общения. Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, начальная школа), атмосфера обучения в училище, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и в целом к его личности, и прежде всего к ее социально-психологическому уровню.

В нашем учреждении учатся воспитанники из разных городов, а это значит, что воспитанники впервые оказываются вдалеке от дома и семьи. Надо ли говорить о том, что и ближайший круг общения вынужденно был заменен на новый; это и новые преподаватели и ученики класса, и воспитатели – взрослые люди, которые должны заменить для каждого воспитанника семью.

Рассматривая адаптацию подростка в учреждении как процесс, необходимо помнить, что по времени он может занимать достаточно продолжительный период.

Первые 2-3 недели у ребенка протекает в организме бурная реакция со значительным напряжениям ;(что не может не сказаться на поведении)

Затем наступает неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит наиболее оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на непривычное воздействие;

И только по завершении этих двух стадий наступает относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие адекватные новым нагрузкам, варианты реагирования, т.е. собственно адаптация.

Так же необходимо помнить, что длительность периода адаптации для каждого ребенка при разных условиях различна.

Основным в период первичной адаптации для воспитателя становится необходимость смягчить фрустрирующую ситуацию для воспитанников при переходе в новую систему обучения. Иначе у подростков не только продлится период адаптации, но и дальнейшая социализация может протекать не так благополучно, как хотелось бы.

Воспитатели СПКУ ежедневно контролируют не только учебный процесс, но и  работают в тесном контакте с психологом училища, преподавателями, и семьями воспитанников.

Необходимость работы воспитателя в тесном контакте с психологом училища была доказана практикой, так как известно, что одного наблюдения для составления полного представления о воспитанниках не достаточно.

Опыт показывает, что взаимодействие воспитателя с воспитуемыми может осуществляться по-разному, в частности:

- непосредственного влияния на учеников (убеждение, нравоучение, требование, приказ, наказание, поощрение, личный пример, авторитет, просьба, совет);

-  создания специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые побуждают воспитанника изменить собственное отношение к чему-либо, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

- использования общественного мнения (референтной для воспитанника группы класса или курса, может быть старших по возрасту), а также мнения значимого для него человека (это могут быть родители или старшие воспитатели);

- совместной деятельности воспитателя и воспитанника (через общение и труд);

- обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта, осуществляемых в процессе межличностного общения на классном часе или в беседе;

- приобщение к  народным традициям, чтения и обсуждения художественной литературы.

Социальная позиция кадета, уже налагает на воспитанника СПКУ чувство ответственности и может спровоцировать появление страха не оправдать ожидания взрослых. Необходимо отметить появление в подростковом возрасте таких образований, как самооценка и уровень притязаний, дети не критично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность.

При решении различных проблем, возникающих в процессе адаптации воспитанников можно вводить игровые, тренинговые приемы при проведении классных часов, часов воспитателя. Очень эффективно общение равный с равным. Когда воспитанник в общении чувствует, что его мнение важно, и принимается во внимание.

В ходе воспитательного процесса педагог может использовать бесконечное множество педагогических приемов, поскольку новые воспитательные ситуации рождают новые приемы. Каждый педагог вправе использовать те приемы, которые соответствуют его индивидуальному стилю и  профессиональной деятельности, характеру, темпераменту, жизненному и педагогическому опыту.