Программа развития библиотеки МБОУ СОШ №9
материал ( класс) на тему

Маркина Юлия Геннадьевна

Программа развития библиотеки как информационно-библиотечного центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_biblioteki_mbou_sosh_no9.docx71.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

632125 г.Татарск, Новосибирской области, ул.Интернациональная, 17а

footer_bg

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №9

Демьяненко С.В.

_________

(приказ №__ от __.__.2015 г.)

ПРОГРАММА

развития библиотеки МБОУ СОШ №9

как информационно-библиотечного центра

на 2015-2019 гг.

Составитель программы:

педагог-библиотекарь

МБОУ СОШ №9

Осипенко Юлия Геннадьевна

Татарск

2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы……………………………………………………………………………………………3
  2. Обоснование Программы …………………………………………………………………………………..6
  3. Анализ состояния школьной библиотеки…………………………………………………………….8
  4. Цели и задачи Программы……………………………………………………………………………..10
  5. Основные направления Программы развития школьной библиотеки………………..11
  6. Программные мероприятия по развитию библиотеки………………………………………14
  7. Необходимые ресурсы и источники финансирования…………………………………………18
  8. Текущий контроль и оценка результатов……………………………………………………...19
  9. Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………………..21
  10. Используемая литература…………………………………………………………………………….22

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа развития школьной библиотеки как информационно-библиотечного центра

Основание для разработки Программы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Концепция развития информационного общества в РФ

Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации

Концепция развития библиотек в образовательных учреждениях РФ до 2020 года

Введение нового ФГОС для начального общего образования и основного общего образования

Основные разработчики Программы

Педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №9

Осипенко Юлия Геннадьевна

Исполнители Программы

Администрация, педагоги, учащиеся, родители, общественность, организации, вовлечённые в сотрудничество со школой.

Сроки и этапы реализации Программы

1. Формирующий этап – разработка программы: сентябрь 2015 – май  2016 гг.

2. Основной этап – реализация и корректировка программы: июнь 2016 – май 2018 гг.

3. Рефлексивно-обобщающий этап – подведение итогов, корректировка, перспективы: июнь 2018 – август 2019 гг.

Цель

Создание на основе существующей библиотеки МБОУ СОШ №9 информационно-библиотечного центра, способного стать базой:

* развития информационной культуры личности;

* инновационной и проектной деятельности участников образовательного процесса;

* консультационным центром эффективного использования новых информационных ресурсов участниками образовательного процесса.

Задачи

1. Создание на базе школьной библиотеки и компьютерного класса информационно-библиотечного центра школы.

2. Совершенствование материально-технической базы центра.

3. Оказание качественных библиотечно-информационных услуг с учётом реализации ФГОС на ступенях НОО и ООО.

3. Повышение эффективности ресурсного (информационного) обеспечения урочной и внеурочной деятельности участников обучения через новые формы его организации.

4. Организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области развития читательской компетентности школьников.

Направления деятельности

1. Создание единого информационного пространства.

2. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

3. Кооперация и интеграция деятельности центра с различными партнёрами.

4. Развитие социальной направленности работы центра.

5. Привлечение в информационно-библиотечный центр новых пользователей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.

2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным  информационным ресурсам.

3. Улучшение комплектования и обеспечение безопасности  фондов информационно-библиотечного центра.

4. Повышение читательской компетентности детей и подростков.

5. Укрепление материально-технической базы.

6. Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудников центра.  

7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для пользователей центра:

* на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;

* на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;

* на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;

* на предоставление свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;

* на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;

* на организацию совместной работы обучающихся и педагогов.

Система контроля исполнения Программы

Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, портфолио библиотеки и библиотекаря, рецензии, аналитические справки.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Быстротекущий процесс информатизации всего общества и поиск библиотеками своего места в этом процессе определяют необходимость инновационных изменений в их деятельности. В настоящее время библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определённые информационно-библиотечные ресурсы.

В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретённых в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.

        Миссия библиотеки. Информационно-библиотечный центр МБОУ СОШ №9 предоставляет информационную поддержку образовательной, воспитательной, научно-исследовательской деятельности школы на основе традиционных и продвижения информационно-библиотечных и коммуникационных технологий. Центр даёт возможность пользователям получать информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который всё больше строится на информации и знаниях. А также вооружает обучающихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами.

Основные цели информационно-библиотечного центра – удовлетворение потребностей школьников в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение открытости центра для всех пользователей: учащихся, учителей и родителей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями; обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.

Одной из основных функций информационно-библиотечного центра является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить её можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании обучающихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного  центров в интересах инновационного образовательного процесса, то есть:

- приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействие сохранению и развитию русского языка как национального достояния и средства межнационального общения;

- содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, то есть получению знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Фонд школьной библиотеки  МБОУ СОШ №9 города Татарска насчитывает 12257 экз.книг, 13545 экз. учебников, 295 электронных дисков и аудиовизуальных материалов.

Читателями школьной библиотеки являются 423 человека из числа учащихся, учителей и родителей. Показатель привлечения детей и подростков в библиотеку держится на максимально высоком уровне – 84 %.  Штат библиотеки – 1 человек, должность – педагог-библиотекарь, имеющий высшее педагогическое образование.

При проведении анализа работы библиотеки  были выявлены показатели, отраженные в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели библиотечной статистики

в 2014 – 2015 гг.

Читатели

Посещаемость

Книговыдача

Читаемость

Массовые мероприятия

423

19

9729

23

28

Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки МБОУ СОШ №9 являются:

- динамичное развитие школы;

- внедрение профильной и дистанционной системы обучения;

- акцент на самостоятельную работу учеников;

- активное внедрение компьютерных технологий;

- изменение книготоргового рынка;

- увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.

В 2014-2015 годах одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки было внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Целью данной деятельности было  повышение эффективности работы библиотеки, связанной с комплектованием, систематизацией поступивших изданий, созданием и пополнением электронного каталога, учётом библиотечных фондов, расчётом книгообеспеченности учебных дисциплин литературой, обслуживанием пользователей.

Анализ организации библиотечного обслуживания читателей МБОУ СОШ №9 показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:

- предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;

- выдает во временное пользование издания из своих фондов;

- оказывает консультационную помощь в поиске документов, составлении библиографии к исследовательским работам, проектам и рефератам;

- составляет библиографические указатели, рекомендательные списки литературы;

- выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;

- организует книжные выставки и массовые мероприятия;

- содействует формированию информационной культуры.

Данные анализа позволяют утверждать, что объём основного фонда библиотеки не зависит напрямую от числа читателей. Данное обстоятельство, в совокупности с «солидным возрастом» основных фондов оказывает влияние на средние показатели деятельности библиотеки, которые в среднем значительно ниже, чем в системе общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество. Показатель читаемости достигается в основном за счёт систематического обращения за книгами учащихся начальной школы и учащихся старшего звена за программной литературой.

Алфавитный каталог отражает фонд библиотеки. Продолжается создание электронного каталога, что значительно приблизит фонды к читателям.

Программа развития библиотеки рассчитана на 5 лет. В Программе определены цели и задачи развития библиотеки на среднесрочную перспективу, а также намечены основные приоритеты и механизмы их реализации. Конкретные действия по осуществлению намеченных целей, задач и приоритетов будут разрабатываться в форме ежегодных мероприятий (плана работы).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Создание на основе существующей библиотеки МБОУ СОШ №9 информационно-библиотечного центра, способного стать базой:

* развития информационной культуры личности;

* инновационной и проектной деятельности участников образовательного процесса;

* консультационным центром эффективного использования новых информационных ресурсов участниками образовательного процесса.

Задачи:

1. Создание на базе школьной библиотеки и компьютерного класса информационно-библиотечного центра школы.

2. Совершенствование материально-технической базы центра.

3. Оказание качественных библиотечно-информационных услуг с учётом реализации ФГОС на ступенях НОО и ООО.

3. Повышение эффективности ресурсного (информационного) обеспечения урочной и внеурочной деятельности участников обучения через новые формы его организации.

4. Организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области развития читательской компетентности школьников.

Решить эти задачи возможно за счёт создания информационно-библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции:

1. Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных  ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.

2. Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием как своих ресурсов, так и ресурсов других библиотек.

3. Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.

4. Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.

Создание в школе информационно-библиотечного центра в рамках реализации ФГОС позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей качественными информационными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ ШКОЛЫ

1. Создание единого информационного пространства

Создание единого информационного образовательного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать самое активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных звеньев в построении информационной структуры школы.

Ключевым фактором успеха в становлении нового качества является активное использование библиотекой новых информационных технологий. Движение в этом направлении призвано пополнить новым содержанием образовательные программы, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников разного возраста, обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально-техническое оснащение библиотеки.

2. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним

Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним  предполагают доступность и востребованность информации всеми участниками образовательных отношений. Данное направление направлено на:

-   создание и пополнение информационной базы по основным аспектам инновационной деятельности в школе;

- приобретение учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям ФГОС, формирование качественного книжного фонда;

- сбор методических материалов учителей, методических объединений, материалов педагогических советов и выпуск методического вестника МБОУ СОШ №9 (1 раз в год);

- создание электронной библиотеки разработок учителей, медиатеки учебных материалов к урокам, сценариев внеклассных мероприятий, праздников, открытых уроков;

- создание электронных книг, учебников, пособий, рефератов по предметам;

- пополнение учебными дисками и расширение технической базы информационно-библиотечного центра;

- оказание помощи в создании персонального информационного фонда для накапливания и переработки соответствующей информации в целях повышения эффективности работы учителя (создание портфолио).

3. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки

с различными партнёрами

Переход библиотеки к корпоративному сотрудничеству позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы и существенно расширить круг профессиональных связей. Корпоративные проекты и сотрудничество приведут к единению технологических, технических, информационных и других средств в целях создания новых и эффективного использования уже имеющихся информационных ресурсов. Такими партнёрами, в первую очередь, являются библиотеки школ Татарского района, городские публичные библиотеки, литературные объединения.

Корпоративное сотрудничество с библиотеками других школ района, городскими публичными библиотеками планируется осуществить по следующим направлениям:

- приобщение детей к чтению, повышение информационной культуры читателей;

- развитие семейного и летнего чтения детей;

- комплектование библиотеки фондами школьных учебников на учебный год;

- сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными;

- интеграция фондов, использование межбиблиотечного абонемента;

- координация работы по использованию новых образовательных технологий, использование ИКТ для совершенствования деятельности школьных библиотек;

- реализация совместных проектов.

4. Развитие социальной направленности работы библиотеки

Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки возможно в результате активного сотрудничества с Советом школы, с ученическим самоуправлением, с социально-психологической службой школы (проведение совместных акций, мероприятий и т.д.). Данное направление работы позволит расширить возможности библиотеки для организации духовно-нравственного воспитания и активизировать взаимодействие с классными руководителями и другими педагогами школы  в реализации воспитательных программ.

Позиционирование школьной библиотеки как социально ориентированного учреждения осуществляется:

- в  рамках муниципальных социальных программ и акций;

- проведением школьных и районных мероприятий по продвижению чтения;

- реализацией просветительских программ дополнительного образования;

- выявлением и развитием творчески одарённых детей и др.

5. Привлечение в информационно-библиотечный центр новых пользователей

С целью реализации работы по данному направлению информационно-библиотечный центр осуществляет:

- ознакомление педагогов и школьников с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фонде школьной библиотеки (ИБЦ);

- организацию свободного доступа педагогических работников и учащихся к компьютерному оборудованию школьной библиотеки (ИБЦ) для работы с мультимедиа ресурсами;

- выведение ИБЦ на современный уровень обслуживания учащихся и учителей.

Информационно-библиотечный центр сегодня становится точкой доступа к справочным базам данных сети Интернет для учащихся и педагогов.

Для увеличения читательской активности учителя школы используют ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности, библиотекарем проводятся массовые и внеклассные мероприятия с использованием современных мультимедийных средств.

ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ БИБЛИОТЕКИ

Содержание мероприятий

Срок исполнения

Исполнитель

Прогнозируемый результат

1

Материально-техническое оснащение:

- приобретение мультимедийного комплекса

- расширение парка компьютеров и периферийного оборудования

- комплектование основного фонда (с учётом реализации ФГОС)

2015-2019

Директор школы

Улучшение материально-технической базы библиотеки

2

Активное внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий

2015-2019

Педагог-библиотекарь,

системный администратор

Эффективное использование в повседневной практике информационно-коммуникационных технологий

3

Информационная поддержка  и информационное сопровождение педагогов в освоении и внедрении развивающих образовательных технологий (проектно-исследовательских, технологий развития критического мышления и др.)

2015-2019

Педагог-библиотекарь

Активное освоение и использование педагогами современных развивающих образовательных технологий

4

Информационно-методическое сопровождение внедрения государственных стандартов нового поколения

2015-2019

Педагог-библиотекарь

Устранение организационно-информационных препятствий для внедрения новых образовательных стандартов

5

Ресурсное обеспечение учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации

2015-2019

Педагог-библиотекарь

Создание благоприятных условий для полноценного развития личности

6

Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы

2015-2018

Педагог-библиотекарь, ученическое самоуправление

Наличие единого каталога электронных учебных пособий. Доступность и востребованность каталога всеми участниками образовательного процесса

7

Информационное сопровождение одарённых школьников

2015-2019

Педагог-библиотекарь, руководители ШМО

Повышение мотивации учащихся к индивидуальной учебной деятельности.

Повышение уровня информированности и активности участия одарённых школьников в олимпиадах, конкурсах, форумах, конференциях, соревнованиях и т.д.

8

Информационная поддержка конкурсного движения педагогов

2015-2019

Педагог-библиотекарь, заместитель директора по УР

Расширение круга педагогов-участников профессиональных конкурсов.

Повышение результативности участия педагогов школы в творческих конкурсах.

Снижение временных затрат педагогов на работу  с информационными потоками

9

Повышение эффективности работы сайта (странички библиотеки)

2015-2019

Педагог-библиотекарь

Значительное увеличение посетителей школьного сайта

10

Активизация участия школьной библиотеки в работе вебинаров, Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ

2015-2019

Педагог-библиотекарь

Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы

11

Информационная поддержка инновационных образовательных программ, реализуемых школой

В течение срока реализации программы

Педагог-библиотекарь

Успешная реализация инновационных образовательных программ

12

Консультационно-информационная работа со школьными методическими объединениями учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор УМК

Ежегодно

Педагог-библиотекарь, учителя-предметники

Повышение эффективности образовательного процесса

13

Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы и ведение работы по сохранности учебного фонда среди участников образовательных отношений

Ежегодно

Директор, педагог-библиотекарь, заместитель директора по УР

Информированность педагогов о новых УМК и порядке ведения работы по сохранности учебного фонда, 100 % обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ

14

Создание благоприятных условий для работы с информационными источниками (подключение к Интернету, создание локальной сети и т.д.)

2015-2016

Директор,

педагог-библиотекарь

Наличие комфортных условий для работы с информационными потоками

16

Участие в формировании универсальных учебных действий  

2015-2019

Педагог-библиотекарь

Успешность работы школы по формированию универсальных учебных действий учащихся

17

Разработка пакета документов о школьном информационно-библиотечном центре

2015-2016

Педагог-библиотекарь,

директор

Наличие пакета документов о школьном информационно-библиотечном центре.

Создание школьного информационно-библиотечного центра

18

Заключение договоров о партнёрском сотрудничестве с библиотеками школ района, городскими публичными библиотеками и литературными объединениями

Ежегодно

Директор,

педагог-библиотекарь

Оперативное решение общих проблем обеспечения образовательного процесса

19

Создание библиотеки для родителей

2015-2017

Педагог-библиотекарь,

Совет школы, ученическое самоуправление

Родители учащихся становятся активными посетителями школьной библиотеки. Востребованность источников информации по организации воспитания в семье и развитию ребёнка

20

Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении

2015-2019

Педагог-библиотекарь

Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня

21

Организация встреч с интересными людьми на базе различных библиотек

2015-2019

Педагог-библиотекарь

Повышение интереса к посещению библиотек города

22

Участие в семинарах школьных библиотекарей на базе библиотек района с целью обмена опытом работы и повышения эффективности работы педагога-библиотекаря

2015-2019

Педагог-библиотекарь

Создание системы непрерывного образования педагогов-библиотекарей

23

Организация Дней семейного чтения

Регулярно

Педагог-библиотекарь, ученическое самоуправление

Приобщение родителей и детей к семейному чтению

24

Организация читательских конференций, конкурсов чтецов, Недели детской и юношеской книги

Регулярно

Педагог-библиотекарь

Повышение читательской культуры школьников.

Рост количества книговыдач и посещаемости библиотеки.

Повышение интереса к чтению

25

Проведение внеклассных мероприятий и акций, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников

Регулярно

Педагог-библиотекарь классные руководители,

педагог-организатор, социально-психологическая служба школы

Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися

26

Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей

Регулярно

Педагог-библиотекарь

Повышение эффективности воспитательной работы

27

Создание «Гостевой книги» (отзывы и предложения по работе информационно-библиотечного центра)

2016-2017

Педагог-библиотекарь

Повышение эффективности работы информационно-библиотечного центра

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Основным источником финансирования Программы являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования Программы могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники: спонсоров, получение грантов и др.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

В ходе решения задач Программы развития библиотеки  МБОУ СОШ №9 как информационно-библиотечного центра руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль его работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:

- выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели программы развития библиотеки, учебного плана  школы в целом;

- удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;

- существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;

- достаточно ли ресурсное обеспечение;

- рентабельны ли эти направления.

Ниже приводятся основные показатели работы центра, которые целесообразно учитывать для текущего контроля и оценки степени выполнения стоящих перед ним задач:

- число книговыдач на одного члена школьного сообщества (отдельно на ученика и сотрудника);

- средняя посещаемость на одного члена школьного сообщества (отдельно на ученика и сотрудника);

- число книговыдач на единицу хранения (обращаемость);

- число справочных запросов на одного члена школьного сообщества (отдельно на ученика и сотрудника);

- степень использования компьютеров и онлайновых информационных источников.

Показатели обеспеченности ресурсами:

- общий размер книжного фонда на одного члена школьного сообщества;

- обеспеченность персональными компьютерами или терминалами на одного члена школьного сообщества;

- обеспеченность компьютерами с интерактивным доступом на одного члена школьного сообщества.

Кадровые показатели:

- отношение числа полных ставок в информационно-библиотечном центре к численности школьного сообщества;

- отношение числа полных ставок к показателям использования информационно-библиотечного центра.

Качественные показатели:

- степень удовлетворенности пользователей;

- целевые группы пользователей;

- консультационная деятельность.

Стоимостные показатели:

- удельные издержки на функции, услуги и операции;

- расходы по персоналу;

- общие затраты на информационно-библиотечный центр в расчёте на одного члена школьного сообщества;

- общие затраты на центр от общего бюджета школы (в процентах);

- затраты на мультимедийные материалы от общих затрат на ИБЦ (в процентах).

Возможные трудности и риски:

1. Недостаточное  финансирование деятельности информационно-библиотечного центра.

2. Некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне свободного доступа) и, как следствие, - частые поломки, постоянные проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса при их неумелом использовании.

3. Несоответствие площади помещений, отведённой под информационно-библиотечный центр с возрастающим функциям.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе реализации Программы к концу 2019 года будет достигнуто:

1. Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.

2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным  информационным ресурсам.

3. Улучшение комплектования и обеспечение безопасности  фондов информационно-библиотечного центра.

4. Повышение читательской компетентности детей и подростков.

5. Укрепление материально-технической базы.

6. Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудников центра.  

7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для пользователей центра:

* на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;

* на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;

* на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;

* на предоставление свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;

* на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;

* на организацию совместной работы обучающихся и педагогов.  

Будущая модель школьной библиотеки – информационно-библиотечный центр как симбиоз библиотеки и компьютерного класса школы с возможностями для обучения, самообразования и дистанционного обучения всех участников образовательного процесса школы, благодаря использованию библиотечных фондов, новых информационных технологий и педагогического сопровождения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. http://unyuganschool2.86.i-schools.ru/?page=programma__razvitiya_bib 

2. http://www.docme.ru/doc/75498/programma-razvitiya-biblioteki 

3. Барболина М.А. Место библиотеки в образовательном и воспитательном процессе/М.А. Барболина//Школьная библиотека. – 2006. – №5. – С.12-13.

4. Волобуева М.Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки/М.Ю. Волобуева//Школьная библиотека. – 2010. – №8. – С.27-33.

5. Козлова О.В. Создаём документ «Программа развития школьной библиотеки»/ О.В. Козлова//Библиотека в школе. – 2011. – №12. – С.48-51.

6. Лазарев В.С. Как разработать программу развития школы/В.С. Лазарев, М.М. Поташник. – М.: Новая школа, 1993. – 46с.

7. Манифест школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО. – URL: http://www.gnpbu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа развития школьной библиотеки

программа развития школьного информационно-библиотечного центра на 3 года...

Информационная карта библиотеки МБОУ ОШИ ООО

В информационной карте библиотеки представлена информация о структуре библиотеки, библиотечном фонде, о формах работы с читателями, о техническом оснащении и др....

Организация книжных выставок в библиотеке МБОУ СОШ № 21 г. Балаково Саратовской области.

Опыт работы школьного библиотекаря по организации традиционных и нетрадиционных видов книжных выставок. Дана разработка нетрадиционной книжной выставки. Выставка-викторина, выставка-игра /Авторск...

Школьная библиотека МБОУ ООШ № 21

Презентация о школьной библиотеке ученицы 2 класса  "Почему нам интересно ходить библиотеку" , для библиотекарей и учащихся...

Презентация "Работа библиотеки МБОУ "Образовательный центр "Созвездие"" по патриотическому воспитанию с детьми с ОВЗ"

Презентация "Работа библиотеки МБОУ "Образовательный центр "Созвездие"" по патриотическому воспитанию с детьми с ОВЗ"...

План работы библиотеки МБОУ СОШ 21 им. Семёнова Д.В.

Основные цели и задачи школьной библиотеки:Цели1.Создание единого информационно-образовательного пространства. Осуществление государственной политики в сфере образования через библитечно-информационно...