Главные вкладки

    Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».
    статья на тему

    Чаплыгина Жанна Васильевна

         Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_opyta_raboty_uchit.obzh_.docx31.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».

    «Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

    В..А. Сухомлинский

         Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создаёт для них психологические трудности. Учащимся приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на них требованиями учебного процесса. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны. Работоспособны, но, к сожалению, статистика сегодняшнего дня говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодёжи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников. Всё это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребёнка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Проблема сохранения и укрепления здоровья очень актуальна для нашей школы. Поэтому одной из важнейших практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путём внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. В решении этой задачи помогает внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий на уроках, в том числе на уроках ОБЖ, физкультуры,. Учителя МО на своих уроках стремятся создавать условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учащихся, поэтому тема методической работы объединения учителей физической культуры, ОБЖ МОУ «СОШ №6» на 2015-2016 учебный год стала:«Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения, развитие познавательного интереса через исследовательскую и проектную деятельность в условиях здоровьесберегающей педагогики».

    Основные задачи

    методического объединения

     учителей физической культуры, ОБЖ

    МОУ «СОШ №6»

    на 2015-2016 учебный год:

    Методические:

     -Создание комфортных условий для повышения качества обучения и воспитания школьников;

    -Сохранение и укрепление физического, психологического, социального и нравственного здоровья всех участников образовательного процесса.

    Учебные:

    -Непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры педагогов.

    -Продолжение освоения предметных педтехнологий в образовательном процессе школы.

    -Формирование учебной мотивации обучающихся.

    -Формирование предметных компетенций преподавания предметов МО.

    Воспитательные:

    -Совершенствование морально-психологического состояния и физического развития обучающихся.

    -Пропаганда ЗОЖ.

    -Развитие творческих способностей обучающихся.

     В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области        образования первоочередным назван принцип приоритета жизни и здоровья обучающихся. Руководствуясь этими принципами, учителя физической культуры и ОБЖ выбрали следующие темы самообразования:

    Ф.И.О. учителя

    Тема

    Выход

    1

    Чаплыгина Ж.В.

    «Эффективное использование современных образовательных технологий на уроках ОБЖ.»

    -Постоянно действующий семинар «Новые образовательные технологии и возможность их использования на уроках ОБЖ».(2012-2013 уч.г.)

    -Заседание ГМО, презентация «Интегральная технология обучения, используемая на уроках ОБЖ».(2011г.)

    -Открытый урок на муниципальном уровне для преподавателей-организаторов ОБЖ по теме «За здоровый образ жизни».(2011 г.)

    -Конкурс компьютерных презентаций учащихся и педагогов на тему «Моё педагогическое кредо»(2013г.)

    -выступления с докладами на педсоветах на темы: «Самостоятельная работа обучающихся на уроках ОБЖ», «Духовно-нравственное воспитание в работе кружка «Безопасное колесо».(2013-2014 уч.г.)

    -руководство в разработке и реализации проекта «Школьный двор-место активного отдыха».

    -открытый урок на муниципальном уровне по теме: «Использование информационных технологий на уроках ОБЖ» (2014-15 г.)

    -мастер-класс на школьном уровне по теме «Использование информационных технологий на уроках ОБЖ» (2014-15 г.)

    - обобщение педагогического опыта на августовском заседании ГМО преподавателей-организаторов ОБЖ «Работа преподавателя- организатора ОБЖ по военно- патриотическому воспитанию школьников в процессе предметного обучения»(2015г.)

    -открытый урок на школьном уровне в 5а классе на тему «Безопасный интернет».(2015г.)

    -выступление с докладом на городском семинаре на тему: «Из опыта работы по воспитанию толерантности у обучающихся на уроках и во внеурочное время как основы человеческого общения» (2016г.)

    2

    Медведев Ю.А.

    «Компетентностный подход в преподавании физической культуры».

    -Выступление с докладом на тему самообразования на августовском заседании ГМО(2011г.)

    -МД «Основные пути повышения качества знаний обучающихся(доклад). (2012г.)

    -Конкурс компьютерных презентаций учащихся и педагогов «Мир моих увлечений».(2013г.)

    -открытый урок на школьном уровне на тему: «Подвижные спортивные игры в учебном процессе» (2013-2014 уч.г.)

    - выступление с докладом в теоретической части открытого урока на тему: « Техника верхней-нижней передачи мяча в волейболе» (2014-2015 уч.г.)

    - открытый урок в 4кл.(дети с ОВЗ, ЗПР) на муниципальном  уровне на тему: «Элементы баскетбола».2015г.

    3

    Чигринова И.А.

    «Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультурой в условиях ФГОС ООО».

    -Конкурс компьютерных презентаций учащихся и педагогов «Мир моих увлечений» (2013г.)

    - выступление с докладом в теоретической части открытого урока на тему: «Подвижные спортивные игры в учебном процессе» (2013-2014 уч.г.

    -выступление с докладом на педсовете на тему: «Духовно-нравственное развитие обучающихся в работе спортивных секций».

    - открытый урок на школьном уровне на тему: « Техника верхней-нижней передачи мяча в волейболе» (2014-2015 уч.г.)

    - открытый урок в 4кл.(дети с ОВЗ, ЗПР) на муниципальном  уровне на тему: «Элементы баскетбола».2015г.

    4

    Терехов А.А.

    «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».

    -Открытый урок на тему: -«Баскетбол. Особенности организации и проведения уроков физкультуры в специальных коррекционных классах».

    -Открытый урок на тему: «Развитие игры на основе баскетбола».2013 г.

    - городской семинар- практикум для учителей физкультуры на тему: «Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физкультуры. 2015г.

    5

    Куликова О.А.

    «Методика организации и проведения занятий уроков физической культуры в условиях ФГОС ООО».

    спортивные мероприятия на школьном и городском уровне (2014г.)

    - открытый урок на школьном уровне «Лазание по гимнастической стенке в упоре присев и стоя на коленях. Подтягивание лежа на животе по гимнастической скамейке», 2 класс(2014г.)

    -Городской семинар-практикум заместителей директоров по воспитательной работе.«Путешествие в страну «Спортландию»(2014г.)

    - открытый урок на школьном уровне :«Акробатика: два – три кувырка вперед. Стойка на лопатках», 1 класс;(2015г.)

    - Городской семинар-практикум учителей физкультуры, выступление: «Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста»(2015г.)

    - Городской семинар-практикум учителей физкультуры, открытый урок: «Акробатика: кувырок вперед, стойка на лопатках»,

    3 класс(2015г.)

    - обобщение опыта работы на ШМО на тему: «Особенности проведения уроков физической культуры для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития»(2015г.)

    - открытый урок на школьном уровне: «Ведение баскетбольного мяча на месте. Ведение мяча в движении», 3 класс(2016г.)

    Ответственное отношение и творческий подход учителей МО к своему предмету сказывается на результатах их педагогической деятельности:

    П/П

          Название      мероприятия

            Ф.И. обучающегося

    место

        Ф.И.О.

    руководителя

    1.

    Социальная реклама: «Мы против терроризма!»

    Зимина С., 5в кл., Аверина А., 5в кл., Мириева А.,Масленникова Е., 5в кл.

    Грамота  МУ «Центра молодёжи» за активное участие.

    Чаплыгина Ж.В.

    2.

    Городской конкурс- соревнование «Безопасное колесо- 2016».

    Команда школы

    3 место в номинации «Трасса».

    Чаплыгина Ж.В.

    3.

    Областной конкурс «Правила дорожного движения- наши верные друзья!»

    Мириева А.

     диплом 3 степени

    Чаплыгина Ж.В.

    4.

    Всероссийские спортивные соревнования школьников

    « Президентские состязания среди обучающихся 4 классов».

    Команда школы

    1 место в теоретическом конкурсе.

    Терехов А.А.

    5.

    Муниципальный этап всероссийских спортивных соревнований школьников

    « Президентские состязания среди обучающихся 4 классов».

    Команда школы

    1место

    Терехов А.А.

    6.

    Легкоатлетический кросс

    Зарубин И.

    3 место

    Медведев Ю.А.

    Чигринова И.А.

    7.

    Традиционная эстафета по улицам города.

    Команда школы

    3 место

    Медведев Ю.А.

    Чигринова И.А.

    8.

    Муниципальный этап Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» ,шашки.

    Команда девушек

    3 место

    Медведев Ю.А.

    Чигринова И.А.

    9.

    « Президентские состязания среди 6 кл.»

    Команда школы

    2 место

    Медведев Ю.А.

    Чигринова И.А.

    10

    Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские созтязания».

    Команда школы

    призёры

    Куликова О.А.

    11

    Интеллектуально-познавательная игра    «Город-наш дом, в нем по правилам живем»

    Команда школы

    призёры

    Куликова О.А.

            

    На протяжении нескольких лет учителя изучали здоровьесберегающие технологии, внедряли  в практику такие технологии, которые позволили бы сохранять здоровье за счёт увеличения двигательной активности на уроке, не нарушая его целостности:

    • Технология  уровневой дифференциации. От  степени развития того или иного компонента зависят уровни физической и интеллектуальной активности. Идея заключается в том, чтобы через организованный процесс обучения целенаправленно вести обучающихся от одного уровня физической и интеллектуальной активности к другому, более высокому. Решить эту проблему возможно  только при дифференцированном подходе.

            Дифференцированный подход необходимо осуществлять по трём направлениям:

    -изучение и учёт индивидуальных особенностей и здоровья обучающихся;

    -управление деятельностью обучающихся;

    -активизация самостоятельной деятельности обучающихся (разноуровневые тесты).

    • Технология модульного обучения - это единое целое, составленное из взаимосвязанных элементов, т.е. определённых видов работы, которые выполняют обучающиеся. Таким образом, учитель разделяет занятия по определённым модулям (например, на уроке ОБЖ ):

            -Выживание в экстремальных ситуациях (экскурсии).

            -Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (противогазы, эвакуация).

    -Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (на практических занятиях).

    Интерактивные технологии- необходимо использовать для развития коммуникативных и творческих способностей обучающихся для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. У ребят развивается взаимоответственность, вера в силу собственных возможностей и возможностей товарищей. Используемые технологии способствуют повышению интереса к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ, например, - один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.

    • Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности обучающихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:

    -осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода;

    -Целеполаганию;

    -самообразованию и самоорганизации;

    -синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников.         

    На своих уроках учителя МО ставят целевые установки, характерные для здоровьесберегающих технологий:

    -стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;

    -учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

    -вызывать у них позитивную самооценку;

    Учителя МО на своих уроках стремятся воспитывать культуру здоровья, используя при этом отличительные концептуальные особенности ЗТ:

    -отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;

    -элементы индивидуализации обучения;

    -наличие мотивации на ЗОЖ учителя и учеников;

    -наличие физкультминуток;

    -соблюдение САН ПиНов.

    Педагоги в своей деятельности стремятся соблюдать следующие принципы:

    -учёт возрастно-половых особенностей;

    -учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

    -структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся(вводная часть, основная и заключительная);

    -использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

    Использование здоровьесберегающих действий на уроке:

    -оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и др.

    -наличие эмоциональных разрядок: поговорка, весёлое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка;

    -правильная поза ученика за столом.

    Практика работы учителей МО  по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к сохранению и укреплению здоровья детей , но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

    Наряду с отмеченными положительными результатами в 2016-2017 учебном году особое внимание уделить следующим вопросам:

    -усилению практической направленности дисциплин;

    -усилению роли эстетического, валеологического характера;

    -повышению роли теоретических знаний предметов;

    -апробацию современных педтехнологий и активное внедрение их в практику.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы учителя физической культуры "Совершенствование акробатических элементов"

    Конспект урока по физической культуре Аттестуемый педагог: Шуманов Иксан ЗулкаровичПредмет: Физическая культура              ...

    Обобщение опыта работы учителя физической культуры

    В обобщении опыта работы представлено теоретическое обоснование и правтическая часть, которая содержит разработку урока  на тему: "Нетрадиционные формы проведения урока физической культуры". Сюже...

    Обобщение опыта работы учителя физической культуры

    Занятия спортивным туризмом как одно из условий сохранения и укрепления здоровья школьников...

    Обобщение опыта работы учителя физической культуры Тютькова А.В.

    Обобщение опыта работы учителя физической культуры...

    Обобщение опыта работы учителя Физической культуры

    Обобщение опыта работы учителя физической культуры...

    Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»

    Программа формирования здорового и безопасного образа жизни   школьников МБОУ «СОКШ №4»...

    Актуальные проблемы формирования здорового и безопасного образа жизни школьников

    laquo;Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью». С самого раннего детства каждый из нас осознаёт ...