ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ
статья на тему

Золотарёва Татьяна Олеговна

В статье обобщен, имеющийся опыт по использованию ИКТ в преподавании черчения в МБОУ СОШ с.Новое Дубовое Хлевенского муниципального района Липецкой области. Показана необходимость направленного обучения учителей применению информационно-коммуникационных технологий в обучающем процессе для формирования их информационной компетентности,  для становления и развития практической педагогической деятельности. Рассмотрены возможности использования электронного тестирования, презентаций, интерактивной доски, чертёжной программы «Компас 3D» на уроках черчения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotaryova.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ

Т.О.ЗОЛОТАРЁВА

Учитель математики, информатики и черчения МБОУ СОШ с.Новое Дубовое Хлевенского муниципального района Липецкой области

e-mail: mopgri@rambler.ru

В статье обобщен, имеющийся опыт по использованию ИКТ в преподавании черчения в МБОУ СОШ с.Новое Дубовое Хлевенского муниципального района Липецкой области. Показана необходимость направленного обучения учителей применению информационно-коммуникационных технологий в обучающем процессе для формирования их информационной компетентности,  для становления и развития практической педагогической деятельности. Рассмотрены возможности использования электронного тестирования, презентаций, интерактивной доски, чертёжной программы «Компас 3D» на уроках черчения.

Ключевые понятия: графическая информация, компьютерные технологии, презентация, интерактивная доска, компьютерная графика, чертёжная программа «Компас 3D».

The paper presents the experience of the use of information technologies in drawing lessons. Shows the need for targeted training teachers in the use of information and communication technologies in the training process for the formation of their information competence, for formation and development of practical pedagogical activity. The possibility to use electronic testing, presentations, interactive boards, drawing program «Compass 3D» on drawing lessons.

Key concepts: graphical information, computer technologies, presentation, interactive Board, computer graphics, drawing program «Compass 3D».

С древнейших времён и до наших дней графическая информация остаётся самым простым и удобным видом общения между людьми. Ведь недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», и не зря считают, что «один рисунок стоит тысячи слов». От чертежей-рисунков, от планов, начертанных в натуральную величину на песке, до современных чертежей, выполненных по соответствующим стандартам ЕСКД (Единая система конструкторской документации), от пещерной до компьютерной графики человечество проделало огромный путь. Действительно, сегодня понять конструкцию любого изделия, наладить его изготовление и ремонт без соответствующих графических документов (чертежей и схем) просто невозможно. Существует крылатая фраза: «Чертёж – язык техники». Однако интерес к черчению как к предмету, позволяющему овладеть языком техники, постоянно падает. Возникает некоторый парадокс – разнообразной техники вокруг нас  всё больше и больше, а черчения в школе всё меньше и меньше.

Повышению качества графической подготовки обучающихся в большой степени способствует четкая, целенаправленная и методически продуманная система изложения знаний в часы учебных занятий. В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее совершенные методы преподавания и обучения, разумно привлекать технические средства обучения. Повышение эффективности обучения черчению во многом зависит от использования на уроках дидактических материалов, дидактических игр и компьютерных технологий.

Своё видение практического решения структуризации пространственных образов, создания системы пространственного мышления обучающихся я реализую с помощью информационных технологий на уроках черчения.

Первоосновой графических пространственных представлений является умение видеть в окружающих предметах составляющие их простейшие геометрические тела. Поэтому с самого начала изучения черчения надо обобщить и закрепить имеющиеся у школьников сведения о геометрических телах. Очень важно научить обучающихся мысленно расчленять предметы сложной формы на составные части, создавать из простых форм сложные, представлять геометрические формы в пространстве в различных положениях. На основе приобретённого запаса пространственных представлений о геометрических телах (базовых форм) обучающиеся легче смогут мысленно представить каждое из них в заданных условиях и изобразить в различных положениях.

Если говорить о роли и месте игры в школьном процессе обучения черчению, хочется особо подчеркнуть, что любая игра должна способствовать решению основной задачи урока (например, закреплению знаний). В качестве примера  предлагаю игру, которую можно провести на заключительном уроке,  по теме «Развертка» с целью повторения и закрепления полученных знаний.

Для активизации внимания обучающихся нужно, чтобы они не только слушали, но и сами работали. Поэтому на уроке мы строим элементарную развертку куба, отрабатывая правила её оформления на чертеже. Потом предлагаю обучающимся 30 различных его разверток (рис.1), часть из которых неправильные. Нужно их определить. Этот вид игры неизменно вызывает у школьников большой интерес. На этом же уроке показываю видеоролики на получение куба из данных разверток, взятые с сайта Математические этюды etudes.ru.

Рис. 1

Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету.

        Презентации, как наглядные пособия, помогают преподавателю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение обучающимися  знаний, повышают интерес к предмету. Презентации приобретают специфическое назначение на всех этапах урока при выполнении графических и практических работ. Слайд-фильм позволяет показать на одном слайде условие предлагаемой задачи, а на другом – ее решение (поэтапное выполнение). Это помогает сократить время при проверке домашних заданий, повторении и закреплении изученного и изложении нового материала, отвести больше времени на выполнение практических и графических работ, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупредить многие графические ошибки, ускорить процесс выполнения заданий. Демонстрируемые слайды служат образцами для правильного графического исполнения работы.

        Применение презентации на уроке в совокупности с использованием моделей-образцов геометрических тел позволяет сформировать у учащихся целостное структурное восприятие формы: объект- название- изображение- образ и наоборот.

Применение слайдовых презентаций построенных по типу «один рисунок стоит тысячи слов» позволяет убедительно и доходчиво показать, что воображаемый образ и его графическое отображение является первым этапом создания сложных и красивых вещей.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

 Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Файлы или страницы нужно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовленные тексты, таблицы, картинки, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.

Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры.

В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными.

При построении сечений многогранников можно использовать режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке.

Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа.

С появлением интерактивного оборудования у каждого учителя появляется прекрасная возможность оживить и разнообразить свои уроки. Работать с интерактивной доской просто и увлекательно. Разнообразие форм предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения учащимися, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока.

Используя информационные технологии на уроках черчения, преподаватель также может обратиться к программам BlokCAD, AutoCAD, 3DStudioMax, КОМПАС. Подробнее остановлюсь на преимуществах Компас 3D, потому что использую данную программу на своих уроках.

Освоить КОМПАС легко — начать чертить можно уже после нескольких часов знакомства с программным комплексом. Но научиться работать — не тоже самое, что и научиться оформлять конструкторскую документацию. Применение графического редактора «Компас 3D» требует определенных практических навыков работы на компьютере, а также знания основных положений черчения, без которых теряется всякий смысл использования данного редактора. Существует два подхода к созданию чертежей. Первый – выполнение двумерного чертежа от начала до конца. Второй – выполнение трехмерной модели детали, а затем создание чертежа из ассоциативных видов трехмерной модели. В обоих случаях начальные построения одинаковы: прежде всего, это вычерчивание контуров детали. Без знания стандартов оформления документации это сделать достаточно сложно. КОМПАС ориентирован на отечественный рынок и отечественные стандарты — и даже при небольшом опыте оформления документации с его помощью можно создавать документы полностью соответствующие ЕСКД и СПДС (Система проектной документации для строительства).

Целью обучения черчению с элементами компьютерной графики является приобщение школьников к графической культуре — совокупности достижений человечества в области освоения ручных и машинных способов передачи графической информации. Цель обучения конкретизируется в следующих основных задачах:

  • в изучении графического языка общения, передачи и хранения информации, способов и правил отображения ее на плоскости, а также приемов считывания;
  • в изучении способов создания трехмерных моделей деталей и сборочных единиц машинными методами;
  • в формировании умений выполнять чертежи ручным и машинным способами, в усвоении правил чтения чертежей;
  • в развитии логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений;
  • в развитии творческого мышления и в формировании элементарных конструкторских умений преобразовывать форму предметов в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Овладение навыками работы в программе КОМПАС позволяет решить еще одну важную задачу – межпредметные связи. Я показываю детям область знаний не саму по себе, а во взаимосвязи с другими предметами (Информатика, математика, технология). Поэтому усиливается мотивация учащихся не только по черчению, но и в других областях.

Изучение теоретического материала неразрывно связано с выполнением графических работ, содержание которых направлено:

• на отработку методов, способов и приемов выполнения чертежей различного назначения ручным и машинным способами, а также на формирование умения читать графическую документацию;

• на развитие умения преобразовывать форму геометрических тел и несложных изделий по заданным требованиям.

При работе с данной программой обучающиеся должны знать:

• Основные правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности при работе с ПК;

• Основные понятия компьютерной графики.

• Способы визуализации изображений (векторный и растровый).

• Основные принципы моделирования на плоскости;

• Элементы трехмерного моделирования и проектирования

• Основные средства для работы с графической информацией.

• Порядок использования ГОСТов ЕСКД и правила оформления графической документации.

Учащиеся должны уметь:

• Выполнять построение геометрических примитивов;

• Выполнять установку Локальных и Глобальных привязок;

• Производить построение геометрических объектов;

• Выполнять построение трехмерных моделей многогранников;

• Редактировать элементы моделей.

• Выполнять трехмерное моделирование тел вращения LT v.10.

      Работа  с  компьютерными технологиями   в  курсе  черчения  позволяет  обучающемуся реализовать  свои  идеи:  представив  себе  вид   разрабатываемого   задания обучающемуся не следует опасаться, что  одно  его  неверное  движение  заставит выполнять работу заново.

Для проведения тематического контроля знаний обучающихся  могут быть использованы программы электронного тестирования.  Данные  программы позволяют создавать контролирующие тесты по любому предмету, состоящие из десяти вопросов с выбором правильного из четырех ответов на каждый вопрос. Преподаватель имеет возможность задавать критерии оценки и время выполнения теста.

Компьютерные технологии  естественно,  не  заменяют  традиционные   уроки черчения, на которых  обучающийся  получает  первоначальные  навыки  выполнения чертежей. Однако, после того,  как  ученик овладеет  приемами  выполнения чертежей, целесообразно часть учебного материала по  черчению  выполнять  на компьютере.

Сегодня черчение является одним из полноправных школьных предметов. Без умения чертить, прочесть чертеж в настоящее время  практически невозможно работать ни в одной из  технических областей производства. Чертежами пользуются строители, конструкторы, инженеры, математики. Все области применения черчения перечесть достаточно трудно. Использование информационных технологий позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы. Вместе с тем, подобно использованию традиционных учебников, применение учебных информационных технологий, обогащает стратегию преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает обучающимся в учебном процессе.

Литература

  1. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы, М., 2010. - 80 с.
  2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: «Школа-Пресс», 2008. - 205 с.
  3. Алешкина О.В. Использование информационные технологий на уроках черчения. http://nsportal.ru
  4. Черчение на компьютерах в программе КОМПАС 3D. http://kompasvideo.ru
  5. Губайдуллин И.А. Использование информационно коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на урока ИЗО и черчения. http://www.it-n.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование информационные технологий на уроках черчения

В работе указаны и выявлены основные особенсоти применения информационных технологий на уроках черчения...

серия уроков по теме "Использование информационных технологий на уроках ненецкого языка"

Говоря об использовании компьютерной технологии на уроках ненецкого языка в начальной школе, нужно отметить, что  первый мой опыт убедил в целесообразности ее использования для организации диффер...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Использование информационных технологий на уроках технологии

Использование информационных технологий на уроках технологии...

Использование информационных технологий на уроке истории (на примере урока в 8 классе «Отечественная война 1812 г.)

Данный урок истории показывает практическое использование информационных технологий на различных этапах урока. Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода. В разработке подробно описаны...

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....