ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ
статья на тему

Лаптева Нонна Артуровна

В статье описана работа по формированию социальной компетентности у школьников с нарушением слуха на уроках трудового обучения и во внеурочное время

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ

“Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить,

 а не ставим перед ними проблемы,

которые надо решить”.

 Роджер Левин

Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке выпускников школ для глухих и слабослышащих. В связи с этим нынешние выпускники учебных заведений с нарушенным слухом должны не только получить образование, но и быть морально, психологически и практически подготовленными к труду, к профессиональной и социальной адаптации в современном обществе, в трудовых коллективах, как глухих, так и слышащих. Они должны ясно осознавать, что успех в жизни напрямую зависит от полученных знаний и сформированных профессиональных умений, приобретённых в процессе обучения по осознанно выбранной профессии, а так же от их трудолюбия, инициативы и самостоятельности [5].

В проекте Концепции непрерывного профессионального образования [4] лиц с нарушением слуха рассматривается механизм повышения социального статуса и защищенности инвалидов.

Анализ современной комплексной психолого-педагогической помощи лицам с нарушением слуха, которая включает медицинскую, психологическую, педагогическую и социальную помощь,  свидетельствует о том, что каких бы успехов в улучшении здоровья не добились в результате проведения мероприятий по медицинской и психологической реабилитации, без специального образования невозможно восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Ряд ученых указывают, что подростки с нарушением слуха, имеют ограниченность знаний и представлений о себе, функциональных возможностях своих органов чувств (Т.С. Зыкова, Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин); неадекватность самооценки и трудности идентификации (Е.Г. Речицкая, Т.В. Розанова); сниженную активность и самостоятельность (P.M. Боскис, А.Г. Зикеев,); игнорирование особенностей своего психического, физического и речевого развития, о наличии которых свидетельствуют  труды Т.Г.  Богдановой, и др. [1].

Причина так же кроется в низкой коммуникативной компетентности, высоком уровне тревожности, заниженной профессиональной самооценке, неосознанном и ситуативном выборе профессии, слабом представлении своего профессионального образа и др.[1].

Решить данную проблему возможно с помощью эффективной Программы психолого-педагогического сопровождения по формированию у детей с нарушением слуха совокупности специфических знаний и умений. В последнее время всё чаще высказывается идея о том, что ученик, получая образование, должен достичь определённого уровня компетентности в различных областях жизнедеятельности, соответствующего социальным ожиданиям со стороны государства и общества, и стать работником, способным творчески решать сложные профессиональные задачи. Таким образом, возникает необходимость формирования социальной компетентности, как одного из условий успешного  профессионального самоопределения подростков с нарушением слуха.

В настоящее время в России, в том числе и в Ханты-Мансийском автономном окруе –Югре имеется достаточно широкая сеть школ для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. К числу таких школ относится Излучинская  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха.

Одной из основных задач школы I-II вида является подготовка воспитанников с нарушением слуха к самостоятельной жизни, оказание помощи в социализации и интеграции в общество слышащих. В рамках данного подхода профессиональная деятельность становится важным средством социализации школьников.

Цель обучения на этапе получения профессии подростками с нарушением слуха – получение качественного профессионального образования. Обобщенными критериями качества обучения на этапе овладения профессией является: возможность трудоустройства выпускника, его профессиональная и социальная компетентность и способность к адаптации.

В концепции модернизации российского образования в качестве приоритетного направления обозначен переход к новым образовательным стандартам. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся [3]. К числу ключевых образовательных компетенций учащихся в рамках государственного образовательного стандарта, относится и социальная компетентность.

Социальная компетентность включает в себя следующие компоненты:

  • сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
  • способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
  • умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности;
  • социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
  • владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Система занятий по профессиональному самоопределению состоит из двух ступеней  1 -я – профориентация как специально организованная психолого-педагогическая работа по оптимизации процессов профессионального самоопределения учащихся, направленная на разностороннее развитие личности и активизацию выбора самими учащимися своей профессии;

2 -я – получение начального профессионального образования на базе нашей школы.

Одним из основных направлений деятельности нашей школы является систематическое профессиональное образование учеников, включающее в себя специальные условия необходимые для получения доступного профессионального образования на всех его уровнях. Используя опыт специальных (коррекционных) образовательных учреждений по организации профессиональной подготовки обучающихся,[5] специалисты образовательной организации разработали проект непрерывного профессионального образования детей с нарушениями слуха, включающий: профориентацию, допрофессиональную подготовку, и профессиональное образование. Работа осуществляется с учётом материально-технической базы образовательного учреждения, имеющихся площадей, квалифицированных кадров, контингента учащихся и т.д.

На всех этапах становления системы образования детей с недостатками слуха трудовое и профессиональное обучение имело большой удельный вес в общей структуре учебно-воспитательной работы, поскольку именно в процессе такого обучения решаются проблемы подготовки учащихся к практической деятельности [5].

В настоящее время на трудовое обучение в образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих учащихся ориентирована предметная область образования «Технология». Основная педагогическая цель её реализации – допрофессиональное и начальное профессиональное трудовое обучение. Содержание, организация и процесс обучения согласуются с учебными планами для школ I и II вида, реализующий федеральный, региональный и школьный компоненты трудового обучения, и осуществляется в соответствии с фундаментальными основами специальной сурдопедагогики, дидактическими принципами, методами   и методиками трудового обучения неслышащих.

В программе учтены не только условия лучшей организации учебного процесса на уроках труда, но и коррекционно-воспитательное значение труда в развитии личности воспитанников, с нарушениями слуха. По мимо уроков «Технология» воспитанники нашей школы имеют возможность получить профессиональное образование по профессиям «Повар», «Плотник», «Парикмахер», «Швея». Обучение осуществляется в соответствии с перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования. Учебные планы и программы составлены с учетом специфики детей с недостатками слуха, разрешения санэпиднадзора, а также в соответствии с учебными общеобразовательными планами школы I и II вида.

Занятия проводятся во второй половине дня. Из опыта работы с данной категорией учащихся по обучению профессиям, можно сделать вывод, что наибольшее усвоение учебного материала наблюдается при использовании на занятиях опорных конспектов, технологических схем, инструкционных карт по изготовлению изделий и выполнения производственных операций: технологических цепочек и т.д.

Считаем, что такая форма работы с учащимися в специальной школе является наиболее приемлемой. Производственное обучение проводится в учебных мастерских и кабинетах допрофессиональной подготовки учащихся.

В рамках профессиональной ориентации учащихся в школе проводится ряд мероприятий: это конкурсы, предметные недели, посвящение в профессию, организуются выставки творческих работ, показ моделей. Воспитанники нашей школы принимают участие в городских фестивалях декоративно-прикладного творчества, во внеклассных мероприятиях, направленных на нравственное и эстетическое воспитание, готовят проекты, участвуют в проведении мастер-классов, благотворительных ярмарках.

Ведущую роль на занятиях по трудовому обучению играют практические методы: упражнения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, деловые игры, введение жизненных ситуаций, экскурсии.

Таким образом, в школе-интернате I-II вида  реализуется система профессионального самоопределения учащихся, обеспечивающая подготовку выпускников школы к труду по осознанно выбранной профессии, их социализации и профессиональной адаптации, а социальная компетентность  выпускника будет играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях., способствующие подготовки выпускников школы к труду по осознанно выбранной профессии, их социализации и профессиональной адаптации, воспитанию коммуникативной культуры, развитию навыков общения посредством устной речи, в результате чего мы воспитаем культурную, личность, социально-адаптатированную и интегрированную в обществе.

Литература:

  1. Богданова, Т.С. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Т.С. Богданова – Москва, 2002. – 224с.
  2. Зыкова Т.С. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования глухих детей. Проект / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2013. - 59 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Иванова Н.М. Профессиональное самоопределение глухих учащихся как составляющая ключевых образовательных компетенций / Н.М. Иванова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012.- № 2. – 19-21.
  4. Корвякова Л.П., Актуальные проблемы профессионального образования подростков с нарушением слуха / Л.П. Корвякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012.- № 2. – 7-11.
  5. Матвеев В.Ф. Современное состояние трудовой подготовки в школах        I и II вида / В.Ф. Матвеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011.- № 8. – 25-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Формирование социальной компетентности как фактора успешной социализации личности.

Благодаря социальной компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Приобретение знаний, умений, опыта, желания де...

Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как условие успешной социализации в обществе.

Опыт работы по профессиональноиу самоопределению учащихся старших классов с проблемами слуха....

Формирование социальной компетентности как фактора успешной социализации личности.

Социальная компетентность как основополагающий фактор в развитии обучающихся в ОВЗ...