Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений как условие успешной интеграции в общество
материал по теме

Химичева Наталья Васильевна

Выступление на августовской педагогической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2014.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на августовской педагогической конференции

«Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений как условие успешной интеграции в общество»

Директор КОУ ОО «Нарышкинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Химичева Н.В.

Орел 2014 год

Уважаемый Вадим Владимирович! Уважаемые участники совещания!

В системе образования Орловской области детские дома и школы-интернаты  занимают особое место.

Среди многочисленных задач, решаемых сотрудниками учреждений, педагогическими коллективами, главной является деятельность, направленная на успешную социализацию воспитанников.

Учителя, воспитатели, социальные педагоги, психологи прилагают все усилия для того, чтобы сформировать физически и нравственно здоровую личность, способную к активному участию в жизни общества, чтобы выйдя в самостоятельную жизнь, каждый воспитанник детского дома или школы-интерната мог решать бытовые, финансовые проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослого.

В каждом интернатном учреждении, в том числе и нашем,  реализуются программы социально-педагогической адаптации выпускников, направленные на расширение социального кругозора учащихся и освоения ими внешкольного пространства, усвоение моральных норм и правил поведения в обществе, подготовку воспитанников к самостоятельному решению возникающих проблем, повышение их социально-психологической грамотности, знакомство с миром профессий и определение дальнейших жизненных планов.  

         Совершенствование условий образования, внедрение инновационных направлений  способствует повышению качества  образовательного процесса, возможности получения профессионального образования, исходя из склонностей и способностей  воспитанников.

Большое внимание уделяется трудовому обучению. В учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, осуществляется подготовка их к трудовой деятельности. По окончании наших учреждений воспитанники могут сами, например, пошить себе платье, смастерить мебель для дома, отремонтировать бытовую технику.  

Для детей, которые воспитываются в детских домах и школах-интернатах, одним из важнейших условий их социализации является возможность проявить себя за пределами учреждения, что значительно расширяет пространство и опыт социальных отношений.

     Значительное внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. В целях интеграции в общество проводится работа по обеспечению участия воспитанников интернатных учреждений в областных,  федеральных мероприятиях спортивной, творческой, интеллектуальной, социальной направленности.

Так  в октябре 2013 года воспитанники Нарышкинской школы-интерната стали лауреатами Третьего Общенационального Фестиваля Ассамблеи "Будущее России" в Москве, в котором принимали участие  более 700 детей-сирот, воспитанников детских домов, школ-интернатов из 58 регионов страны.

Этот Фестиваль призван стать началом мощного процесса единения народа в идее воспитать детей счастливыми, помочь стать им достойными гражданами нашего общества.

Воспитанники нашей школы неоднократно становились призерами «Кубка дружбы» в соревнованиях по мини-футболу среди школ-интернатов, принимали участие во Всероссийских соревнованиях по футболу среди команд детских домов и школ-интернатов «Будущее зависит от тебя» в городе Сочи.

Ежегодно команда воспитанников Нарышкинской школы-интерната  проходит обучение в летней школе МЧС, организованной при содействии Центрального спасательного отряда Всероссийского студенческого корпуса спасателей в Москве. За месяц дети получают  базовые навыки спасателей.

Учащиеся 9-11 классов участвуют в проекте социальной адаптации «С уверенностью в будущее». Полученные теоретические знания этим летом воспитанники применили на практике в адаптационном лагере, организованном на базе Знаменской Богатырской заставы. Дети самостоятельно занимались приготовлением пищи, планировали свой бюджет, закупали необходимые продукты, на практике оплачивали коммунальные услуги. Посетили тематические занятия «Юридическая консультация», «Финансы, обращение с деньгами, планирование бюджета», «Дресс-код».

         Ежегодно воспитанники детских домов и школ-интернатов принимают участие в областных мероприятиях: фестивале-конкурсе «Созвездие», туристическом слете, творческом фестивале «Подарим детям радость».

          Большая помощь при проведении мероприятий оказывается Правительством Орловской области, а также волонтерами, спонсорами, входящими, как правило, в состав попечительских советов учреждений.

Огромную роль в развитии социальных контактов играет общение  наших воспитанников со своими ровесниками, проживающими в родительских семьях. Ребятам со сложными судьбами жизненно необходима социальная адаптация и реабилитация в кругу своих «домашних» ровесников. В этом году наши дети впервые отдыхали в Международном детском центре «Артек». У многих ребят не только осуществилась мечта побывать на море, многие приобрели друзей из разных регионов России, расширили  круг своего общения.

Работа по профессиональному ориентированию является одним из главных направлений деятельности наших учреждений. Воспитанников знакомят с существующими профессиями, помогают определиться со своими склонностями и желаниями, используя различные формы организации профориентационной работы: профориентационные пробы, социальные проекты, кружки, беседы со специалистом, выполнение полезного и нужного дела, праздники («Лучший в профессии», «Все профессии важны») и др.  

       Мобильными центрами службы занятости проводится информационно-разъяснительная работа по формированию у воспитанников интернатных учреждений профессионального самоопределения, осознанного выбора профессии.

      Сегодняшний выпускник для реализации своих жизненных планов, должен быть востребован, как в межличностном, так и профессиональном плане. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию.

      За последние 3 года 10 % выпускников 9-11 классов продолжили образование в высших учебных заведениях, 52 % - в учреждениях среднего профессионального образования, 38 % - в учреждениях начального профессионального образования.

       В каждом детском доме и школе-интернате функционирует служба постинтернатной адаптации воспитанников, основные направления деятельности которой - социальная (помощь в получении жилья, пособий, содействие в восстановлении документов, трудоустройство); социально-бытовая; профориентационная; медицинская; юридическая; психологическая.

   Наиболее оптимальной моделью службы постинтернатной адаптации Орловской области является социальная гостиница при школе-интернате. Выпускники учреждений могут проживать в них в течение 1 года после выпуска до решения возникших социально-бытовых проблем.

При необходимости на базе социальной гостиницы в нашем учреждении могут быть также созданы условия для проживания семейных групп (2-3-4 человека родственников во главе со старшим воспитанником), а также для проживания выпускников со своими младшими братьями и сестрами во время каникул или праздников.

     

И в заключении хочу сказать, что школа успешна тогда, когда успешна судьба ее выпускников. В настоящее время прилагаются все усилия, делается все возможное, чтобы помочь юному человеку, понять, кто он в этом мире, определить себя как личность, найти свое место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: « Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений»

Доклад: на тему: " Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений"...

«Адаптация и социализация воспитанников интернатных учреждений как условие успешной интеграции в общество». Республиканский фестиваль педагогического мастерства «Изменим будущее»

Не секрет, что сейчас социально-экономическая ситуация в стране находится в печальном состоянии: более полумиллиона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Воспитательно-психологическая работа с воспитанниками интернатных учреждений в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье представлена система воспитательно-психологических мероприятий с воспитанниками интернатных учреждений в загородном детском оздоровительном лагере...

«Инновации в воспитательной деятельности, направленные на социальную адаптацию воспитанников в учреждениях для детей – сирот»

Данная статья раскрывает некоторые инновационные формы воспитательной работы с детьми - сиротами в ксловиях стационарного учреждения. Я представляю материал из опыта работы за последние несколько лет....

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»...

Социальная компетентность детей с ОВЗ как фактор успешной интеграции в общество.

Статья посвящена  вопросу социальной и жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья. Правильно поставленный процесс обучения и воспитания создает положительные предпосылки с...