Методическое пособие "Учимся правильно петь"
методическая разработка на тему

Методическое пособие предназначено для использования студентами педагогических колледжей и учителями музыки. В нем рассмотрены упражнения, которые помогут улучшить развитие голоса, артикуляции, дыхания и произношения. Регулярно выполняя эти упражнения, вы поможете голосовому аппарату привыкнуть к правильной постановке и сформируете умение правильно петь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Биткина Ольга Олеговна

УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПЕТЬ

Методическое пособие

Челябинск 2015 г

Биткина О.О. УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПЕТЬ – Челябинск: Педагогический колледж №1, 2015. – 16 с.

Методическое пособие предназначено для использования студентами педагогических колледжей и учителями музыки. В нем рассмотрены упражнения, которые помогут улучшить развитие голоса, артикуляции, дыхания и произношения. Регулярно выполняя эти упражнения, вы поможете голосовому аппарату привыкнуть к правильной постановке и сформируете умение правильно петь.


Содержание

Введение……………………………………………………………………...……4

Глава 1. Упражнения

1.1. Распевания – важная часть в постановке голоса……………………...……5

1.2. Упражнения вокализации…………………………………………….…..….7

1.3. Упражнения в распеве речи………………………………………….....……9

Глава 2. Гимнастика

2.1. Артикуляционная гимнастика……………………………………………...10

2.2. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой…………………………...12

Список литературы……………………………………………………………....15


Введение

Постановка голоса – это выработка правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса.

При постановке голоса работа мышц становится расчлененной и упорядоченной. Вырабатываются нужные связи, рефлексы; ненужные –  тормозятся, лишние движения и напряжения исчезают; формируются стойкие речевые и вокальные навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто, свободно.

"Человек, умеющий петь, знает наперед, т.е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон", - писал И. М. Сеченов.

Методы постановки голоса могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приемами; работа с артикуляционным аппаратом.

Когда каждый орган работает в свойственной ему области, не мешая работе других органов, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные детали речи или мелодии в один полный и непрерывный ансамбль. Если же наоборот, один из механизмов выполняет свои функции плохо, то голос прерывается и слабеет после каждого слога. Поэтому так важно научиться быть внимательным. Надо слушать себя и ухом, и всем телом.


Глава 1. Упражнения

1.1.Распевания – важная часть в постановке голоса

Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распеваний дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Распевание – наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, распевание имеет и разовое назначение: создание творческого тонуса и приведение голосового аппарата в рабочее состояние.

Распевания позволяют избирательно останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, тренировать их до автоматической привычки, постепенно расширяя диапазон технических навыков. Это дает возможность певцу более свободно преодолевать вокально-технические трудности репертуара, уделяя главное внимание артистизму и раскрытию идейно-художественного содержания исполняемого произведения.

Следует подбирать и систематизировать упражнения по степени трудности, учитывая при этом уровень подготовки и индивидуальные особенности певца. Каждое вокальное упражнение, за отдельным исключением, должно содержать выраженную в словах мысль, или подтекст, развивающий воображение певца.

С физиологической точки зрения распевание это разогрев голосового аппарата, приведение его в состояние движения и способности к целенаправленной и длительной вокальной работе.

Распевания повышают общий тонус организма певца, вызывают состояние творческого возбуждения и стимулируют творческую активность. При постоянной тренировке голоса, на систематически чередующихся вокальных упражнениях, развивается условный рефлекс готовности к длительной, систематической, полноценной работе, что является необходимой предпосылкой профессионализма.

В распеваниях следует, прежде всего добиваться координации слова и звука, позволяющей певцу осуществлять синтез разговорной и музыкальной речи, который отличает искусство пения от всех других музыкальных искусств. Это чудо природы дано человеку для высочайшего духовного общения, но за этим стоит упорный, систематический, неустанный труд в овладении прекрасным целым, состоящим из множества деталей. Каждая из них является звеном непрерывной цепи одухотворенного творческого процесса пения. Поэтому при исполнении не только вокального произведения, но даже простейшей попевки, необходимо развивать видение цельного образа.

Процесс познания состоит из анализа и синтеза. Во время обучения пению, необходимо анализировать и осмысливать значение каждой детали для того, чтобы научиться пользоваться ей. Однако никогда не следует терять чувство целого – синтеза, которое подсказывает поющему место и роль детали в нем.

Освоение приоритета речевого начала необходимо не только с точки зрения вокальной техники, но главным образом для более глубокого осмысления самого искусства пения, как искусства духовного, емкого и многогранного. Оно зарождается в глубинах человеческого мозга и управляется посылами, идущими из коры головного мозга и его подкорки. Подкорка, как бы кладовая творческих запасов человека, в которой таится «огромная мощь неосознанного». Кора головного мозга – источник логического действия. Как мудрый наставник, она воспитывает и направляет интуицию, а в нужный момент, автоматически выдает импульсы необходимых действий. В пении это выражается соотношением сознания и эмоции. Сознание закодировано в буквенных и нотных знаках, сюжете и форме произведения, оно же освещает путь эмоции, раскрывающей глубины содержания произведения, его внутренний смысл – подтекст. В этом содружестве кроются неограниченные возможности интуитивных озарений и творческих всплесков.

Усвоение идеи и содержания произведения – первый и главный момент обучения. Благодаря правильной пластичной артикуляции, во время пения, звук голоса певца беспрепятственно летит навстречу слушателям, а сам певец приобретает свободу и легкость владения голосом.

1.2. Упражнения вокализации

Объективно, одним из лучших свойств певческого голоса является, как известно, его «полетность», которая возникает при близком, свободном и высокопозиционном посыле звука вперед, к слушателю. Однако самому певцу полетный звук слышится «сзади», поэтому и голос кажется ему более глухим и слабым. При помощи педагога и аудиозаписи, он приучается слушать себя объективно (со стороны) и привыкает к новым слуховым и мышечным ощущениям.

В речевых упражнениях, прежде всего, следует стремиться к достижению пластики речи, приобретению навыка естественного распевного произношения, наблюдаемого у хороших актеров старой школы. Напомним, что впечатление живой разговорной речи во время пения должно создаваться путем переучивания привычной, разговорной речи в певческую.

Певческая речь должна «укладываться» в метроритм мелодии. Здесь возникает непривычная для бытовой слитной скороговорки протяженность гласных (особенно неударных) и необходимость в переносе согласных (вместо меч —та ме —чта и т.д.). До наработки автоматического навыка разговорная привычка срабатывает быстрее, чем певец успеет сообразить, как надо. Выход только один: нарабатывать новые координации до автоматизма ежедневной, упорной тренировкой.

Пианист, например, осознает необходимость тренировки пальцев для развития в них должной гибкости и виртуозности, т.к. без этого он не сможет хорошо играть. Аналогично и певец обязан тренировать свой артикуляционный аппарат, в первую очередь — язык, до виртуозности, поскольку вялый, малоподвижный («ленивый») язык является причиной косноязычия и главным препятствием при пении.

В обычной разговорной речи люди не думают о возможностях своего языка — его гибкости, энергии, пластичности. Благодаря этим свойствам, он способен принимать любую форму, для отчетливого произношения различных звукосочетаний. Певцу же совершенно необходимо почувствовать и понять свойства своего языка. С этой целью рекомендуются следующие упражнения:

1. Вытянуть язык вперед и попытаться достать его кончиком свой подбородок. Вернуться в исходное положение и повторить несколько раз.

2. Провести кончиком языка по твердому небу от верхних зубов к мягкому небу, затем втянуть язык в глотку. Соединить оба упражнения и проделать несколько раз.

3. Играть «в прятки»: быстро высовывать язык и «прятать» его внутрь рта.

4. Упираться языком в нижние зубы и с силой выталкивать их вместе с нижней челюстью вперед, Закончить упражнение зеванием, ощущая при этом, как открывается глотка. Позевать несколько раз и убедиться, что при позыве к зеванию начинается энергичное движение языка и нижней челюсти вперед и вниз, в результате чего полностью раскрывается зев. То же самое происходит при подготовке к пению.

5. Последовательно выполнить:

а) Показать язык, вытянув его как можно дальше вперед;

б) В этом положении собрать его переднюю часть в «ложечку»;

в) «Спрятать ложечку» в рот, упираясь ею в основание нижних зубов. Проделать несколько раз.

6. Приложить язык к твердому небу и вибрировать, подражая мурлыканью кошки на букву «р», затем сказать скороговорку: «роза, роза, роза лен».

7. Кончиком языка упруго и поочередно прикасаться к основанию верхних зубов передней части, середине и задней части твердого неба, после каждого касания возвращая язык к основанию нижних зубов.

8. Энергично произносить согласные звуки, постоянно возвращаясь к гласному «а» и упираться при этом языком в основание нижних зубов. Начиная с задненебных произносить в следующем порядке: X—А, К—А, Г—А, Н—А, А—А, Ж—А, 3—А, Б—А, В—А,М—А. Те же согласные произносить возвращаясь на букву «ы», «е», «и», «о», «у». Стараться озвучивать согласные, пропевать каждый слог (ха, ка и т.д.) слитно, не поднимая языка, при помощи нижней челюсти.

9. Произносить, не поднимая языка, следующий ряд гласных: И—ЙЕ—Я—ЙО—Ю. Постепенно ускорять темп, подражая стуку колес поезда и акцентируя звук «я».

10. Произносить гласные «а», «о», «у», с различными интонациями: удивления, изумления, испуга, радости, утверждения, вопроса, и т.д. Убедиться, что интонация содержит в себе не ограниченные выразительные возможности.

11. Положить язык, упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Произносить быстро, легко, с малой амплитудой различные звукосочетания типа: КА-КА-КА, МА-МА-МА, ГА-ГА-ГА, ЛА-ЛА-ЛА.

1.3. Упражнения в распеве речи

1. Распев речи на произвольной звуковысотности.

Основные требования: плавное, естественное и непрерывно льющееся произношение, с выявлением смысловой интонационной окраски. С этой целью выполняется задание: придумывать и многократно проговаривать на распев различные фразы и предложения, соответствующие какой либо жизненной ситуации, например: «Погулять бы сейчас в лесочке», «Ну и где ж ты, подружка гуляла?», «Сто лет не была в театре!», «Неужели ты не знаешь, что Маша вышла замуж?», «Лена, Лена! Где твоя улыбка?».

Здесь предоставляется полная свобода фантазии и импровизации. Главная задача — найти себя, понять свое естество, выразительные возможности своей речи, тембр своего голоса и, на этой основе, овладеть координацией слова и звука. В этой работе следует проявить упорство, так как при вокализации часто теряется ощущение естественной разговорной речи и голос становится неуправляемым.

2. Распев слов на фиксированной звуковысотности.

Слова пропеваются на фиксированной звуковысотности, удобной тесситуре, равномерном метроритме.

В работе необходимо следить за соблюдением логики речи: волевым распевом смысловых (ударных) гласных, «скороговорочным» — неударных. Основная цель — понять и ощутить музыку речи, полюбить ее до такой степени, чтобы тренинг превратился в художественную потребность и наслаждение. При этом основное внимание должно быть уделено выявлению самобытной речевой интонации, которая в пении, соединяясь с интонацией музыкальной, является началом всех начал.

Глава 2. Гимнастика

2.1. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные проблемы всегда возникают при скованной, малоподвижной нижней челюсти, которая тормозит движение, в то время как музыка и словесный ряд, слитый с нею, требуют непрерывного движения мысли и чувства заключенных в звуке, поэтому и пение есть непрерывное движение звука. Но здесь требуется виртуозная подвижность нижней челюсти, которая, в большей мере, должна брать на себя работу языка. В разговоре язык постоянно находится в движении. Во время пения он должен лежать в ложе нижней челюсти, фиксируя музыкальную длительность гласных звуков и производить минимум движений вверх и вниз, мешающих прохождению звукового потока.

В таких случаях, нижняя челюсть, вынося вместе с языком гласные звуки вперед, сразу возвращается назад, подводя язык для произнесения следующих звуков и так непрерывно: назад —вперед, назад —вперед.

В результате достаточной тренировки язык и нижняя челюсть приобретут необходимую энергию, подвижность и пластичность. Разумеется, эти действия, как и остальные в пении, должны быть целесообразны, экономны и естественны, в соответствии с фонетикой и логикой речи. Подготовительные упражнения нужны не только плохо подготовленным, но и опытным певцам, как для преодоления препятствий и неудобств, связанных с неточной артикуляцией так и для более глубокого понимания, освоения и совершенствования «разговорного» принципа пения, поскольку это не только техника, но и образ мышления.

Однако и здесь нужен индивидуальный подход: у каждого поющего есть свои«плохие» или «неудобные буквы», следовательно именно они требуют большей тренировки. При естественном, отчетливом и энергичном формировании гласных, все буквы становятся «хорошими». Исправляя дефекты речи — природные или наработанные, следует тренироваться длительно и систематически, с интересом и увлечением придумывая, или извлекая из практики, самые сложные словосочетания.

При тренировке следует наслаждаться звуковой игрой, полюбить слово, таящее в себе беспредельные возможности самовыражения. Упражнения рекомендуется выполнять в спокойном темпе, равномерном ритме концентрируя все внимание на скоординированный звук.

Упражнения:

1. «Хомяк» — язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд

2. «Кружок — рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека - под верхней губой - левая щека - под нижней губой)

3. «Лошадка» —  улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка «лошадка цокает копытами»

4. «Самовар» — сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секуны и выпустить через губы, произнося: «Пых!»

5. «Толстячки-худышки» —   поочередно надувать и втягивать щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд

6. «Пароход» — слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»

7. «Покусаем язык» — улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык от кончика к корню и наоборот.

2.2. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь — пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более простые, и прежде всего дыхание.

Гимнастика Александры Николаевны  Стрельниковой — единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, она в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.

Основной комплекс:

1. «Ладошки»

Исходное положение : встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони. Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом. Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха.

2. «Погончики»

Исходное положение: встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на уровень пояса. Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов—движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов—движений.

3. «Насос»

Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох. Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

4. «Кошка»

Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте приседание и одновременно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии.

5. «Обними плечи»

Исходное положение: встаньте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко вдыхайте носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать.

6. «Большой маятник»

Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох с «пола» — вдох с «потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!


Список литературы

1. Гонтаренко Н. Сольное пение. Секреты вокального мастерства – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с.

2. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг – СПб.: Лань, 2003. – 194 с.

3. Плужников К. Механика пения – СПб.: Композитор, 2004. – 88 с.

4. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора, 2007. – 128 с.

5. Яранцева Я.Г. Воспитание вокалиста. Учебно-методическое пособие – Вологда, 2006. – 49 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся правильно петь

Учимся правильно петь...

Методическая разработка "Правильное питание - залог здоровья"

В этом файле Вы сможете ознакомиться с основными принципами здорового питания ; со способами приготовления пищи ; со структурой потребления,свойствами,составом и вкусом пищи;переход на здоровое питани...

Методическая разработка урока музыки в 1 классе по теме: " Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и Волк".

Цель этого урока: продолжить знакомство ребят с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказки.              ...

Методическая разработка конкурса "Катя с Петей строят дом, чтобы счастливо жить в нем" (разговор о правильном питании).

Разработка конкурса "Катя с Петей строят дом, чтобы счастливо жить в нем" является частью темы "Разговор о правильном питании" и предназначена для учащихся 5-6 классов. Материал направлен на более пол...

Методическая разработка конкурса "Катя с Петей строят дом, чтобы счастливо жить в нем" (разговор о правильном питании).

Разработка конкурса "Катя с Петей строят дом, чтобы счастливо жить в нем" является частью темы "Разговор о правильном питании" и предназначена для учащихся 5-6 классов. Материал направлен на более пол...

Статья "Основные формы работы и методические приемы на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», используемые при реализации третьей части программы «Формула правильного питания»

В статье рассказывается об основных формах и методических приемах, используемых на занятиях кружка "Разговор о правильном питании"....

Методическая разработка «Как научиться петь» (школа эстрадного вокала)

Методическая разработка«Как научиться петь»  (школа эстрадного вокала)...