Социальная компетентность детей с ОВЗ как фактор успешной интеграции в общество.
статья
Статья посвящена вопросу социальной и жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья. Правильно поставленный процесс обучения и воспитания создает положительные предпосылки социальной адаптации школьника в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots_komp.docx | 14.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная компетентность детей с ОВЗ как фактор успешной интеграции в общество
В современном обществе любой ребёнок должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Современному миру нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не столько от полученных в школе знаний ,умений и навыков , а от дополнительных качеств - «компетенций» и "компетентности".
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова определяет компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. А компетентный - это осведомлённый, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе.
Понятие компетенция чаще применяется для обозначения подготовленности, человека, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами.
Многие дети с ограниченными возможностями здоровья выходя из стен школы, как показывает практика, оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденция к частой смене работы, не всегда объективно – обоснованная неудовлетворённость заработком; имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной жизни предприятия. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйства. Поэтому нужны совершенно новые подходы в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа должна помочь сформировать у выпускника готовность эффективно использовать, сочетать внутренние ресурсы (знания, умения, ценности) и внешние (информационные, человеческие, материальные и т.п.) для достижения поставленной цели.
Проект Специального федерального государственного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья выделяет 2 взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и компонент жизненной компетенции.
Уровень образования наших школьников изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного изменения его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка. Это должно обеспечить школьнику не только адекватные его потенциалу «академические» знания, умения и навыки, но и возможность их реализации в жизни для достижения личных целей в обыденной жизни. Для успешной самореализации в условиях современного динамичного общества ученик должен обладать набором ключевых компетентностей, среди которых социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию).
Социальная компетентность – это социальные навыки, обязанности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку решать возникающие типичные и нестандартные задачи, адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность означает, что человек способен соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.
Формирование социальной и жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ- это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того: какие методы в своей работе применяют педагоги, создана ли система работы по формированию социальной и жизненной компетенции, сформирована ли положительная мотивация и насколько всё это интересует детей. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Адаптация и социализация воспитанников интернатных учреждений как условие успешной интеграции в общество». Республиканский фестиваль педагогического мастерства «Изменим будущее»
Не секрет, что сейчас социально-экономическая ситуация в стране находится в печальном состоянии: более полумиллиона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...
Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений как условие успешной интеграции в общество
Выступление на августовской педагогической конференции...
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста
В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...
Комплексная психолого-педагогическая коррекция детей с РДА – необходимое условие успешной интеграции ребенка в социум
Коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: врачом-психиатром, неврологом, психологом, нейропсихологом, дефектологом, логопедом, ...
Формирование социальных навыков у детей с ОВЗ для дальнейшей успешной социализации в обществе
Результатом развития социальной компетентности учащихся олжно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимание основания собственных действий (рефлексия), самостоятельность...