Развитие творческих способностей учащихся как условие успешной социализации личности
статья по литературе (8 класс) на тему

Тарасова Ольга Геннадьевна

Статья представляет собой описание опыта работы с учениками обычной общеобразовательной школы  по развитию творческих способностей, воспитанию интереса к поэзии, к творчеству, содержит описание отдельных приемов, обучающих стихосложению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первые шаги в познании поэзии

(Реализация деятельностного подхода  в развитии творческих способностей  учащихся  как условие успешной социализации  и самореализации личности)

         Сегодня одна из главных задач образования – усиление развивающей стороны обучения, формирование у детей желания учиться. Школа должна создавать условия и для овладения знаниями, и для формирования личности успешной личности. Именно организация учебного процесса с точки зрения деятельностного подхода обеспечивает  возможность активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ученика, что является основным условием воспитания успешной личности. Причем данный результат достигается через организацию учебной деятельности.

      Проблема, над которой я работаю  уже несколько лет, «вписывается» в новые стандарты: «Развитие творческих способностей учащихся как условие успешной социализации и самореализации личности». Причем материал выбран непростой – поэзия. Так я и назвала курс по выбору  в 9 классе - «Первые шаги в познании поэзии».

Такое направление работы выбрано далеко не случайно: во-первых, обучение осуществляет свою главную роль как в развитии мышления, так и в формировании ценностных качеств личности через содержание; во – вторых,  именно поэтические тексты вызывают трудности в толковании и оценке, а детей надо учить алгоритмам постижения смыслов, заложенных в художественном тексте; в – третьих,  из общения с ребятами во внеурочное время  знаю, что многие из них уже «больны» стихами  и жаждут найти своего слушателя и критика; и, наконец,  именно данная тема дает мне возможность реализовать собственный творческий потенциал.

    Наши занятия посвящены работе над развитием речи учащихся, над умением выражать свои мысли, чувства через творческое употребление языка, работе над приобретением навыков рецензирования поэтического текста. Кроме того, одна из задач заключается в рассмотрении единиц языка в единстве с литературой как формы выражения содержания поэтического произведения, в выработке умения постигать смысл произведения, выраженный средствами языка. В принципе задачи курса не выходят за рамки, определяемые содержанием образования по русскому языку и литературе.

  «Образование по существу своему должно всесторонне, гармонически развивать человеческую личность. Что у нас? Мы переживаем поистине трагическое время: о духе забыли, все стремятся получить диплом, при помощи которого легче потеплее устроиться в жизни» (А.М. Лебедев).

Поэтому формирование духа в высоком понимании этого слова остается главной задачей учителя.

 Формируя дух, необходимо учить  умению выражать мысли и чувства через творческое употребление языка. Не секрет, что часто в активном лексическом запасе современных ребят  просто нет слов (буквально) для называния эмоционально-философских категорий!

  Это не мое открытие, что постичь смысл поэтического произведения (да и прозаического) невозможно без знаний средств языка. Поэтому на занятиях предполагается повторение единиц языка в процессе толкования поэтического текста. Важность такого подхода к анализу художественного произведения отмечал в начале прошлого века педагог – практик, редактор и издатель методического журнала «Родной язык в школе»,  Алексей Матвеевич  Лебедев: « Стилистический анализ и творческий синтез при изучении художественного произведения необходимо предполагает прочную совокупность хотя бы основных методических и лингвистических понятий, знакомство с законами языка, так как лингвистика есть та научная база, без которой невозможно изучение поэзии как искусства слова. » Так, в программе по русскому языку изучается раздел « Фонетика». Знания по этому разделу необходимы для осмысления таких понятий, как аллитерация, ассонанс, рифма. А выразительные возможности синтаксиса, морфологии? В процессе рассмотрения, казалось бы, чисто литературных понятий повторяются знания по русскому языку.

     Я не ставила перед собой цели научить всех ребят писать стихи, однако своеобразным итогом наших занятий стало поэтическое творчество моих  воспитанников. На первом этапе это были верлибры на тему «Осень» (посвятила одно из занятий знакомству с этим оригинальным жанром). Потом появились «специалисты» белых стихов, буриме, составители центонов. Стихотворения, конечно, далеки от совершенства. При осторожном отношении к творениям юных «поэтов» «рецензенту» (мне) всегда удается найти поэтический образ, удачную строку, удачную рифму, удачное слово или, в крайнем случае, удачный замысел, пока еще не реализованный. Одна из моих воспитанниц стала победителем городского конкурса, посвященного юбилею Горячего Ключа в номинации «Поэтическое творчество»    

    Как начать путешествие в поэзию? Как преодолеть страх перед «незнаемым»?

На уроке задала детям простой вопрос: кто очень хорошо рисует? В двух классах подняли руки три человека. Потом попросила что – нибудь  нарисовать. Никто не отказался, рисовали домики, пейзажи, собачек. На мой вопрос: «Почему рисуют все?» - ребята ответили, что учились рисовать на уроках изобразительного искусства. И музыку, и ИЗО преподают всем, независимо от способностей. Вот так же можно научиться   зарифмовать несколько строк. Будет ли сие творение поэзией? Отнюдь. Но ведь и детские рисунки далеко не шедевры живописи. Однако созерцание полотен известных художников на уроках ИЗО, попытка по – своему увидеть предмет, сделать набросок, подобрать цветовую гамму – все это обогащает внутренний мир, развивает эмоциональную сферу ребят. Обогащает внутренний мир ребенка и общение с настоящей поэзией, и поиск нужного слова, и сама попытка высказать себя.

  Следующим этапом – этап диагностики - анкетирование с целью выявления уровеня литературного развития. Вопросы предлагала самые простые: Какое твое любимое стихотворение? Знаешь ли его наизусть? Есть ли у тебя любимый поэт? Есть ли сборники стихотворений в домашней библиотеке? Знаешь ли ты поэтов девятнадцатого века? Двадцатого? Знаешь ли имена  современных поэтов? и так далее. Обработка анкет показала, что знания ребят в области поэзии не выходят за рамки школьной программы. Любимыми поэтами были названы М.Ю. Лермонтов («Бородино», «Парус»), А.С. Пушкин («Узник»). Среди поэтов двадцатого века были названы Б.Пастернак, А.Твардовский и …М.Горький. Очень мало знают стихов наизусть, помнят название стихотворения – забыли автора, и наоборот; плохо ориентируются, в каком веке жил поэт. Но три человека пишут стихи.  Данные обработки анкет и стали основой будущих занятий. При подготовке к занятиям старалась учесть и низкий уровень знаний ребят, и отсутствие четких представлений о времени жизни поэта, и желание писать стихи. Кстати, в конце года я провожу еще раз анкетирование. И в анкету, кроме вопросов, приведенных выше, включаю вопрос: «  Что дали тебе занятия курса?» Приведу несколько ответов: Просто получал удовольствие от этого вида занятий… Научилась разбирать (!)  стихи…Начала понемногу писать стихи… Что не понимала на уроках литературы, я обрела здесь…Стала маленьким любителем поэзии…Надо сказать, что эти признания ребят стали для меня оценкой всей моей педагогической деятельности.

  Занятия строю следующим образом.

  Подбираю стихотворение русского поэта для толкования и оценки, для наблюдения над ритмом, рифмой, звуковой организацией. Если поэт незнаком ребятам, даю небольшую биографическую справку. Вопросы к стихотворению традиционные. О чем стихотворение? Какие ключевые слова подсказывают тему? Какие чувства вызывают? Удалось ли почувствовать настроение стихотворения? Благодаря чему удалось ощутить движение, легкость (при наблюдении над стихотворением К.Бальмонта «Рождается внезапная строка»)? Что можно сказать о звуковой организации стихотворения? О ритмическом рисунке? и т. д. У каждого учителя свой арсенал вопросов. От цели и темы занятий зависит, какие вопросы задать, чтобы мобилизовать уже полученные знания, расположить к диалогу. Можно вообще не задавать никаких вопросов – просто предложить ребятам поразмышлять над стихотворением. Ключевые слова, которые потом можно использовать в процессе озвучивания размышлений, желательно записать в тетрадь. Это не что иное, как микротемы будущего монологического высказывания. При этом необходимо постоянно обращать внимание детей на то, что поэзия – искусство звучащей речи. И в стихотворении важно все: слова, словосочетания, слоги, строки, звуки, преобладание определенных частей речи и т. д. В стихотворении смысловую нагрузку несет ВСЕ! После озвучивания детских размышлений учитель должен поделиться своими размышлениями по поводу стихотворения. И это тоже очень важный момент, цель – создание условий для сотрудничества. Дети слышат грамотную речь, видят, что учитель не просто присутствовал, а размышлял вместе с ними. При этом я «не стесняюсь» признаться: вы  увидели нечто  новое в стихотворении, а   я не обратила внимания.  …А вот с  таким толкованием я не совсем согласна…Давайте попробуем еще раз перечитать стихотворение. То есть создаю ситуацию поиска и импровизирую. Здесь хочу отметить, что многолетний опыт преподавания мне подсказал: любая импровизация на уроке, на внеклассном занятии – это хорошая «домашняя  заготовка»: подбирая стихотворение для оценки и толкования, начитываю об авторе, об особенностях стиля, анализирую стихотворение. И тогда «импровизация» удается.

    Иногда даю возможность детям постичь самостоятельно смысл стихотворения, не задавая наводящих вопросов, не комментируя. Просто размышляем над стихотворением. Так, для размышления было предложено стихотворение М. Лермонтова «Молитва». Надо отметить, что хорошей работы в целом как-то не удалось написать никому, но во многих работах были удачные фрагменты. (Марина.К. отметила смену настроения от строфы к строфе, богатство рифмы (мы не можем придумать ее грусть-наизусть)., отметила работу ассонанса У -); Катя Ш. сделала открытие: стихотворение не наталкивает на мысль на борьбу с людьми и миром, а учит, если тебе трудно, не унывай, ты живи, чувствуй, ищи силу «благодатную в созвучье слов живых», Лена Е. ассоциирует молитву с живой водой: она придает силы, оживляет душу, и верится в хорошее; так у каждого в трудную минуту жизни, «когда теснится в сердце грусть», должна быть своя живая вода – молитва чудная. Такие наблюдения над текстом могут показаться наивными, недостаточно глубокими, но не надо забывать, что детям 14 лет, и у них нет как богатого жизненного опыта, так и опыта анализа художественного текста.  

     На следующем этапе занятий, после небольшого экскурса в теорию литературы, предлагаю как можно больше отрывков стихотворений для наблюдения за работой звуков, тропов, фигур.

     Далее идет этап творческий. Например, говорим о «работе» метафоры в поэтическом тексте. Предлагаю слово «листопад». Попробуем сказать об этом явлении образно, реализуя поэтические функции языка. После прослушивания «находок» ребят, показываю, как об этом явлении уже сказали поэты: «Тихо льется с кленов листьев медь» (С.Есенин); «…наводят грусть желтые дожди» (К. Симонов); «леса мои сбросили кроны..» (А.Вознесенский) Примеры взяты из книги Р. Банчукова «Из опыта внеклассной работы по литературе». Учитель и сам может создать копилку примеров, и привлечь детей к ее созданию.

 На занятиях по рифме, стихотворным размерам – дописываем «за автора» рифмующееся слово, строку, находим удачный эпитет исходя из настроения стихотворения, не забывая о ритмическом рисунке. (Примеры таких заданий нашла в приложении к газете «Первое сентября»). По аналогии составляю свои задания. Например, не называя автора, беру  из каждой строфы две первых строки (стихотворение А. Блока «О весна без конца и без краю…»), а ученики «дописывают за автора» (выделено курсивом):

О, весна без конца и без краю,

                                                     Без конца и без краю мечта

1.Буду счастлив я ныне – не знаю,

Я один, я стою у окна.

2.Просыпаются люди, не зная,

Что природа опять ожила.

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет

1 И любовь моя будет тем слаще,

чем сильнее твой будет запрет.

2 Я хочу все узнать.. делать что же?

Жаль, что некому дать мне совет

3 Я опять уезжаю на дачу,

Чтоб не слышать холодный ответ

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна

1Принимаю твои разговоры.

Коли радует это тебя..

2 Звезды, словно живые узоры,

Смотрят в стекла, открывши глаза

3. А на грядке моей помидоры…

Значит, правда, приходит весна

Конечно, затем я читаю стихотворение полностью. Удалось ли передать настроение? Почувствовать ритм? Сохранить размер? Подобрать «богатую» рифму?

Хочу отметить, что юмор на наших занятиях  - обязательная составляющая их успешного  проведения. Говорили об особенностях оды как жанра. Решили попытаться сочинить оду. Кто – то предложил посвятить оду венику. И вот что получилось.

Мой веник! Ты мой лучший друг!

Легко сметаешь пыль и пух.

Когда маман не в настроенье –

Ты – грозный меч. И я в смятенье,

боясь любимой мамы рук.

Предательство мое не восприми всерьез,

Когда тебя заменит пылесос.

Конечно, это не поэзия. Но развитие чувства ритма, поиск слова, работа ума! И, надеюсь, работа души.

Тем более, что чаще на занятиях говорим о настоящей поэзии, знаем, что не рифма главное, а что – то другое.

   

   Практикую и такой вид работы, как сопоставление двух стихотворений. Например, два стихотворения Н.Гумилева « Еще не раз Вы вспомните меня…» и « Да, я знаю, я вам не пара…». Кстати, имя этого поэта детям  незнакомо. Не называя автора, формулирую задание: определите, принадлежат ли эти стихотворения перу одного автора?  Сочинили памятку по сопоставлению стихотворений. Пытались выработать позиции сопоставления. Дети сами говорили, что можно сопоставить тему, настроение, используемые тропы и стилистические фигуры

Предлагаю сопоставить настроение стихотворений, темы, ключевые слова, использование изобразительно – выразительных средств. И только после дискуссии, выслушивания различных аргументированных мнений, называю имя автора (имена авторов).

Затем традиционно произношу слово о поэте, отмечаю характерные черты творческой манеры именно этого автора. Особенно ребятам нравится «угадывать» слова, записанные мною за доской до начала занятий. Прошу и их записать в тетради ключевые  слова, которые выражают мировосприятие данного автора (или особенности его стиля). Далее сопоставляем мое «видение» поэта и ребят.

  В текущем учебном году уже предложила Памятку, в которой определены  и такие позиции

  • Морфологический уровень речи
  • Синтаксический уровень речи
  • Фонетический уровень речи.
  • Стилистический уровень речи
  • Выразительные средства лексики

 

  Одно из занятий посвятила знакомству со статьей Владимира Маяковского «Как делать стихи», в которой поэт «карикатурит», по его выражению, мысли о создании стихов, приравнивания этот процесс чуть ли не к производственному процессу и  выдвигая на первое место среди условий для начала поэтической работы наличие социального заказа.

Трудно подросткам 12 – 14 лет понять мысли поэта.

Но  они поняли самое главное: поэзия – это постоянный, отнюдь не легкий труд души, сердца, ума,  это поиск образов, «ловля» рифм, бессонные ночи. Поэзией нужно жить! К статье Маяковского мы обращались на занятиях, посвященных ритму, рифме, звуковой организации стихотворения.

   

  Кроме статьи Маяковского, познакомила ребят с фрагментами  статьи К.И. Чуковского «Признания старого сказочника». Пытались самостоятельно сформулировать критерии хорошего стихотворения для детей.

 

  Хорошим пособием в подготовке к занятиям стала для меня книга Ю. Лотмана «Анализ поэтического текста». Например, часто дети затрудняются ответить на простой, казалось бы, вопрос: о чем это стихотворение? В книге Ю. Лотмана можно найти интереснейший материал по анализу лексического состава стихотворения В.Маяковского «А вы могли бы?». Этот прием можно использовать на начальном этапе анализа стихотворения, когда не знаешь, с чего начать. Лексика подскажет и тему, и конфликт и поможет «прорваться к содержанию и идее стихотворения».

    Кроме книги Ю. Лотмана, использую богатый теоретический и практический  материал, который содержится в трудах В. Дрыжаковой «В волшебном мире поэзии», С. Калачевой «Стих и ритм». Несомненную помощь в работе оказывает книга Р. Банчукова «Из опыта внеклассной работы по литературе»: в ней дается описание отдельных заседаний поэтического клуба. Практический материал к занятиям, посвященным изобразительно – выразительным средствам, можно найти в небольшом пособии Г. Меркина «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи» .В нем можно найти как определение литературоведческих терминов, так и достаточное количество конкретных примеров. Кроме того, в пособии содержатся  готовые разработанные материалы по анализу выразительных средств поэтических и прозаических произведений.

   Большую помощь в подготовке к занятиям оказывает и пособие Т. Пахновой «Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку». В заданиях к текстам предлагаются вопросы о единицах языка, показана роль языковых средств в передаче идейно -  художественного смысла стихотворения.

И опять проза.

 Конечно же,  я знаю, что дети мои не станут профессиональными  поэтами, но уверена, что мои занятия учат их общению, смелости высказывать свое мнение, обогащают (благодаря материалу – поэзии) внутренний мир, и, надеюсь, что большинство ребят не будет испытывать чувство страха, если на экзаменах им будет предложено дать толкование и оценку поэтического текста.  Результатом наших занятий тоже стала проза. Девчата стали писать статьи в городской газете,и их печатают, 1 девочка 11 класса решила направить стопы на филфак, сдавать литературу  будут 3, 16 человек проходили  (из 28 в городе) ГИА по литературе в новой форме, и весьма успешно. Когда мы говорим об успешности личности, несомненно, имеем в виду и успешное прохождение государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и в новой форме выпускниками (вполне измеряемый результат) и сформированные личностные качества, ценностные ориентации (неизмеряемый результат, не менее важный, чем первый).  И проза еще в том, что мои девчата « забросили» школьную газету «Слово», им хочется выразить себя  в более широкой аудитории, а мне  приходится  выращивать новый состав редколлегии.

Тарасова О.Г.,

учитель русского языка и литературы

 МОУ СОШ № 3 МО г. Горячий Ключ

 

Литература:

  • Р.В.Банчуков «Из опыта внеклассной работы по литературе», Москва, «Просвещение», 1985 г.
  • Е.Дрыжакова «В волшебном мире поэзии», Москва, «Просвещение», 1978 г.
  • Ю.М. Лотман «Анализ поэтического текста», Москва, «Прсвещение», 1972 г.
  • Г.С.Меркин и др. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи», Москва, «Русское слово», 2002.
  • Т.М.Пахнова «Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку», Москва, «Просвещение», 2001 г.
  • Словарь литературоведческих терминов. Составители Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев, Москва, «Просвещение», 1974 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих способностей учащихся как условие успешной социализации и самореализации личности Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Горячий Ключ Тарасова О.Г. 2011 год

Слайд 2

Первые шаги в познании поэзии Когда потеряют значенье слова и предметы, На землю для их обновленья приходят поэты Н. Матвеева

Слайд 3

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Ф.И.Тютчев Развитие речи учащихся. Развитие умения выражать свои мысли, чувства через творческое употребление языка. Приобретение навыков рецензирования поэтического текста.

Слайд 4

А.М.Лебедев Стилистический анализ и творческий синтез при изучении художественного произведения необходимо предполагает прочную совокупность хотя бы основных методических и лингвистических понятий, знакомство с законами языка, так как лингвистика есть та научная база, без которой невозможно изучение поэзии как искусства слова.

Слайд 5

фонетика синтаксис Основные разделы науки о языке морфология лексика

Слайд 6

Анкета Какое твое любимое стихотворение? Знаешь ли его наизусть? Назови автора. Есть ли у тебя любимый поэт? Знаком ли с поэтами 19 века? Назови 1-2 стихотворения, укажи автора. Помнишь ли эти стихи наизусть? Знаешь ли поэтов 20 века? Назови 1-2 стихотворения, укажи автора. Помнишь ли эти стихи наизусть? Пишешь ли стихи?

Слайд 7

Вопросы к поэтическому тексту О чем стихотворение? Какие ключевые слова подсказывают тему? Какие чувства вызывает стихотворение? Удалось ли почувствовать настроение стихотворения? Что можно сказать о звуковой организации стихотворения? О ритмическом рисунке стихотворения?

Слайд 8

Каждый человек, собирающийся в дальний путь, должен хорошо подготовиться к дороге, не как-нибудь.

Слайд 9

Каждый человек, собирающийся в дальний путь, должен хорошо подготовиться к дороге, не как-нибудь.

Слайд 10

И, собираясь в дальний путь, В поход готовься как – нибудь.

Слайд 12

Словарь стихотворения «А вы могли бы?» (В.Маяковский ) Я карта жестяные смазать сразу из а Вы будни косые плеснуть на краска новые показать стакан водосточные прочесть блюдо сыграть студень мочь скулы океан чешуя Я – поэзия, яркость рыба зов губы Вы – пошлость, обыденность ноктюрн флейта труба

Слайд 13

Упражнение 1 Было бы весело, было бы здорово … Было бы здорово, было бы весело …

Слайд 14

Упражнение 2 Настал момент, ударил час … Ударил час, настал момент …

Слайд 15

Упражнение 3 Жил на свете рыцарь бедный, … Кто ответит на вопрос: …

Слайд 16

Литература Р.В.Банчуков «Из опыта внеклассной работы по литературе», Москва, «Просвещение», 1985 г. Е.Дрыжакова «В волшебном мире поэзии», Москва, «Просвещение», 1978 г. Ю.М. Лотман «Анализ поэтического текста», Москва, «Просвещение», 1972 г. Г.С.Меркин и др. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи», Москва, «Русское слово», 2002. Т.М.Пахнова «Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку», Москва, «Просвещение», 2001 г.

Слайд 18

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ)

Статья посвящена проблемам развития творческих способностей участников образовательного процесса, рассмотрены возможные пути их решения в практике преподавания физики...

Развитие творческих способностей учащихся как условие формирования социально адаптируемой личности

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в школьной среде является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления.  Так  как  развитие...

Развитие творческих способностей учащихся в условиях олимпиадного движения

Объектом данной работы является процесс подготовки гимназистов к предметной олимпиаде по физике, направленный на выявление и развитие творческих способностей учащихся, а, значит, повышение интер...

Развитие творческих способностей учащихся в условиях школьного образования

Одной из целей образовательного процесса  нашей « новой –     красной» школы является развитие творческих способностей школьников. Педагогическими основами в ее достижении явл...

Развитие творческих способностей учащихся в условиях сельской школы

В статье описаны особенности развития творческих способностей учащихся  в условиях сельской школы...

«Формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности».

Известно,что здоровье-один из важнейших компонентов человеческого благополучия,счастья,одно из неотъемленных прав человека,одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны....