"Применение метода проектов для формирования профессиональных компетенции обучающихся"
статья (11 класс) на тему

Кулешова Татьяна Павловна

В рамках конкурса «Школа IT-решений» команда студентов специальности «Прикладная информатика (по отраслям)», получила возможность реализовать полноценный IT-проект. То есть найти, зафиксировать, проработать реальные проблемы из жизни нашего образовательного комплекса. После чего под руководством экспертов из федеральных флагманов IT-отрасли разработала  и внедрила информационно-технологическое решение выявленной проблемы. При этом получив бесценный опыт настоящей практической деятельности, а также принеся пользу своей школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Применение метода проектов для формирования профессиональных компетенции обучающихся"

Современная учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Поэтому сегодня важно не столько дать обучающемуся как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться - это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных компетенций выпускника: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; самостоятельность планирования и организация собственной деятельности, выбирая методы и способы выполнения профессиональных задач; осуществление поиска и использование информации; использование информационно-коммуникационных технологий; обучение через практическую деятельность.

С появлением телекоммуникационных технологий актуально использовать метод проектов, позволяющий обучать деятельности в условиях реальной действительности, воспитывать деятельных, инициативных; знающих, целеустремленных людей.

Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

В современном образовании метод проектов является одной из технологий продуктивного обучения, позволяю существенно повысить качество образовательного процесса.

Работа с проектами занимает особое место в системе образования, позволяя обучающемуся приобретать умения и знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения.

Проекты, разработанные студентами, имеют значимый практический результат, оказывают неоценимую помощь как преподавателям при проведении занятий, так и самим обучающимся при овладении материалом.

Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, практико-ориентированных, проблемных методов, творческих по своей сути.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной задачи. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Эффективно использовать проектную методику при разработке при разработке мобильных приложений, которые преподаватели и классные руководители могут использовать для связи с родителями студентов.

В рамках конкурса «Школа IT-решений» команда студентов специальности «Прикладная информатика (по отраслям)», получила возможность реализовать полноценный IT-проект. То есть найти, зафиксировать, проработать реальные проблемы из жизни нашего образовательного комплекса. После чего под руководством экспертов из федеральных флагманов IT-отрасли разработала  и внедрила информационно-технологическое решение выявленной проблемы. При этом получив бесценный опыт настоящей практической деятельности, а также принеся пользу своей школе.

Ребята прошли сессию по дизайн-мышления. С помощью экспертов проекта ребята и преподаватели  учились выявлять истинные потребности пользователей, переводить найденные проблемы в задачи, а затем находить решение этих задач, прототипировать и тестировать его.

После сессии дизайн мышления ребята приступили к самостоятельному поиску потребностей и задач в нашем образовате6льном комплексе. Были опрошены преподаватели, классные руководители и студенты. На основании опроса и наблюдений была выявлена следующая проблема: учителя образовательного комплекса имели затруднения с передачей информации о успеваемости и проведении мероприятий родителям студентов.

В настоящее время популярность мобильных устройств, как смартфонов, так и планшетных ПК, особенно на платформе Android чрезвычайно высока. Она обусловлена сравнительной дешевизной устройств на данной платформе по сравнению с iOS, открытостью платформы, простотой программирования приложений под Android и возможностью быстрой отправки их в Android Play Маркет. Огромное количество популярных приложений в магазине Android, из которых большинство совершенно бесплатны, стимулирует молодых начинающих программистов старшего школьного возраста разрабатывать свои приложения, повышать свою квалификацию, а главное, развивать свои образовательные навыки и способности.

Таким образом простота, креативность, широкие возможности творческого роста стимулируют создавать приложения на платформе Android.  В связи с этим для решения найденной задачи было выбрано следующее решение: разработать мобильное приложение на  платформе Android для улучшения коммуникации родителей, преподавателей и классных руководителей.

Под руководством экспертов из федеральных флагманов IT-отрасли и куратора команды (преподавателя) было разработано и внедрено информационно-технологическое решение выявленной проблемы, в виде мобильного приложения на платформе Android. Намного продуктивнее разрабатывать такие мобильные приложения в рамках кружковой работы, когда обучающиеся могут, используя базовые знания и умения, полученные в процессе учебы, творчески применить, создавая свой программный продукт. В данном контексте проектная методика очень «выигрывает».

Данное приложение содержит следующие разделы: новости, расписание, успеваемость, посещаемость, полезная информация, контакты.

В дальнейшем есть возможность добавить или изменить устаревшие данные в мобильном приложении, созданном в результате проектной деятельности обучающихся, что невозможно сделать с готовыми приложениями, приобретенными в магазинах.

Применение данного приложения в реальной жизни, позволяет классным руководителям быстро доносить актуальную информацию родителям обучающихся.

Чаще всего тематика проектов требует привлечения знаний и умений, обучающихся не по одному предмету, а из разных областей. Таким образом, достигается и реализация межпредметных связей, интеграция знаний, что не маловажно для процесса образования.

Таким образом, в ходе работы над проектами проявляются творческие способности обучающихся, проявляется стремление к саморазвитию, умение ставить и решать проблему, анализировать полученные данные, работать с информацией и мультимедиа средствами. Применение созданных обучающимися проектов в реальной жизни расширяет возможности, как преподавателей, так и студентов, повышает интерес к предметам. При этом обучающиеся получают  бесценный опыт настоящей практической деятельности, а также приносят пользу своему образовательному учреждению.

Но нельзя забывать и о преподавателях. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Преподаватель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников, а так же использования компьютера, которое должно быть во благо в процессе обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»

Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»...

Доклад -ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДИСЦИПЛИНЕ «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

Данный доклад сообщает о возможностях применения мультимедиа-технологий в преподвании ообщепрофессиональных дисциплин....

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Формирование профессиональных компетенций обучающихся специальности «Физическая культура» в процессе освоения учебной дисциплины «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки»

Данная презентация рассматривает  «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы», где четко обозначены основные виды профессиональных компетенций, которым...

Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"

В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....

Мастер-класс на тему: "Использование метода проектов для формирования ключевых компетенций обучающихся"

Методический урок для учителей. Представляю вашему вниманию разработку и презентацию мастер-класса "Использование метода проектов для формирования ключевых компетенций обучающихся"....