Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».
статья на тему

Чаплыгина Жанна Васильевна

     Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_uchit.obzh_.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».

«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В..А. Сухомлинский

     Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создаёт для них психологические трудности. Учащимся приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на них требованиями учебного процесса. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны. Работоспособны, но, к сожалению, статистика сегодняшнего дня говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодёжи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников. Всё это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребёнка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Проблема сохранения и укрепления здоровья очень актуальна для нашей школы. Поэтому одной из важнейших практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путём внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. В решении этой задачи помогает внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий на уроках, в том числе на уроках ОБЖ, физкультуры,. Учителя МО на своих уроках стремятся создавать условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учащихся, поэтому тема методической работы объединения учителей физической культуры, ОБЖ МОУ «СОШ №6» на 2015-2016 учебный год стала:«Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения, развитие познавательного интереса через исследовательскую и проектную деятельность в условиях здоровьесберегающей педагогики».

Основные задачи

методического объединения

 учителей физической культуры, ОБЖ

МОУ «СОШ №6»

на 2015-2016 учебный год:

Методические:

 -Создание комфортных условий для повышения качества обучения и воспитания школьников;

-Сохранение и укрепление физического, психологического, социального и нравственного здоровья всех участников образовательного процесса.

Учебные:

-Непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры педагогов.

-Продолжение освоения предметных педтехнологий в образовательном процессе школы.

-Формирование учебной мотивации обучающихся.

-Формирование предметных компетенций преподавания предметов МО.

Воспитательные:

-Совершенствование морально-психологического состояния и физического развития обучающихся.

-Пропаганда ЗОЖ.

-Развитие творческих способностей обучающихся.

 В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области        образования первоочередным назван принцип приоритета жизни и здоровья обучающихся. Руководствуясь этими принципами, учителя физической культуры и ОБЖ выбрали следующие темы самообразования:

Ф.И.О. учителя

Тема

Выход

1

Чаплыгина Ж.В.

«Эффективное использование современных образовательных технологий на уроках ОБЖ.»

-Постоянно действующий семинар «Новые образовательные технологии и возможность их использования на уроках ОБЖ».(2012-2013 уч.г.)

-Заседание ГМО, презентация «Интегральная технология обучения, используемая на уроках ОБЖ».(2011г.)

-Открытый урок на муниципальном уровне для преподавателей-организаторов ОБЖ по теме «За здоровый образ жизни».(2011 г.)

-Конкурс компьютерных презентаций учащихся и педагогов на тему «Моё педагогическое кредо»(2013г.)

-выступления с докладами на педсоветах на темы: «Самостоятельная работа обучающихся на уроках ОБЖ», «Духовно-нравственное воспитание в работе кружка «Безопасное колесо».(2013-2014 уч.г.)

-руководство в разработке и реализации проекта «Школьный двор-место активного отдыха».

-открытый урок на муниципальном уровне по теме: «Использование информационных технологий на уроках ОБЖ» (2014-15 г.)

-мастер-класс на школьном уровне по теме «Использование информационных технологий на уроках ОБЖ» (2014-15 г.)

- обобщение педагогического опыта на августовском заседании ГМО преподавателей-организаторов ОБЖ «Работа преподавателя- организатора ОБЖ по военно- патриотическому воспитанию школьников в процессе предметного обучения»(2015г.)

-открытый урок на школьном уровне в 5а классе на тему «Безопасный интернет».(2015г.)

-выступление с докладом на городском семинаре на тему: «Из опыта работы по воспитанию толерантности у обучающихся на уроках и во внеурочное время как основы человеческого общения» (2016г.)

2

Медведев Ю.А.

«Компетентностный подход в преподавании физической культуры».

-Выступление с докладом на тему самообразования на августовском заседании ГМО(2011г.)

-МД «Основные пути повышения качества знаний обучающихся(доклад). (2012г.)

-Конкурс компьютерных презентаций учащихся и педагогов «Мир моих увлечений».(2013г.)

-открытый урок на школьном уровне на тему: «Подвижные спортивные игры в учебном процессе» (2013-2014 уч.г.)

- выступление с докладом в теоретической части открытого урока на тему: « Техника верхней-нижней передачи мяча в волейболе» (2014-2015 уч.г.)

- открытый урок в 4кл.(дети с ОВЗ, ЗПР) на муниципальном  уровне на тему: «Элементы баскетбола».2015г.

3

Чигринова И.А.

«Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультурой в условиях ФГОС ООО».

-Конкурс компьютерных презентаций учащихся и педагогов «Мир моих увлечений» (2013г.)

- выступление с докладом в теоретической части открытого урока на тему: «Подвижные спортивные игры в учебном процессе» (2013-2014 уч.г.

-выступление с докладом на педсовете на тему: «Духовно-нравственное развитие обучающихся в работе спортивных секций».

- открытый урок на школьном уровне на тему: « Техника верхней-нижней передачи мяча в волейболе» (2014-2015 уч.г.)

- открытый урок в 4кл.(дети с ОВЗ, ЗПР) на муниципальном  уровне на тему: «Элементы баскетбола».2015г.

4

Терехов А.А.

«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».

-Открытый урок на тему: -«Баскетбол. Особенности организации и проведения уроков физкультуры в специальных коррекционных классах».

-Открытый урок на тему: «Развитие игры на основе баскетбола».2013 г.

- городской семинар- практикум для учителей физкультуры на тему: «Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физкультуры. 2015г.

5

Куликова О.А.

«Методика организации и проведения занятий уроков физической культуры в условиях ФГОС ООО».

спортивные мероприятия на школьном и городском уровне (2014г.)

- открытый урок на школьном уровне «Лазание по гимнастической стенке в упоре присев и стоя на коленях. Подтягивание лежа на животе по гимнастической скамейке», 2 класс(2014г.)

-Городской семинар-практикум заместителей директоров по воспитательной работе.«Путешествие в страну «Спортландию»(2014г.)

- открытый урок на школьном уровне :«Акробатика: два – три кувырка вперед. Стойка на лопатках», 1 класс;(2015г.)

- Городской семинар-практикум учителей физкультуры, выступление: «Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста»(2015г.)

- Городской семинар-практикум учителей физкультуры, открытый урок: «Акробатика: кувырок вперед, стойка на лопатках»,

3 класс(2015г.)

- обобщение опыта работы на ШМО на тему: «Особенности проведения уроков физической культуры для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития»(2015г.)

- открытый урок на школьном уровне: «Ведение баскетбольного мяча на месте. Ведение мяча в движении», 3 класс(2016г.)

Ответственное отношение и творческий подход учителей МО к своему предмету сказывается на результатах их педагогической деятельности:

П/П

      Название      мероприятия

        Ф.И. обучающегося

место

    Ф.И.О.

руководителя

1.

Социальная реклама: «Мы против терроризма!»

Зимина С., 5в кл., Аверина А., 5в кл., Мириева А.,Масленникова Е., 5в кл.

Грамота  МУ «Центра молодёжи» за активное участие.

Чаплыгина Ж.В.

2.

Городской конкурс- соревнование «Безопасное колесо- 2016».

Команда школы

3 место в номинации «Трасса».

Чаплыгина Ж.В.

3.

Областной конкурс «Правила дорожного движения- наши верные друзья!»

Мириева А.

 диплом 3 степени

Чаплыгина Ж.В.

4.

Всероссийские спортивные соревнования школьников

« Президентские состязания среди обучающихся 4 классов».

Команда школы

1 место в теоретическом конкурсе.

Терехов А.А.

5.

Муниципальный этап всероссийских спортивных соревнований школьников

« Президентские состязания среди обучающихся 4 классов».

Команда школы

1место

Терехов А.А.

6.

Легкоатлетический кросс

Зарубин И.

3 место

Медведев Ю.А.

Чигринова И.А.

7.

Традиционная эстафета по улицам города.

Команда школы

3 место

Медведев Ю.А.

Чигринова И.А.

8.

Муниципальный этап Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» ,шашки.

Команда девушек

3 место

Медведев Ю.А.

Чигринова И.А.

9.

« Президентские состязания среди 6 кл.»

Команда школы

2 место

Медведев Ю.А.

Чигринова И.А.

10

Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские созтязания».

Команда школы

призёры

Куликова О.А.

11

Интеллектуально-познавательная игра    «Город-наш дом, в нем по правилам живем»

Команда школы

призёры

Куликова О.А.

        

На протяжении нескольких лет учителя изучали здоровьесберегающие технологии, внедряли  в практику такие технологии, которые позволили бы сохранять здоровье за счёт увеличения двигательной активности на уроке, не нарушая его целостности:

  • Технология  уровневой дифференциации. От  степени развития того или иного компонента зависят уровни физической и интеллектуальной активности. Идея заключается в том, чтобы через организованный процесс обучения целенаправленно вести обучающихся от одного уровня физической и интеллектуальной активности к другому, более высокому. Решить эту проблему возможно  только при дифференцированном подходе.

        Дифференцированный подход необходимо осуществлять по трём направлениям:

-изучение и учёт индивидуальных особенностей и здоровья обучающихся;

-управление деятельностью обучающихся;

-активизация самостоятельной деятельности обучающихся (разноуровневые тесты).

  • Технология модульного обучения - это единое целое, составленное из взаимосвязанных элементов, т.е. определённых видов работы, которые выполняют обучающиеся. Таким образом, учитель разделяет занятия по определённым модулям (например, на уроке ОБЖ ):

        -Выживание в экстремальных ситуациях (экскурсии).

        -Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (противогазы, эвакуация).

-Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (на практических занятиях).

Интерактивные технологии- необходимо использовать для развития коммуникативных и творческих способностей обучающихся для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. У ребят развивается взаимоответственность, вера в силу собственных возможностей и возможностей товарищей. Используемые технологии способствуют повышению интереса к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ, например, - один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.

  • Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности обучающихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:

-осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода;

-Целеполаганию;

-самообразованию и самоорганизации;

-синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников.         

На своих уроках учителя МО ставят целевые установки, характерные для здоровьесберегающих технологий:

-стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;

-учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

-вызывать у них позитивную самооценку;

Учителя МО на своих уроках стремятся воспитывать культуру здоровья, используя при этом отличительные концептуальные особенности ЗТ:

-отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;

-элементы индивидуализации обучения;

-наличие мотивации на ЗОЖ учителя и учеников;

-наличие физкультминуток;

-соблюдение САН ПиНов.

Педагоги в своей деятельности стремятся соблюдать следующие принципы:

-учёт возрастно-половых особенностей;

-учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

-структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся(вводная часть, основная и заключительная);

-использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Использование здоровьесберегающих действий на уроке:

-оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и др.

-наличие эмоциональных разрядок: поговорка, весёлое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка;

-правильная поза ученика за столом.

Практика работы учителей МО  по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к сохранению и укреплению здоровья детей , но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

Наряду с отмеченными положительными результатами в 2016-2017 учебном году особое внимание уделить следующим вопросам:

-усилению практической направленности дисциплин;

-усилению роли эстетического, валеологического характера;

-повышению роли теоретических знаний предметов;

-апробацию современных педтехнологий и активное внедрение их в практику.