Формирование социальных навыков у детей с ОВЗ для дальнейшей успешной социализации в обществе
учебно-методический материал

Пучкина Татьяна Петровна

Результатом развития социальной компетентности учащихся олжно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимание основания собственных действий (рефлексия), самостоятельность в оценивании своих действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovan_sots_navykov_vosp_rabota_doklad_2018.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королев Московской области «Школа – интернат для           обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»                                                    

140091, г. Королев М.О.

Мкр. Первомайский.

Ул. Горького, дом 16                                                                                                          тел. (факс)515-40-75, 515-41-24

Исх. №___________                                                                                              от «______»______20        г.

Формирование социальных навыков у детей с ОВЗ для дальнейшей успешной социализации в обществе.

(тема самообразования по воспитательной работе).

                                  Учитель начальных классов

         Пучкина Т.П.

27.03. 2018.

Цели и задачи: развитие социальной компетентности учащихся с учетом закономерностей возрастного и психического развития младших школьников.

     Результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.

Основные задачи:

1.Формировать представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке (преодолевая в нашем случае завышенную самооценку почти каждого ученика).

2.Дать ребенку представление о его месте в окружающей жизни.

3.Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выбору личного отношения к ним.

4. Формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности.

5. Способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся.

6.Учить детей понимать смешное.

Социализация ребенка с ОВЗ подразумевает формирование у него коммуникативной, социальной и личностной компетентностей. Именно через межличностные отношения, готовность и умение вести безопасный для себя и окружающих образ жизни, ответственность за свои поступки перед семьей, обществом, активность в познании окружающего мира являются для него условиями успешной интеграции в социум. Для развития социальной компетентности возникает необходимость создания определенных условий, в которых бы формировались социальные навыки.

Что такое социальные навыки? Это, прежде всего, навыки взаимодействия, позитивного общения, самооценки, понимания других, социально значимой деятельности. Это - умение ориентироваться в разнообразных ситуациях, умение адаптироваться к изменяющимся условиям, умение соотносить собственные цели и потребности с целями другой личности, группы людей и общества в целом. Другими словами, это - знания, умения, опыт, способности.

Процесс формирования социальной компетентности сложен для данной категории детей. Поэтому основная задача  - подготовить обучающихся к самостоятельной жизни и работе, т.е. вооружить их определенным объемом знаний об окружающем мире и формировать умения достойно жить в нем, соблюдая принятые в обществе социальные нормы и правила.

 Социализация воспитанников проходит через урочную и внеурочную деятельность.

     Эта программа соединяет дошкольный и внешкольный опыт учеников со школьным. Через игру, общение, познание создается возможность плавного освоения ребенком социальной жизни. Уроки социальной жизни предполагают проведение занятий с детьми как во внеурочное время, так и включение в структуру уроков, что позволяет учителю решать широкий спектр учебно – воспитательных задач. Усвоение социальных, психологических, эстетических и других знаний является результатом анализа собственного опыта, оно происходит через проживание конкретных событий, что облегчает его дальнейшее применение в жизни.  Событийность также предполагает живой отклик педагога и класса на реальные события, происходящие в жизни детей.

      Наряду с традиционными методами преподавания  (урок, воспитательное мероприятие), используются адаптированные психологические методы :

* групповая дискуссия;

* анализ конкретных жизненных ситуаций;

* создание проблемных ситуаций, их анализ с последующей рефлексией;

* элементы наблюдения, самонаблюдения.

      Имеет смысл регулярно, в конце каждого занятия проводить совместную рефлексию включающую беседы:

-что они поняли и чего не поняли;

-что чувствовали;

-что понравилось и что не понравилось;

-что больше всего запомнилось;

-для чего это нужно знать и уметь;

-где это может пригодиться.

     Нужно гибко реагировать на высказывания и вопросы детей, не оставлять это без внимания, быть готовым обсуждать то, что их интересует в настоящий момент. В тоже самое время, отвечая на вопросы детей, следует иногда оставлять вопрос не решенным, тем самым побуждая детей  к самостоятельному принятию решения, оставляя некоторое эмоциональное напряжения.

     Для успешной работы на занятиях важна психологическая атмосфера. Для её достижения вводятся правила поведения всех участников занятий:

-внимательно слушай говорящего;

-не оскорбляй собеседника;

-относись к другим так, как ты хочешь, что бы относились к тебе.

     Формирование социальных навыков - это форма организованного общения, не имеющая четкой почасовой структуры, четких сценариев, что предполагает построение различных сценарных линий занятий в зависимости от ситуаций на уроке, класса, времени и места.

      Тем не менее, для своего класса я выделила несколько «приоритетных» тем.

Тема.

Характеристика темы

Включенность в учебный процесс.

  1. Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?

Когда, как и почему мы радуемся?

Как мы проявляем радость?

Как можно изменить плохое настроение?

Как улучшить настроение близким людям?

Использовалась на уроках чтения, живого мира. Обсуждалась на классных часах

2.Дружить или ссорится?

Есть ли у дружбы законы?

Как научится быть другом?

Можно ли сохранить дружбу на всю жизнь?

Из-за чего возникают ссоры?

Как не ссорится или как мирится?

Можно ли стать другом всем?

Использовалась на открытом классном часе, на уроках чтения, ИЗО.

3.Творить добро или разрушать то, что сделали другие?

Добро побеждает зло?

Почему создавать трудно, а разрушать легко?

Когда бывает стыдно?

Можно ли исправить то, что сделано?

Обсуждалось на уроках труда, живого мира, чтения, на классных часах.

Этапы работы над темой.

  1. Введение в понятие может проходить в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений.
  2.  Обсуждение темы в классе, хорошо бы подкрепить обсуждением в семье.
  3. Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций в том числе из личного опыта учащихся. Для этого этапа используются такие формы работы, как групповая дискуссия, моделирование ситуаций.
  4. Формирование личных принципов поведения, плана действий в тех или иных ситуациях.
  5. Работа по реализации плана действий в виде позитивного решения проблемных ситуаций, нахождение способов взаимодействия в повседневной жизни.
  6. Приобретение навыков позитивного, творческого решения социальных задач, формирование нового отношения к изучаемым понятиям.

     И как итог эффективности формирования социальных навыков  (из личных впечатлений, наблюдений, рефлексии на занятиях) я могу сделать вывод, что старания были не напрасными, ребята приобрели навыки позитивного, творческого решения социальных задач, знают приемы и способы конструктивного взаимодействия. Из минусов, стоит отметить, чисто теоретические знания учащихся о социальной жизни, которые на практике мало используются, быстро забываются.      Однако, если своевременно и целенаправленно будет проводиться работа по формированию социально-адаптивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья, то это предотвратит у них появление эмоционально-личностных, поведенческих трудностей и расширит их коммуникативный и социальный опыт.