Доклад: « Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений»
материал по теме

Бабина Оксана Михайловна

Доклад: на тему: " Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОГБОУ « Инжавинская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат»

Доклад: « Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений»

        Выполнила:

                                                                    соц. педагог Бабина О.М.

        

2012г.

Cоциальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.      Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

• общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
• социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);
• сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

     Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.

       
       Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами (группами и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности.

       Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

      Жизненно важное значение имеет социальная адаптация детей, лишенных родительского попечительства, программы социальной адаптации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к решению бытовых проблем самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, умения обращаться с деньгами, к достижению социально-трудовой адаптации через трудовое и профессиональное обучение, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.

Дети старшего школьного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в школе-интернате. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности их личности и жизни:

1. Неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность, недоверие к людям, отстраненность от них.

2. Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства.

3. Низкий уровень социального интеллекта, мешающие понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им.

В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети мечтают о хорошей работе. Представление о хорошей работе у них особое, так как они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег. Трудовая и бытовая адаптации выпускников спецшколы - интерната далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частной смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами коллектива. Отличаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждивенческие настроения. У сирот и подростков, лишённых попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с ещё большим трудом.

В последнее время в школу-интернат поступают дети, которые не имеют опыта благополучной семейной жизни, связи с семьей изначально атрофированы или разрушены, их никто не любил и о них никто не заботится. Это дети, в отношении которых с самого рождения допускается социальная несправедливость. Как правило, такие дети прошли практически все учреждения области,  и ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими.

Социальное развитие таких детей отличается целым рядом особенностей, которые сопровождают развитие на всех возрастных стадиях: у них нет навыков продуктивного общения. Контакты нервозны и поспешны, поверхностны. Ребенок одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим не-гативную позицию.

Дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. У них появляется иждивенческая позиция "нам должны", "дайте"; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах.

Дети не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность .

Сегодня перед педагогами школы-интерната ставятся сложные задачи, т.к. образовательный процесс требует от педагогов уяснения не только его сегодняшних текущих задач, но и раскрытия тенденций развития, как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом — формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности .

Задачей школы-интерната является не только обеспечение полноценного развития, обучения, воспитания, коррекции имеющихся недостатков, детей с ограниченными возможностями, а также социальной адаптация детей.

Одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае.

          Хочется остановиться на таком аспекте социальной адаптации, как правовая адаптация выпускников коррекционных школ.

Выпускник школы-интерната в современных жизненных условиях должен:

  1. знать закон,
  2. уметь защищать свои права,
  3. осознавать свои права и нести ответственность за свои поступки,
  4. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
  5. творчески мыслить,
  6. быть коммуникабельным,
  7. грамотно работать с информацией,
  8. четко осознавать, где и каким образом конкретные знания могут быть применены,
  9. уметь принимать самостоятельные взвешенные решения,
  10. уметь самостоятельно приобретать необходимые знания,
  11. быть терпимым,
  12. обладать компьютерной грамотностью.

Наши задачи:

  1. подготовить выпускника для поступления в учреждения профобразования
  2. подготовить к самостоятельной жизни в условиях рынка
  3. развивать коммуникативные навыки
  4. развивать лидерские навыки поведения
  5. подготовить к ответственной, осмысленной жизни
  6. научить строить достойную жизнь
  7. развивать социальную активность
  8. научить общаться в правовом поле
  9. формировать ценностные установки

Учитывая контингент воспитанников школы-интерната в 3 четверти планируется работа клуба  по социально-правовой адаптации воспитанников «Из школы - во взрослую жизнь»

Направления деятельности клуба:

  1. Повышение интереса к праву, повышение уровня правовой грамотности
  2. Формирование гражданско-правовой культуры учащихся
  3. Формирование культуры деловых отношений.
  4. Формирование активной жизненной позиции
  5. Развитие социальной активности учащихся
  6. Доступ к интеллектуальным ресурсам
  7. Удовлетворение индивидуальных образовательных интересов
  8. Развитие интеллектуальных способностей, повышение интеллектуального уровня
  9. Создание условий для реализации творческого потенциала детей
  10. Создание условий для самовыражения, самореализации, проявление индивидуальности школьника и взрослого, развитие учебного процесса на демократических началах
  11. Предупреждение правонарушений
  12. Адаптация выпускников к современной жизни

          В рамках знакомства с учреждениями дети узнают о назначении учреждений, оформляемых в них документах, стилю общения и многое другое. Например:

  1. Учебные заведения (порядок приема, общежитие, льготы, стипендия, дополнительные выплаты отдельным категориям)
  2. ЗАГС (заключение и расторжение брака, регистрация детей, установление отцовства)
  3. Пенсионный фонд (пенсия, доплаты, льготные лекарства, путевки, проезд, материнский капитал)
  4. Соцзащита (социальные выплаты, пособия, субсидии)
  5. Налоговая инспекция (льготы инвалидам, сиротам)
  6. Нотариус (доверенности, купля-продажа недвижимости, завещание)
  7. Центр занятости (безработный, постановка на учет, вакансии, обучение)
  8. Почта, телеграф
  9. Полиция (правонарушения, права, что делать, если…)
  10. Банки (вклады, кредиты)
  11. Страховые компании (медицинский полис, страхование жизни и имущества)

Неотъемлемой частью работы клуба станет обучение правильности оформления различных документов

  1. Образцы написания различных деловых бумаг
  2. Образцы заполнения бланков учреждений

В рамках занятий по социально-бытовой ориентации выпускников в различных разделах дети приобретут необходимые в жизни знания.

Раздел «Семья»

  1. Порядок заключение и расторжение брака (ЗАГС, суд)
  2. Гражданский брак
  3. Регистрация детей, установление отцовства
  4. Алименты
  5. Права и обязанности супругов
  6. Имущество супругов
  7. Права и обязанности родителей
  8. Бюджет семьи (зарплата, пособия, льготы, субсидии, домашняя бухгалтерия)

Раздел «Медицина»:

  1. Страховой полис
  2. Правила посещения поликлиники
  3. Инвалидность (МСЭ, Индивидуальная карта реабилитации инвалида, средства реабилитации)

Раздел «Законодательство»

  1. Конституция
  2. Семейный кодекс
  3. Федеральный Закон «Об образовании»
  4. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов»
  5. Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Только при совместной слаженной работе соц.педагога, психолога, воспитателей, классный руководителей результатом работы клуба должен стать новый выпускник, который:

  1. знает закон, умеет защищать свои права, осознает свои права и несет ответственность за свои поступки,
  2. умеет принимать самостоятельные взвешенные решения,
  3. гибко адаптируется в меняющихся жизненных ситуациях,
  4. творчески мыслит, коммуникабелен, терпим, социально активен, уверен в себе, успешен в личной жизни и карьере
  5. грамотно работает с информацией,
  6. четко осознает, где и каким образом конкретные знания могут быть применены,
  7. умеет самостоятельно приобретать необходимые знания,
  8. обладать компьютерной грамотностью.

Не смотря на то,  что нам приходится работать со сложным контингентом детей, мы должны:

 - Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;

- Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

- Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему;

- Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка;

 - Быть искренним, не лицемерить, не морализировать, не унижать;

 - Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

- Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков;

 - Учить школьника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

 - Требовать от себя больше, чем от окружающих.


Список использованной литературы

1.  Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка. / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко - М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т. Воронеж: Издательство "Модек", 2000. - 208 с.

2.  Беличева, С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. / С.А. Беличева - М.: 1998. № 2. С.76-89.

3.  Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 1994.480 с.

4.  Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособ. для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2004. - 160 с.

5.  Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Ю.В. Василькова, Т. А Василькова - 2-е изд., стереотип. - М.: Издат. центр "Академия", 2001. - 440 с.

6.  Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. / Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.85 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Адаптация и социализация воспитанников интернатных учреждений как условие успешной интеграции в общество». Республиканский фестиваль педагогического мастерства «Изменим будущее»

Не секрет, что сейчас социально-экономическая ситуация в стране находится в печальном состоянии: более полумиллиона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формально...

Доклад "Развитие социальной компетентности воспитанников интернатного типа через выполнение режимных моментов"

Доклад "Развитие социальной компетентности  воспитанников интернатного типа через выполнение режимных моментов"...

«Инновации в воспитательной деятельности, направленные на социальную адаптацию воспитанников в учреждениях для детей – сирот»

Данная статья раскрывает некоторые инновационные формы воспитательной работы с детьми - сиротами в ксловиях стационарного учреждения. Я представляю материал из опыта работы за последние несколько лет....

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»...