Работа во внеурочное время с одаренными детьми.
методическая разработка на тему

Тремасова Тамара Николаевна

 

    В работе рассказывается об основных задачах организации внеурочной деятельности,о различных технологиях в работе с одаренными детьми, о результативности и эффективности.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.     

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный районный семинар

Доклад

«Работа с одаренными детьми во внеурочное время»

Выполнила :Тремасова Т.Н.

учитель математики

МОУ «СОШ п.Горный

Краснопартизанского района

 Саратовской области»

 П.Горный

Февраль 2016г

Содержание.

  • 1.Актуальность темы. 
  •   2. Основные задачи организации внеурочной деятельности :
  • 3.Понятие одаренности и творческих способностей. 
  • 4. Различные технологии в работе с одаренными детьми 
  • 5.Результат и эффективность. 
  • 6.Вывод .

«Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца,

приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо.» 

Дидро

1.Актуальность темы. 

  • Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

 Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики – стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.

  • Главной идеей в образовательной практике является формирование ключевых компетенций, которое напрямую зависит от того, как организована система внеурочной деятельности. Разумное сочетание теоретического и практического начал образовательного пространства внеурочной деятельности является условием успешного выхода на компетентностный рубеж образования.

.

Цель внеурочной деятельности

  • – создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

2.Основные задачи организации внеурочной деятельности :

выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
  • создание условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;
  • расширение рамок общения школьников с социумом.
  • Работа с обучающимися во внеурочное время ,учитывая ФГОС,  направлена на достижение следующих целей
  • 1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • 2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности;
  • 3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности
  • 3.Понятие одаренности и творческих способностей. 
  • «Одаренность – результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных спо- собностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости», Дж. Рензулли, американский психолог, (1977)
  •  «Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одарённым», Ю. З. Гильбух
  • Каких детей считают одаренными?
  • детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности;
  • детей, хорошо обучающихся в школе;
  • детей, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
  •  Таким образом одаренность бывает:
  • академической (способность учиться);
  • интеллектуальной (умение анализировать, мыслить);
  • художественной (музыкально-художественной);
  • творческой (не шаблонное мышление);
  • психомоторной (спортивной).

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей.

  • Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. Стараюсь применять следующие формы работы с одаренными учащимися:
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • кружковые занятия;
  • интеллектуальные конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в предметных олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • научно-исследовательские конференции;
  • 4. Различные технологии в работе с одаренными детьми

Занимаясь подготовкой к олимпиадам разного уровня, я, как учитель, понимаю, что одарѐнным детям нужна разноплановая подготовка и различные технологий которые используются для работы с ними. Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации обучающихся. Это - технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, технология личностно- ориентированного обучения и методика обучения в «малых группах».

  • Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
  • 5.Эффективность и результативность
  •  Итогом внеурочной работы является участие детей в подготовке и проведении предметной недели, выпуске газеты «Математика вокруг нас»,защите исследовательских работ, составление презентаций, участие в различных олимпиадах и конкурсах :
  • подготовили открытое мероприятие «Математический КВН»
  • составили проекты «Симметрия в природе», «Применение производной», «Сноукатинг», « Это загадочное число П»
  • презентации «Загадочное число П», «Вычисление производной»
  • приняли участие в Международном конкурсе «Кенгуру»
  • приняли участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате»
  •  приняли участие в межрегиональном сетевом конкурсе «Дистанционный математический КВН-2010»
  • приняли участие в  межрегиональном телекоммуникационном проекте «Зимние забавы»  2012г
  • приняли участие  в международной олимпиаде «Инфоурок» 2013г
  • «Видеоурок» 2014г
  • «Новый урок»   2015г

  • У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. Так мы заняли первое место в  межрегиональном сетевом конкурсе «Дистанционный математический КВН-2010».Три месяца шли ребята проявляя творческие способности, нестандартное мышление при  решении логических задач, при составлении кроссвордов, при прохождении математических лабиринтов.
  • В 2012г. победили с командой 6 «б» в региональном  информационно-технологическом конкурсе «Зимние забавы». Здесь мы изучали теоретический материал, выполняли практические работы, рисовали на снегу, знакомились с новыми компьютерными технологиями, учились работать в команде.

6.Вывод.

          Анализируя свою деятельность, я задаю себе вопрос: «Что приобрели дети, посещая внеурочные занятия, выполняя проектно – исследовательскую деятельность?» Прежде всего, ученики приобрели навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, то есть происходила мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились информацией, своими идеями, брали интервью, задавали вопросы. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий в единый результат.

         В результате внеурочной деятельности по математике был раскрыт творческий потенциал всех обучающихся. Каждый ученик публично демонстрировал достигнутое. Это было значимо и интересно для детей. Их математический кругозор расширился. Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.

       Конечно, работа над внедрением метода проектов, разнообразных видов внеурочных занятий ещё не завершена, но остановимся и посмотрим, какие промежуточные результаты она даёт. В течение небольшого опыта работы мною предпринята попытка отслеживания некоторых результатов внедрения проектно –  исследовательской деятельности:

  • формируются организационные навыки;
  • сформировано умение найти нужную информацию;
  • самостоятельность;
  • потребность в помощи товарищей, а также умение оказать её другим;
  • математический подъём у детей, не проявляющих себя в урочной системе;
  • увеличение возможностей для творчества;
  • личностное развитие происходит не только у детей, но и у педагогов.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Список литературы:
1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
2. Лейте-с Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Начу. Ред. Н.Ю. Сенягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова
Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.

  1. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.
  2. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.
  3. Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5-е – Ростов/Д.: Феникс, 2009. 168 с.
  4. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2015 : Математика / авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2016. 93 с. – (ФИПИ 2016)


Электронные ресурсы:

  1. http://mathege.ru/or/ege/Main - открытый банк заданий ЕГЭ по математике;
  2. http://www.terver.ru/  - Школьная математика. Справочник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы учителя русского языка с одаренными детьми.

В школьной практике богатый опыт дифференцированного подхода к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки по русскому языку. Но, к сожалению, немногие учителя используют возможности одар...

Особенности работы с высоко мотивированными и одаренными детьми.

Публикация на тему:"Особенности работы с высоко мотивированными и одаренными детьми"....

Роль исследовательской работы во внеурочное время в развитии одаренности ребенка

В работе говорится о роли исследовательской работы во внеурочное время в развитии одаренности ребёнка....

Работа учителя иностранных языков с одаренными детьми.

Происходящая в настоящее время «смена парадигмы общественного развития, вхождение России в мировое образовательное и информационное пространство»  определяют социальный заказ на тв...

Организация внеурочной деятельности с одаренными детьми

Учитель Еприна Т.Л. принимает активное участие в реализации школьной долгосрочной комплексно-целевой программы  «Одаренные дети» (2010-2014 гг), (2015-2019 гг)....

Профильный лингвистический отряд на базе летнего лагеря с дневным пребыванием «RAINBOW», как внеурочная деятельность с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС

Профильный лингвистический отряд на базе летнего лагеря с дневным пребыванием «RAINBOW», как внеурочная деятельность с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС...

"Методология организации внеурочной деятельности с одаренными детьми"

Из опыта организации внеурочной деятельности по иностранны языкам с одаренными детьми...