Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как условие успешной социализации в обществе.
статья (9, 10, 11 класс) на тему

Глоба Александр Викторович

Опыт работы по профессиональноиу самоопределению учащихся старших классов с проблемами слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как условие успешной социализации в обществе.

Глоба Александр Викторович, воспитатель

КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат»

г. Минусинск.

Профессиональная подготовка в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями слуха имеет свои особенности. Во-первых, глухие учащиеся приступают к курсу профессиональной подготовки позднее, чем слышащие, и на прохождение этого курса им требуется больше времени. Во-вторых, специфика профессионального обучения неслышащих  обусловлена недостаточным уровнем развития речи. В-третьих, значительно ограничен круг специальностей, по которым могут учиться лица с нарушениями слуха, поэтому специальная школа зачастую является заключительным звеном образования рассматриваемой категории учащихся. В-четвертых, учащиеся с нарушенным слухом слабо ознакомлены о разнообразии видов труда и профессий, недостаточно осведомлены о содержании, условиях труда, что приводит к однообразию  в выборе профессии, недостаточной устойчивости интересов. В связи с этим первоочередной задачей школы является ознакомление   глухих учащихся со значительно большим количеством профессий, особенно с теми, которые им вполне доступны.

Преобладающей профессиональной направленностью глухих учащихся является тип  «Человек-Человек» - 50% .  При этом дети не всегда адекватно оценивают свои физические возможности, уровень развития речи и произношения в частности. 16,7% учащихся склонны к типу профессии «человек – техника», труд  которых направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы). В 16,7%  случаев подростки с нарушением слуха склонны к типу профессии «человек – знак», труд  которых направлен на обработку информации (сведений). 16,6% учащихся склонны к типу профессии «человек – художественный образ», учащиеся отмечали у себя творческие способности, которые активно развивают на секциях, кружках и хотели бы связать с этими увлечениями свою дальнейшую профессию.  Никто из учащихся не поставил для себя на первое место тип профессии «человек – природа».

Профессиональные намерения подростков формируются на основе недостаточных сведений о мире профессий в целом, о характеристиках выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной профессии своим способностям и наклонностям. Причем сами школьники редко осознают свою малую информированность в этих вопросах. Так, 83,3% старшеклассников считают, что хорошо осведомлены о путях получения профессионального образования, хотя реально лишь 16,7 % из них имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу. Среди 41,7% учащихся, полагающих, что обладают достаточными сведениями об основных характеристиках своей будущей профессии (содержание труда, условия труда и т.д.), лишь16,7% действительно владеют этими сведениями.

83,3% учащихся планируют продолжить образование по окончании средней школы, ориентируются на среднее специальное образование.

Профессиональные намерения подростков формируются на основе малоосознанных и малодифференцированных мотивов профессионального выбора. Ведущее место среди этих мотивов занимает интерес (50%), причем профессиональные интересы учащихся расположены преимущественно в сфере "Человек - Человек". Однако практически все подростки оказались не в состоянии раскрыть своего интереса к выбранной профессии, обосновать его. Присутствовавшие в нашей выборке другие мотивы профессионального выбора менее выражены, хотя и более осознаны (возможность общения, материальная выгода).

Одна из важнейших задач   специальной (коррекционной) школы - интерната заключается в подготовке учащихся старших классов к профессиональному самоопределению. Профессиональная ориентация - сложная, многогранная проблема: государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Учитывая характерную для нашего времени тенденцию развития многоуровнего профессионального образования, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа обязана помочь старшекласснику с нарушениями слуха сориентироваться в выборе послешкольного обучения, в адекватном выборе профессии, исходя из возможностей и способностей самого старшеклассника и требований общества. Современное состояние российской экономики, характеризующейся быстрой сменой пользующихся спросом профессий, требует от неслышащей молодежи не только повышенного уровня профессиональной подготовки, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, оперативного получения новых специальностей, но и умения самостоятельно принимать решения, умение тактически мыслить, стремиться к выполнению поставленных задач, совершенствовать свои способности, умения подать себя работодателю, работать в коллективе и т.п.

Библиографический список:

  1. Туджанова К.И. Некоторые формы профориентационной работы в школах для детей с недостатками слуха // Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха / К.И Туджанова -  МПГУ, 1994. С.51-64.
  2. Еремина О.П. Профессионально-трудовая подготовка лиц с нарушением слуха. Учебно-методический комплекс. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.С.10



Предварительный просмотр:

Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как условие успешной социализации в обществе.

Глоба Александр Викторович, воспитатель

КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат»

г. Минусинск.

Профессиональная подготовка в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями слуха имеет свои особенности. Во-первых, глухие учащиеся приступают к курсу профессиональной подготовки позднее, чем слышащие, и на прохождение этого курса им требуется больше времени. Во-вторых, специфика профессионального обучения неслышащих  обусловлена недостаточным уровнем развития речи. В-третьих, значительно ограничен круг специальностей, по которым могут учиться лица с нарушениями слуха, поэтому специальная школа зачастую является заключительным звеном образования рассматриваемой категории учащихся. В-четвертых, учащиеся с нарушенным слухом слабо ознакомлены о разнообразии видов труда и профессий, недостаточно осведомлены о содержании, условиях труда, что приводит к однообразию  в выборе профессии, недостаточной устойчивости интересов. В связи с этим первоочередной задачей школы является ознакомление   глухих учащихся со значительно большим количеством профессий, особенно с теми, которые им вполне доступны.

Преобладающей профессиональной направленностью глухих учащихся является тип  «Человек-Человек» - 50% .  При этом дети не всегда адекватно оценивают свои физические возможности, уровень развития речи и произношения в частности. 16,7% учащихся склонны к типу профессии «человек – техника», труд  которых направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы). В 16,7%  случаев подростки с нарушением слуха склонны к типу профессии «человек – знак», труд  которых направлен на обработку информации (сведений). 16,6% учащихся склонны к типу профессии «человек – художественный образ», учащиеся отмечали у себя творческие способности, которые активно развивают на секциях, кружках и хотели бы связать с этими увлечениями свою дальнейшую профессию.  Никто из учащихся не поставил для себя на первое место тип профессии «человек – природа».

Профессиональные намерения подростков формируются на основе недостаточных сведений о мире профессий в целом, о характеристиках выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной профессии своим способностям и наклонностям. Причем сами школьники редко осознают свою малую информированность в этих вопросах. Так, 83,3% старшеклассников считают, что хорошо осведомлены о путях получения профессионального образования, хотя реально лишь 16,7 % из них имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу. Среди 41,7% учащихся, полагающих, что обладают достаточными сведениями об основных характеристиках своей будущей профессии (содержание труда, условия труда и т.д.), лишь16,7% действительно владеют этими сведениями.

83,3% учащихся планируют продолжить образование по окончании средней школы, ориентируются на среднее специальное образование.

Профессиональные намерения подростков формируются на основе малоосознанных и малодифференцированных мотивов профессионального выбора. Ведущее место среди этих мотивов занимает интерес (50%), причем профессиональные интересы учащихся расположены преимущественно в сфере "Человек - Человек". Однако практически все подростки оказались не в состоянии раскрыть своего интереса к выбранной профессии, обосновать его. Присутствовавшие в нашей выборке другие мотивы профессионального выбора менее выражены, хотя и более осознаны (возможность общения, материальная выгода).

Одна из важнейших задач   специальной (коррекционной) школы - интерната заключается в подготовке учащихся старших классов к профессиональному самоопределению. Профессиональная ориентация - сложная, многогранная проблема: государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Учитывая характерную для нашего времени тенденцию развития многоуровнего профессионального образования, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа обязана помочь старшекласснику с нарушениями слуха сориентироваться в выборе послешкольного обучения, в адекватном выборе профессии, исходя из возможностей и способностей самого старшеклассника и требований общества. Современное состояние российской экономики, характеризующейся быстрой сменой пользующихся спросом профессий, требует от неслышащей молодежи не только повышенного уровня профессиональной подготовки, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, оперативного получения новых специальностей, но и умения самостоятельно принимать решения, умение тактически мыслить, стремиться к выполнению поставленных задач, совершенствовать свои способности, умения подать себя работодателю, работать в коллективе и т.п.

Библиографический список:

  1. Туджанова К.И. Некоторые формы профориентационной работы в школах для детей с недостатками слуха // Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха / К.И Туджанова -  МПГУ, 1994. С.51-64.
  2. Еремина О.П. Профессионально-трудовая подготовка лиц с нарушением слуха. Учебно-методический комплекс. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.С.10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование профессиональной ориентации у глухих воспитанников

Проблема профессионально – трудовой подготовки, профессиональной ориентации и социально – трудовой адаптации, является одной из самых актуальных и в школе, и в жизни глухого и слабослышащего....

Развитие творческих способностей учащихся как условие успешной социализации личности

Статья представляет собой описание опыта работы с учениками обычной общеобразовательной школы  по развитию творческих способностей, воспитанию интереса к поэзии, к творчеству, содержит описание о...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ

В статье описана работа по формированию социальной компетентности у школьников с нарушением слуха на уроках трудового обучения и во внеурочное время...

«Формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности».

Известно,что здоровье-один из важнейших компонентов человеческого благополучия,счастья,одно из неотъемленных прав человека,одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны....

Финансовая грамотность, как условие успешной социализации в обществе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Пояснительная записка 2. Структура курса и тематический план 3.Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях4. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся...

Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" (презентация)

Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" направлен на осознание педагогической проблемы  формирования и разви...

Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" (презентация)

Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" направлен на осознание педагогической проблемы  формирования и разви...