Формирование социальных навыков у детей с ОВЗ для дальнейшей успешной социализации в обществе
учебно-методический материал
Результатом развития социальной компетентности учащихся олжно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимание основания собственных действий (рефлексия), самостоятельность в оценивании своих действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovan_sots_navykov_vosp_rabota_doklad_2018.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королев Московской области «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
140091, г. Королев М.О.
Мкр. Первомайский.
Ул. Горького, дом 16 тел. (факс)515-40-75, 515-41-24
Исх. №___________ от «______»______20 г.
Формирование социальных навыков у детей с ОВЗ для дальнейшей успешной социализации в обществе.
(тема самообразования по воспитательной работе).
Учитель начальных классов
Пучкина Т.П.
27.03. 2018.
Цели и задачи: развитие социальной компетентности учащихся с учетом закономерностей возрастного и психического развития младших школьников.
Результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.
Основные задачи:
1.Формировать представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке (преодолевая в нашем случае завышенную самооценку почти каждого ученика).
2.Дать ребенку представление о его месте в окружающей жизни.
3.Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выбору личного отношения к ним.
4. Формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности.
5. Способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся.
6.Учить детей понимать смешное.
Социализация ребенка с ОВЗ подразумевает формирование у него коммуникативной, социальной и личностной компетентностей. Именно через межличностные отношения, готовность и умение вести безопасный для себя и окружающих образ жизни, ответственность за свои поступки перед семьей, обществом, активность в познании окружающего мира являются для него условиями успешной интеграции в социум. Для развития социальной компетентности возникает необходимость создания определенных условий, в которых бы формировались социальные навыки.
Что такое социальные навыки? Это, прежде всего, навыки взаимодействия, позитивного общения, самооценки, понимания других, социально значимой деятельности. Это - умение ориентироваться в разнообразных ситуациях, умение адаптироваться к изменяющимся условиям, умение соотносить собственные цели и потребности с целями другой личности, группы людей и общества в целом. Другими словами, это - знания, умения, опыт, способности.
Процесс формирования социальной компетентности сложен для данной категории детей. Поэтому основная задача - подготовить обучающихся к самостоятельной жизни и работе, т.е. вооружить их определенным объемом знаний об окружающем мире и формировать умения достойно жить в нем, соблюдая принятые в обществе социальные нормы и правила.
Социализация воспитанников проходит через урочную и внеурочную деятельность.
Эта программа соединяет дошкольный и внешкольный опыт учеников со школьным. Через игру, общение, познание создается возможность плавного освоения ребенком социальной жизни. Уроки социальной жизни предполагают проведение занятий с детьми как во внеурочное время, так и включение в структуру уроков, что позволяет учителю решать широкий спектр учебно – воспитательных задач. Усвоение социальных, психологических, эстетических и других знаний является результатом анализа собственного опыта, оно происходит через проживание конкретных событий, что облегчает его дальнейшее применение в жизни. Событийность также предполагает живой отклик педагога и класса на реальные события, происходящие в жизни детей.
Наряду с традиционными методами преподавания (урок, воспитательное мероприятие), используются адаптированные психологические методы :
* групповая дискуссия;
* анализ конкретных жизненных ситуаций;
* создание проблемных ситуаций, их анализ с последующей рефлексией;
* элементы наблюдения, самонаблюдения.
Имеет смысл регулярно, в конце каждого занятия проводить совместную рефлексию включающую беседы:
-что они поняли и чего не поняли;
-что чувствовали;
-что понравилось и что не понравилось;
-что больше всего запомнилось;
-для чего это нужно знать и уметь;
-где это может пригодиться.
Нужно гибко реагировать на высказывания и вопросы детей, не оставлять это без внимания, быть готовым обсуждать то, что их интересует в настоящий момент. В тоже самое время, отвечая на вопросы детей, следует иногда оставлять вопрос не решенным, тем самым побуждая детей к самостоятельному принятию решения, оставляя некоторое эмоциональное напряжения.
Для успешной работы на занятиях важна психологическая атмосфера. Для её достижения вводятся правила поведения всех участников занятий:
-внимательно слушай говорящего;
-не оскорбляй собеседника;
-относись к другим так, как ты хочешь, что бы относились к тебе.
Формирование социальных навыков - это форма организованного общения, не имеющая четкой почасовой структуры, четких сценариев, что предполагает построение различных сценарных линий занятий в зависимости от ситуаций на уроке, класса, времени и места.
Тем не менее, для своего класса я выделила несколько «приоритетных» тем.
Этапы работы над темой.
- Введение в понятие может проходить в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений.
- Обсуждение темы в классе, хорошо бы подкрепить обсуждением в семье.
- Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций в том числе из личного опыта учащихся. Для этого этапа используются такие формы работы, как групповая дискуссия, моделирование ситуаций.
- Формирование личных принципов поведения, плана действий в тех или иных ситуациях.
- Работа по реализации плана действий в виде позитивного решения проблемных ситуаций, нахождение способов взаимодействия в повседневной жизни.
- Приобретение навыков позитивного, творческого решения социальных задач, формирование нового отношения к изучаемым понятиям.
И как итог эффективности формирования социальных навыков (из личных впечатлений, наблюдений, рефлексии на занятиях) я могу сделать вывод, что старания были не напрасными, ребята приобрели навыки позитивного, творческого решения социальных задач, знают приемы и способы конструктивного взаимодействия. Из минусов, стоит отметить, чисто теоретические знания учащихся о социальной жизни, которые на практике мало используются, быстро забываются. Однако, если своевременно и целенаправленно будет проводиться работа по формированию социально-адаптивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья, то это предотвратит у них появление эмоционально-личностных, поведенческих трудностей и расширит их коммуникативный и социальный опыт.