Использование ЭОР и ЦОР в процессе обучения
методическая разработка по теме

Чухломина Ирина Сергеевна

Что такое школьная жизнь? На мой взгляд, это длинная дорога, по которой учитель, ученики, родители путешествуют в поисках нового, интересного и увлекательного. С чего же начинается эта дорога? Как поётся в одной детской песенке

«Дорога, дорога ведет от порога,

Идет от порога к мечте голубой…».

Дорога школьной жизни, тоже начинается от порога - от крыльца школы, перешагнув который ребёнок попадает в  мир полный всего нового и неизвестного.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Почему именно использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения?

Современные дети  живут в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в процессе обученияScreenshot_237

(слайд 1)

Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри и все присутствующие! Разрешите представить Вашему вниманию мой опыт работы по теме: «Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения»

(Слайд 2)

Что такое школьная жизнь? На мой взгляд, это длинная дорога, по которой учитель, ученики, родители путешествуют в поисках нового, интересного и увлекательного. С чего же начинается эта дорога? Как поётся в одной детской песенке

«Дорога, дорога ведет от порога,

Идет от порога к мечте голубой…».

Дорога школьной жизни, тоже начинается от порога - от крыльца школы, перешагнув который ребёнок попадает в  мир полный всего нового и неизвестного.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Почему именно использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения?

Современные дети  живут в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.

(Слайд 3)

В школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. Об этом говорил ещё в начале девятнадцатого века Ф.А. Дистервег: «Сведений науки не следует сообщать учащимся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладел. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий ...».

Таким образом, отправляясь с детьми в путешествие по дороге школьной жизни нам необходимо научить их  самостоятельно добывать новые знания. Собираясь в путешествие мы берём с собой всё самое необходимое. Что? (можно обратиться к зрителям) Раньше это был рюкзак, спички, палатка и т.д. А сегодня? Современные дети обязательно возьмут с собой гаджеты.

(Слайд 4)

Именно поэтому, в последние годы в системе образования Российской Федерации продолжаются работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединения наработок системы образования с новейшими информационными технологиями.

Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР).

(Слайд 5)

Главной целью использования цифровых и электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих изучение математики на уровне основного общего образования, является повышение качества математического образования и увеличение степени его доступности.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС).

Он включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, условиям реализации основных образовательных программ и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Стандартом предусмотрены три вида результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: Как тройка гнедых лошадей, на которой путешествие становится ярким и интересным.

  • личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметные,  включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

(Слайд 6)

В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математической логикой; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.

Таким образом, возникает необходимость внедрения инноваций в учебный процесс с целью повышения качества образования. Одним из способов решения этой проблемы является применение в образовательном процессе электронных и цифровых образовательных ресурсов.

(Слайд 7)

Для повышения качества математического образования мною была выработана собственная стратегия по использованию электронных и цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения  математике

Задачи:

  •  научить обучающихся используя цифровые образовательные ресурсы добывать самостоятельно необходимые знания и применять их на практике;
  • сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

(Слайд 8)

Работа была выстроена по трём направлениям:

Первое: научить обучающихся применять ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Второе: использовать ИКТ для  исследовательской деятельности.

Третье: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Моя дорога школьной жизни в роли учителя началась в 2013 году, когда окончив ТГПУ, я вернулась в родную школу учителем математики. Это была не та школа выпускницей, которой я была когда-то. Это новое здание с современным хорошим оснащением, соответствующим требованиям ФГОС.  Но со своими традициями и обычаями, своим неповторимым стержнем в духе всего самого лучшего для воспитания и обучения детей.

(Слайд 9)

Сегодня мой кабинет оснащён  интерактивной доской, проектором, компьютером, выходом в сеть Интернет. В 2014 году  был приобретен мобильный компьютерный класс из 18 индивидуальных планшетов для обучающихся, который активно применяю в учебном процессе.  Материально-техническая оснащённость кабинета позволяет учащимся пользоваться  электронными библиотеками, интернет-ресурсами. Учащиеся с удовольствием выполняют индивидуальные задания на основе привлечения дополнительных источников. Использование современной техники при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.

(Слайд 10)

Применяю современную технику на уроке в различных режимах, а именно:

  • в обучающем режиме;
  • в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;
  • в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
  • в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;
  • в режиме самообучения.

Используемые мною ЦОР, решают ряд задач, а именно:

  • облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
  • освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
  • предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
  • дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
  • выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочие;

(Слайд 11)

У любого путешествия должен быть результат. А у школьного путешествия это достижения учеников. Как показывает практика использования ресурсов медиатеки на уроках, работа с ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, подключила одновременно несколько каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.

Анализ индивидуальных образовательных результатов учащихся за период 2013-2015гг. показал рост стабильно положительных результатов и снижение отрицательной динамики.

(Слайд 12)

Показателем уровня освоения обучающимися образовательных программ по математике являются результаты основного государственного экзамена. В ходе проведения итоговой аттестации за курс основного общего образования 2014-2015 учебном году получены высокие результаты.

Учебный год

класс

Количество участников ОГЭ

Средний тестовый балл

класс

район

ТО

2014-2015

9

16

17,56

14,39

16,62

(Слайд 13)

Так же прослеживается положительная динамика результатов промежуточной аттестации в 7-8 классах.

Учебный год

класс

Количество обучающихся

Качественная успеваемость (учебный год)

Качественная успеваемость (экзамен)

Динамика качественной успеваемости

2013-2014

8

17

47%

53,8%

+6,8%

2014-2015

7

16

18,8%

25%

+6,2%

(Слайд 14)

Позитивным результатом моей работы может выступать показатель уровня вовлеченности в процесс олимпиадного и конкурсного движения учащихся. Ежегодно ребята принимают участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников и показывают хорошие результаты.

(Слайд 15)

Так же мои ученики активно участвуют в «Заочной областной олимпиаде школьников по математике» и занимают призовые места.

(Слайд 16)

Важными следствиями активного использования ЦОР на уроках математики стали:

  • переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному;
  • поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;
  • выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;
  • стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;
  • реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей.

Вспоминая путешествия героев сказок, когда необходимо выбрать правильный путь между,  налево пойдёшь – коня потеряешь, на право пойдёшь и так далее. В школьном путешествии также, работая с информационными технологиями необходимо понимать, что подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, это кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала работа. Это грамотная дозировка использования ИКТ на уроке, так чтобы не навредить.  Но это творческий процесс, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

(Слайд 17)

Путешествуя по своей дороге школьной жизни важно грамотно продумать маршрут. Отметить места остановок и важных встреч. Ведь учитель и его коллеги, так же путешествуют, учатся, повышают квалификацию.   Разрабатывая индивидуальную программу профессионального саморазвития старалась включить в неё самое важное для роста своего профессионализма. Систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии. Зарегистрирована на многих образовательных сайтах.   В 2013 году темой моего самообразования стали  «Средства визуализации на уроках математики». Данная тема выбрана мною не случайно.

(Слайд 18)

 Обучаясь в Томском Государственном педагогическом университете, под руководством Сазановой Т.А. и Гельфман Э.Г., в течении трех лет мною разрабатывалась рабочая тетрадь по геометрии для учащихся 7 класса «Признаки равенства треугольников». Методические разработки по этой теме были представлены в 2012 году на XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», посвященной 110-летию ТГПУ и в одноименном сборнике опубликована статья «Изучение темы признаки равенства треугольников». На данный момент я не оставляю свои наработки и занимаюсь созданием электронной рабочей тетради, которая являлась бы универсальным цифровым образовательным ресурсом по геометрии.

В 2013 году прошла курсы повышения квалификации по теме «Использование дистанционных технологий в образовательном процессе» и участвовала в семинаре «Современные подходы к обучению математики в услових внедрения ФГОС».

(Слайд 19)

Для распространения опыта работы и общения с коллегами создала свой персональный сайт. Регулярно принимаю участие в работе районного методического объединения учителей математики.

(слайд 20)

В 2015 году представила опыт работы по теме  «Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС общего образования по предмету». Накопив опыт, самостоятельно изучив геометрическую среду GeoGebra, разрабатываю уроки с применением данного ЦОР и повторно приняла участие в заседании РМО «Введение ФГОС ООО. Особенности преподавания математики», где представила сообщение по теме: «ЦОР как средство визуализации на уроках математики».  В 2015 году приняла участие в межмуниципальном семинаре «Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС», в рамках которого представила открытый урок «Цифровые образовательные ресурсы и средства визуализации на уроках математики».

Информационные технологии на уроках математики позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы. Применение информационных технологий позволяет делать уроки математики не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению. Я вижу горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно.

(Слайд 21)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Верхнекетского района Томской области Методический семинар « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения » Бурачкова Ирина Сергеевна, учитель математики

Слайд 2

« Дорога, дорога ведет от порога, Идет от порога к мечте голубой…»

Слайд 3

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладел. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» Дистервег Фридрих-Адольф-Вильгельм —знаменитый немецкий педагог (1790 - 1866 ).

Слайд 5

Решение задач Модели Мышление Логика Интуиция Оценка результатов

Слайд 6

Цель использования ЦОР: повышение качества математического образования и увеличение степени его доступности Задачи: научить обучающихся, используя цифровые образовательные ресурсы, добывать самостоятельно необходимые знания и применять их на практике ; сделать процесс обучения интересным и увлекательным .

Слайд 9

Анализ индивидуальных образовательных результатов учащихся за период 2013-2015гг. 5-6 классы 7-8 классы

Слайд 10

Результаты итоговой аттестации 2014-2015 учебный год Учебный год класс Количество участников ОГЭ Средний тестовый балл класс район ТО 2014-2015 9 16 17,56 14,39 16,62

Слайд 11

Результаты промежуточной аттестации в 7-8 классах Учебный год класс Количество обучающихся Качественная успеваемость (учебный год) Качественная успеваемость (экзамен) Динамика качественной успеваемости 2013-2014 8 17 47% 53,8% +6,8% 2014-2015 7 16 18,8% 25% +6,2%

Слайд 12

Всероссийская предметная олимпиада школьников по математике

Слайд 13

Следствия использования ЦОР: Активно- деятельностный процесс обучения; Разнообразие методик и форм обучения; Индивидуальные образовательные траектории; Успешное обучение всех категорий обучающихся; Компетентностный подход к изучению математики.

Слайд 14

Основные этапы работы по самообразованию Первый этап : самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по технологии системно - деятельностного подхода. Второй этап : формирование общей концепции «Мои достижения на основе системно - деятельностного подхода»; Третий этап : выбор стратегии внедрения системно– деятельностного подхода в процесс преподавания математики; Четвертый этап : определение задач и этапов деятельности; Пятый этап : конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат); Шестой этап : составление плана действий по самосовершенствованию; Седьмой этап : самооценка роста; Восьмой этап : передача опыта коллегам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование учебно речевых ситуаций в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы"

В методике задачи курса обучения иностранному языку заданы через единство практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей при ведущей роли практической цели. Считается, что практ...

«Использование информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения математики»

Необходима такая педагогическая модель, которая бы соответствовала информационным потребностям и веяниям нового времени. Нужно перестроить материал своего предмета так, чтобы обучающиеся в условиях ис...

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....

Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью  повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС....