Проектная деятельность и ее роль в развитии универсальных учебных действий.
статья на тему

Коркунда Людмила Михайловна

Статья оя  многогранной, эффективной и перспективной форме работы учителя ,помогающая развивать УУД школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность и ее роль в развитии универсальных учебных действий

Автор: Коркунда Людмила Михайловна, учитель ГБОУ СОШ № 667 г. Санкт-Петербурга

Одной из основных задач современного школьного обучения является задача развития личности через формирование универсальных учебных действий, так как УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетенций, формирования активной позиции учащихся  в обретении и развитии  общеучебных  умений и навыков (исследовательских, рефлективных, самооценочных).

Наиболее эффективно реализовать эти задачи можно, использую такую педагогическую технологию, как проектное обучение.

Проектное обучение -  это разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения практического результата, самостоятельное развитие выработанных умений, применение полученных на уроках знаний на поисковом уровне.

Главным достоинством проектного метода является то, что ученик выступает в качестве активного субъекта деятельности, а это мобилизует потенциал всех его способностей.

Каждый учебный проект должен соответствовать определенным требованиям:

  • наличие проблемы  - информационной, исследовательской, практической;
  • планирование действий по разрешению этой проблемы;
  • исследовательская работа учащихся.

То, что разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы, есть «продукт» деятельности учащихся, который представляется в виде презентации.

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных  курсов.

В процессе обучения  метод проекта реализуется на этапе творческого осмысления материала, когда учащиеся уже получили определенный объем знаний по какой-либо теме.

Существует несколько разновидностей учебных  проектов: ролевой, практико-ориентированный, информационный, исследовательский, творческий.          

Творческий проект предполагает весьма свободный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализованные представления, создание видео и мультипликационных фильмов, создание предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, фотовыставки.

Ролевой проект дает возможность «примерять» на себя роли литературных героев, выдуманных персонажей и т. п.   В процессе изучения литературы такой вид проекта прекрасно реализуется при изучении драматических произведений, сказок, басен.

Исследовательский проект включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы и ее проверку, обсуждение полученных  результатов.

В основе реализации – современные методы : социальный опрос, моделирование, эксперимент и т.п. Примером такого проекта может служить проект-исследование на основе социального опроса  «В чем причина утраты интереса к чтению у детей и подростков» , осуществляемый  в рамках школы, своего района.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте с целью анализа  и представления для одноклассников. К таким проектам можно отнести исследования  на темы «Как преодолеть проблемы в общении с родителями»,  «СМС как новый речевой жанр», «Как появляются и «устаревают» неологизмы»…

Проекты классифицируются по продолжительности.

Мини-проекты разрабатываются в процессе урока. На их подготовку достаточно 10-20 минут. Примером такой работы может служить мини-проект «Подарок главному герою» (6 класс  урок «Нравственные проблемы, поднятые в повести» по произведению В. Распутина «Уроки французского»). Срок работы – 10 минут. Группы учащихся – 5-6 человек.

Структура деятельности:

  • Распределение обязанностей;
  • Подбор материала для изображения различных видов продуктов ;
  • Оформление(вырезание, наклеивание и т.п.)
  • Объяснение подбора продуктов;
  • Подготовка мини-презентации.

Презентация проекта может быть групповой и индивидуальной.

Краткосрочные проекты выполняются в 4-5 уроков.

Недельные проекты (30-40 часов). Проводятся под руководством учителя, сочетаются, как правило, с внеклассными формами работы (работа в музеях, творческие эксперименты, выездные экскурсии).

Такая работа требует глубокого погружения и сосредоточенности.

Наиболее продолжительными являются годичные проекты. Это работа, направленная на решение определенной проблемы. Сформулированной в виде цели. В   процессе подготовки учителю необходимо сформировать навыки проектирования: проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, самоанализу, рефлексии, поиску необходимой информации, умению проводить презентацию результатов.

Совместная деятельность ученика и учителя в ходе создания проекта состоит из нескольких этапов:

  • Погружение
  • Организация деятельности
  • Осуществление деятельности
  • Презентация  проекта
  • Оценка работы

В процессе организации учебно-исследовательской работы учитель реализует определенные цели:

  • - сформировать у учащихся исследовательские умения;
  • - повысить мотивацию к изучению предмета;
  • - содействовать развитию личности ученика, помочь ему в самоопределении.

 Данная форма работы многогранна, эффективна, перспективна. Характер сотрудничества с учителем играет немалую роль в развитии коммуникативной деятельности учащихся. Учащиеся не только знакомятся и исследовательской деятельностью, учатся работать самостоятельно, но и научаются взаимопомощи, умению слушать, становиться на точку зрения других, сообща достигать общих целей. А уверенное владение основными коммуникативными действиями является необходимой основой для формирования у учащихся таких качеств, как инициативность , умение налаживать контакты, находить компромиссы, проявлять самокритичность, дружелюбие и уверенность в своих силах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследование на уроке и во внеурочной деятельности как механизм формирования и развития универсальных учебных действий»

Результаты исследования PISA обозначили дефициты у российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения ...

«Исследование на уроке и во внеурочной деятельности как механизм формирования и развития универсальных учебных действий»

Результаты исследования PISA обозначили дефициты у российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения ...

«Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий учащихся»

В работе показаны возможности проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Проектная деятельность и ее роль в развитии универсальных учебных действий

Статья о проектной деятельности ее видах и роли в развитии УУД....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Метод проектной деятельности «Бизнес-план», как способ формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.

Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого пр...