«Формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности».
материал по физкультуре по теме

Копыль Татьяна Владимировна

Известно,что здоровье-один из важнейших компонентов человеческого благополучия,счастья,одно из неотъемленных прав человека,одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности».

        

                    Копыль Татьяна

                                                                                                Владимировна                  

                                                                                                    Учитель физической

культуры

                                                                               2 квалификационной категории

2015 г.

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в средствах массовой. Выпуск различной литературы спортивной направленности: книги, брошюры, различные методические и учебные пособия и т.п.

В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.

Столь важная роль интереса в обучении не случайна. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности школьника и его положительного отношения к учению, к учителю, к школе, к соучастникам своей деятельности, к процессу и результатам своего труда.

Каждый ребенок желает в будущем достичь социального успеха. 
Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире.  Я думаю, что мне необходимо, как учителю создать такую образовательную среду, которая способствовала бы успешной социализации школьников.

      Здоровье подрастающего поколения резко ухудшается, школьники обладают низкой мотивированностью, компетентностью в вопросах здорового образа жизни, слабой готовностью заниматься сохранением и укреплением собственного здоровья. Основной проблемой, над решением которой необходимо работать - ориентирование на сохранение здоровья детей на протяжении всего образовательного периода и создание у них мотивации к здоровому образу жизни, формирование основ социального здоровья выпускника школы.

Что же в моем понимании представляет «здоровый урок?». Здоровый урок - это урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся, удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Здоровый урок - это урок, плотность которого задается эффективностью предшествующего отдыха; урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше. Здоровый урок - это урок, который не только обучает, но и развивает. Создать такой урок и обучить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности и следовать принципу природосообразности: не научать, а развивать.
При подготовке к уроку я стараюсь чередовать разные виды деятельности. Начинаю уроки с эмоционального настроя, в который включаю пожелание успеха и творческой активности, поощрение инициативы, мобилизацию на выполнение поставленных задач. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.
Независимо от формы урока, ставлю для себя задачу: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся путем оптимального сочетания принципов и методов обучения, создания условий для продуктивной познавательной деятельности, эмоциональности всех этапов деятельности, использования нестандартных форм обучения.
Планируя урок, стараюсь учитывать интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока.
Таким образом, реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе способствует благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребенка в обществе, обеспечивает более высокие результаты в любом виде деятельности.

Цель моей работы как учителя: организация образования и воспитания на основе здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной социализации обучающихся.

Задачи исследования:

  1. Изучить сущность, виды, классификацию педагогических технологий
  2. Изучить, принципы, средства, здоровьесберегающей технологии.
  3. Ознакомится с здоровьесберегающими технологиями в физическом воспитании, изучить особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики на уроках физкультуры

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Каждый ребенок желает в будущем достичь социального успеха.  Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире. Я думаю, что мне необходимо, как учителю создать такую образовательную среду, которая способствовала бы успешной социализации школьников.

Педагогические технологии - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Сущность педагогических технологий заключается в том, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности.

  Этапом решения педагогической задачи можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. Кобщим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.

В классификации образовательных технологий, можно выделить следующие группы:

1. Технология управленческой деятельности.

2. Технологии организации учебного процесса.

3. Технологии организации познавательной деятельности учащихся.

4. Технологии воспитательной работы.

5. Частнопредметные технологии.

6. Коррекционные технологии для детей с временными затруднениями в учебе и поведении.

7. Коррекционные технологии для детей с проблемами в умственно и физическом развитии.

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Принципами здоровьесберегающей педагогики являются: Общеметодические принципы: принцип сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности,  повторения умений и навыков, постепенности, принцип доступности и индивидуализации, принцип непрерывности, цикличности, принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, принцип всестороннего и гармонического развития личности, принцип оздоровительной направленности, принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению, принцип активного обучения, принцип формирования ответственности, принцип связи теории с практикой.        Средства здоровьесберегающих технологий - это физическое упражнение, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы. Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления. Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа:

  1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями
  2. Этап углубленного изучения
  3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования

Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности заключается в формировании культуры здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании.

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы.

Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создания здоровьеохранных условий развития ребенка необходимо строить образовательный процесс на диагностической основе. Поэтому свою деятельность в начале учебного года долженначила с диагностических обследований уровней физического развития детей. Параллельно с данной диагностикой медицинскими работниками проводится мониторинг здоровья детей на начало учебного года, сравнительный анализ по данным направлениям за 2 года. Совместно с инструктором ЛФК проводится дополнительное исследование “Плантографию” (методика Н.Н. Ефименко) для организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Данная объемная работа необходима для учета индивидуальных особенностей развития детей при планировании и реализации педагогического процесса.

Совместно с врачом составляются “Экраны здоровья” детей каждой класса с конкретными рекомендациями педагогам и родителям. На основе этого составляется план физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья детей. Такой глубокий анализ и учет здоровья детей в проводимых мероприятиях позволяют решить задачу – сохранения жизненной энергии ребенка и проследить за развитием и изменением состояния каждого ребенка.

Так же должны быть:

строгие дозированные физические нагрузки;

использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;

использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;

учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;

построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;

соблюдение гигиенических требований;

благоприятный эмоциональный настрой;

создание комфортности.

 Создание условий для заинтересованного отношения к учебе

Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему.

Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.

Создание комфортных условий для занятий физкультурой:

Соблюдения санитарно-гигиенических норм

рациональное освещение зала;

исключение монотонных звуковых раздражителей;

влажная уборка зала;

наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;

наличие аптечки;

спортивный инвентарь по возрасту;

наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Учёт динамики работоспособности на уроке.

1 фаза врабатывание 8-10 минут.

2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 минут.

3 фаза преодолеваемого утомления.

Индивидуально-дифференцированный подход.

1. Учет диагноза здоровья в физкультурно-оздоровительной работе

2. Индивидуальный подход в закаливании дошкольников

3. Учет типа конституции ребенка в процессе физического воспитания

4. Проявление типологических особенностей нервной системы в мышечной деятельности

5. Взаимосвязь типа нервной системы и уровня двигательной  активности ребенка

6. Гендерный подход в физическом воспитании

7. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей  развития двигательных качеств

8.Учет индивидуальных показателей физической подготовленности

Включение в процесс занятий элементов активного отдыха

Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры – на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

На первом этапе создание комфортных условий для осуществления оздоровительной работы в школе было сделано следующее:

- при составлении расписания учитывались санитарные нормы, тепловой режим

- ежегодно в сентябре проходит медосмотр учащихся. По его итогам учащиеся распределяются по группам для посещения уроков по физической культуре.

В течение последних лет школа сотрудничает с Медико-центром «Диалог» при Управлении образования Администрации г. Шимановска.

Два раза в год, с целью отслеживания заболеваемости и общего физического развития детей, проводятся мониторинги здоровья. В результате мониторинга определила состояние здоровья детей и уровень физического развития. Эта информация была доведена до сведения родителей, и они поддержали решение о работе в оздоровительном направлении с применением здоровьесберегающих технологий.

Для большей заинтересованности детей к занятиям физической культурой, для улучшения своих двигательных способностей разработала комплекс физических упражнений для домашнего задания. Плюсом этого задания является то, что дети, которые хотят иметь положительную оценку и развивать двигательные способности, имеют возможность с систематическими проверками повышать результаты, умения, навыки при домашних условиях. Тем самым поднялся уровень физической подготовленности детей в домашних условиях, повысилось качество успеваемости.

   Проводились тесты по «Президентским соревнованиям»,  где в начале и в конце года принимаю у детей тесты, и, сравнивая  эти результаты, вижу темп прироста физических данных у детей. Здесь я заметила, что у детей, которые добросовестно относились к урокам физкультуры, внеклассным мероприятиям, посещениям спортивных секций показатель выше, чем у тех, чье отношение к труду и к своему здоровью в целом противоположное.

Введение здоровьезберегающих технологий во внеклассную работу- это «Час здоровья» раз в неделю, «День здоровья» раз в месяц, классные часы на разные темы, спортивные праздники.

В создании комфортных психологических условий для обучения и воспитания школьников участвуют как все учителя, так и психолог, а также поддерживается постоянная психолого-педагогическая  связь.

Применение целой системы здоровьезберегающих технологий позволяет своевременно оценить дезадаптацию и провести корригирующие мероприятия.

Мною был проведен эксперимент «формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности». Были взяты три одинаковых по характеристики класса. Условия в начале эксперимента тоже были одними. Затем для одного из классов были изменены условия. Взяв сравнительный анализ тестов в конце учебного года, показатели экспериментального класса увеличились по отношению к контрольным классам. Произошло увеличение показателей физических данных, а, значит улучшение физических качеств учащихся.

В конце эксперимента провели анкетирование в экспериментальном классе, это показало, что увеличение количества уроков в неделю является эффективным средством для решения оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья школьников и для успешной социализации личности.

Сделав определенные выводы, я решила продолжать работать в этом направлении, прибавляя и усложняя здоровьесберегающие технологии новыми серьезными требованиями и в первую очередь – это требования к сохранению здоровья – физического, психологического и социального, без которых не будет успешной социализация личности школьника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.Особенностями организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики является реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы,создание условий для заинтересованного отношения к учебе,исоздание комфортных условий для занятий физкультурой для этого необходимо следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм, вести учёт динамики работоспособности на уроке, стремиться к индивидуально-дифференцированному подходу к каждому ребёнку. А так же использовать элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры – на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

Анализ литературы использованной для написания данной работы показал что здоровьесбережение в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры, а возбудить интерес к занятиям физкультурой и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

Развитие творческих способностей учащихся как условие успешной социализации личности

Статья представляет собой описание опыта работы с учениками обычной общеобразовательной школы  по развитию творческих способностей, воспитанию интереса к поэзии, к творчеству, содержит описание о...

Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как условие успешной социализации в обществе.

Опыт работы по профессиональноиу самоопределению учащихся старших классов с проблемами слуха....

Социальное партнерство как условие успешной социализации личности ребенка в едином социокультурном пространстве

Аннотация:Данная статья посвящена опыту реализации сетевого проекта «Содружество» по взаимодействию между общеобразовательной организацией и учреждениями культуры, дополнительного об...

ПРОЕКТ «Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников»

Данный  проект представляется актуальным в условиях повсеместной практики реализации «Концепции организации профильного обучения на старшей ступени общего образования» и  в практ...

Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности

Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...