«Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам в подростковом возрасте».
статья на тему
Предварительный просмотр:
областное государственное казенное оздоровительное образовательное
учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,
«Санаторная школа – интернат»
г. Шуя, ул. 5 Северная, дом 49
тел. 4-94-47
электронная почта: shool_deaf@ mail.ru
Доклад на тему:
«Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам в подростковом возрасте».
Ильина М.В.
2015- 2016 уч.год.
Известно, что основная задача школы - дать необходимое образование. Но на современном этапе не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей. Здоровье важное условие гармоничного развития личности. Обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них культуру здоровья, потребность в здоровом образе жизни, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений. Пристрастие подростков к вредным привычкам является серьёзной социальной проблемой в обществе. Воспитание потребности в здоровом образе жизни, формирование у школьников устойчивых установок на непринятие наркотических веществ, формирование негативного отношения к вредным привычкам, умения противостоять давлению среды, ответственного поведения, важная воспитательная задача нашей школы. Подросткам предоставляется только объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях употребления. Поток информации при этом строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Осознание сущности наркотической зависимости идет параллельно с формированием устойчиво негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами. В борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты едины. Основываясь на пирамиде познания, делаем вывод, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками. Чем активнее форма передачи информации, чем активнее вовлечены в этот процесс школьники, чем больше каналов восприятия задействовано в процессе обучения, тем выше уровень усвоения знании, приобретения навыков, овладения умениями, формирования отношении, установок, мотивов к деятельности. Помочь добиться хороших результатов может обучение, ставящее перед учащимися проблему, но не дающее готового решения. Знания, в том числе и знания о вреде наркотиков, только тогда перестают быть пустыми, абстрактными фактами, когда человек вырабатывает к ним свое, эмоционально ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска. Педагог - руководитель при этом играет роль помощника, консультанта. Он направляет учащихся, поддерживает, помогает в решении проблемы, но ни в коем случае не решает ее за них.
Человек — великое чудо природы. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, способностью к адаптации к окружающей среде. Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором он живет.
Однако необходимо отметить, что ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют приобретению хронических заболеваний, преждевременному его старению. К таким вредным привычкам относятся курение, употребление алкоголя, наркотиков.
В условиях массового распространения вредных привычек среди детей и подростков в России создалась реальная угроза здоровью будущего поколения. Особенно губительно злоупотребление в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества.
Курение
Курение в среде подростков вызывает тревогу по нескольким причинам:
Те, кто начинает ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь.
Курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак легких и других органов, гангрена ног).
Хотя хронические заболевания, связанные с курением, обычно появляются только в зрелом возрасте, подростки – курильщики чаще страдают от кашля, одышки и других респираторных симптомов.
Вот некоторые причины курения подростков:
Подражание другим школьникам, взрослым;
Чувство новизны, интереса;
Желание казаться взрослыми, самостоятельными;
У девушек приобщение к курению часто связано с кокетством, стремлением оригинальности, желанием нравиться юношам.
В результате курения незаметно возникает привычка к табаку, к никотину. Никотин – является нейротропным ядом, действует на проведение и передачу нервного импульса, нарушает действия центральной и периферической нервных систем. К нему привыкают, и без него становится трудно обходиться.
Подростки, в силу того, что мало заботятся о своем здоровье, не могут оценить всю тяжесть
последствий от курения. Для школьника срок в 10 – 15 лет (когда появятся симптомы заболеваний) кажется чем-то очень далеким, и он живет сегодняшним днем, будучи уверенным, что бросит курить сможет в любой момент.
При курении у подростков:
сильно страдает память, снижается скорость заучивания и объём памяти;
замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила;
под влиянием никотина ухудшается острота зрения, у курящего подростка начинается мелькание и двоение в глазах, возникают от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век, что приводит к хроническому воспалению зрительного нерва;
частое и систематическое курение у подростков истощает нервные клетки, вызывая преждевременное утомление;
никотин повышает внутриглазное давление. Прекращение курения в подростковом возрасте является одним из факторов предотвращения такого грозного заболевания, как глаукома.
нарушается нормальный режим труда и отдыха в силу желания закурить, появляющегося во время занятий, в этом случае внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке;
Такова цена курения для подростков. И, к сожалению, в силу возрастных особенностей подростки не осознают до конца степень пагубных последствий курения табака.
Алкоголизация подростков
Масштабы и темпы распространения алкоголизма в нашей стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи. Распространение алкоголизма в подростковой среде является одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным, до 80% взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Сегодня потребляют алкогольные напитки каждый третий школьник в средних классах и более половины в старших. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек — до 12,9 лет.
В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, обязательно затрагивая личностные качества подростка.
Причины употребления алкоголя подростками:
подростковый алкоголизм начинается с семейных застолий; со стороны детского восприятия весь праздник строится вокруг водки или вина; ребенку кажется, что взрослые собрались вместе не ради общения, а ради того, чтобы выпить - это и есть ключевой момент в отношении будущего подростка к алкоголю.
сложнее ситуация с семьями, где детям легкомысленно дают попробовать пиво или сладкое вино, ребенок приучается к мысли, что это – вкусно;
следующей причиной является доступность и дешевизна спиртных напитков, яркие и красочные этикетки которых так и бросаются в глаза;
в подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим; страх перед пьянством у подростков отсутствует, как и опыт употребления спиртного;
немалое значение в алкоголизме среди молодежи имеет и подростковый конформизм – подражание другим подросткам в кругу своего общения
еще одна причина подросткового алкоголизма – безнадзорность и уличное воспитание
Приобщенный к алкоголю подросток меняет свои привычки и ценности. Все свободное время он
проводит в кругу своих пьющих товарищей, за слушаньем музыки и принятием спиртного.
Подростки просиживают в кафе и барах или бесцельно слоняются по улицам. Для саморазвития и интеллектуальных занятий у них нет ни желания, ни времени. Учеба и чтение книг воспринимаются такими подростками как ненужная и скучная обязанность. По статистике, 50% пьющих подростков вообще не читают книги.
Содержание алкоголя в пиве достигает в некоторых сортах 14%
Бутылка светлого пива – это 50 грамм водки.
Четыре бутылки за день - это 200 грамм водки.
7-12 г чистого алкоголя на 1 кг веса - смертельная доза
При употреблении алкоголя у подростков:
развивается цирроз печени, причем нарушения в работе печени и других внутренних органов у подростков могут развиться даже от чрезмерного увлечения пивом;
возникают такие заболевания, как гепатит, панкреатит, нарушения работы сердца, заболевания эндокринной системы, легочные заболевания, проблемы с артериальным давлением, снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям, появляются нервные и психические расстройства;
меняется характер, на первый план выходят грубость, вспыльчивость, безынициативность и внушаемость; Замкнутость и недоверчивость теперь их постоянные спутники;
возникают трудности в прогнозировании событий, они плохо реагирует на стимулы прошлого или будущего из-за невозможности отвлечься от сиюминутных побуждений; то есть, такие подростки живут одним днем.
Несформированный организм подростка очень быстро привыкает к большим дозам спиртного. Поэтому существует высокий риск того, что подросток может пристраститься к алкоголю, если он часто пьет даже слабые алкогольные напитки. Опасность усиливается еще и легкомысленным отношением к алкоголю. Многие подростки считают, что если пару раз в неделю выпить что-либо спиртное, то ничего не случится. Но риск существует, даже если несовершеннолетний выпивает три-четыре раза в месяц. Алкоголь разрушительно действует на мозг и нервную систему молодых людей, замедляет и даже останавливает развитие их организма. Пьющим подросткам даже в трезвом состоянии сложно запоминать что-либо и логически мыслить. Их личность деградирует.
Наркомания
Особую боль вызывает распространенность наркомании в подростковой среде. С каждым днем в процесс потребление наркотиков вовлекается все больше и больше молодых людей. Наркомания как социальное явление живет и развивается за счет вовлечения в процесс потребления наркотиков новых жертв.
Самыми высокими темпами развивается наркомания в молодежной среде. Приобщение к наркотикам начинается, как правило, в подростковом возрасте (13 лет).
Причины употребления наркотических веществ:
мода на наркотики и любопытство; особая опасность возникает тогда, когда наркотик, принятый из любопытства или от скуки, вызывает приятные ощущения. В результате у подростка возникает желание повторно испытать те же чувства;
влияние группы ровесников, в которой царит наркоманский стиль жизни; причем в данном случае наркомания у молодежи становится приятной и легкой альтернативой школе и семье, где дела часто идут не так гладко;
большая опасность кроется еще и в том, что принятие наркотика как бы повышает ранг молодого человека среди товарищей, употребление наркотиков в молодежных кругах часто становится чем-то вроде попытки считаться взрослым человеком - эта причина является доминирующей в развитии наркомании среди молодежи.
неумение справляться с жизненными трудностями, можно назвать также одним из факторов подростковой наркомании; наркотик временно снимает психологическое напряжение, что дает подростку возможность отодвинуть непрятности и получить необходимую разрядку;
Последствия злоупотребления наркотиками обнаруживаются спустя 1-2 месяца.
При употреблении наркотиков у подростков:
утрачивается интерес к учебе, появляются прогулы, исчезновения из дома на много часов или на несколько дней;
вслед за поведенческими появляются биологические признаки заболевания: раздражительность, конфликтность, колебания настроения – от беспричинно веселого до мрачного и злобного;
отмечается снижение интеллекта;
Семейная профилактика вредных привычек у детей сводится, прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию у них свойств и качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию к окружающей среде.
Может показаться, что, вступая в подростковый возраст, ребенок отдаляется от родителей и живет только своими интересами. Это не так! Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на его развитие, на формирование личности и мировоззрения. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия, общаясь с родителями, с братьями и сестрами. Именно неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между родителями и ребенком в подростковом возрасте. Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да еще близкий знакомый — совершенно недопустимое зрелище для ребенка, особенно если это отец или мать.
Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей.
С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.
Главное – ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром — важнейшая задача родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Программа профилактики вредных привычек детей подросткового возраста.
Программа профилактики вредных привычек детей подросткового возраста.Постановка проблемы Переходный возраст – это период конфликтных отношений подростков со взрослыми. Это естественно, потому что подр...
Методическая разработка классного часа на тему: "Вредные привычки в подростковой среде"
Ознакомление учащихся с пагубным действием вредных привычек....
Проект "Формирование у учащихся 5-9 классов негативного отношения к вредным привычкам"
Проект выполнен в рамках прохождения обучения на курсах по именным образовательным чекам....
Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"
Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"...
Лекция для родителей "ЗОЖ и вредные привычки в подростковом возрасте"
Данный лекционный материал можно использовать во время проведения родительского собрания , посвященного ЗОЖ и профидактики вредных привычек в подростковом возрасте....
"Профилактика вредных привычек в подростковой среде".
"Профилактика вредных привычек в подростковой среде"....
Методическая разработка «Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам в подростковом возрасте»
Известно, что основная задача школы - дать необходимое образование. Но на современном этапе не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей. Здоровье важное условие гармоничного развития л...