Портфолио педагога
методическая разработка на тему

Здесь собраны материалы для портфолио педагога (к аттестации работников образования))

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Новоспасский                                      муниципального района Приволжский Самарской области

ПРИНЯТО                                                                             УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                           на педагогическом совете №___                                    Директор школы _______________                                    

_________________20___г.                                            ______________/Н.В.Илларионова/                                                                      

                                                                                      Распоряжение № ____ от___ 20___ г.                                                                                                                    

Рабочая программа  внеурочной деятельности                                                      

 «Школьный пресс-центр»

Возрастная категория: 7-8 классы (13-14 лет)

Срок реализации: 1 год

Автор (составитель): Кузнецова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

пос. Новоспасский

2015-2016 учебный год

                                                   Пояснительная записка.
   
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс.  

    В  условиях современного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности  обучающихся, и особое внимание уделяется их развитию. К наиболее важным информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие: знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах, владение навыками работы с различными видами информации.

       Наиболее важными нравственными компетенциями можно назвать: 
степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек,  имеющий собственное мнение и  собственные убеждения, способный утверждать и отстаивать их;  понимание духовного саморазвития и самореализации человека; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современном обществе.  Оптимальная форма организации деятельности в этом направлении - создание школьного пресс-центра, где подросток  знакомится с совокупностью средств массовой коммуникации и овладевает различными процессами социального взаимодействия. В школьном пресс-центре отрабатывается авторская позиция обучающегося, здесь  создаются условия для информационно-нравственной компетенции, самоутверждения и становления личности подростка.    Данная программа составлена на 1 год и рассчитана на обучающихся 7-8 классов.

2. Цель и задачи программы
Цель:

- создание условий для развития журналистских способностей обучающихся

Задачи: 
- обучать детей умению выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружающих, ответственно и критически анализировать содержание своих сообщений;
- развивать и стимулировать активность обучающихся, их творческие способности; 
- обеспечивать тесную связь  коллектива педагогов школы с обучающимися;
- знакомить обучающихся с основами журналистского дела;
- осуществлять выпуск общешкольной газеты "Переменка". 

3. Ожидаемые результаты работы по программе

   В результате реализации программы обучающиеся должны

-  знать основы журналистики;

- уметь выстраивать устные и письменные высказывания;

- уметь работать с текстовым редактором  Microsoft Word;

- уметь обрабатывать данные, полученные в результате опросов, анкетирования;

- осуществлять выпуск общешкольной газеты.

4. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
   Результативность проделанной работы в ходе реализации программы можно         определить следующими критериями:

- ростом  уровня активности обучающихся в работе пресс-центра;

- накоплением информационных материалов.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме

- творческих работ;

- рефератов;

- решения творческих задач;

- эвристических бесед по темам

5. Теоретико-методологическое обоснование программы 

  При внедрении программы необходимо учитывать следующие методические принципы:

- личностно-ориентированный подход (учитывает особенности обучающихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить);

- коммуникативную направленность (даёт обучающимся возможность общаться в процессе создания, выпуска, реализации газеты);

-  деятельностный характер обучения (позволяет работать индивидуально, в парах, в группах);

- взаимосвязанное обучение (написание заметок и статей, подготовка постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет);

- поэтапность обучения (от простого к сложному - способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).

Методы обучения и воспитания:
 - словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение);
 - наглядный (демонстрация образцов шрифтов, заметок, оформления газетных полос и др.);
 - практический (сбор материала, оформление статей, газеты);
 - аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).

Средства обучения и воспитания:
- технические (фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер).
Виды деятельности обучающихся:
- теоретические занятия
- творческие практикумы
- работа с прессой
- работа со справочной литературой, словарями 
- анкетирование
- социологический опрос
- экскурсии
- встречи с журналистами
- участие в школьных, районных,  окружных  и т.п. конкурсах
- выпуск школьной газеты

6. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

  Возраст детей – 13-14 лет. Это подростковый возраст, когда на первый план выходит общение со сверстниками. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновение самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм.  Повышаются требования как в школе, так и в семье.  У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым и потребность в общественной деятельности.  В этом, как нельзя лучше, подростку может помочь участие во внеурочной деятельности.

    Набор детей в школьный пресс-центр свободный

    Число обучающихся в группе – 10-12 человек

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

теоретических занятий

практических занятий

всего

1.Введение в журналистику

7

Профессия - журналист

1

1

Средства массовой информации

1

Этико-правовые основы журналистики

1

Выпуск первого номера газеты

1

2

2.Культура речи  журналиста

8

Культура устной речи

1

1

Культура письменной речи

1

1

Редактирование текста. Работа с программой Microsoft Word

1

1

Выпуск  второго номера газеты

1

1

3.Журналистский текст

5

 Жанры журналистики

1

Различные методы сбора информации

1

1

Выпуск третьего номера газеты

1

1

4.Печатное издание

14

Редакция газеты, распределение обязанностей

1

Выпуск четвёртого номера газеты

1

1

Формат и объём печатного издания

1

Оформление рубрик

1

Выпуск пятого номера газеты

1

1

Газетные полосы и колонки

1

Выпуск шестого номера газеты

1

1

Выпуск седьмого номера газеты

1

1

Представление группового проекта «Школьная газета»

1

Выпуск восьмого номера газеты

1

Итого

34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение в журналистику. История возникновения и развития журналистики в России. Профессия журналиста. Этико-правовые основы журналистики. Современные требования к газете. Подборка материала. Вёрстка номера газеты.

2. Культура речи в журналистике. Знакомство с основами культуры речи, требованиями и признаками хорошей устной и письменной речи. Орфографические, пунктуационные, орфоэпические нормы. Редактирование текста. Подборка материала. Вёрстка номера газеты.

3. Журналистский текст. Знакомство с основными жанрами журналистики: репортаж, интервью, заметка, зарисовка. Методы сбора информации. Практикум «Я беру интервью». Работа с текстом. Подборка материала. Вёрстка номеров

4. Печатное издание. Состав редакции газеты. Формат и объём печатного издания. Рубрики. Их оформление. Газетные полосы и колонки. Работа с текстом. Подборка материала. Вёрстка номеров. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для организации работы школьного пресс-центра используются:

- школьный кабинет

- стенд

- компьютер

- принтер

- сканер

- фотоаппарат

- канцелярские  товары

Ресурсное обеспечение программы:
- Финансирование программы осуществляется за счет основного бюджета школы и привлечения внебюджетных средств.
- Контроль осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
 

Список литературы

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.,1993
  2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989
  3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990
  5. Орфографический словарь русского языка. М., 1991
  6. Цветкова И.В. Школа социального успеха: Развитие воспитания в системе дополнительного образования. Методическое пособие для специалистов учреждений дополнительного образования. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -84с.
  7. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.
  8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.
  9. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995
  10.  Ресурсы Интернета, посвященные  журналистике.


                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ


             
Организационная структура пресс-центра
    Высшим органом управления деятельностью пресс-центра является общее собрание его членов. 
    К исключительным полномочиям собрания относятся:
- избрание (главного) редактора газеты и помощника (главного) редактора, 
- определение основных направлений деятельности, генерирование идей для очередного номера газеты.

    Решение собрания принимается простым большинством голосов присутствующих открытым или закрытым голосованием. 


Школьный пресс-центр представляет собой открытую структуру. 


Руководитель Пресс-центра: Кузнецова Татьяна Анатольевна

Постоянно действующим органом пресс-центра, планирующим и организующим деятельность, является редакция в составе: 


- главный редактор
- верстальщик
- дизайнер
- стилисты
- наборщик текстов
- корреспонденты
- фотокорреспонденты

 Должностные обязанности членов пресс-центра:

Главный редактор:
- контроль за выпуском номера
- сбор и редактирование полученного материала

 -решение всех важных и спорных вопросов

Верстальщик: 
 - компьютерная верстка газеты
- макетирование издания и его выпуском

Наборщик текста:
- набор полученного материала

Корреспонденты:
- подбор актуального, интересного, поучительного материала для газеты
- написание статей, интервью, заметок

Дизайнер:
 - разработка дизайна выпуска, обложки газеты
- разработка новых стилей и вариантов оформления газеты

Фотокорреспондент:
 - подготовка фотографий
- написание собственного материала

Стилисты:
 - изучение  материалов с целью выявления ошибок

                                                Члены Пресс-центра обязаны: 
- не разглашать содержание готовящегося к печати номера;
- помогать друг другу в подготовке материалов для газеты;
- изучать теорию журналистики;
- отчитываться о проделанной работе;
- ставить общее дело выше личных амбиций.

                                          Члены пресс-центра имеют право:
- выйти из состава объединения;
- участвовать в подготовке текущего номера и отстаивать свое мнение по всем вопросам, связанным с ним;
- выступать на заседаниях редакции;
- входить в состав других объединений;
- быть избранными в руководящие органы.

     
Организация работы школьного пресс - центра.

Работа пресс - центра ГБОУ СОШ пос. Новоспасский осуществляется во внеурочное время, во второй половине дня. День работы – вторник,  с 14.30 до 15.30 

Основные направления работы пресс-центра:


-  создание рабочей атмосферы в среде членов пресс-центра;
-  выпуск печатной газеты «Переменка»;
-   публикация материала на школьном сайте;
- сбор и обработка информации;
- встречи с интересными людьми;
- пропаганда здорового образа жизни; 
- мониторинг своей деятельности.

    Редакция газеты «Переменка » информирует всех субъектов образовательного процесса о деятельности школы, готовит материалы по темам:

- освещение важных событий в школе;
- формирование активной жизненной позиции обучающихся, политико-правового понимания политических событий, процессов в обществе;
- освещение всех сторон учебной и внеучебной деятельности классов; 
- статьи об участниках и победителях олимпиад;
- статьи о спортивных соревнованиях в школе, о выездных спортивных соревнованиях;
- пропаганда здорового образа жизни;
- статьи, связанные с профориентацией школьников;
- интересные истории из жизни учащихся, ребусы, сканворды;
- стихотворения, сочинения, статьи, написанные учащимися школы, учителями.

 
Газета выходит не менее 1 раза в месяц, тиражом 100 экземпляров, объемом не менее 4 полос формата А-4.

                             
                     



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО: Кузнецова Т.А.

Место работы: ГБОУ СОШ пос. Новоспасский Приволжского района Самарской области

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 6

Тема и № урока: Природа и человек в стихотворениях Ф.И.Тютчева, 38

Дата проведения урока: 01.12.2014

Базовый учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях/ Под ред.В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2014.

Цели урока: введение обучающихся в художественный мир стихотворений Ф.И. Тютчева о природе; обучение анализу стихотворения.

Задачи:

- формировать регулятивные УУД: формулировать учебную задачу, осуществлять рефлексию по результатам работы;

- формировать познавательные УУД: осмысливать текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению, создавать собственный текст на основе имеющихся знаний, формировать приёмы исследовательской деятельности, осуществлять поиск информации для решения учебной задачи;

- развивать личностные УУД: воспитывать у обучающихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре, углублять представление о месте человека и его отношениях с окружающим миром;

- развивать коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, брать на себя ответственность за деятельность группы.

Тип урока: урок-практикум с элементами исследования.

Формы работы обучающихся: работа в парах, работа в малых группах, презентация результатов заданий, выполненных группой, обсуждение результатов, интерпретация (художественное чтение) текстов стихотворений, индивидуальная работа, рефлексия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиоаппаратура, раздаточный материал (индивидуальная карта, карта рефлексии, листы с заданиями для групп)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Время

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуник./личн.

I.

Стадия вызова

Вводный

Организационный момент

Введение в тему.

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации

1.Приветствует обучающихся. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания.

2. Ставит дидактические цели. Знакомит с раздаточным материалом.

3. Ставит познавательную задачу.

Задание 1. Возьмите индивидуальную карту. Перед вами два слова: «природа» и «человек». Что они означают? Запишите свои ответы в таблице. Используйте существительные, глаголы, прилагательные-эпитеты. В графе ниже запишите, как связаны и как взаимодействуют человек и природа.

4. Показывает портрет Ф.И. Тютчева Слайд №1 и спрашивает:

- Знаком ли вам этот человек?

- А хорошо ли вы помните  его произведения, которые изучали в предыдущих классах?

5. Задание 2. Слайды №2-3

Карты № 1, 2

В парах восстановите тексты стихотворений.

- Какая тема объединяет стихотворения, которые мы вспомнили?

Эмоционально настраиваются на работу; знакомятся с раздаточным материалом, познавательной задачей,

заполняют индивидуальную карту, отвечают на поставленные вопросы (3-4 человека отвечаю т устно)

Называют поэта, «вспоминают», что известно по изучаемому вопросу, участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, восстанавливают в парах тексты стихотворений «Весенняя гроза» и «Весенние воды», читают наизусть

- Оба стихотворения о природе, о весне, их объединяет общая тема.

10 мин.

Создание структуры взаимосвязей смысловых единиц текста

Принятие познавательной цели, сохранение её при выполнении учебных действий, регулирование процесса выполнения, выполнение требования поставленной задачи

 Умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 представление конкретного содержания и сообщение его в письменной и устной форме;

интерес к чужому мнению и высказывание своего.

II

Стадия осмысления

Чтение, осмысление и интерпретация художественного текста (стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся)

1. Предлагает разбиться на группы, внимательно прочитать стихотворение, выбрать задание, сформулировать задачу своей группы и примерный ход её решения, итоги работы группы кратко сформулировать на листе заданий; помогает скорректировать задачи, консультирует, направляет работу обучающихся. Слайды №4-5

2.Предлагает определения пейзажной и философской лирики Слайд №6 и задаёт вопрос:

- Данное стихотворение относится к пейзажной или философской лирике?

3.Предлагает послушать     интерпретацию        стихотворения  

профессиональным  актером и ответить на вопрос: о чём это стихотворение?

Объединяются в малые группы, выбирают задание, формулируют задачу своей группы («Литературоведы», «Комментаторы», «Чтецы», «Художники-иллюстраторы») и примерный ход её решения; пользуются картой-памяткой для работы в группе; обсуждают и озвучивают свои пожелания, на основе которых формулируют учебную задачу; в качестве презентации работы группы один человек даёт связный ответ о деятельности группы и подводит итог.

Отвечают на вопрос:

- Это  философская  лирика,  потому что  стихотворение  не  

только о природе, сильной, прекрасной и гармоничной, но и о месте человека в мире и в  природе.

Слушают чтение актёра, отвечают на вопрос

20 мин

Осуществление поиска и выделение необходимой информации;

структурирование знаний, анализ объектов; осмысление текста на возрастном уровне.

Формулирование учебной задачи, планирование своей деятельность для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы, коллективное обсуждение проблем, брать на себя ответственность за деятельность группы

Ш

Стадия рефлексии

Домашнее задание

 Использование  формируемых  предметных  и  

метапредметных УУД в процессе (1) ответа на аналитический проблемный вопрос в  формате ГИА\ЕГЭ или (2) для написания небольшого этюда.  

Итоги урока. Рефлексия

 Слайд №7 Подумайте, каким может быть ваше домашнее задание. В нашем учебнике три стихотворения Ф.И. Тютчева.  

Мы из них не прочитали стихотворение «Листья». Задание связано с ним .

Домашнее  задание.  Выберите  из  двух  вариантов  письменной  работы  тот, который вам ближе: 1.  Как  в  стихотворении  «Листья»  Ф.И.  Тютчев  рассказывает  о  законах  природы?         2.Существуют ли подобные законы в человеческой жизни?

Заполните индивидуальные карты, вставив пропущенные слова

Записывают домашнее задание

Заполняют карту рефлексии

10 мин

построение речевых высказываний в письменной форме

Осуществление рефлексии по результатам работы

 

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей и побуждений, делают выводы и кратко их формулируют.



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Природа и человек в стихотворениях Ф.И.Тютчева

Учебные материалы урока: Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/ Под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2014 г.

Тип урока: урок-практикум с элементами исследования

Цели урока:

- введение обучающихся в художественный мир стихотворений Ф.И.Тютчева о природе;

- обучение анализу стихотворения.

Задачи урока:

- расширить полученные обучающимися в 5 классе представления о лирике Ф.И.Тютчева;

- раскрыть тему взаимоотношений природы и человека в лирике Ф.И.Тютчева на примере стихотворения «С поляны коршун поднялся…»;

- расширить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отработать её практическое использование;

- нацелить обучающихся на формы анализа в формате ГИА/ЕГЭ, востребованные в современных условиях;

- развивать речь обучающихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание; развивать эстетический  вкус обучающихся.

Метапредметные задачи урока:

- формировать регулятивные универсальные учебные действия (УУД);

- формулировать учебную задачу, осуществлять рефлексию по результатам работы;

- формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; создавать собственный текст на основе имеющихся знаний; формировать приёмы исследовательской деятельности; осуществлять поиск информации для решения учебной задачи;

- развивать личностные УУД: воспитывать у обучающихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; углублять представление о месте человека и его отношениях с окружающим миром, с природой;

- развивать коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, брать на себя ответственность за деятельность группы.

В ходе урока планируется достижение следующих предметных результатов:

- расширяются представления обучающихся о лирике Ф.И.Тютчева, происходит осознание того факта, что, изображая гармоничную и динамичную природу, Тютчев показывает жизнь человеческой души, говорит о месте человека в мире;

- обучающимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые на современном этапе в литературном образовании школьников и востребованные формами итоговой аттестации;

- обучающиеся получают опыт самостоятельной интерпретации художественного текста;

- развиваются речевые умения и навыки.

В процессе урока происходит формирование следующих УУД:

- умение планировать учебную деятельность;

- целеполагание, умение формулировать и ставить себе учебную задачу и реализовывать её;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности (работа в паре, в группе, ведение конструктивного диалога, презентация результатов деятельности);

- умение работать с текстом;

- развитие гармоничной личности ученика.

Формы работы обучающихся: работа в парах, работа в малых группах, презентация результатов заданий, выполненных группой, обсуждение результатов, интерпретация (художественное чтение) текстов стихотворений Ф.И.Тютчева как результат выполненного группой задания, индивидуальная работа, рефлексия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиоаппаратура (фонохрестоматия), раздаточный материал (индивидуальная карта, карта рефлексии, листы с заданиями для групп).

Ход урока

Этап 1.

Учитель: Откройте индивидуальную карту. Перед вами два слова. Что они означают? Запишите свои ответы в таблице. Используйте для этого существительные, прилагательные-эпитеты, глаголы.

А в графе ниже запишите, как связаны, как взаимодействую человек и природа.

ПРИРОДА

ЧЕЛОВЕК

Примерные ответы учащихся: это весь мир; земля, воздух, животные; всё вокруг нас и т.д.

Примерные ответы учащихся: это разумное существо; каждый из нас и т.д.

Человек и природа неразрывны. Человек должен беречь природу, жить с нею в гармонии. Хороший, чуткий человек именно так и поступает. Жестокий -   губит природу…

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с такими формами взаимоотношения человека и природы, которые вы в своих ответах не назвали. Любопытно? Задумались? Тогда начинаем…

Этап 2. Введение в тему урока

Учитель: Знаком ли вам человек, изображённый на фотографии?     Слайд №1 (Ответы обучающихся)

Давайте проверим, а помните ли вы стихи Ф.И.Тютчева, которые вы читали, учили наизусть в прошлом году. Выполните в парах задания №1 и №2 в индивидуальной карте.

№1. Узнайте стихотворение и восстановите текст , (и по желанию – второй) строфы, вспомните его название:

1 строфа: а) Любить, резвиться, играть, грохотать. б) Гроза, гром, небо.

2 строфа: а) Гремят, брызнул, летит, повисли, золотит. б) Раскаты, дождик, пыль, перлы, солнце.  (Ответы обучающихся)

Слайд №2. (текст стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»)

Учитель: Кто может прочитать это стихотворение наизусть? (Ответ)

№2. Восстановите текст стихотворения «Весенние воды» (расставьте цифры в порядке расположения строк)

 Ещё в полях белеет снег

Мы молодой весны гонцы

И тихих, тёплых майских дней

Бегут и будят сонный брег,

Румяный, светлый хоровод

Они гласят во все концы:

А воды уж весной шумят

«Весна идёт, весна идёт!

Она нас выслала вперёд».

Бегут и блещут и гласят-

-Весна идёт, весна идёт!

Толпится весело за ней.

Учитель: Объясните, что помогло вам восстановить стихотворный текст. Выразительно прочитайте стихотворение.

(Ответы)

Слайд №3  (текст стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»)

Учитель: Какая тема объединяет стихотворения, которые мы вспомнили?  (Оба стихотворения о природе, о весне, их объединяет общая тема; стихотворения о том, что всё вокруг живое: «весна идёт, выслала вперёд»).

Этап 3. Работа с новым материалом.

Восприятие, осмысление и интерпретация стихотворения «С поляны коршун поднялся…» происходит в процессе работы малых групп. Группы формируются по желанию на основе выбранного вида работы («Литературоведы», «Комментаторы», «Чтецы», «Художники-иллюстраторы»).

           Учитель: Внимательно прочитайте стихотворение, выберите задание, сформулируйте задачу своей группы и примерный ход   её решения. Итоги работы группы кратко сформулируйте на листе заданий (см. приложение 5). Воспользуйтесь картой-памяткой для работы в группе (см. приложение 4).

Слайд №4 (Текст стихотворения Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся…»).

  Группы обсуждают и озвучивают свои пожелания, на основе которых они формулируют учебную задачу. Учитель помогает скорректировать  задачи, а в процессе их решения консультирует, направляет работу групп. Каждый из полученных группами результатов раскрывает  грани смысла стихотворения и становится одним из звеньев целостного анализа текста. В качестве презентации работы группы один учащийся даёт связный ответ о деятельности группы и подводит итоги.

Примерные ответы.

Группа №1. «Комментаторы»:

Нас заинтересовало слово «взвился», потому что у него необычное ударение. Такая форма получается более торжественной и подчёркивает силу и красоту коршуна. Ещё слово «дале». Форма его устаревшая, так говорили раньше. Форма «к земли» тоже устаревшая. Получается, что человек, когда прирос к земли, как бы устарел, потому что не движется. Итоги: устаревшие слова и формы слов…

Учитель: Действительно, это формы, пришедшие из старославянского языка, а старославянизмы указывают на принадлежность текста к высокому стилю.

Группа №2. «Литературоведы»:

В 1 четверостишии 4 глагола (поднялся, взвился, вьётся, ушёл) – все они обозначают движение коршуна, плавные, красивые, грациозные.  А во 2-ом четверостишии всего 2 глагола (дала – относится к природе, к коршуну, а прирос – к человеку), последний глагол обозначает не движение, а какую-то устойчивость. Итоги: природа в стихотворении живая, в движении, а человек- в покое, без движения (прирос).

Группа №3. «Литературоведы»:

Мы выделили следующие образы: неба, земли, красивого, свободного коршуна и человека, привязанного к земле в поте и пыли. Итоги: главные образы – коршун и человек. Природа сильная, свободная, огромная, человек – не царь земли, а маленькая её часть.

Слайд №5. Выберите термины, необходимые для понимания стихотворения «С поляны коршун поднялся…»

Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет. (Ответы)

Группа №4. «Литературоведы»:

В стихотворении есть противопоставление (антитеза). Противопоставлены коршун и человек, небо и земля. Коршун свободно парит в небе, а человек прирос к земле. В стихотворении есть повторения. Коршун взвился и вьётся, поднялся высоко и выше, к небу и за небосклон, у него два мощных, два больших крыла – эпитеты. Итоги: повторы, эпитеты, антитеза. Природа величественная. Человек думает, что он царь земли, но мал и ничтожен перед природой.

Учитель: В стихотворении противопоставлены небо – символ высокого, идеального, красоты и гармонии, и земля, от  которой не может оторваться человек – символ повседневности, приземлённости. Небо – идеал, который недостижим для лирического героя Тютчева.

Группа №5. «Чтецы»:

Стихотворение нужно читать торжественно, не торопясь, потому что Тютчев говорит о величии природы. Читая последние строки, необходимо перейти на более  лирический лад. Читать надо торжественно и печально. В конце обоих четверостиший нужно повысить голос, как бы сравнивая коршуна и человека. Слегка повышать голос, когда читаешь о небе, понижать – когда о земле. Итоги: читать торжественно, медленно и печально. (Читают)

Группа №6. «Художники-иллюстраторы»:

Мы разделили пространство в рисунке на две части: в небе парит большой, сильный коршун, а с земли на него с завистью смотрит маленький человек с грустными глазами. Мы использовали только простой карандаш. Цвета здесь не нужны, потому что стихотворение грустное. Итоги: это как бы нарисованные мысли, поэтому рисуем карандашом – разные оттенки серого. (Демонстрируют рисунок).

Учитель: Мы познакомились со стихотворением Ф.И.Тютчева. Вспомните, в начале урока я обещала, что сегодня на уроке мы познакомимся с такой формой взаимоотношений человека и природы, о которой вы не задумывались.

Перед вами характеристика двух типов лирических стихотворений. Слайд №6. Пейзажная лирика. Философская лирика

К какому из них относится «С поляны коршун поднялся…»? Докажите. (Ответы: Это философская лирика, потому что стихотворение не только о природе, но и о человеке в мире природы)

Учитель: Давайте теперь послушаем интерпретацию стихотворения профессиональным актёром и ответим на вопрос  №1 из раздела «Подумай и ответь» индивидуальной карты: о чём стихотворение «С поляны коршун поднялся…»? (Прослушивание аудиозаписи, запись ответа).

          Этап 4. Домашнее задание. Использование формируемых предметных и метапредметных УУД в процессе (1) ответа на аналитический проблемный вопрос в формате ГИА/ЕГЭ или (2) для написания небольшого этюда.

Учитель: Подумайте, каким может быть ваше домашнее задание. В нашем учебнике три стихотворения Ф.И.Тютчева. Из них мы не познакомились со стихотворением «Листья». Задание связано с ним.

Выберите из двух вариантов письменной работы тот, который вам ближе.

  1. Как в стихотворении «Листья» Тютчев рассказывает о законах природы?
  2. Существуют ли подобные законы в человеческой жизни?

Слайд №7.

Этап 5. Итоги урока. Рефлексия.

          Учитель: 1.В своей индивидуальной карте восстановите текст (Восстанавливают)

          2.Подумайте, что нового вы открыли в отношениях человека и природы сегодня на уроке. А когда мы открываем для себя что-то новое, у нас обязательно появляются и новые вопросы. Ответьте на вопрос №2 в разделе 3 («Подумай и ответь») индивидуальной карты. Продолжите предложение, а затем попробуйте сформулировать свой вопрос.

         3. Заполните карту рефлексии. (Заполняют)

Спасибо за урок!

Заместитель руководителя ОО________________/С.В. Володкина/



Предварительный просмотр:

Рейтинг@Mail.ru

Урок русского языка в 8 классе

                                   Типы связи слов в словосочетании

Класс: 8.

Предмет: русский язык.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: продолжение изучения темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.

Задачи

образовательные:

- выделять словосочетания в составе предложения, определять главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;

- выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;

- группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;

- анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию;

воспитательные:

- содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

- формировать навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint

Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией С.И. Львовой  (Мнемозина, 2012), карточки «АЛГОРИТМ», «Самостоятельная работа» (по вариантам).

Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя. Слайд 1.

-     Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать и на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.  Договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.

 Урок начнём с проверки знаний.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Что называется словосочетанием? Слайд 2. Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. На выполнение  задания – 3 минуты.

Ученики. Индивидуальная работа.

В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:

(Единица синтаксиса; соединение двух и более слов; состоит из главного и зависимого слова; бывают именные, глагольные и наречные; состоит только из самостоятельных частей речи; слова, связанные по смыслу грамматически; связь в словосочетании – подчинительная и т.д.)

Учитель. Слайд 3: А теперь зачитайте соседу по парте всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Работа в парах.

Учитель: Выясним, что же мы знаем о словосочетании.

Ученики. 

По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.

Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

Слайд 4. 

Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Слайд 5.

Дремучий лес, лес гудит, лес да луга, в продолжение года, часы приёма, замечательно играть, спустя рукава.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Ученики. 

Высказывают своё мнение:

  • Лес гудит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
  • Лес да луга – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
  • В продолжение года – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
  • Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Слайд 6.

Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот

– Вот мы и проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока, приступим к следующему заданию.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Слайд 7.

Прол..стать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

Ученики. Групповая работа (по 4 человека).

Учитель:

– Сколько блоков вы получили?

– По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Ученики. Слайд 8.

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:

  • По главному слову:
    Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
    Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
  • По зависимому слову: Пролистать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
    Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

         Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Учитель:

– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

– Какой вариант нам менее знаком?

Ученики:

  • Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
  • Объединение по зависимому слову незнакомо.
  • Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?

Ученики.

Формулируют вопросы:

  • Как называется связь с зависимым словом – существительным?
  • Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
  • Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики: Типы связи слов в словосочетании.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Слайд 9.

– Изучив материал на страницах 85-87 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

– Итак, словосочетания могут быть построены на основе подчинительной связи Слайд 10.

Ученики. Работа в парах. 

Изучая теоретический материал учебника, обучающиеся составляют план достижения цели и определяют алгоритм Слайд 11:

  • Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
  • Определить часть речи зависимого слова.
  • Изменяется ли зависимое слово?
  • Если нет – примыкание.
  • Если да – изменить главное слово.
  • Изменяется зависимое слово?
  • Если да – согласование.
  • Если нет – управление.

Слайд 12. 

Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

V. Первичное закрепление.

Учитель: Пользуясь алгоритмом (Приложение 1), распределите словосочетания по таблице.

Слайд 13. 

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f..)

Ученики.

Обучающиеся выходят по одному к доске и распределяют словосочетания по таблице с проговариванием алгоритма вслух.

Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение.

Слайды 14-19.

Задание 1.

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ  ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
  • Согласование

Задание 2.

  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
  • управление

Задание 3.

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
  • примыкание

Задание 4.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
  • такая мама

Задание 5.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Медленно опускаться на парашюте.
  • медленно опускаться

Задание 6.

  • Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
  • Для России такой путь заказан.
  • заказан для России

Ученики. 

Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: Выполните самостоятельно работу (Приложение 2), а затем осуществите самопроверку выполненной работы.

Ученики. Самостоятельная работа.

Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Слайды 20-22.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель. Слайд 23.

  1. Изучить § 10, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
  2. Выполнить задание на выбор:

А) упражнение 177.

Б) предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант1.11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ученики. 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Обучающиеся по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Слайд 24.

  • Сегодня на уроке  я узнал…
  • Мне было сложно…
  • Показалось интересным…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  •  Я могу теперь…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я попытаюсь…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Учитель. Слайд 25.

Благодарю за урок!

Заместитель руководителя ОО_____________/С.В.Володкина/




Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по итогам мониторинга сформированности УУД

у учащихся 6 класса по итогам 2014-2015 учебного года.

      В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования администрацией  ГБОУ СОШ с.Троицкое проведен внутренний мониторинг образовательных результатов учащихся 6 класса по итогам 2014-2015 учебного года.

     Мониторинг образовательных результатов учащихся был направлен на определение уровня сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся 6 класса по итогам освоения программы за 6 класс средней школы.

Всего в мониторинге образовательных результатов приняло участие 18 обучающихся.

     Цель мониторинга – отслеживание процесса развития  УУД обучающихся 6 класса для проектирования учебного процесса и принятия своевременных управленческих решений.

Задачи мониторинга:

1. Определить уровень сформированности    УУД каждого обучающегося на первоначальном этапе обучения в средней школе.

2. Определить проблемные зоны в решении задач образования обучающихся и определение возможных путей их ликвидации.

3. Разработать стратегию помощи обучающимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных  УУД.

4. Определить успешность работы педагога Кузнецовой Татьяны Анатольевны по формированию метапредметных УУД учащихся.

Дата мониторинга: 18.05.2015.

     Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия».

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование.

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, оценочные листы мониторинга.

Результаты диагностик метапредметных УУД показаны в таблицах (приложение)

Регулятивные УУД

Ориентировка на заданную систему требований

Цель: выявление уровня ориентировки на заданную систему требований, умения сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность.

Результаты диагностики показывают, что высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия показали 58 % учащихся 6 класса.

 42% учеников 6 класса демонстрируют средний уровень развития ориентировки на систему требований.

Познавательные УУД

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия:

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя-100%

2.Проговаривать последовательность действий на уроке-72%

3.Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника-72%

4.Учиться работать по предложенному учителем плану -84,5%

5. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном-71%.

Результаты диагностики показывают, что 74 % учащихся демонстрируют

сформированность данного вида УУД на хорошем уровне.

Коммуникативные УУД

Цель: выявление уровня коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию).

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Результаты диагностики показывают, что доверительные и конструктивные отношения с учителем и сверстниками продемонстрировали 87% учащихся шестого класса.

1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -100%

2.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать  информацию из учебника -71%

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем -56%

4. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета -100 %

5. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять не понятное) -100%

6. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре- 96%

7.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы – 90 %

Личностные УУД

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Результаты диагностики показывают, что 85 % учащихся 6 класса имеют положительный уровень мотивации. Дети посещают школу охотно. Серьезных затруднений в учебной деятельности не испытывают.

Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения:

1. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности-80%

6. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)- 71%

2.Слушать и понимать речь других- 71%

3.Выразительно читать и пересказывать текст -76%

Заключение.

В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и

ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Система оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлялась в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

Оценка метапредметных результатов в 6 классе проводилась в ходе различных процедур.( анкеты, посещение уроков учителя, тестирование, мониторинги..)

В результате мониторига были решены следующие задачи:

1.Определен уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на первоначальном этапе обучения в средней школе;

2.Определены проблемные зоны в решении задач образования учащихся и

определение возможных путей их ликвидации;

3. Разработана стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в

формировании тех или иных метапредметных УУД;

4. Определена успешность работы педагога по формированию метапредметных УУД; учащихся: педагог грамотно осуществляет системно-деятельностный подход в обучении, что способствует формированию метапредметных результатов, заложенных в программах первого года обучения.

Учащиеся 6 - го класса в целом успешно справились с предложенной работой по итогам года  и показали высокий уровень сформированности  предметных результатов,  метапредметных результатов.

Рекомендации  по дальнейшему формированию метапредметных результатов:

1.Чаще использовать групповые виды работ школьников. В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия.

2.Поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Заместитель руководителя  ОО ____________  /Красильникова Н.А./



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам мониторинга

сформированности регулятивных, познавательных УУД по литературе

в 6 классе

    Итоговая диагностика в 6 классе проводилась с целью оценки образовательных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС ООО.

  1. Дата проведения: 19.05.2015 года
  2. Краткое описание работы.  Вся работа состояла из 19 заданий
  3. Принимало участие: 18 человек
  4. Количество по списочному составу: 18 человек
  5. На всю работу отводилось: 60 минут
  6. Критерии оценивания:

«5» - 22 – 19 баллов

«4» - 18 – 15 баллов

«3» - 14 – 11 баллов

«2» - 10 и менее баллов

  1. Анализ выполнения заданий

Работу по литературе выполняли 18 обучающихся 6 класса. Распределение обучающихся по количеству полученных баллов представлено на диаграмме.

В приведённой ниже таблице представлены результаты выполнения заданий по проверяемым темам.

Код

КЭ

Планируемые результаты обучения

%

выполнения

2.6.2

Определять родовую природу художественных произведений

100%

2.6.3

Определять жанровую природу художественных произведений

100%

1.1.1

Различать фольклорные и литературные произведения

89%

2.6.3

2.9.3

Определять жанровую природу художественного произведения, воспроизводить историко-литературную информацию из учебника

100%

2.6.1

Различать жанры древнерусской литературы (в пределах изученного)

94%

2.9.3

Воспроизводить историко-литературную информацию из учебника

100%

2.1.8

Выделять элементы композиции и сюжета

100%

2.9.3

Воспроизводить историко-литературную информацию из учебника

100%

2.6.3

Определять жанровую природу художественного произведения

83%

2.9.3

Воспроизводить историко-литературную информацию из учебника

94%

2.1.7

2.9.3

Определять пафос произведения (в пределах изученного: героический, комический, трагический), воспроизводить историко-литературную информацию из учебника

83%

2.1.2

2.4.1

Понимать проблематику изученного произведения, выявлять и интерпретировать авторскую позицию изученного произведения, определяя своё к ней отношение

61%

2.1.1

2.1.2

Понимать тематику и проблематику изученного произведения

94%

2.9.3

Воспроизводить историко-литературную информацию из учебника

89%

2.9.3

Воспроизводить историко-литературную информацию из учебника

50%

2.1.5

Находить в анализируемом тексте средства художественной выразительности

50%

2.9.3

Воспроизводить историко-литературную информацию из учебника

50%

2.1.5

Находить в анализируемом тексте средства художественной выразительности

56%

2.3.1

2.7.1

Выбирать произведения для самостоятельного анализа, руководствуясь конкретными целевыми установками, создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате сочинения-рассуждения

72%

  1. Итоги диагностической работы по классу

   Справились с работой – 100%

На «5» - 33%, на «4» - 33%, на «3» - 33%, на «2»- 0%

Высокий уровень выполнения работы

Средний уровень выполнения работы

Низкий уровень выполнения работы

66%

33%

0%

Средний балл по классу – 17,2.

Высокий уровень свидетельствует о том, что обучающиеся достаточно свободно владеют проверяемыми способами деятельности, могут комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач. Высокий уровень владения основными литературными умениями показали 12 обучающихся 6 класса.

Средний уровень показала третья часть шестиклассников. Средние показатели усвоения программного материала свидетельствуют о том, что обучающиеся справляются с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно используют изученные алгоритмы действий на уровне их применения, однако нуждаются в определённой коррекции и оптимизации способов деятельности.

  1. Описательная часть

В работе проверялись знания обучающихся по основным разделам, изучаемым по литературе в 6 классе. Наиболее успешными оказались первые задания диагностической работы, относящиеся к базовому уровню.

 Наибольшее затруднение вызвали задания 3 и 4 частей.

Невыполнение задания В7, В9 говорит  о несформированных или не полностью сформированных умениях обучающихся воспроизводить историко-литературную информацию из учебника.

В задании В8 проверялась способность находить в анализируемом тексте олицетворения.

Ошибочное выполнение задания В10 свидетельствует о  несформированном или не вполне сформированном понятии «эпитет».

Задание С1 относится к повышенному уровню.  В нём проверяется овладение навыками смыслового чтения художественного произведения, умение выбирать произведения для самостоятельного анализа, руководствуясь конкретными целевыми установками, создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате сочинения-рассуждения.

  1.  Выводы по итогам мониторинга

Результаты выполнения диагностической работы свидетельствуют о том, что обучающиеся 6 класса

- овладели базовыми понятиями по основным разделам содержания;

- умеют извлекать из текста необходимую информацию;

- умеют устанавливать причинно-следственные связи;

- овладели навыками свободной ориентации и восприятия текстов художественного стиля;

- умеют понимать и давать адекватную оценку языка художественных произведений;

- умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

      11. Рекомендации

      1. На заседании МО учителей предметных областей «Филология» и «Обществознание» рассмотреть вопрос о результатах итогового контроля.

      2. Спланировать групповые и индивидуальные задания с учётом этих результатов. Использовать тестирование для проверки знаний обучающихся (в том числе с применением ИКТ).

      3. Определить причины недостаточного уровня овладения обучающимися определённых групп умений.

     4. Спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов, обратив внимание на индивидуальный характер работы по формированию предметных умений.

Директор ГБОУ СОШ пос. Новоспасский______________/Н.В. Илларионова/



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                               УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического объединения                  Директор ГБОУ СОШ

«14» апреля 2015 года                                                    пос. Новоспасский

Протокол № 4                                                 _____________/Н.В. Илларионова/

Руководитель МО                                                       14 апреля 2015 года

_____________/Т.А.Кузнецова/

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы по литературе в 6 классе

1.Цель работы.

    Итоговая работа для обучающихся 6 класса проводится в конце учебного года и предназначена для диагностики индивидуальных достижений учениками 6 класса  планируемых результатов обучения, определения уровня подготовки и качества освоения материала по предмету «Литература» в рамках мониторинга введения ФГОС ООО.

    Данная работа позволяет определить уровень сформированности у обучающихся  6 класса следующих предметных и метапредметных умений:

- владение литературоведческой терминологией;

- определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);

- извлечение необходимой информации из текста;

- установление причинно-следственных связей;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;

- понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год

– Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).

3. Структура диагностической работы

Работа направлена на проверку знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции.

Содержание работы определяется  Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (метапредметные и предметные (литература) умения).

В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют освоение основополагающих знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения. Задания повышенного уровня сложности помогают оценить потенциальные возможности обучающегося для успешного продолжения образования. Использование заданий различного уровня сложности позволяет дифференцировать учеников по уровню учебных достижений и оценить качество освоения планируемых результатов на двух уровнях сложности.

Содержание итоговой работы позволяет обеспечить полноту подготовки обучающихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учеников этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов, работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию обучающихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение шестиклассников обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне.

В работу по литературе включено 8 заданий с выбором ответа, 10 заданий с кратким ответом и мини-сочинение.

Итоговая  работа по литературе состоит из 4-х частей.

Часть 1 (А1–А7) содержит задания с выбором ответа.

Часть 2 (В1–В5) содержит задания с кратким ответом – анализ фрагмента эпического произведения.

Часть 3 (А8, В6–В10) содержит задания с кратким ответом – анализ лирического произведения.

Часть 4 (С1) представляет собой мини-сочинение по предложенным вопросам.

4. Время выполнения работы

На выполнение всей диагностической работы отводится 60 минут. Предлагается после 40 минут, отведенных на выполнение заданий типа А и В, перед выполнение части 4 сделать перерыв на 10 мин. (в соответствии с рекомендациями СанПиН).

5. Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование

Строгое соблюдение инструкции по проведению диагностической работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Все задания с выбором ответа и с кратким ответом оцениваются в 1 балл. Задание с развернутым ответом С1 оценивается в 4 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 22 балла.

Таблица пересчета первичных баллов в школьные отметки

Первичные баллы

 10 и менее

11 -15

16-19

20-22

Оценка

2  (неудовлетвори-тельно)

3  (удовлетвори-тельно)

4    (хорошо)

5 (отлично)

7. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям

В таблице приведено распределение заданий по темам курса литературы в 6 классе.

Темы курса литературы

Число заданий

Малые жанры фольклора / Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта / Поговорка как образное выражение.

1

Темы природы, Родины, войны в русской литературе. Образы детства.

1

Литература как искусство словесного образа. Литература и мифология. Литература и фольклор.

1

Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Главные и второстепенные персонажи. Лирический герой.

3

Сюжет и композиция.

2

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Возвышенное и низменное, трагическое и комическое в литературе. Юмор. Сатира.

2

Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Художественная деталь. Стихотворные размеры. Ритм, рифма. Строфа.

2

Литературные роды и жанры.

4

Древнерусская литература, её жанры и формы, главные герои.

1

Русская литература XIX века. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Нравственные искания героев русской литературы.

2

Итого:

19

В следующей таблице приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.

Планируемые результаты обучения

Число заданий

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения

1

понимать тематику, проблематику, идею изученных произведений

1

различать стих и прозу как формы художественной речи, знать авторов лирических произведений (в пределах изученного)

2

находить в анализируемом тексте средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение и пр.)

3

различать образ автора и лирического героя в произведении

1

определять пафос произведения (в пределах изученного: героический, комический, трагический)

1

выделять элементы композиции и сюжета

1

различать произведения древнерусской и новой русской литературы

1

различать жанры древнерусской литературы (в пределах изученного)

1

правильно определять родовую природу художественных произведений (в пределах изученного)

2

правильно определять жанровую природу художественных произведений (в пределах изученных жанров)

3

уметь анализировать литературное произведение

2

Итого:

19

Приложение

План итоговой диагностической работы по литературе

для учащихся 6-х классов

Кодификатор контролируемых элементов содержания (КЭС) и планируемых результатов обучения (ПРО) по литературе

Обозначение задания в работе

Код

ПРО

Код

КЭС

Тип

задания

Примерное время на задание, мин.

Макс.

балл за задание

Часть 1

1

А1

2.6.2

Сведения по теории и истории фольклора и литературы: 1.1, 1.2, 1.3, 2.0.1, 2.0.2, 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 11.5, 11.6.1, 11.8.1, 11.10.1, 11.12.1, 11.13.1

ВО

1

1

2

А2

2.6.3

ВО

1

1

3

А3

1.1.1

ВО

1

1

4

А4

2.6.3, 2.9.3

ВО

1

1

5

А5

2.9.3

ВО

1

1

6

А6

2.6.1

ВО

1

1

7

А7

2.1.8

ВО

2

1

Часть 2

8

В1

2.9.3

эпические произведения: 4.1.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.4.2.1, 4.5.3.1

КО

2

1

9

В2

2.6.3

КО

2

1

10

В3

2.9.3

КО

2

1

11

В4

2.1.7, 2.9.3

КО

3

1

12

В5

2.1.2, 2.4.1

КО

3

1

Часть 3

13

А8

2.1.1, 2.1.2

лирические произведения: 3.01, 4.4.1, 4.5.1, 5.11, 5.2.1, 5.4.1, 6.1.1.1,6.7.1, 11.7.1

ВО

2

1

14

В6

2.9.3

КО

3

1

15

В7

2.9.3

КО

3

1

16

В8

2.1.5

КО

4

1

17

В9

2.9.3

КО

4

1

18

В10

2.1.5

КО

4

1

Часть 4

19

С1

2.3.1, 2.7.1

мини-сочинение

РО

20

4

ИТОГО:

ВО-8

КО-10

РО-1

60

22

балла

Диагностическая работа по литературе в 6 классе

Часть 1

Для заданий А1 – А8 обведите номер правильного ответа.

А1. Что из перечисленного ниже не является родом литературы?

  1. эпос
  2. фантастика
  3. лирика
  4. драма

А2. Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок:

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар, лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

  1. ода
  2. элегия
  3. баллада
  4. поэма

А3. «Несмотря на то, что большая часть народных <…> посвящена простейшим и привычным предметам домашнего обихода, а также домашним животным и природным явлениям, они раскрывают поэтическую сторону в этих предметах и явлениях, открывая полный простор для творческой фантазии народа. Для многих <…> характерна иносказательная или метафорическая природа построения».

О каком жанре фольклора идёт речь в приведённом отрывке?

  1. прибаутка
  2. поговорка
  3. считалка
  4. загадка

А4. Назовите жанр произведения А.И.Куприна «Чудесный доктор»:

  1. рассказ
  2. очерк
  3. повесть
  4. предание

А5. Назовите жанры древнерусской литературы:

   1) Патерик, житие, летопись

   2) Ода, поэма, баллада

  3) Повесть, роман, рассказ

 4) Трагедия, дама, комедия

А6. Назовите имя русского баснописца:

  1. М.В.Ломоносов
  2. В.А.Жуковский
  3. И.И.Дмитриев
  4. А.П.Платонов

А7. Что из перечисленного ниже не является элементом сюжета художественного произведения?

  1. завязка
  2. кульминация
  3. абзац
  4. эпилог

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания  В1 – В5.

        <…>Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

        — Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

        — Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

        — Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съёживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

        Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от Тонкого и подал ему на прощанье руку.

        Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

B1. Напишите фамилию автора произведения, из которого взят этот отрывок.

Ответ__________________________________________________

В2. Назовите жанр произведения, из которого взят этот отрывок.

Ответ___________________________________________________

В3. Как называется обмен репликами между персонажами?

Ответ___________________________________________________

В4. Определите одним словом, как называется использованный автором прием комического представления социальных явлений.

Ответ___________________________________________________

В5. Выпишите существительное, обозначающее причину поведения Тонкого в этом отрывке.

Ответ_____________________________________________________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания А8,  В6 – В10.

        УТЁС

1) Ночевала тучка золотая

2) На груди утёса-великана;

3) Утром в путь она умчалась рано,

4) По лазури весело играя;

5) Но остался влажный след в морщине

6) Старого утёса. Одиноко

7) Он стоит, задумался глубоко,

8) И тихонько плачет он в пустыне.

                                                    1841

А8. О чём это стихотворение? Обведите номер варианта ответа, который

 не может быть верным для данного вопроса.

  1. о любви
  2. о смерти
  3. о счастье
  4. об одиночестве

В6. Напишите фамилию автора этого стихотворения.

Ответ_________________________________________

В7. Определите размер этого стихотворения. Ответ запишите одним словом, без указания количества стоп.

Ответ_________________________________________

В8. Выпишите из текста олицетворения в порядке их следования в тексте, через запятую без пробела.

Ответ__________________________________________

В9. Отметьте строки, в которых видны несовпадения ритмических и стихотворных пауз.

Запишите их номера через запятую без пробела.

Ответ__________________________________________

В10. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («тучка золотая», «влажный след»)? Ответ запишите в форме множественного числа.

Ответ__________________________________________

Часть 4

С1. Какие произведения, в которых центральной является тема детства, вам известны? Назовите их. Какие из них вы читали? Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению.

Напишите об этом небольшое сочинение (10–15 предложений) на отдельном подписанном листе.

 


Система оценивания результатов выполнения

диагностической работы. 6 класс

Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Оно оценивается в 1 балл. Задание с развернутым ответом оценивается экспертом (учителем) в соответствии с критериями оценивания.

Ответы на задания А1-А8

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

Ответ

2

4

4

1

1

4

3

2

Ответы на задания В1-В10

№ задания

Образец ответа

В1

Чехов

В2

рассказ

В3

диалог

В4

сатира

В5

чинопочитание

В6

Лермонтов

В7

хорей

В8

задумался, плачет

В9

5,6

В10

эпитеты

Критерии оценивания для задания  С1

Баллы

Дан развернутый ответ в объёме не менее 10 предложений, речевых   и фактических ошибок нет

4

Ответ дан, но неполно / текст содержит 1–2 речевые и/или фактические ошибки

3

Ответ дан, но неполно, фрагментарно / текст содержит 3 – 4  речевые и/или фактические ошибки / смысл высказывания затемнен / менее 10 предложений

2

Ответ дан в нескольких словах, не составляющих законченного  предложения; имеется 5 или более речевых ошибок, затрудняющих понимание написанного

1

Ответа нет / не соотносится с вопросом

0

Таблица пересчета первичных баллов в школьные отметки

Образовательная организация может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся.

Школьная отметка

5

4

3

2

Первичный балл

22-19

18-15

14-11

10  и менее

Директор ГБОУ СОШ пос. Новоспасский_____________/Н.В.Илларионова/



Предварительный просмотр:

Анализ итоговой диагностической работы по литературе в 6 классе ГБОУ СОШ пос. Новоспасский

Класс: 6                                              Успеваемость:100%

Предмет: литература                         Качество: 67%

Выполняли работу: 18                       СОУ: 67%

Всего по списку: 18

Список

класса

Часть1

Часть 2

Часть 3

4

баллы

оценка

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

В1

В2

В3

В4

В5

А8

В6

В7

В8

В9

В10

С1

1.Баловнева Александра

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

22

5

2.Барышникова

Дарья

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

4

20

5

3.Зирник

Иван

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

0

0

2

16

4

4.Исламгулова

Алина

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

17

4

5.Кадяев

Кирилл

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

12

3

6.Кирьянчук

Зоя

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

22

5

7.Кузнецов

Иван

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

14

3

8.Лапина

Ульяна

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

2

18

4

9.Лёвина

Дарья

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

3

17

4

10.Логинов

Егор

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

0

1

4

18

4

11.Порунова

Юлия

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

22

5

12.Поскрёбышев

Даниил

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

4

18

4

13.Сорокин

Дмитрий

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

0

1

2

14

3

14.Стешина

Татьяна

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

20

5

15.Сумароков

Игорь

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

0

0

0

0

2

13

3

16.Трифонова

Елена

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

21

5

17.Трошков

Кирилл

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

0

0

0

0

12

3

18.Яшников

Максим

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

13

3

% выполнения

100

100

89

100

94

100

100

100

83

94

83

61

94

89

50

50

50

56

72

Средний балл

17,2

Средняя оценка

4

1 – задание выполнено верно, 0 – неверно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио педагога дополнительного образования

Рекомендации по оформлению и структуре портфолио аттестующегося педагога дополнительного образования  подготовлены Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской академии постдипло...

Портфолио педагога

Портфолии Авраменко Екатерины Дмитриевны...

Портфолио педагога

Электронное портфолио педагога...

Портфолио педагога

В этой презентации представлены итоги моей работы за последние 5 лет....

Портфолио педагога дополнительного образования

Публичная презентация результатов педагогической деятельности  педагога дополнительного образования детей МОУ ДОД ЦДОД п.АвсюниноОрехово-Зуевского муниципального районаКУРИЦИНОЙ ЕЛЕНЫ КОНСТ...

Портфолио педагога дополнительного образования Никулиной Инги Александровны

В данном портфолио  размещены, информация о коллективе, победы на конкурсах, сотрудничество, выпускники, методические сборники, и.т.д....

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....