Буклет "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках".
методическая разработка ( класс) на тему

Киршина Галина Александровна
В буклете дается небольшое определение патриотизма, цели работы педагога. Далее приводятся конкретные примеры на основе учебного материала (стр. учебника, задание), каким образом материал задачи можно использовать для патриотического воспитания. Примеры даны по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Буклет удобен в использовании. Программа "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотизм – это система отношений человека к:

  • истории страны: историческому прошлому героическому и настоящему, истории и традициям российской армии:
  • национальной культуре; обычаям, традициям, литературе, музыке и т.д.;
  • стране на карте мира: ее природе, экономике, «малой Родине»;
  • государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка;
  • гражданскому долгу перед государством, народом, готовности укреплять ее мощь и независимость;
  • ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбу народа в целом.

     Основной задачей можно считать создание условий для развития, становления высоконравственного человека-патриота, которые определены Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).

   Целью нашей работы является  создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. 

Большие возможности дает учебный материал по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, и даже изо с технологией.

Например, математика: учебник для 1 класса, часть 2, Школа России, издательство «Просвещение». На с. 7 задание с использованием посуды, выполненной в стиле «Хохлома». Прежде, чем выполнять матем. задание уместно пояснить, что «Хохломская роспись – русский народный промысел, возник в 17 в. Название происходит от с. Хохлома Горьковской области. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполнена красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. В настоящее время работают две фабрики в г. Семенов и с. Семино. Варианты работы с этой информацией могут быть различны при системно - деятельностном подходе. Можно поручить некоторым ребятам подготовить заранее, другим – принести образцы (рисунки или посуду), или на уроке найти в Толковом словаре определение Хохломы и прочитать. Конечно, все это делается не в ущерб математике, но поднимет интерес к выполнению задания, и оно будет быстрее выполнено.

      С. 38 – тема «Литр».  Задачи про молоко и сок. Можно поговорить о нашем сельском хозяйстве. Что любите пить? Какое молоко покупаете, сок? Что написано на коробке? Цифры: производство молока в стране увеличилось на   2 %,  сока -    

1,5%. Тему можно развить, но это математика, говорим о гордости за нашу страну.

      С. 88 – библиотека. Самые грамотные люди – читающие люди. Нашей стране нужны грамотные и лучшие специалисты, чтобы нам с вами жилось лучше всех в мире.

       С. 89. Футбол, спорт. Кто прославляет нашу страну? Хакасию? Белый Яр? (можно заслушать рассказ своего футболиста из класса и др. детей, как они занимаются спортом и будут славить малую родину).

Русский язык, Школа России, издательство «Просвещение». Начинается   учебник  с русской народной сказки «Колобок». Изучается тема: «Какой бывает речь?». Уместно провести инсценировку сказки, показать значение речи, какой она бывает. В процессе этой  работы идет подбор необходимых слов, выражений. Можно поговорить о богатстве русского языка. Это тоже патриотическое воспитание с применением системно - деятельностного подхода.

          На следующей странице идет разговор о русском языке как государственном языке. Здесь необходимо пояснить, что такое родной язык, государственный язык. Рассказать, что мы живем в Республике Хакасия, и у нас есть второй государственный язык – хакасский. Это право дано народам Конституцией Российской Федерации. Этим нужно гордиться.

      На с. 19 упр.2 приводятся слова К. Паустовского   «…Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Можно дать задание сначала в парах: подтвердите эту мысль. Затем заслушать желающих. Посмотреть, был ли предмет, названный по-разному. Почему? Снова говорим о великом русском языке, гордимся им.

      С. 61 Знакомство со словарным словом «деревня». Картинка. А мы где живем? Для многих из нас деревня – это малая родина.

     С. 123 Тема «Заглавная буква в словах. Благодатная тема. Названия известных и неизвестных городов, рек, улиц, фамилии и имена писателей, поэтов, клички животных. Можно говорить и о большой Родине, и о малой, о семье, о любимых питомцах, названиях улиц (почему они так названы?), т.д.

       В каждой теме есть «Странички для любознательных», где дается дополнительный материал, который тоже дает повод говорить о Родине, о любви к родине, о ее защите и прославлении.

       Предмет «Литературное  чтение»,  на мой взгляд, полностью подчинен задаче гражданско-патриотического воспитания. Начинается учебник с рубрики «Твоя библиотека», в ней произведения В. Берестова, С.Маршака, Б. Заходера.  Далее – отрывки «Из старинных книг»:  Не одежда красит человека, а его добрые дела и поступки. Почитай своих родителей учителей и старших, исполняй приказания первых и слушай советы последних. Т. д. Виды работы:  заслушиваются ответы детей после их обсуждения в группах. Акцентируется внимание на личностных качествах человека, которому будет легко жить в обществе, а обществу комфортно с такими гражданами. Далее изучаются русские народные потешки, песенки, стишки, сказки, которые учат доброте, взаимовыручке, смекалке, дружбе, т.д.

     И конечно, отрывки из произведений А.С. Пушкина, гордости русского народа! В этом разделе такие задания: расскажи свою любимую сказку, пусть твой друг задаст тебе вопрос по ней. А я всегда спрашиваю: чему учит эта сказка? Какие качества понадобились герою, чтобы преодолеть все препятствия и добиться цели?  Вы хотите быть такими?

      Предмет «Окружающий мир» создает прекрасные условия для гражданско-патриотического воспитания на этих уроках.

Например, на с. 24 тема «Когда мы станем взрослыми?» Муравей (что мы узнаем и чему научимся?) настраивает детей на работу: «Узнаем, как со временем меняются человек и окружающий мир. Будем учиться думать о последствиях своих поступков». Чем жизнь взрослых отличается от вашей? Как изменится окружающий мир? В каком городе будет лучше жить? (картинки). От чего зависит, каким он станет? Можно поразмышлять в парах, в группах, заслушать ответы детей, провести дискуссию, т.д. Вывод: Окружающий мир может измениться по-разному. Счастливая жизнь зависит от поступков каждого! Снова – предлог для разговора или интересного задания о Родине.

     Учебник 1 класса предлагает много проектов, позволяющих говорить о гражданской позиции подрастающего поколения и патриотизме. Вот темы проектов: «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Моя семья», т.д.

  Такие темы, как «Зачем строят корабли, самолеты, поезда» также позволяют подобрать материал, показывающий  успехи нашей страны в этих областях.  А тема  «Зачем люди осваивают космос?» начинается с портрета Ю.А. Гагарина. Надо ли рассказывать вам, как наша страна до сих пор гордится им и будет гордиться!

http://cs11140.userapi.com/u105844789/-14/x_11884eb2.jpg

http://otvet.imgsmail.ru/download/99473290_404f896d9bb9888d34898a69753ed126_800.jpg

Формирование гражданско-

патриотических качеств

 младших школьников

на основе системно –

деятельностного  подхода

на уроках

МБОУ  «БЕЛОЯРСКАЯ СШ»

Учитель  Киршина Галина

 Александровна

29.03.2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

Статья по итогам первого года работы по модулю ОМРК...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Патриотическое  воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...

«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"

Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....